ИНТЕЛЛЕКТА (УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ)




Отсталый ребенок без специальной коррекционной работы минует два важных этапа в

психическом развитии: раз­витие предметных действий и развитие общения с

другими людь­ми. Этот ребенок мало контактен как со взрослыми, так и со сво­ими

сверстниками, он не вступает в ролевую игру и в какую-либо совместную

деятельность с другими людьми. Все это отражается на накоплении социального

опыта детей и на развитии высших пси­хических функций — мышления, произвольной

памяти, речи, воображения, самосознания, воли.

Однако тенденции развития ребенка с нарушениями интеллекта те же, что и

нормально развивающегося. Некоторые нарушения — отставание в овладении

предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и

познавательных процессов — в зна­чительной мере носят вторичный характер. При

своевременной правильной организации воспитания, возможно более раннем

на­чале коррекционно-педагогического воздействия многие отклоне­ния развития

у детей могут быть скорригированы и даже предуп­реждены.

2. СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ

ИНТЕЛЛЕКТА (УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ)

Практическая реализация специального дошкольного воспита­ния связана с

семейно-общественным подходом к воспитанию на основе принципов вариативности

и системности.

Вариативность предполагает организацию различных форм по­мощи родителям,

воспитывающим умственно отсталых детей, учет региональных и социальных

условий. Конкретную коррекционно-педагогическую помощь родители должны

получать в большей сте­пени через сеть дошкольных учреждений компенсирующего

(коррекционного) типа.

Модель семейно-общественного воспитания может рассматри­ваться как наиболее

прогрессивная, отвечающая запросам современной жизни, рационально сочетающая

семейное воспитание с широким участием общественных организаций, таких, как

уни­верситеты для родителей, материнские школы, курсы для моло­дых матерей и

т. д. при образовательных дошкольных учреждениях общеразвивающего и

компенсирующего типа, а также при психо­лого-медико-педагогических

консультациях (ПМПК).

Оказание психолого-педагогической помощи ребенку и роди­телям основывается на

принципе единства требований к процессу воспитания и обучения детей с

нарушением интеллекта, который должен быть отражен в индивидуальной

коррекционной програм­ме развития.

Принцип системности воспитания ребенка требует учета слож­ного характера

психического развития в онтогенезе, на что впер­вые было указано Л. С.

Выготским. Принцип системности в кор­рекционной работе обеспечивает

направленность на устранение или сглаживание причин отклонений в психическом

развитии ре­бенка. Успех такого пути коррекции базируется на результатах

ди­агностического обследования, итогом которого становится пред­ставление

системы причинно-следственных связей, иерархии от­ношений между симптомами и

их причинами. Ориентирами для выбора первоочередных целей коррекции должны

стать как струк­тура нарушения (система причинно-следственных связей,

обус­ловливающих феноменологию дефекта), так и результаты анализа социальной

ситуации развития ребенка.

Для понимания системного подхода в деле воспитания детей с нарушениями

интеллекта важными явились результаты исследо­ваний А. В.Запорожца, который

показал, что развитие ребенка про­исходит по диалектическим законам и каждый

возрастной период значим для формирования личности ребенка. В каждом возрасте

формируются не только такие качества и свойства психики детей, которые

определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему

окружающему миру, но и те, которые пред­ставляют собой «заделы» на будущее и

выражаются в психологичес­ких новообразованиях, достигаемых к концу данного

возрастного периода. А. В. Запорожец обосновал концепцию об амплификации

детского развития, в ходе которой предусматривается создание оп­ределенных

условий для обогащения всех основных видов деятель­ности ребенка, характерных

для каждого возрастного периода.

Исходя из вышесказанного, очевидно, что системный подход требует, в первую

очередь, изучения ребенка как целостной сис­темы в его взаимодействии с более

широкими социальными сис­темами — семьей, непосредственным окружением, а

затем и дош­кольным учреждением.

На основе информации и анализа собранных данных, получен­ных в процессе

психолого-медико-педагогического обследования, специалисты дают общую оценку

уровня развития ребенка. Затем определяют характер и степень выраженности

первичного нару­шения, структуру вторичных отклонений, оценивают сущность

трудностей ребенка, выделив факторы, связанные с появлением выявленных

отклонений, определяют пути коррекционного воз­действия в целях устранения

или ослабления остроты проблемы.

Следовательно, изучение ребенка является важнейшей задачей, составляющей

практическую основу для разработки стратегии кор­рекционного воздействия. В

программу коррекционного воздействия должны входить два важных

взаимосвязанных процесса: во-пер­вых, организация различных форм помощи

родителям; во-вторых, содержательно-педагогическая работа с ребенком.

Работа специалиста с родителями нацелена на формирование активной позиции в

воспитании своего ребенка с первых дней жизни. Содержательно-педагогическая

работа с ребенком направ­лена на стимуляцию основных линий развития

ребенка, при этом учитывается его возраст, первичный характер нарушений и

степень их выраженности.

Современная систематическая психолого-медико-педагогичес­кая помощь умственно

отсталым детям, консультативно-методи­ческая поддержка их родителей, социальная

адаптация и форми­рование предпосылок к учебной деятельности осуществляются в

системе Министерства образования на базе следующих учреждений:

1. специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с

отклонениями в развитии: дошкольные отделе­ния (группы) специальных

(коррекционных) школ, школ-интер­натов, детских домов для детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей;

2. дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с

нарушением интеллекта (умственно отсталых);

3. группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при

специализированных дошкольных учреждениях коррекционного типа.

Одна из наиболее новых форм помощи детям — группы крат­ковременного

пребывания. («Об организации в дошкольных обра­зовательных учреждениях групп

кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии».

Министерство образования РФ от 29.06.99 № 129(23-16).

При поступлении ребенка в такую группу проводится его пер­вичное

обследование, в процессе которого педагог-дефектолог изучает его актуальный

уровень развития, потенциальные возмож­ности, индивидуальные особенности и

готовность к сотрудниче­ству со взрослыми. Выясняется исходный уровень

основных линий развития ребенка: социального, физического, познавательного и

эстетического. Уточняется уровень развития предметной деятельности и делового

общения со взрослыми, возможности взаимо­действия со сверстниками; уровень

развития основных движений пальцев. Иногда разброс показателей в физическом,

эмоциональ­ном и интеллектуальном развитии у одного и того же ребенка

до­вольно значителен, что обусловлено многими обстоятельствами: временем

наступления первичного нарушения, степенью выражен­ности этого нарушения,

условиями воспитания в раннем возрасте, а также сроками оказания

коррекционной помощи и ее содержанием. Именно знание диапазона возможностей

каждого воспитан­ника, его специфических трудностей дает возможность

выстроить целенаправленную и эффективную программу обучения каждого ребенка в

соответствии с его особенностями и потребностями.

Из вышесказанного становится ясно, что изучение ребенка яв­ляется важнейшей

задачей, поскольку составляет практическую основу для разработки

индивидуальной коррекционной програм­мы развития.

В эту программу должны входить два важных взаимосвязанных направления: во-

первых, организационные формы помощи родите­лям; во-вторых, содержательно-

педагогическая работа с ребенком. Работа с родителями включает в себя

следующие организаци­онные формы: лекционно-просветительскую; консультативно-

ре­комендательную; обучение родителей навыкам взаимодействия и общения со

своим ребенком; проведение круглых столов, конфе­ренций, детских праздников и

т. д.

Содержательно-педагогическая работа с ребенком должна быть направлена на

стимуляцию основных линий развития ребенка, спо­собствовать формированию

основных базисных характеристик его личности.

Ниже приводится пример индивидуальной программы. Снежинки, падают на землю и

ложатся как снег. Снежинок много на земле — это снег, его много везде — на

земле, на елках» и т.д.; давать пробовать Лене выполнять некоторые действия:

делать красками следы на бумаге; рисовать мелом на доске (или линолиуме).

Формировать интерес к лепке — взрослый лепит из теста лепешки для матрешки;

конфетки для куклы; баранки для матрешки; колобок; учить отщипывать кусочки

от большого куска, мять тесто, вдавливать одним пальцем в большой кусок;

обыгры­вать поделки из теста — угощать ими кукол.

Формировать интерес к конструированию. Взрослый на глазах у ре­бенка строит

дорожку, заборчик из строительного материала (из кирпи­чиков) и обыгрывает

их; взрослый строит на глазах у ребенка из конст­руктора «лего» дорожки,

лесенки и обыгрывает их, привлекая ребенка к совместной деятельности.

При проведении педагогической работы по индивидуальным програм­мам необходимо

соблюдать следующие важные условия: во-первых, обес­печение положительного

отношения ребенка к занятиям; во-вторых, ин­дивидуализация содержания занятий

в соответствии с интересами, склон­ностями, возможностями ребенка, также

характером его первичного на­рушения; в-третьих, регулярность проведения

занятий. Если занятия про­водятся педагогом-дефектологом 2 раза в неделю, то

остальные дни с ребенком занимаются родители по этой же программе.

3. Основные направления коррекционно-педагогического процесса,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: