Деятельность как условие познания детьми социальной действительности.




Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребенку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. Деятельность дает ребенку возможность усваивать знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром.

Деятельность, особенно совместная, является своего рода школой передачисоциального опыта. Ребенок видит и понимает, как взаимодействуют между собой люди, какие правила и нормы делают это взаимодействие наиболее благоприятным. Ребенок имеет возможность в деятельности наблюдать за детьми и взрослыми в естественных условиях. Деятельность способствует тому, что в ней ребенок не только объект воспитания, но и субъект этого процесса. Он активно участвует в преобразовании окружающей действительности.

Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании социального мира. Самостоятельность дает ребенку возможность ощущать себя сильным, независимым, уверенным в своих суждениях и поступках.

Деятельность также обеспечивает условия для формирования многихличностных качеств, которые характеризуют ребенка как существо высшее, социальное.

Деятельность служит своего рода школой чувств. Ребенок учится переживать, овладевать умением проявлять свое отношение и отражать его в разных доступных возрасту формах и продуктах деятельности.

Три педагогические задачи, которые решаются через целенаправленную организованную деятельность детей:

- закрепление формирующихся оценок, углубление знаний, воспитание качеств личности;

- приобретение ребенком опыта жизни среди людей – сверстников, взрослых; осознание им важности владения нормами и правилами взаимодействия и деятельности;

- удовлетворение стремления ребенка к образу жизни взрослых, к участию в ней.

С учетом названных выше задач все виды деятельности ребенка можно объединить в две группы:

Первая группа: виды деятельности, которые позволяют ребенку «входить» в социальный мир в воображаемом плане

- игра;

А.Н. Леонтьев отмечал, что игра дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности». Игровая роль должна быть насыщена действиями, которые характеризуют положительное отношение к другим людям и событиям, то есть необходимо обогащать ее таким содержанием, которое в наибольшей степени обладает воспитательным потенциалом. А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин, выделяя эти особенности роли, рассматривали ее как особую форму практического проникновения ребенка в мир социальных отношений. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Так как обычно дети отражают в мире то, что их особенно поразило, то не удивительно, что темой спонтанно возникающих детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт. Поэтому вопрос о руководстве детскими играми является очень важным.

- изобразительная деятельность;

Изобразительная деятельность способствует творческой переработке впечатлений, которые ребенок получает из окружающей жизни. Е.А. Флерина писала о том, что «детское изобразительное творчество, мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, которое построено на работе воображения, наблюдений, полученных через слово, картину и другие виды искусства». Сам процесс рисования (лепки и т.д.) у дошкольника часто сопровождается выражением отношения к отображаемому. Рисуя, ребенок видит себя участником того, что изображает. Таким образом, изобразительная деятельность становится источником проявления социальных эмоций, но порождаются они не изобразительной деятельностью как таковой, а социальной действительностью. От того, как ребенок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось к явлению отношение, будут зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета,расположение предметов на листе и т.д. Итак, изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью работы фантазии вживаться в мир взрослых и познавать его, однако она не дает ему возможности реально, практически участвовать в социальной жизни.

Вторая группа: виды деятельности, которые дают ребенку возможность приобщаться к миру людей в реальном плане:

- предметная деятельность;

Предметная деятельность заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему.

- трудовая деятельность;

Ребенок начинает подражать взрослым в трудовых действиях не только в игре, но и в реальной жизни, делая попытки мыть, подметать, стирать и т.д. Ценность трудовой деятельности для социализации личности ребенка можно рассматривать с нескольких позиций.

Во-первых, овладение трудовыми навыками позволяет ребенку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование. Приобретая трудовые умения, ребенок становится более независимым, уверенным в себе. Уменьшается опасность невыживания в отсутствии взрослых.

Во-вторых, трудовая деятельность способствует развитию волевых качеств, формированию умения прилагать усилия для достижения цели. Чем раньше он начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, научится преодолевать трудности.

В-третьих, трудовая деятельность способствует развитию творчества не только на уровне воображения, но и на уровне получения материальных результатов творчества. В трудовой деятельности ребенок становится преобразователем, что поднимает его на высшую ступень социализации в пределах, доступных возрасту.

- наблюдение;

В классической педагогике наблюдение не относят к виду деятельности ребенка, хотя в процессе познания социального мира оно выполняет функцию деятельности: у ребенка есть мотив, цель, процесс, результат. Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно из наблюдения ребенок черпает «материал» для формирующегося миропонимания. Ребенок воспринимает как положительные, так и отрицательные ситуации. Однако оградить подрастающего человека от внешнего мира нельзя, невозможно посадить его под «педагогический колпак».

- общение;

Общение как деятельность объединяет взрослого и ребенка, помогает взрослому передавать ребенку социальный опыт, а ребенку – принимать этот опыт. Общение способно удовлетворить разнообразные потребности ребенка: в эмоциональной близости со взрослым, в его поддержке и оценке, в познании и т.д. В общении с ребенком взрослый выступает в качестве образца.

- учебная деятельность;

А.П. Усова выделила четыре характерные особенности в обучении дошкольников, которые имеют отношение к процессу социализации. Во-первых, это обучение словом. Большое значение имеют речь воспитателя, ее образность, конкретность, четкость формулирования мысли. Во-вторых, обучение должно опираться на восприятие ребенком действительности, его чувственный опыт. В- третьих, обучение дошкольников организовывается взрослыми.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социализации личности в соответствии со своей спецификой и потому важен сам по себе, и во взаимодействии с другими видами.

Средства ознакомления детей с социальной действительностью:

- сама социальная действительность;

- предметы рукотворного мира;

- игрушки;

- художественная литература;

- изобразительное искусство;

- музыка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: