Давнишний, звонит, злоба, балуясь.




Вариант № 1

Задание 1

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 

Текст 1

В отсветах вечерн..й з..ри видне..тся зубчатый(2) част..кол елей. Сгущаются сумерки, и все и(с/з)чезает во мраке ночи.

Но вот выгляд..ва..т(3) месяц и мя..ким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебря(н/нн)ым сиянием зал..вая (не)большую поляну. Ничто (не)нарушает тишины.

Вдруг хрус..нул снег(4). Это вышагивает дымчато(серый) лось. Преспокойно проб..рается к осинке и белогубой пастью хвата..т пахучую хвою отфыркива..тся.

Приск..кал беляк пр(и/е)строился под (не)высокой но ветвистой елкой. Осинка помешала лосю он м..хнул головой и с треском обл..милась ветка. Зайчик ож..вился, грациозно пр(и/е)поднявшись на задних лапках. Зайцы всегда подб..рают за лосями побеги осин.

Лось стоит среди снегов, с..яющих от лу(н/н)ного света, жует хвою а рядом зайч..нок грызет лосиный подарок. Гореч.. осинки косому слаще сахара.

 

(109 слов) (по Д. Зуеву)

Задание 2

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) − морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) − морфологический разбор слова; (4) − синтаксический разбор предложения.

 

Задание 3

В выделенном предложении найдите слово, в котором количество букв и звуков не совпадает, выпишите это слово. Объясните причину такого несоответствия.

 

Гореч.. осинки косому слаще сахара.

 

Задание 4

Поставьте знак ударения в следующих словах.

 

Банты, каталог, ломоть, тотчас.

Задание 5

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

 

Закат тяжело пыла..т на кронах деревьев з..лотит их стари..ой(2) поз..лотой.

Задание 6

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) с тремястами новобранцами

2) жареные тетерева

3) пара джинс

4) без погонов

Задание 7

Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1) Боль в ноге была неприятная и резкая.

2) Радостны и веселы ребята на празднике.

3) Мой дедушка мастер на все руки.

4) До краёв налилось влагой озеро в лесной чаще.

Задание 8

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Молния осветила вечернее небо ослепительно сверкнула.

2) Ремонт завершён.

3) Еще хмурится свинцовое небо но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца.

4) Не знаю приятель удастся ли ещё свидеться?

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.

 

Текст 2

(1)«Прочитайте мне что-нибудь… что-нибудь ваше любимое!» — просит Павел Григорьевич. (2)Я иду к этажерке с моими книгами. (3)Любимое? (4)Там много книг, и почти все любимые. (5)Среди них есть одна, синенькая, и называется она очень скучно: «Галерея детских портретов». (6)Но это вовсе не скучная книга, наоборот! (7)Там описано детство разных людей из взрослых книжек: Наташа Ростова и её брат Петя — из книги «Война и мир»; Илья Обломов и Андрей Штольц — из «Обломова»; Марфенька и Верочка из книги «Обрыв» и многие другие. (8)Павел Григорьевич просит меня прочитать вслух что-нибудь очень хорошее. (9)Что же мне прочитать?

(10)Я очень люблю рассказ о Пете Ростове. (11)Во время нашествия Наполеона на Россию Петя Ростов, совсем молоденький, почти мальчик, пошёл добровольцем в армию, чтобы защищать свою Родину. (12)Он был добрый ко всем, ласковый, раздаривал всё, что имел: перочинный ножик, кофейник, изюм. (13)«Отличный изюм, берите, — говорил он, — без косточек». (14)Он жалел пленного мальчишку-барабанщика. (15)А сам какой храбрый был! (16)Ночью, переодетый во французский мундир, поехал с другим офицером в разведку — прямо в неприятельский лагерь! (17)А на следующее утро в боевой схватке с французами Петя Ростов был убит. (18)Об этом я и читаю Павлу Григорьевичу. (19)Когда я читаю про себя, глазами, это описание гибели Пети, то — сказать начистоту? — всегда плачу. (20)Ведь Петя для меня не литературный персонаж, а настоящий, живой мальчик, друг, товарищ детства.

(21)Марина Ивановна Цветаева свои детские книги называла в стихах «неизменившие друзья в потёртом красном переплёте». (22)И я знаю: я вырасту, разные люди будут встречаться на моём пути, а эти друзья останутся: и Петя, и Наташа, и Илюша. (23)Они никогда мне не изменят.

 

(По А. Бруштейн)

Задание 9

Определите и запишите основную мысль текста.

 

Задание 10

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

 

Задание 11

Почему Петя Ростов, почти мальчик, оказался на войне?

 

Задание 12

Определите и запишите лексическое значение слова «косточка» («косточек») из предложения 13. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

 

(13)«Отличный изюм, берите, — говорил он, — без косточек».

Задание 13

Определите стилистическую окраску слова «начистоту» из предложения 19, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.

 

(19)Когда я читаю про себя, глазами, это описание гибели Пети, то — сказать начистоту? — всегда плачу.

Задание 14

Объясните значение фразеологизма «ловить ворон», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Ловить ворон —...

(По Лессу)

 

Вариант 2

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 

Текст 1

Сначала в воздухе закружились отдельные снежинки потом всё сильнее и сильнее зар..било в пустом оси(н/нн)ике. Скоро удары снежной кру(б/п)ки о стволы и ветки сл..лись в таинстве..ый ш..пот. Наутро среди пёстрых бугристых пашен и сизого жнивья п..тляли и уходили вдаль белые д..роги. Выпавший снег так и (не)ра(сс/с)таял а потом по(д/т)сыпало ещё больше.

Тетерева неторопливо бр..дили по мелкому снегу и ост..вляли крестики следов. А когда снег стал глубоким сразу перел..тели на берёзы кл..вать терпкие серё(ш/ж)ки.

В..роны и галки в первые(3) метельные дни так и (не)ул..тали далеко от посёлка. Синиц(и/ы) с дерев(ъ/ь)ев опускались на деревя..ые стены сараев и других п..строек проворно прыгали по поле(н/нн)ицам дров и заборам. Даже л..сной дят..л надолго покинул лес и обосновался в д..ревне.(4) В (не)погоду и на ноч.. он прятался под навесом а утр..м врач(е/и)вал(2) старые б..рёзы и ло(в/ф)ко лазал по т..л..графным столбам.

 

(110 слов)

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) − морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) − морфологический разбор слова; (4) − синтаксический разбор предложения.

 

3. В выделенном предложении найдите слова, в которых не совпадает количество букв и звуков, выпишите эти слова. Объясните причину данного несовпадения.

 

Выпавший снег так и (не)ра(сс/с)таял а потом по(д/т)сыпало ещё больше.

 

4. Поставьте знак ударения в следующих словах.

 

Давнишний, звонит, злоба, балуясь.

5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: