I Общие методы исследования политики




Общие методы политологии: системный, деятельностный, бихевиористский, институциональный, ценностно-нормативный, исторический, структурно-функциональный, сравнительный.

Социологический подход – выяснение зависимости политики от общества, влияние на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры.

Функциональный подход – предполагает абстрагирование от этической оценки политики и ориентацию лишь на факты и логику.

II Общелогические методы – индукция и дедукция, анализ и синтез, сочетание исторического и логического анализа, моделирование, мысленный эксперимент.

III Эмпирические методы – анализ документов; анкетный опрос; лабораторные эксперименты; деловые игры.

 

2. Место политологии в системе общественных наук.

Политология включает целый ряд более частных дисциплин.

Вопросы развития политической системы интересуют специалистов в области политической истории, социологии, права и других общественных наук.

Наиболее близкой по объекту и методам исследования к политологии является государственно-правовая наука, которая изучает правовые механизмы разработки и осуществления политических решений. Тесная связь правовой и политической наук обусловлена важной ролью политической власти в практической реализации социальных норм.

Политическая социология - наука о взаимодействии между политикой и обществом, между социальным строем и политическими институтами и процессами.

Политическая социология уделяет анализу социальной структуры общества, изучению сознания, интересов, мотивов поведения индивидов, различных социальных групп, общественного мнения, их влиянию на политические отношения, выяснению социальной природы политической власти.

Современная политология немало заимствует у социологии в части методов и приемов научного анализа.

Политическая история изучает политические теории, взгляды, институты и события в их хронолигической последовательности и связях друг с другом. Политическая история дает фактический материал, обобщения и выводы для исследования современных политических систем в целом и отдельных подсистем (политические институты, политические отношения, политические процессы и другие), принципов политической организации общества.

 

3. Возникновение и основные этапы развития политической науки.

Исторически первой формой осмысления политики была ее религиозно-мифологическая трактовка. Во II—I тысячелетиях до н.э. господствовали представления о божественном происхождении власти и общественно-политического строя.

Примерно с середины I тысячелетия до н.э. наметилась тенденция рационализации политических взглядов, появляются целые концепции, носящие философско-этическую форму. Тем самым закладывается основа собственно теоретических исследований политики. Этот процесс связан прежде всего с трудами Конфуция, Платона и Аристотеля.

Наиболее четко размежевание политической науки, философии и этики осуществил в XVI в. Н. Макиавелли. Он выделил политические исследования в качестве самостоятельного научного направления, поставил в центр анализа проблемы государства и власти, разработал целый комплекс методов борьбы за власть. Его творчество не только ознаменовало крупный шаг на пути превращения политологии в самостоятельную науку, но и способствовало сближению теории и практики, подчинению политических исследований решению реальных задач борьбы за власть и ее удержание.

Свое дальнейшее развитие политическая наука получила в трудах Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо, Мэдисона, Берка, Мил-ля, Токвиля, Маркса, Энгельса, Ленина и других мыслителей.

До второй половины XIX в. политология развивалась без самостоятельной дисциплинарной оформленности, главным образом как учение о государстве и политико-философская теория

Начало политологии: первая половина XIX в. правовой школы в Германии, другие же — преимущественно американские авторы — датируют ее возникновение второй половиной XIX в. и связывают прежде всего с именем Френсиса Лейбера, который в 1857 г. начал читать в Колумбийском университете курс лекций по политической теории.

1896 г.- Г. Моска «Элементы политической науки».

1903 г.- Американскую ассоциацию политических наук

В начале XX в. процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершается. 1949 г. - ЮНЕСКО Международной ассоциации политической науки,

4. Политическая мысль Древней Греции и Средневековья.

Платон (427-347 гг. до н. э.). «Государство», «Политик», «Законы»

Уделяет большое внимание толкованию понятий «политика» и «власть», раскрывая их как искусство соединения (плетения) всего многообразия интересов в полисе на общее благо. Он склоняется в своих проектах идеального государства к устранению частной собственности. Частная собственность, как показывает Платон, порождает стяжательство, портит душу человека, порождает конфликты в обществе, ведет к войнам между государствами.

От Платона берет начало традиция обстоятельной классификации государств и углубленного анализа различных государственных устройств. Автор выделяет четыре типа несовершенных государств: тимократия, олигархия, демократия, тирания. Политическая история, считает Платон, неизбежно ведет к наступлению тирании, поэтому он ставит вопрос о том, как не допустить установления самого худшего из несовершенных устройств.

Аристотель (384-322 до н. э.) «Политика» и «Афинская полития».

Пожалуй, впервые греческий мыслитель называет политику наукой, а политическое общение рассматривает как важнейшую форму человеческого общения. Государство (polis), считает Аристотель, создается не ради того, чтобы жить, но для того, чтобы жить счастливо.

На основе двух критериев — качественного (правление на общее благо или в интересах самих властвующих) и количественного (правление одного, правление нескольких или правление большинства) — Аристотель выделяет правильные государства — монархия, аристократия, полития и неправильные — тирания, олигархия, демократия.

Рассматривая вопрос о том, какой вид государственного устройства наилучший, Аристотель приходит к выводу, что «государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй» (полития). Для Аристотеля было ясно, «что государство при постоянно усиливающемся единстве перестает быть государством». Мы могли бы сегодня сказать, что здесь заключена мысль об ослаблении функций государства по мере усиления социальной однородности общества. Аристотель впервые обстоятельно раскрывает содержание понятия «гражданин». Человека Аристотель рассматривает как существо политическое, а понятие «гражданин» (polites) определяется им через участие в суде и власти.

Августин(354-430). Августин ставит вопрос о соотношении двух властей (власти светской и власти церковной) и пытается доказать главенствующую роль божественной (церковной) власти, поставить государство под контроль христианской церкви.

В трактате "О граде Божием" развил концепцию теологического разграничение духовной (религиозной) и светской (государственной) власти. Первая изображенная им в образе "Града Божьего", выражением которого является церковь, вторая - как "град земной". Обоснование разнокачественности двух "градов" фактически ставило духовную власть выше светской.

Фома Аквинский (1225—1274). Выдвигал идею различения таких аспектов власти, как ее сущность, происхождение и реализация. Церковь выступила институтом социальной регуляции власти.

Государство, по Ф. Аквинскому, — результат божественного творения. Первичным источником власти, которая позже передана одному или нескольким лицам, полагал он, явилось все человеческое сообщество, народ. Власть государя обусловлена божьей волей. Государь не только правитель государства, но и его творец. Государю, по мнению Аквинского, подчиняются все. Однако, светской власти подчиняются лишь «тела людей, а не души. Верховная власть принадлежит церкви.

 

5. Сущность политического реализма (по работе Макиавелли «Государь»)

Макиавелли (1469—1527). Работы: «Государь», «Размышления о первой декаде Тита Ливия» и др.

Политика и власть зависят не от божественного предопределения, как это утверждали средневековые мыслители, а от земных условий: «фортуны»- совокупность объективных условий, в которых правит государь и «доблести»- личные способности и таланты государя (субъективный фактор) в решении политических задач. В трактате «Государь» Макиавелли обосновал целесообразность политического принципа: «цель оправдывает средства».

Макиавелли отделяет сферу политики и власти от морали и религии, рассматривая их как самостоятельную область человеческой деятельности и отдельного объекта научного анализа.

Макиавелли вводит в научный оборот понятие «государство» (stato — от латинского status «состояние») для обозначения политически организованного общества, для которого главным является вопрос о приобретении и удержании политической власти. До Макиавелли для обозначения государства широко использовались понятия царство, империя, республика, монархия, тирания, полис, цивитас, принципат, доминат, деспотия, султанат и др.

Макиавелли считал изменение соотношения сил между народом и знатью одной из основных причин политической динамики. В стабильных условиях, считал он, предпочтительно республиканское правление, для осуществления же важных преобразований или преодоления хаоса необходима монархия.

6. Политические теории Нового времени

Новое время — период утверждения нового социально-экономического строя — капитализма. В это время появились теории «естественного права» и «общественного договора».

Гуго Гроций (1583—1645). «О праве войны и мира».

Гроций подразделил право па «естественное» и «человеческое». Первое из них, но его мнению, вытекает из велений разума и природы человека и поэтому независимо от божьей воли. В ходе исполнения принципов естественного права (воздержание от захвата чужой собственности, соблюдение договоров и т. д.) возникло право «человеческое», которое привело людей к необходимости заключения договора. Результатом заключения договора между людьми явилось появление государства.

Т. Гоббс (1588-1679) —: «О гражданине», «Левиафан...» и др.

Разрабатывал идеи естественного (догосударственного) и государственного или гражданского состояния общества. Догосударственный этап, по мнению Гоббса, характеризуется «войной всех против всех», что противоречит естественному стремлению людей к самосохранению и вынуждает их искать мира и согласия. Такая форма согласия найдена в создании государства, через которое происходит подчинение частных воль единой воле ради обеспечения мира и безопасности. В разработке своей концепции государства Гоббс выступает теоретиком абсолютной, никому не подконтрольной власти. (революционные события в Англии 1641—1649 гг.)

Дж. Локк (1632—1704) —родоначальник классического либерализма. «Два трактата о правлении».

Локк сторонник конституционной монархии, разрабатывал идеи естественного права и договорного происхождения государства, разделения властей и народного суверенитета, неотъемлемых прав человека.

Дж. Локк выдвигает и отстаивает идею верховенства закона в государстве. Власть должна, по его мнению, управлять согласно установленным постоянным законам, провозглашенными народом и известными ему, а не путем импровизированных указов. В государстве никто не может быть изъят из подчинения закону.

Монтескье (1689—1755) — «Размышления о причинах величия и падения римлян», «О духе законов» и др.

При рассмотрении политики и власти ввел многофакторный подход, показывая влияние на политику природных, социально-экономических, культурных процессов.. Особую роль Монтескье придавал географическим факторам (размер территории государства, расположение страны и т. д.), поэтому его относят к основателям «географического детерминизма».

Известен в политической науке как классик теории разделения властей. Необходимость разделения власти автор связывал с условиями обеспечения политической свободы в обществе. Одним из важнейших условий политической свободы является, согласно Монтескье, разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) — «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «О политической экономии», «Об общественном договоре, или принципы политического права».

Народ в лице воли большинства властвует, чиновник, опираясь на законы, принятые волей большинства, управляет — вот формула управления государством в теории Руссо. Но руссоистская воля большинства исключала все другие интересы — групповые, интересы отдельного человека — из сферы влияния на государство, и этот аспект концепции, столь привлекательной на первый взгляд (воля большинства как основа политики), вскоре был подвергнут резкой критике.

Томас Джефферсон (1743—1826) "Общий обзор Британской Америки" (1774), "Автобиография" (1821).

Джефферсон критиковал монархическую форму государства и отстаивал идею народного суверенитета. Джефферсон был уверен следует различать три формы общественной жизни: первая - догосударственная (индейцы) вторая - народовластная (США), третье - деспотическую (монархии). Естественные права врожденны и неизменны, в то время как гражданские права обретаются человеком в процессе его жизни в обществе, устанавливаются им и в общем преходящем.

В качестве основополагающих естественных прав человека он выдвигал право на жизнь, свободу, равенство, право на восстание. При этом естественные права признавались выше законов, издаваемых государственной властью. В Декларации независимости три основополагающие доктрины буржуазного просвещения: о равенстве естественных прав человека; об "общественном договоре" как основе политической власти; о праве на революционные ниспровержение деспотического правительства.

 

7. Либерализм

Исторически либерализм связан со становлением капитализма. Его главные теоретические постулаты заложены в работах Томаса Гоббса, Джона Локка, Адама Смита

Ядро классического либерализма образует следующие положения:

- абсолютная ценность человеческой личности и изначальное («от рождения») равенство всех людей;

- автономия индивидуальной воли;

- существование неотчуждаемых прав человека (на жизнь, свободу, собственность);

- договорный характер отношений между государством и индивидом;

- верховенство закона как инструмента социального контроля;

- ограничение объема и сфер деятельности государства;

- защищенность - прежде всего от государственного вмешательства - частной жизни человека и свобода его действий (в рамках закона) во всех сферах общественной жизни.

Если классический либерализм выступал против вмешательства государства в экономическую жизнь, современные либералы отводят ему значительную роль в решении социально-экономических проблем.

 

8. Консерватизм

Фундаментальные идеи консерватизма были сформулированы англичанином Эдмундом Берком в книге «Размышления о революции во Франции» (1790). Основателями этого идейного течения были также французы Жозеф де Местр и Луи Бональд.

Их система воззрений базировалась на приоритете преемственности над инновациями, на признании незыблемости исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, воплощенных в нации, религии, морали, семье, собственности. Эти принципы отрицали либеральный дух индивидуальной свободы, который, по мнению консерваторов, разрушал целостность человеческого сообщества.

Неоконсерватизм синтезировал принципы либерализма (рынок, конкуренция, свободное предпринимательство и др.) с традиционными ценностями консерватизма (семья, культура, мораль, порядок и пр.). Под воздействием неоконсерватизма сформировалась динамичная модель общественного развития, которая основывается на саморегуляции и весьма устойчива к социальным катаклизмам. Социальную базу неоконсерватизма составляет «новый средний класс», заинтересованный во внедрении в экономику достижений научно-технической революции, и группировки так называемого «молодого капитала», сформировавшиеся в современных отраслях экономики - электронной, аэрокосмической, авиационной и др.

 

9. Марксизм и социал-демократы

Марксизм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Марксизм утверждает неизбежность классовой борьбы и социальной революции, а также ведущую роль пролетариата в революции, которая приведет к уничтожению товарного производства и частной собственности; о сломе буржуазной государственной машины и замене ее диктатурой пролетариата, отмирающей впоследствии; о построении коммунизма - безтоварного и безрыночного общества.

На идейной почве марксизма в конце XIX - начале XX века кроме революционного течения, возглавленного В. И. Лениным, возникло реформистское, социал-демократическое, обоснованное в работах Эдуарда Бернштайна, Карла Каутского, Отто Бауэра, Л. Мартова, Георгия Валентиновича Плеханова и др.

Социал-демократическая идеология отказалась от принципиальных положений марксизма - о классовой борьбе, революции, диктатуре пролетариата и др. Она исходила из возможности эволюции капитализма в социально справедливое общество, сохранения мира между классами и государствами.

Основными принципами социал-демократизма являются:

- отношение к социальной справедливости как к общественному идеалу, который невозможно достигнуть, но к которому следует стремиться;

- осознание демократии в качестве несовершенной, но наиболее перспективной формы общественного устройства, обеспечивающей согласование интересов различных социальных групп;

- признание самоценности человеческой личности и необходимости защиты ее прав и свобод от государственных институтов;

- стремление соединить социальную справедливость с эффективной рыночной экономикой.

 

10. Особенности развития политической мысли в России

До XVIII в. русская политическая мысль в целом развивалась в религиозной форме; с XVIII в. в ней преобладают секулярная (светская) и просветительская тенденции, связанные с эпохой “европеизации” России, начатой Петром I (политические учения Ф. Прокоповича, М.М. Щербатова, С.Е. Десницкого и др.).

Только при Екатерине II началось формирование гражданского общества, продолженное в XIX в. реформами Александра II, а в начале XX в. - радикальными либерально-буржуазными реформами П.А. Столыпина.

Вот почему в русской политической мысли XIX в. широко представлен консерватизм, суть которого, согласно П.Б. Струве, “состоит в сознательном утверждении исторически данного порядка вещей как драгоценного наследия и предания”. В типологии русского консерватизма “условно” можно выделить: “идеологему самодержавия” Н.М. Карамзина; “русский византизм” К.Н. Леонтьева; С.С. Уварова “самодержавие православие, народность”.

До 1861 г. в России существовало крепостное право, поэтому практически все направления русской политической мысли были ориентированы на решение социальных проблем и аграрного вопроса.

Революционный радикализм был одним из основных направлений политической мысли России XIX - начала XX в. Он был представлен некоторыми теориями декабристов (П.И. Пестель), революционного демократизма 40- 60-х гг., революционного народничества (П.Н. Ткачев и др.) и марксизма. Наиболее яркой формой революционного радикализма в России в начале XX в. были политическая идеология большевизма с его идеями социалистической революции.

Проблемы отношения России к Западу и Востоку, к Европе и Азии занимали в русской политико-социальной мысли важное место и постоянно “питали” русскую идею.

П.Я. Чаадаев (1794- -1856) оказал особое влияние на русскую общественную мысль XIX в., стоял у истоков полемики между славянофилами-западниками. В его “Философических письмах”.

Западники считали, что будущее России состоит в ее приобщении к европейской либеральной цивилизации, ее политическим и социально-экономическим институтам (парламенту, частной собственности и т.д.). (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский)

В отличие от западников славянофилы (А.С. Хомяков, К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин) акцентировали внимание на самобытности исторического прошлого России и считали, что Россия и Запад - это два особых мира, закономерности развития которых совершенно различны. Важнейшим мировоззренческим различием славянофилов и западников было отношение к духовным традициям православия.

Народничество - это и идеология, включающая комплекс философских, экономических, политических, социалистических теорий, и политическое движение разночинной интеллигенции и студенчества. Крупнейшей народнической организацией была “Народная воля” (1879--1883).

Выводы

1. Особенности русской политической мысли были обусловлены промежуточным” положением России между западной и традиционной цивилизациями, запоздалостью ее политического развития, экономическим и “культурным” отставанием, духовно-нравственными и православно-религиозными ценностями и общинно-коллективистскими традициями.

2. Расцвет русской политической мыли приходится на XIX - начало XX в., когда проявилось наибольшее разнообразие ее основных направлений и течений. “Типологически” - - это либерализм, консерватизм, революционный радикализм, религиозно-нравственная традиция, основные течения русского послеоктябрьского зарубежья.

3. Своеобразными русскими явлениями были полемика западни ков-славянофилов, народничество, неославянофильство и почвенничество, евразийство, теоретики которых осмысливали своеобразие культурно-исторического и социально-политического развития России в контексте Россия - Запад, Россия - Европа, Россия - Азия.

4. Изучение политической мысли России XIX начала XX в. актуально как для сравнительного анализа истории западной и русской политологии, так и для национального самосознания, воспитания молодого поколения в духе патриотизма, уважения к свободе личности, праву, истории российского государства, духовному богатству русской культуры, для понимания политических и идеологических процессов в современном российском обществе.

 

11. Теория элит Парето

Г. Моска и В. Парето считают, что для включения в элиту прежде всего важны социальная среда, из которой вышел человек, а только потом личная симпатия или антипатия лидера.

Парето (1848—1923), как и Моска, исходил из того, что миром во все времена правило и должно править избранное меньшинство — элита, наделенная особыми качествами: психологическими (врожденными) и социальными (приобретенными вследствие воспитания и образования).

Она делится на правящую, прямо или опосредованно (но эффективно) участвующую в управлении, и неправящую — контрэлиту — людей, обладающих характерными для элиты качествами, но не имеющих доступа к руководству из-за своего социального статуса и различного рода барьеров, существующих в обществе для низших слоев.

Правящая элита внутренне сплочена и борется за сохранение своего господства. Развитие общества происходит посредством периодической смены, циркуляции двух главных типов элит — «лис» (гибких руководителей, использующих «мягкие» методы руководства: переговоры, уступки, лесть, убеждение и т.п.) и «львов» (жестких и решительных правителей, опирающихся преимущественно на силу).

12. Политика как общественное явление.

В научный оборот термин "политика" ввел древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 до н.э.). По его определению политика - это цивилизованная форма общности, которая служила достижению "общего блага" и "счастливой жизни". Такой формой Аристотель считал античный полис (город- государство).

Но на смену полисам пришли нации-государства, где представлением и согласованием интересов разных социальных групп занимались элиты. Не случайно уже в 1515 году ученый Николо Макиавелли (1469 -1527) определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать ее...»

По мере роста разнообразия интересов и усложнения форм человеческой деятельности содержание политики оказывалось все более размытым. Это дало повод немецкому социологу Максу Веберу (1864 - 1920) заметить, что политика "имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству". Согласовывать несовпадающие интересы групп, отдельных индивидов, обеспечивать целостность общества как жизнеспособной системы призвана политика.

В отличие от других социальных институтов (например, морали) политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых и групповых интересов, реализация которых невозможна без власти государства. Стало быть, появление специальных институтов, обладающих возможностью обеспечить общеобязательные формы социального поведения для всех, вызвано тем, что удовлетворение потребностей одной группы (например, повышение зарплаты, снижение налогов и т. д.) неминуемо влечет за собой ущемление интересов и социального положения других слоев населения. Взаимодействия групп, общностей приобретают политический характер тогда, когда становится очевидным, что их притязания не могут быть реализованы без вмешательства государства. Следовательно, политическую власть можно рассматривать как способность государства, других социальных институтов (партий, групп давления, СМИ и т. д.), выражающих общие интересы, решающим образом воздействовать с помощью имеющихся у них средств на поведение индивида, групп, общества.

 

13. Политическая власть: сущность, источники, основные признаки.

Политическая власть - это реальная способность одних социальных групп проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть есть разновидность власти; власть не ограничивается сферой политики, и не все виды властных отношений относятся к числу политических. Политическая власть выражает способность субъекта обеспечить подчинение объекта в сфере политики.

Приведенные суждения о власти, позволяют сделать следующий вывод: власть - это один из важнейших, видов социального взаимодействия, специфическое отношение по крайней мере между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

Источники власти - властное первоначало. В качестве источников власти могут выступать авторитет, сила, закон, богатство, социальный и политический статус, тайна, интерес и т.д.

14. Понятия субъекта и объекта политической власти, функции власти.

В самом общем виде власть представляет собой взаимодействие субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.

Субъект и объект власти являются непосредственными участниками властных отношений. Субъект власти (индивид, группа, организация) посредством определенного акта - приказа, распоряжения оказывает воздействие на объект властных отношений, предписывая ему необходимое поведение. Объект власти

в свою очередь должен обязательно подчиниться. Без подчинения властные отношения не возникают. Власть всегда двустороннее взаимодействие субъекта и объекта, предусматривающие социальные нормы, закрепляющие право одних отдавать приказы тем, кто обязан им подчиниться и позволяющие применять определенные санкции (наказание или поощрение) в зависимости от поведения объекта (неповиновение или подчинение).

 

15. Основания и ресурсы власти.

Социальные основания власти - это социальные группы и слои, на которые власть опирается. Конкретный состав этих групп и слоев определяется общественным строем страны, ее политическими и культурно-историческими традициями, уровнем развития науки и техники. Социальные ресурсы - это мероприятия по изменению статуса социальных групп и слоев, действия, направленные на повышение (понижение) их общественной активности. Власть основана на использовании различных методов и средств, получивших название ресурсов власти. Для общества характерно неравномерное распределение ресурсов власти. Субъекты, обладающие ими, могут трансформировать их во власть, предоставляя те или иные ресурсы в обмен на подчинение. Ресурсы могут использоваться также для поощрения или наказания.

А.Этциони подразделяет ресурсы власти на утилитарные (материальные и социальные блага, связанные с повседневными потребностями людей), принудительные (различные меры наказания), нормативные (нормы права, традиции, ценностные ориентации).

О.Тоффлер выделяются три основных ресурса власти - сила, богатство, знания.

В соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности ресурсы власти подразделяются на экономические (богатство), социальные (способность изменения статуса в социальной стратификации), информационные (знания и информация), принудительные или силовые (различные средства физического

принуждения, оружие).

Традиционно выделяется несколько различных типов ресурсов. Принудительные ресурсы (оружие, административные наказания, физическая сила, полиция и т. п.) используются для создания угрозы объекту в случае невыполнения им воли субъекта. Утилитарные ресурсы (деньги, услуги, земля, продвижение по службе, и т. п.) действуют в качестве компенсации за готовность объекта подчиняться субъекту. Нормативные ресурсы (законы, права, полномочия, служебные привилегии, традиции, статус и т. п.) придают обязательность командам субъекта; объект подчиняется субъекту, поскольку такое поведение соответствует нормам, принятым в данном обществе или коллективе.

16. Легитимность и легитимация политической власти.

Легитимность - признание правомерности официальной власти обществом и международным содружеством. Право обеспечивает в основном внешнюю гарантию стабильности. Внутренней гарантией устойчивости социальной системы становится признание власти подчиненными.

Типы легитимности. Классической считается типология политического господства, разработанная М.Вебером. Он выделил три идеальных типа легитимности политической власти: традиционный, рационально-легальный и харизматический.

Традиционный тип легитимности основывается на привычке подчиняться власти, вере в её священность. Примером традиционного типа господства являются монархии.

Рационально-легальная легитимность характеризуется верой людей в справедливость существующих правил формирования власти. Мотивом подчинения является рационально осознанный интерес избирателя. Примером такого типа легитимности являются демократические государства.

Традиционная власть, как правило, персонифицирована. При рациональной организации политическая власть приобретает деперсонифицированный характер, поскольку определяющими становятся не традиции, а положение личности в системе организационной иерархии.

Харизматический тип политического господства основывается на вере населения в исключительные, уникальные качества политического лидера. Харизматический тип власти чаще всего наблюдается в трансформирующихся обществах. Функциональная роль харизматического типа организации власти состоит в том, чтобы стимулировать, ускорить исторический прогресс.

В современной политической науке классификация М.Вебера дополняется другими типами легитимности власти. Например, выделяется идеологическая легитимность, основанная на обосновании правомерности власти с помощью идеологии, внедряемой в сознание широких слоев населения.

 

17. Политическая система: понятие, структура, функции.

Понятие "политическая система" отражает механизм организации и реализации политической власти в обществе. Д.Истон. Г.Алмонд, Д.Пауэлл, К.Дойч

Структура политической системы. Политическая система чрезвычайно сложное явление. Она состоит из взаимосвязанных друг с другом элементов (подсистем), образующих её структуру. Обычно выделяют пять основных подсистем в структуре политической системы.

Институциональная подсистема включает совокупность основных политических институтов и взаимоотношений между ними. Центральное место в ней принадлежит государству. Важную роль играют также, входящие в эту подсистему политические партии, заинтересованные группы, средства массовой коммуникации, церковь.

Нормативная подсистема включает правовые нормы, традиции, обычаи, нравственные принципы, регулирующие и определяющие политическую жизнь общества.

Функциональная подсистема представляет собой совокупность методов и способов осуществления власти.

Коммуникативная подсистема включает все каналы политического взаимодействия.

Идеологическая подсистема - это совокупность различных по своему содержанию политических идей, представлений субъектов политики.

Культурная подсистема - комплекс типичных для конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственнности.

Функции — определение целей, задач программы деятельности общества; мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей; интеграция всех элементов общества с помощью пропаганды общих целей и ценностей, использования власти и т.д.; обязательное для всех граждан распределение дефицитных ценностей.Политическая система должна обладать, во-первых, регулятивной способностью, Во-вторых, распределительной способностью. В-третьих, экстрактивной способностью, В-четвертых, реактивной способностью, характеризующейся возможностью реагировать на поступающие извне воздействия.

В соответствии с этим Г. Алмонд и Г. Пауэлл выделяют две группы функций: преобразования, адаптации и сохранения системы.

Первая группа включает шесть функций, различаемых в зависимости от "входа" и "выхода". На "входе" выделяют две функции: 1) артикуляция (выражение) интересов; 2) агрегирование (обобщение и иерархизация) интересов. На "выходе" четыре функции: разработка норм, применение норм, контроль за применением норм, политическая коммуникация.

Вторая группа включает две основные функции - политическое рекрутирование и политическую социализацию. Политическое рекрутирование представляет собой процесс подбора и подготовки кадров для политической системы. Функция политической социализации означает воздействие политической системы на процесс усвоения индивидом норм политической культуры.

 

18. Понятие политического режима и его типы.

Политический режим – совокупность форм и методов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы в обществе. Политический режим — характер и способы взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан).

Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Основные формы правления следующие:

1.Автократия- самовластии, неограниченная власть одного лица (монарха, президента)

2. Аристократия- власть знати, привилегированного большинства знатных (лучших) людей

3. Плутократия - власть богатых, господство в обществе «денежных мешков»

4. Тимократия - власть привилегированной верхушки состоятельных людей

5. Теократия- власть церкви и духовенства

6. Геронтократия- власть старейшин, старшего поколения людей

7. Демократия- народовластии, власть всего народа, широких слоев общества

8. Охлократия- власть толпы, людей с площади, склонных к неблагоразумным действиям

9. Монархия- власть одного п



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: