Potapov Dmitry Andreevich




Экзистенциальный аспект уединенности

И одиночества человека в личностном бытии

Хасанов Мансур Раилевич

преподаватель кафедры истории и методики ее преподавания Набережночелнинского государственного педагогического университета,

423806, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28.

Потапов Дмитрий Андреевич

студент 2 курса 681 группы историко-географического факультета

Набережночелнинского государственного педагогического университета,

423806, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28.

The existential aspect of privacy

And loneliness of a person in the personal life

Khasanov Mansur Railevich

The lecturer of the Department of History and Methods of its teaching

The State Pedagogical University of Naberezhnye Chelny,423806, The Republic of Tatarstan, Naberezhnye Chelny, Nizametdinov St., 28.

Potapov Dmitry Andreevich

The student of the second course, the group № 681, the faculty of History and Geography.

АННОТАЦИЯ

В статье дается краткий сопоставительный анализ понятий «одиночество» и «уединенность», объясняется их разность. Описывается влияние качественных сторон «одиночества» и «уединенности» с точки зрения положительного и отрицательного влияния на жизнь человека.

 

 

ABSTRACT

In the article the short comparative analysis of the concepts "loneliness" and "privacy" is given. The author explains the distinction between their definitions, the influence of the qualitative sides of "loneliness" and "privacy" from the point of view of positive and negative influence on human life.

Ключевые слова: человек, личность, бытие, одиночество, уединенность.

Keywords: person, personality, existence, loneliness, privacy.

 

Одиночество и уединенность два разных понятия или все-таки синоним? Порой смысл этих слов бывает не понятен, считается, что когда мы хотим быть наедине с самим собой, то мы одиноки. Но это не так. Проводя грань между этими понятиями можно сделать вывод, что первое несет негативный оттенок, когда второе, напротив. Ведь мы одиноки тогда, когда считаем, что мы стали не нужными этому миру, нас бросили или просто отказались. Картина жизни человека перекрашивается в темные тона, все становится однотонным. И безусловно – это негативный оттенок. Но, что делать с уединенностью? Почему – это положительное качество человека? Бывают такие моменты, когда мы обязаны направить свой жизненный фокус на самого себя, по сути это рефлексия. Уединенность – это осознание своего внутреннего мира, переосмысление всего что находится в окружении.

Одиночество личности становилось в экзистенциализме принципом замкнутого антропологического универсума. Так одиночество является одним из важнейших элементов, любого индивидуального бытия. Когда личность вступает в социум, обменивается информацией, на подсознательном уровне начинает понимать то, что рано или поздно она столкнется с объективностью социума, что может являться следствием возникновения одиночества как такового. Внутренняя изолированность человека – это основа любого индивидуального бытия. Там, где «личность начинает вступать во взаимоотношения с миром и другими людьми, человек неизбежно сталкивается с холодной, безжизненно-мертвенной объективностью, превращающее все «внешнее» во «врага» субъективности, что в свою очередь ведет к омертвению, отчуждению, одиночеству» [4, C.16].

Одиночество считается недостатком, который уничтожает человека изнутри. Одиночество пугает и возможно, делает людей слабыми. Одиночество – состояние, когда человек страдает от нехватки общения и любви. Кто страдает от одиночества, тот чувствует себя покинутым и исключенным. Ведь нас будут оставлять, мы будем терять близких, будут не принимать, а где - то унижать только за то, что мы не такие, а мысли о том, что наше существование бессмысленное будут приводить нас к самоистязанию. Существует огромное количество факторов, приводящих нас к этому ужасному чувству, однако, без этого чувства наша жизнь невозможна. Одиноки мы не только тогда, когда мы почувствовали себя отброшенным на произвол судьбы, но и тогда, когда нас окружают родные и близкие. У нас может быть семья, но даже она порой не спасает от этого чувства.

Не мы выбираем одиночество, это никакая не судьба и прочее. Порой мы вынуждены быть одинокими. Это может быть связано с карьерным ростом, частыми переездами в другие города и страны, какая-то служба, учеба и т.д. К одиночеству приводит и потеря близких людей в этот момент мы все становимся одинокими, мир теряет всякий смысл, все становится пессимистичным. Зачастую мы ощущаем это чувство не потому, что нас бросили или мы кого-то потеряли, а просто боимся лишиться различных воспоминаний, времяпровождений с этими людьми. Просто боимся упустить возможность повторить все то, что нас связывало в этой жизни с кем-то или с чем-то. А ведь так и есть. Мы можем дружить и любить человека с детства, но по каким-то личным обстоятельствам, мы вынуждены оставить место, людей и все то, что мы любили. Нас могут найти, звонить, отправлять посылки, но порой мы начинаем мучить себя осознанием того, что это уже не так, как раньше. Звонки становятся тяжелыми, угнетающими постольку-поскольку мы очень скучаем по кому-то, приезды и отъезды тех, кого мы оставили ранее. [1, с.308,309]

Одиночество – субъективное явление, которое возникает тогда, когда мы теряем искру в новых контактах с людьми, в низкой самооценке, в недопонимании, в низких результатах и т.д. Но существуют ли типажи одиночества? Без этого никак, многие исследователи выделяют по-своему. С. Вейс выделял эмоциональное и социальное одиночество [2, С42]. Эмоциональное и есть результат отсутствия интимной привязанности, когда второе выражается в отсутствии значимых дружеских взаимодействий. Например, А. Садлер и Т.-Б. Джонсон выделяют:

· божественные

· культурные

· социальные

· личностные типы одиночества [5].

Космическое одиночество, есть результат потери связи с Богом, ощущения того, что личность является чужеродной в этом мире и т.д. Допустим, тот же переезд из своего родного края, что может привести нас к депрессии, а это в свою очередь одиночеству.

Культурное измерение одиночества определяет чувство тревоги, связанные с непринятием личностью человека общепризнанных культур, наследий и т.д.

Следующий тип – социальное одиночество. То есть происходит такое явление, которое не дает личности активизироваться в социальных отношениях или по-другому, личность теперь несопричастна к каким-либо процессам. Оно проявляется тогда, когда человека лишают работы или когда индивидуальность одного человека не признается массой. Личностное измерение одиночества в большем случае связано с тем, что свойства личности, мешают к какому-либо взаимодействию с другим человеком или обществом [5].

Болгарский психолог Л. Симеонова сделала попытку сгруппировать типы поведения людей подверженных одиночеству.

·Ненасытная потребность человека в самоутверждении, когда в центре внимания стоит только собственный успех;

·Однообразие в поведении. Человек не в состоянии выйти из некой выбранной им роли и потому не может позволить себе раскованность, раскрепощенность, естественность в контактах с другими людьми.

·Сосредоточенность на своих ощущениях. События собственной жизни и свое внутреннее состояние представляются ему исключительными. Он мнителен, полон мрачных предчувствий, пленен паническим страхом за свое здоровье.

·Нестандартность поведения, когда мировосприятие и поступки не соответствуют установленным в данной группе правилам и нормам.

·Недооценка себя как личности и отсюда боязнь быть неинтересным другим. Такое поведение обычно характерно для людей застенчивых, с заниженной самооценкой, стремящихся всегда держаться в тени [ 2, C.48].

Выделяют 3 фазы одиночества:

1. Временное одиночество. Небольшие волнения и есть результат проявления данного кратковременного феномена. Потеря работы, смена жилья, пребывание в медицинских учреждениях и т.д, и есть те причины, которые способствуют проявлению данной фазы. Это некий показатель нововведений в нашей жизни.

2. Медленный отход от нормальной жизни. Здесь проявляется тенденция потери той большой активности в плане установок, новых контактов с другими людьми или социумом.

3. Хроническое одиночество. Это такая долговременная фаза, которая лишает личность способности устанавливать какие-либо контакты с другими людьми. Чувство того, что мы являемся чужеродными для социума, достигает своего апогея. При этом помощь по отношению к такому хронически-одинокому человеку, вызывают лишь раздражение [ 6, С.45,46].

Одиночество приводит к некой депривации личности, когда мы лишаемся чего-то, что может удовлетворить наши потребности. Например, порой мы ощущаем эмоциональную депривацию, которая касается как детей младшего возраста, так и взрослых. В отношении детей употребляют «материнская депривация», которая выражается в недостаточном получении каких-то эмоциональных качеств матери: заботы, тепла, любви и т.д. Когнитивная депривация будет выражаться в том, что личность не получает достоверных знаний обо всем, что его окружает. Так мы можем привести в пример, некие командировки, когда обоих супругов могут терзать сомнения по поводу верности. Видов деприваций много, но одиночество так или иначе присутствует в каждом виде, ведь та же социальная депривация подразумевает ограничение возможности играть социальную роль, находиться в социуме и быть признанным им.

Перейдем к такому фундаментальному значению для человеческого бытия, как его уединенность. Само по себе это прекрасное свойство человека, а точнее его сознания. Уединиться не есть плохо, напротив – это верное решение для многих. Если одиночество – это жизнь, когда ты один, то уединенность – это когда ты един с самим собой. Изучая себя изнутри, мы получаем новые знания об окружающем мире. «Уединиться» не значит быть оторванным от внешнего мира, изгоем общества, не признанным кем-то, наоборот – это жизнь человека в себе, повернутая к своему сознанию, внутреннему миру. Уединенность изначально была с нами с рождения, ее основа находится в нашем бытии, в субъективно-индивидуальном мире. В этом уникальном мире, мы откидываем всех и все, лишь с одной целью, побыть наедине со своим «я». Это явление очень характерно для творческих людей, ведь для того, чтобы что-то создать, какое-либо творение искусства, человек вынужден собраться со всеми своими мыслями, целями, т.е. это своеобразная мобилизация внутренних ресурсов личности. Тайм-аут, который не исключает нас из жизненной игры, это просто пауза, после которой человек возвращается иным, подготовленным, по-новому целеориентированным, собранным для того, чтобы изменить не только свою жизнь, но и все то, чем он дорожит, все то, что его окружает.

Вообще уединенность подразумевает под собой выход, человек уходит в это состояние целенаправленно и возвращается, когда ему заблагорассудится. Если рассматривать общение и уединенность, то мы вынуждены порой уйти в это состояние ради отдыха от наплыва такого массива информации, от различных контактов с людьми, ведь чем многообразней мир человеческих отношений, тем сильнее мы истощаем себя.

Интересен и тот факт, что в какой-то мере это состояние лечит наше духовное состояние, а точнее нашу имманентную сущность. Допустим ссора с близким человеком, ужасный поступок с нашей стороны в сторону других людей, аморальное поведение в обществе, все это в своем роде оценивается и критикуется в нашем внутреннем мире. Именно тут мы осознаем, что сделали что-то неправильно, ищем пути решения различных проблем, находим своих «демонов», вырабатываем новые ценностно-смысловые ориентиры и прочее. То есть происходит полное лечение своей души от «А» до «Я».

Можем ли мы существовать без этих понятий уединенности и одиночества? Возможно ли как-то полностью избавиться от них? Думаем, что нужно рассматривать с разных позиций. Допустим, только смерть может избавить нас от всяких чувств, явлений и прочее, но другое дело, когда мы существуем. Нет, мы не можем существовать без одиночества, уединенности и других состояний. Всегда будут моменты, когда наше существование будет казаться ничтожным, люди будут отпускать, бросать или просто не принимать нас, мы будем чувствовать себя одинокими, даже когда нас будут окружать огромное скопление людей. Без этого никак. Так же и с уединенностью. Это прекрасное качество жизни человека. Это необходимое состояние для полноценного развития личности.

Что уединенность, что одиночество могут быть мимолетными, а порой и длительными, где-то даже может перерасти в хроническое состояние. Например, хроническое одиночество предполагает, что человек лишается контактов с другими людьми, теряет вообще какую-то радость своего бытия, теряет смысл улыбаться и просто любить кого-то или что-то. Другое дело обстоит с кратковременным одиночеством, все сталкивались с ним. Это ссора с близкими людьми, развод, потеря своей любимой работы в силу различных обстоятельств. Именно в этих ситуациях, одиночество играет функцию «будильника», то есть происходит некий сигнал, который должен поспособствовать тому, чтобы мы возместили какую-то утрату. Потерял работу? Найди новую, оставив своих друзей в другом городе, найди новых, не нужно убиваться, произошла ссора и ты не общаетесь с лучшим другом или подругой? Помирись, найди пути решения. Это и есть тот самый сигнал, который наталкивает нас на продуктивные действия.

Подводя итог, хотелось бы подчеркнуть, что уединенность – это всегда полезно, когда одиночество порой бессмысленное. Ведь, если даже взять какую-либо деятельность, человек, отдавая всего себя к какой-то работе, не лишается какого-то смысла. Его дело имеет определенный смысл, и этим смыслом наполняется существование человека в часы труда. Одиночество же гнетет нас из-за отсутствия смысла. Мы должны понимать, что это совершенно два разных состояния человеческого бытия, которые будут существовать с нами всю жизнь. И какими бы они не были, кратковременными или долговременными, они всегда будут раскрывать нас с иных сторон, будут делать порой где-то сильнее, а может и лучше.

Список литературы:

1. Барулин В.С. Основы социально-философской антропологии. — М.: Академкнига, 2002. – 455 с.

2. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. – 296 с.

3. Барулин В. С. Социально-философская антропология. Человек и общественный мир: учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: Альма матер: Академический проект, 2007. – 493 с.

4. Лабиринты одиночества: Пер. с англ./Сост., Л12 общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. – М.: Прогресс, 1989. – 624 с.

5. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФЕНОМЕНА ОДИНОЧЕСТВА В РАМКАХ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА. Режим доступа: www.izron.ru/articles/aktualnye-voprosy-i-perspektivy-razvitiya-obshchestvennykh-nauk-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-m/sektsiya-18-sotsiologiya-kultury-spetsialnost-22-00-06/interpretatsiya-fenomena-odinochestva-v-ramkakh-sotsiokulturnogo-podkhoda/

6. ОДИНОЧЕСТВО И УЕДИНЕНИЕ. Режим доступа: www.hses-online.ru/2008/03/09_00_13/06.pdf

 

References:

1. Barulin V. S. Fundamentals of social and philosophical anthropology. - Moscow: Akademkniga, 2002. - 455 p.

2. Social work with the elderly: a textbook. - 2nd ed. - M.: Publishing and trading Corporation " Dashkov And K°", 2003. - 296 p –

3. Barulin V. S. Socio-philosophical anthropology. Man and the social world: a textbook for University students. - Moscow: Alma mater: Academic project, 2007. - 493 p.

4. The labyrinth of solitude, TRANS. from English./Comp. L 12 General editorship and Foreword. N. E. Pokrovsky. - M.: Progress, 1989. - 624 p.

5. THE INTERPRETATION OF THE PHENOMENON OF SOLITUDE IN THE FRAMEWORK OF THE SOCIOCULTURAL APPROACH. Mode of access:www.izron.ru/articles/aktualnye-voprosy-i-perspektivy-razvitiya-obshchestvennykh-nauk-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-m/sektsiya-18-sotsiologiya-kultury-spetsialnost-22-00-06/interpretatsiya-fenomena-odinochestva-v-ramkakh-sotsiokulturnogo-podkhoda/

6. LONELINESS AND SOLITUDE. Mode of access:www.hses-online.ru/2008/03/09_00_13/06.pdf

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: