Р. Сирс
Три фазы развития ребенка в процессе социализации.
1. Фаза рудиментарного поведения (первые месяцы жизни).
2. Фаза вторичных мотивационных систем (внутри семьи).
3. Фаза вторичных мотивационных систем (вне семьи).
А. Валлон
Человеческий ребенок есть существо социальное генетически и биологически. Социальная природа человека не насаждается путем внешних влияний, социальное уже включено в биологию как абсолютная необходимость.
Л.С. Выготский.
Социализация личности начинается с детства и продолжается всю жизнь. Только в процессе активной общественной жизни человека возникают и развиваются его новые потребности. У человека нет врожденных форм поведения в среде, его развитие происходит путем присвоения форм и способов деятельности. Это служит причиной накопления социального опыта.
Факторы, влияющие на социализацию личности:
- микрофакторы;
(первый социальный опыт ребенок приобретает в семье; механизм социализации объективно заложен в структуре семьи, в ее воспитывающей функции; ребенок подражает взрослым, усваивает нормы и правила поведения; в семье происходит половая идентификация; семья удовлетворяет потребности ребенка в эмоциональной защищенности, первичной информации; обогащение социального опыта ребенка происходит в процессе его общения со сверстниками)
- мезофакторы;
(этнокультурные условия; этнос имеет свои специфические черты, которые образуют национальный характер, менталитет; ребенок присваивает тот этнический характер, с которым встретился в своей жизни впервые; дети, растущие в различных этнических условиях, существенно отличаются друг от друга; мезофакторы имеют свои механизмы социализации личности – передача этнокультуры, заложенной в социальном опыте родителей и близких ребенку людей; на характер социального опыта оказывает влияние место проживания ребенка)
|
- макрофакторы;
(влияние на социализацию личности ребенка оказывают – космос, планета, общество, государство; группе факторов принадлежит объединяющее начало; факторы создают предпосылку для воспитания планетарного мышления; внутри планетарного мышления закладывается основа толерантного воспитания; социализация поколений осуществляется под влиянием демографических, экономических, экологических, политических и др. процессов).
В методике социальной работы с дошкольниками можно выделить две большие группы задач:
1. Задачи, направленные на развитие самого ребенка:
- формирование у детей представлений о социальном мире и самих себе в нем;
- воспитание социальных чувств, оценочного отношения к окружающему миру, событиям в нем происходящим;
- формирование активной позиции, мироощущения, способности к преобразованию, творчеству.
2. Задачи научно-методического характера, направленные на разработку педагогического механизма воздействия на ребенка.
- разработка эффективных методов и приемов, способствующих развитию когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер ребенка при ознакомлении с социальной действительностью;
- использование при построении педагогического процесса всех видов деятельности ребенка и разных форм ее организации.
Роль знаний в социализации личности ребенка
Знания могут выполнять разные функции в социальном опыте детей:
|
- информационная функция
Значение данной функции состоит в том, что ребенок начинает ориентироваться в окружающем мире. Эльконин Д.Б. пишет о том, что «детская мысль в этот период направлена на дифференциацию и обобщение явлений действительности». Эльконин подчеркивает, что «на основе дифференциации возникают первые общие представления о природных и общественных явлениях, дающие первый контур того, что условно может быть названо мировоззрением, в том смысле, что в этих общих представлениях начинают складываться тенденции не просто к знанию об единичных фактах, а к знанию об их связи». Информативность объективно принадлежит знанию, то есть любое знание информативно.Однако в субъективном смысле, то есть для каждого отдельного человека, понятие информативности неоднозначно: для одного данное знание информативно, а для другого - нет. (пример ребенок-кошка). Для каждого человека существует низший и высший порог информативности знаний. Низший порог – это предел, за которым ребенку о предмете или явлении «все известно», это фундамент, на котором начинает выстраиваться новое знание. Высший порог – это планка, за которой процесс познания труден для ребенка определенного возраста. (пример с космическим кораблем), (необходимо проанализировать круг знаний о социальной действительности, очерченный в ваших программах, с точки зрения информативности для детей вашей группы).
- эмоциогенная функция
В отличие от других знаний, которые получает ребенок, знания о социальном мире, о людях, их взаимоотношениях, деятельности обязательно должны быть эмоциогенными – порождающими эмоции. Главное назначение таких знаний – влиять на формирующиеся мировоззрение ребенка. Влияние на ребенка эмоциогенной функции проявляется в интересе к изучаемому объекту, в ярких экспрессивных реакциях (смеется, плачет), в просьбах много раз повторять (чтение сказки). Ребенок как бы наслаждается переполняющими его впечатлениями. Такое состояние важно для воспитания социальных чувств. Однако здесь, как и в информативности, есть свои границы, которые определяют, насколько ребенок может осознавать и переживать воспринимаемое.
|
- регуляторная функция
Данная функция знаний тесно связана с информационной и эмоциогенной, она как бы проецирует знания на конкретные поступки и деятельность. Конечно, не все знания обладают для ребенка регуляторной силой. Одни знания могут иметь прямой выход на деятельность и взаимоотношения, тогда они становятся содержанием игр, рисования, конструирования, определяют (через нравственные нормы) характер взаимоотношений с другими детьми и со взрослыми. Есть и такие знания, которые не могут быть перенесены и реализованы в конкретной деятельности. Они составляют своеобразный багаж,перспективу развития. (пример- знания о героизме взрослых в период войны).