Соврем-е проблемы и тенденции н/о. Гармониз-я налог-х систем и Мировой налог-й кодекс.




Возниконов-е и разв-е н/о.

1.Древний мир: а)случайный хар-р изъятий, б)плательщики – рабы, побежденные, в)виды платежей – пошлины, плата союзников за их защиту.

2.Ср.века: а)тяжелое налог-е бремя, б)произвольность установл-я и многочисл-ть платежей, в)плат-ки – кр-не, ремесл-ки, г)появл-е регалий.

3.17-19вв: исследов-е проблем теории и практики н/о (Кене,Смит).

4.20в: а)зарожд-е совр-х налог-х систем, б)налоги- инструмент макроэк-й стабилизации (Кейнс), в)бюдж-я концепция (Лаффера).

Смит указал на 4 принципа:

1)равномерность; 2)определенность – налог д/б точно опред-н; 3)удобство – налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плат-ку удобнее платить его; 4)дешевизна – каждый налог д/б так задуман, чтобы он удерживал из дох-в нас-я возм-но меньше сверх того, что он приносит казнач-ву).

Ключ-ю роль налогов в эк.системе общ-ва Смит выразил след.образом: «Для того чтобы поднять гос-во с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосост-я, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управл-и; все ост-е сделает естеств-й ход вещей».

Мировой кризис 1929-1933 заставил рассматр-ть гос.доходы как инструмент макроэк-й стабилиз-и. Наукой осознана необх-ть изобрет-я макроэк-х регуляторов. 2 главных из них были предл-ны Кейнсом.

1)Прогрессивные ставки н/о. 2)Аналог ставки банк-го кредита.

70-80 гг 20в – созд-е бюдж-й концепции Лаффером. В рамках концепции рассм-ся возм-ть сбалансир-ти интересов налогоплат-ка и гос.бюджета.

Суть бюдж-й концепции хар-ет кривая Лаффера, показ-я зав-ть налог-й базы от изм-я ставок налога, а также зав-ть бюдж-х дох-в от налог-го бремени. Эффект кривой сост в росте поступл-й в бюджет с ростом налогов, если ставка 50%, и в падении поступл-й, если ставка более 50%.

 

Налог-я теория. Общие и частные теории нал-в.

Налог-я теория – система научных знаний о сущности и природе налогов, их роли и знач-и в обществ-й жизни. Налог-е теории предст собой модели построения налог-х систем гос-ва с разл-й степенью обобщ-я. Сущ-ют общие и чанстные теории нал-в.

Общие теории отраж-т назнач-е н/о в целом, а частные – исследов-я по отд-м вопросам н/о.

Общие теории:

1)теория обмена – хар-ся возмездным хар-ром н/о, т.е через налог гр-не как бы покупают у гос-ва услуги по поддерж-ю правопорядка, здравоохр-я и др.

2)атомистическая теория – разновидность теории обмена. Налог – рез-т договора между сторонами, по кот-му подданный вносит гос-ву плату за разл-е услуги.

3)теория налога как страх-й премии рассм-ет налоги в кач-ве платежа на случай возникнов-я какого-либо риска.

4)классич-я теория (Смит, Рикардо) налги рассм-ет как один из видов гос.дох-в, кот-к должны покрывать «расходы на обществ-ю оборону и на поддерж-е достоинства верховной власти».

5)теория жертвы и теория коллект-х потр-й. Обе теории содержат идею принудит-го хар-ра налога, трактуя налог как обяз-ть, вытекающую из самой сути гос-го устр-ва общ-ва.

6)Кейнсианская теория (Кейнс). Налоги явл главным рычагом регулир-я эк-ки.

7)Теория монетаризма (Фридман) осн-на на колич-й оценке ден-го обращ-я.

8)Теория эк-ки предлож-я (Бернс, Стайн, Лаффер) рассм-ет налоги как один из важных факт-в эк.разв-я и регул-я.

К частным теория отн-ся:

1)теория соотнош-я прямого и косв-го облож-я; 2)теория единого налога, в основе кот-й лежит мысль, что налоги уплачив-ся из единого ист-ка – дох-в; 3)теория пропорц-го н/о базир-ся на ослабл-и нал-го нажима по мере увел-я объекта н/о; 4)теории прогресс-го н/о основаны на усил-и налог-й нагрузки по мере роста дох-в и имущ-го сост-я плат-ка.

Функции нал-в. Фиск-я, соц, регулир-я, контр-я.

1)Фиск-я – основная, формирует доходы, аккумулируя в бюджете и внебюдж-х фондах ср-ва для реализ-и гос.программ. Эти ср-ва расх-ся на соц.услуги, хоз нужды, поддержку внешней политики и безоп-ти, администр-ноуправленч-е расходы и платежи по гос.долгу.

2)Соц-я – осущ-ся через неравное н/о разных сумм дох-в. С пом-ю этой ф-ции перераспр-ся доходы между разл-ми катег-ми нас-я. Примерами реализ-и распредел-й (соц) ф-ции явл прогресс-я шкала н/о прибыли и личных дох-в, налог-е скидки, акцизы на предметы роскоши.

3)Регулир-я – посредством налог-х механизмов выполняет те или иные задачи налог-й пол-ки гос-ва. Данная ф-ция предпол-т влияние налогов на инвестиц-й процесс, спад или рост пр-ва, а также на его стр-ру. Суть регулир-й ф-ции в том, что налогами облаг-ся рес-сы, направл-е на потребл-е, и освобожд-ся от н/о рес-сы, направл-е на накопл-е производств-х фондов.

4)Контр-я – позволяет гос-ву отслеживать своеврем-ть и полноту поступл-я в бюджет налог-х платежей, сопоставлять их величину с потребн-ми в фин-х рес-х. Через эту ф-цию опр-ся необх-ть реформиров-я налог-й системы и бюдж.пол-ки.

Принципы н/о.

В системе н/о выделяют экон-е, юрид и организац-е принципы.

1.Экон-е:

а)принцип справедл-ти. Согласно принципу каждый обязан принимать участие в финансиров-и расх-в гос-ва соразмерно своим дох-м и возм-тям. В основу заложены 2 центр-е идеи: 1)сумма взимаемых налогов должна определ-ся в зав-ти от величины дох-в налгопл-ка; 2)кто получает больше благ от гос-ва, тот должен больше платить в виде налогов.

б)принцип соразмерности предусм-ет сбалансиров-ть интересов налогопл-ка и гос бюджета. Этот принцип хар-ся кривой Лаффера, показыв-й зав-ть налог-й базы от изм-я ставок налога, а также зав-ть бюдж-х дох-в от налог-го бремени. Эффект кривой сост в росте поступл-й в бюджет с ростом налогов, если ставка 50%, и в падении поступл-й, если ставка более 50%.

в)принцип учета интересов налогопл-ка рассм-ся через 2 принципа Смита, а именно принципа определ-ти (сумма, способ и время платежа д/б точно известны налогопл-ку) и принципа удобности (налог взим-ся в такое время и таким способом, кот-е предст-ют наиб удобства для налгопл-ка).

г)принцип экономичности – базир-ся ещё на одном принципе Смита, согласно кот-му необх сокращать изд-ки взимания налога. Принцип экон-ти означает, что суммы сборов по отд-му налогу должны превышать затраты на его обслуж-е, причем в неск-ко раз.

2.Юрид-е принципы – общие и спец принципы налог-го права. К ним отн-ся: а)нейтральность (равное налог-е бремя), б)установл-е налогов законами, в)приоритет налог-го закона над неналог-м, г)отриц-е обратной силы налог-го закона, д)наличие в законе существ-х элем-в налога, е)сочет-е интересов гос-ва и субъектов налог-х отнош-й.

3.Организац-е принципы – полож-я, на кот-х базир-ся построение налог-й системы и осущ-ся взаимод-е ее структ-х элементов. Эти полож-я отражают: а)единство налог-й системы, б)подвижность н/о, в)стабильность налог-й системы, г)множественность налогов, д)исчерпывающий перечень налогов.

Соврем-е проблемы и тенденции н/о. Гармониз-я налог-х систем и Мировой налог-й кодекс.

В послевоенный период появились и стали динамично развив-ся 2 направл-я: гармониз-я налог-х систем и гармониз-я налог-й пол-ки. Тенденции гармониз-и охватили осн-е показ-ли налог-х систем, налог-е право разл-х стран, проблемы междунар-го двойного н/о и н/о инвестиц-й деят-ти.

В 1993г был разработан док-т, выполн-й роль мирового налог-го кодекса, кот-й определял соврем-е понимание налог-й системы, провер-е на опыте многих стран, приводил рекомендации для разработки нац-го налог-го законодат-ва и рассматривал вопросы созд-я эффект-го налог-го аппарата.

В конце 2003 начата кампания за гармонизацию корпорат-го н/о в ЕС.Новые предлож-я должны позволить компаниям исчислять свой налогооблаг-й доход по единым правилам в любой стране этого союза.

Важнейшим воззрением западной налог-й системы явл приоритет произв-ва перед интересами бюджета.

В наст время общемировой тенденцией явл сниж-е налог-го бремени. Общепринятыми в развитых тсранах явл след принципы постр-я системы н/о: налоги д/б по возм-ти миним-ны; минимально необходимы д/б и затраты на их взимание; налоги не должны препятствовать конкур-и; должны соотв-ть структ-й пол-ке гос-ва в эк.сфере; д/б нацелены на справедл-е расперед-е дох-в; налог-я система должна исключать двойное налогообл-е.

Высокое налог-е бремя в развитых странах привело к появл-ю оффшорного бизнеса, т.е юрид-го перенес-я объектов н/о в страны с его низким уровнем.

В совр-х усл-ях многие страны проводят разл-е антикриз-е меры по реформир-ю систем н/о. Напр, в России ставка налога на прибыль была снижена с 24 до 20%.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: