Особенности антикризисного управления




Стратегии управления коммерческим банком в условиях кризиса на рынке

Банковские кризисы появились давно и периодически повторяются

Ученые стали пристально изучать банковские кризисы начиная с конца 19века. К. Маркс видел их причины в: недостатке денежных средств; росте спекулятивных операций банков; экономических кризисах (спад производства, снижение платежеспособности заемщиков, обесценение ценных бумаг, появление безнадежных кредитов, активов). И. А. Трахтенберг рассматривал кризисы сферы кредита и сферы обращения. Советские экономисты ввели понятие «банковский кризис» в 1979году и выделяли следующие последствия кризиса: массовое изъятие вкладов, сокращение объемов кредитования, рост финансовых банкротств, повышение процентных ставок.

Для того чтобы выйти из банковского кризиса необходимо осуществить комплекс мероприятий по устранению причин и нейтрализации основных последствий банковских кризисов.

Российские банки в управлении кризисами

Банковский кризис — проявление неустойчивости в деятельности банка, обострение внутренних противоречий в банке (банковской отрасли), приводящее к угнетению его важнейших функций, снижению стабильности и финансовой устойчивости

Антикризисная стратегия коммерческого банка - это стратегия, предусматривающая систему мер, единый для финансово-кредитного института (в т.ч. международной транснациональной компании) перспективный план действий в области операционной, финансовой и маркетинговой деятельности банка, а также риск-менеджмента и кадрового управления, который позволяет коммерческому банку работать эффективно, бесперебойно, смягчая угрозы или последствия кризиса и используя последствия кризиса для своего развития и достижения конкурентных преимуществ.

Устройство любой экономической системы предусматривает наличие банковских учреждений, значит, одной из главных задач для любой страны в период кризиса является нормализация деятельности банков. Наличие хорошо продуманной антикризисной стратегии позволяет банку решать ряд основных задач:

1. На основании антикризисной стратегии тактические решения принимаются более осмысленно и целеустремленно.

2. Минимизируются несогласованные действия различных подразделений банка.

3. Менеджеры получают возможность в процессе текущей деятельности отделять главные проблемы и задачи от второстепенных. В противном случае происходит нерациональный разброс в действиях и подходах, приводящий к распылению ресурсов банка.

4. Сотрудники работают более согласованно, в тех направлениях, которые определены в стратегии банка.

5. Укрепляется имидж банка в глазах его реальных и потенциальных клиентов, партнеров и контрагентов.

О наличии у банка стратегии могут свидетельствовать следующие обстоятельства:

- банк является инициатором внедрения инноваций или лидером в своем сегменте рынка;

- внедрены система сбалансированных показателей успешности или другие показатели, критерии, характеризующие успешность выполнения стратегии;

- текущая деятельность планируется и направляется на основе долгосрочных целей и планов;

- сотрудники банка знают и разделяют перспективные цели развития организации и методы их достижения;

- банк занимает устойчивую конкурентную позицию на рынке;

- банк успешно развивается, увеличивая свою прибыль, долю на рынке;

- банк работает в определенной нише на рынке.

Для определения подходов к антикризисной стратегии целесообразно учитывать, что антикризисное управление - это особый вид управления, который отличается специфическими условиями и технологиями. Различия между управлением в стабильных системах и антикризисным управлением представлены в таблице

Различия между управлением в стабильных системах и антикризисным управлением

Основные параметры Управление в стабильных системах Антикризисное управление
     
Цели Повышение эффективности деятельности Минимизация отрицательных последствий кризиса
     
Основные ограничения Ресурсные мягкие Временные, ресурсные жесткие
     
Характеристика внешней среды Благоприятная Неблагоприятная
     
Внутренняя среда Стабильная Множество острых конфликтов
     
Результат Рост эффективности и жизнеспособности Переход в стабильное состояние

Особенности антикризисного управления

Анализ отличий антикризисного управления от управления в стабильных системах позволяет выделить ряд характеристик, которыми должна обладать антикризисная стратегия. Антикризисная стратегия должна:

- учитывать ограниченность в ресурсах и времени;

- включать в себя меры как краткосрочного, так и долгосрочного характера;

- в первую очередь решать острые проблемы, существующие в коммерческом банке;

- иметь ясно сформулированную цель (например, решение проблемы ликвидности);

- быть комплексной, учитывать все сферы деятельности, все внешние и внутренние ресурсы и факторы деятельности;

- адекватно реагировать на существующие проблемы и идентифицировать причины кризисного состояния.

Необходимо отметить, что разработка и реализация антикризисной стратегии - сложный и трудоемкий процесс, который может состоять из следующих этапов:

1. Анализ причин возникновения кризиса.

2. Формулирование основных целей антикризисной стратегии.

3. Формулирование общих ограничений для реализации стратегии.

4. Выработка альтернативных вариантов антикризисной стратегии.

5. Оценка вариантов, выбор варианта антикризисной стратегии.

6. Разработка антикризисных программ.

7. Ресурсное обеспечение антикризисных программ.

8. Организация выполнения антикризисной стратегии.

9. Контроль и оценка результатов выполнения антикризисной стратегии и антикризисных программ.

10. Корректировка антикризисных программ и стратегий

Первые уверенные шаги в этом направлении в России уже сделаны: внедряется риск-ориентированный контактный надзор. В рамках проверок на местах появилась возможность выявления ключевых рисков деятельности и проблем, которые не только приводят или могут привести к нарушениям нормативных требований, но и создают потенциальные угрозы клиентам кредитной организации, в том числе вследствие недостатков внутренних систем банков. Банковское сообщество инициировало работу по саморегулированию в области построения внутренних систем [5]. Рабочей группой АРБ с участием Банка России разрабатываются проекты стандартов качества банковской деятельности. В 2007 г. проведена самооценка группы банков, добровольно приступивших к применению первых стандартов. В 2009 г. эта работа вновь активизировалась, но уже в сторону пересмотра ранее принятых стандартов. Анализ разрабатываемых проектов обновленных стандартов качества банковской деятельности (например, по внутреннему контролю и обеспечению непрерывности деятельности) показывает, что в банковском сообществе происходит не только осознание уроков нынешнего кризиса, но и признание целесообразности системно-комплексного подхода к процессу разработки стандартов и системности в содержании самих стандартов.

В современный период в зарубежном опыте борьбы с банковскими кризисами выделяют четыре направления мероприятий по преодолению банковских кризисов:

1) регулирование банком кризиса: переход на другие виды услуг, продуктов, повышение прибыльности, работа с персоналом, изменение организационной структуры и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: