Отсталый ребенок без специальной коррекционной работы минует два важных этапа в
психическом развитии: развитие предметных действий и развитие общения с
другими людьми. Этот ребенок мало контактен как со взрослыми, так и со своими
сверстниками, он не вступает в ролевую игру и в какую-либо совместную
деятельность с другими людьми. Все это отражается на накоплении социального
опыта детей и на развитии высших психических функций — мышления, произвольной
памяти, речи, воображения, самосознания, воли.
Однако тенденции развития ребенка с нарушениями интеллекта те же, что и
нормально развивающегося. Некоторые нарушения — отставание в овладении
предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и
познавательных процессов — в значительной мере носят вторичный характер. При
своевременной правильной организации воспитания, возможно более раннем
начале коррекционно-педагогического воздействия многие отклонения развития
у детей могут быть скорригированы и даже предупреждены.
2. СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ
ИНТЕЛЛЕКТА (УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ)
Практическая реализация специального дошкольного воспитания связана с
семейно-общественным подходом к воспитанию на основе принципов вариативности
и системности.
Вариативность предполагает организацию различных форм помощи родителям,
воспитывающим умственно отсталых детей, учет региональных и социальных
условий. Конкретную коррекционно-педагогическую помощь родители должны
получать в большей степени через сеть дошкольных учреждений компенсирующего
(коррекционного) типа.
Модель семейно-общественного воспитания может рассматриваться как наиболее
прогрессивная, отвечающая запросам современной жизни, рационально сочетающая
семейное воспитание с широким участием общественных организаций, таких, как
университеты для родителей, материнские школы, курсы для молодых матерей и
т. д. при образовательных дошкольных учреждениях общеразвивающего и
компенсирующего типа, а также при психолого-медико-педагогических
консультациях (ПМПК).
Оказание психолого-педагогической помощи ребенку и родителям основывается на
принципе единства требований к процессу воспитания и обучения детей с
нарушением интеллекта, который должен быть отражен в индивидуальной
коррекционной программе развития.
Принцип системности воспитания ребенка требует учета сложного характера
психического развития в онтогенезе, на что впервые было указано Л. С.
Выготским. Принцип системности в коррекционной работе обеспечивает
направленность на устранение или сглаживание причин отклонений в психическом
развитии ребенка. Успех такого пути коррекции базируется на результатах
диагностического обследования, итогом которого становится представление
системы причинно-следственных связей, иерархии отношений между симптомами и
их причинами. Ориентирами для выбора первоочередных целей коррекции должны
стать как структура нарушения (система причинно-следственных связей,
обусловливающих феноменологию дефекта), так и результаты анализа социальной
ситуации развития ребенка.
Для понимания системного подхода в деле воспитания детей с нарушениями
интеллекта важными явились результаты исследований А. В.Запорожца, который
показал, что развитие ребенка происходит по диалектическим законам и каждый
возрастной период значим для формирования личности ребенка. В каждом возрасте
формируются не только такие качества и свойства психики детей, которые
определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему
окружающему миру, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и
выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного
возрастного периода. А. В. Запорожец обосновал концепцию об амплификации
детского развития, в ходе которой предусматривается создание определенных
условий для обогащения всех основных видов деятельности ребенка, характерных
для каждого возрастного периода.
Исходя из вышесказанного, очевидно, что системный подход требует, в первую
очередь, изучения ребенка как целостной системы в его взаимодействии с более
широкими социальными системами — семьей, непосредственным окружением, а
затем и дошкольным учреждением.
На основе информации и анализа собранных данных, полученных в процессе
психолого-медико-педагогического обследования, специалисты дают общую оценку
уровня развития ребенка. Затем определяют характер и степень выраженности
первичного нарушения, структуру вторичных отклонений, оценивают сущность
трудностей ребенка, выделив факторы, связанные с появлением выявленных
отклонений, определяют пути коррекционного воздействия в целях устранения
или ослабления остроты проблемы.
Следовательно, изучение ребенка является важнейшей задачей, составляющей
практическую основу для разработки стратегии коррекционного воздействия. В
программу коррекционного воздействия должны входить два важных
взаимосвязанных процесса: во-первых, организация различных форм помощи
родителям; во-вторых, содержательно-педагогическая работа с ребенком.
Работа специалиста с родителями нацелена на формирование активной позиции в
воспитании своего ребенка с первых дней жизни. Содержательно-педагогическая
работа с ребенком направлена на стимуляцию основных линий развития
ребенка, при этом учитывается его возраст, первичный характер нарушений и
степень их выраженности.
Современная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь умственно
отсталым детям, консультативно-методическая поддержка их родителей, социальная
адаптация и формирование предпосылок к учебной деятельности осуществляются в
системе Министерства образования на базе следующих учреждений:
1. специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с
отклонениями в развитии: дошкольные отделения (группы) специальных
(коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей;
2. дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с
нарушением интеллекта (умственно отсталых);
3. группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при
специализированных дошкольных учреждениях коррекционного типа.
Одна из наиболее новых форм помощи детям — группы кратковременного
пребывания. («Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп
кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии».
Министерство образования РФ от 29.06.99 № 129(23-16).
При поступлении ребенка в такую группу проводится его первичное
обследование, в процессе которого педагог-дефектолог изучает его актуальный
уровень развития, потенциальные возможности, индивидуальные особенности и
готовность к сотрудничеству со взрослыми. Выясняется исходный уровень
основных линий развития ребенка: социального, физического, познавательного и
эстетического. Уточняется уровень развития предметной деятельности и делового
общения со взрослыми, возможности взаимодействия со сверстниками; уровень
развития основных движений пальцев. Иногда разброс показателей в физическом,
эмоциональном и интеллектуальном развитии у одного и того же ребенка
довольно значителен, что обусловлено многими обстоятельствами: временем
наступления первичного нарушения, степенью выраженности этого нарушения,
условиями воспитания в раннем возрасте, а также сроками оказания
коррекционной помощи и ее содержанием. Именно знание диапазона возможностей
каждого воспитанника, его специфических трудностей дает возможность
выстроить целенаправленную и эффективную программу обучения каждого ребенка в
соответствии с его особенностями и потребностями.
Из вышесказанного становится ясно, что изучение ребенка является важнейшей
задачей, поскольку составляет практическую основу для разработки
индивидуальной коррекционной программы развития.
В эту программу должны входить два важных взаимосвязанных направления: во-
первых, организационные формы помощи родителям; во-вторых, содержательно-
педагогическая работа с ребенком. Работа с родителями включает в себя
следующие организационные формы: лекционно-просветительскую; консультативно-
рекомендательную; обучение родителей навыкам взаимодействия и общения со
своим ребенком; проведение круглых столов, конференций, детских праздников и
т. д.
Содержательно-педагогическая работа с ребенком должна быть направлена на
стимуляцию основных линий развития ребенка, способствовать формированию
основных базисных характеристик его личности.
Ниже приводится пример индивидуальной программы. Снежинки, падают на землю и
ложатся как снег. Снежинок много на земле — это снег, его много везде — на
земле, на елках» и т.д.; давать пробовать Лене выполнять некоторые действия:
делать красками следы на бумаге; рисовать мелом на доске (или линолиуме).
Формировать интерес к лепке — взрослый лепит из теста лепешки для матрешки;
конфетки для куклы; баранки для матрешки; колобок; учить отщипывать кусочки
от большого куска, мять тесто, вдавливать одним пальцем в большой кусок;
обыгрывать поделки из теста — угощать ими кукол.
Формировать интерес к конструированию. Взрослый на глазах у ребенка строит
дорожку, заборчик из строительного материала (из кирпичиков) и обыгрывает
их; взрослый строит на глазах у ребенка из конструктора «лего» дорожки,
лесенки и обыгрывает их, привлекая ребенка к совместной деятельности.
При проведении педагогической работы по индивидуальным программам необходимо
соблюдать следующие важные условия: во-первых, обеспечение положительного
отношения ребенка к занятиям; во-вторых, индивидуализация содержания занятий
в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка, также
характером его первичного нарушения; в-третьих, регулярность проведения
занятий. Если занятия проводятся педагогом-дефектологом 2 раза в неделю, то
остальные дни с ребенком занимаются родители по этой же программе.
3. Основные направления коррекционно-педагогического процесса,