Структура и функции политики.




Политология.

Л1.03.09

Политика – устойчивая целенаправленная деятельность по отношению к другим людям и подчинения определенным целям

Политическая борьба различных социально-политических сил за власть

Недопущение конфликтной ситуации, единение социальных групп – функция политики.

Социальные группы реализуют собственные интересы, которые затрагивают их общественное положение.

Способы реализации:

1. Через институты публичной власти;

2. С помощью метода принуждения.

Групповые интересы реализуются с помощью института – государство.

Политика – совокупность отношений, которые складываются в результате целенаправленного действия групп по поводу удержания, завоевания и использования государственной власти с целью реализации общественно-значимых интересов.

- Мифологическое определение политики;

- Филосовская трактовка: содержание мировоззрения. Власть – достижение гормонии.

- Теологическая трактовка политики - мы создания божьи, единственные представители бога - церковь. Все совершается на небе.

Рассвет политики - новое время 19-20 век. Появляется идея о том, что человек равен самому себе. Возникает идея общественного договора, идея о правах человека, идея разделения ветвей власти.

Здесь же возникновение дисциплины - политологии. Возникают политические идеологии, теории. Исследуются механизмы формирования не только государства, но и пролетарного общества.

Возникает антропологический подход и психологический подход.

Возникают предмет и объект политологии.

Предмет политологии - совокупность законов и закономерностей возникновения и развития политических явлений, процессов и институтов, их взаимодействие в свете исторического и реального времени.

Объект политологии - различные события, институты и процессы, которые являются частью социальной реальности. В объект входят социология, юриспруденция, психология. Также объектом исследования являются государство, различные политические лидеры, партии и процессы принятия полит решений.

Научные трактовки политики

Экономическая трактовка: политика определяется объективными экономическими законами. Политические решения принимаются после экономических.

Социологическая трактовка: стратификация - борьба различных социальных групп за статус и роль в политике (теория заинтересованных групп - возникает только при флористической демократии).

Правовая концепция: Государство является производным от естественных прав человека, которые реализуются в публичном праве (Кант, Русо, Гобс, Спиноза). Государство реализует естественные права людей. Это права на жизнь, свободу и безопасность.

Нормативно-этическая концепция политики:

Политика должна реализовывать цели, ценности и нормы для общего блага.

Аристотель: политика – высшая форма взаимодействия. Главное – как свобода воли может привести нас к идеальному государству.

Субстанциональные концепции политики (основы политики).

Чаще всего политика – это действие, направленное на власть.

Для Вебера политика – это стремление к участию во власти или оказание влияния на распределение власти.

Николо Макиавелли – знаменитый ученый, философ, один из реализаторов идеи о том, что политика – это искусство. Это совокупность средств, необходимых для того, что бы прийти к власти.

Институциональный подход – это только государство и его развитие.

Антропологический подход: Политика – реализация прав свободных и равных людей, идея справедливости (Аристотель).

Конфликтная концепция: При отсутствии социальных конфликтов нет политики, а при отсутствии социального консенсуса невозможно стабильное общество.

Существуют всего лишь 2 способа для достижения цели: путь закона и путь насилия. От правителя не требуется выбирать один из двух способов, он должен пользоваться обоими.

Структура и функции политики.

Структура политики – форма, содержание и процесс.

Форма политики – структура политики и ее основные социальные институты.

Содержание политики – цели, ценности и мотивы.

Процессы – отношения социальных групп, организаций и явлений.

Элементы политики: Политическое сознание, нормативные идеи (программы политических партий), институты власти, отношения власти.

Три уровня политики: макроуровень (государство), микроуровень (партии, профсоюзы, корпорации), мегауровень (междунардные политические организации).

Функции политики:

1) Интеграция общества или обеспечение порядка;

2) Разработка целей для всего общества;

3) Авторитарное (обязательное) распределение дефицитных ресурсов (в основном денег);

4) Предотвращение и регулирование групповых конфликтов.

Менее распространенные функции:

  1. Защита прав человека, а так же привлечение граждан к управлению государством.

Функции ввода и вывода (Г.Алмонд):

Функция ввода – воздействие общества на политику

Функция вывода – разработка законов, их применение и контроль за их соблюдением

Политика и мораль

Мораль – один из способов регуляции жизни общества. Она регулирует поведение и сознание человека во всех областях жизни. Также мораль относится к типу регуляции действий человека (право, обычаи, традиции). Мораль – это то, что видит сам человек - это действия, личные цели, самооценка.

Л2.10.09

Аристотель:

Этика должна дать человеку свободу воли и свободу выбора. Чтобы понять этику, надо желать стать добродетельным.

Человек связан сос своими внутренними стремлениями и переживаниями. Закон – индивидуальное осознание реальности. Этика позволяет поступать правильно.

Самосовершенствование – высшее благо для самоутверждения личности.

Добродетель:

1. Мыслительная

a. Разумность

b. Мудрость

c. рассудительность

2. Нравственная

a. Мужество

b. Умеренность

c. Правдивость

d. Щедрость

Главное, что может создать государство – законы, которые имеют принудительную силу.

Психологический аспект политики – только на личных интересах можно построить государство. Он ищет идеальную форму правления для любого реального устройства государства.

Демократия – участие народа в политике, даже если он не имеет реальной власти – высшая форма свободы. Человек только сам может сказать, насколько он свободен.

Платон: идеального государства не существует. Формируются этапы разрушения (болезнь) государства – 4 стадии:

1) Тимократия – власть благородных воинов, основана на тщеславии и честолюбии;

2) Олигархия – правление богатых семейств;

3) Демократия – царство свободы, которое перерождается в анархию и беззаконие;

4) Тирания – крайнее заболевание государства.

Законные формы правления: монархия, аристократия и консервативная форма демократии.

Незаконные формы: олигархия, быстро впадающая в тиранию

Платон считал, что общество должно быть разделено на классы: правители, войны и работники.

Для сохранения равновесия в государстве каждый человек должен заниматься своим делом. Взаимопроникновение в сословия – самая большая несправедливость.

Политическая программа Платона.

  1. Жесткое разделение на сословия;
  2. Отождествление судьбы государства с судьбой правителя;
  3. Правящая элита обладает монополией в военной области, но устраняется из экономической сферы (основной принцип либеральной демократии в 20 веке);
  4. Деятельность элиты подвергается цензуре;
  5. Государство должно стать самодостаточным.

Для Платона было важно, что между государством и индивидом главнейшую роль играет государство, поэтому в развале государства всегда виновен человек. Законы должны быть удобны не для человека, а для государства. Государство не занимается самоуправлением, им должны управлять философы – лучшие и мудрейшие. Государство может лгать ради целей государства, но индивид не должен лгать, это преступление против государства.

Пьер Абеляр – знаменитый философ средневековья: Человек государство, эпоха проходят 3 этапа зрелости:

1) Безразличие по добру и злу;

2) Статус различия добра и зла при свободном волеизъявлении;

3) Статус выбора возможностей и следования выбору.

Филипп де Колье – французский дипломат 15 века: основными категориями добра и зла определяется качество управления государства. Большая милость для государя, если он умеет различать добро и зло, и предпочитает следовать добру. Однако добро отличается от общепринятого понимания. Если перед государством поставлена четкая цель, то действия должны быть адекватны для достижения этой цели.

Сохранить и укрепить государство, требуется не справедливость, а умелый выбор служащих, наиболее выгодных и умелых. Для государства гордыня смертельна, она может навлечь на него беду. Если возникают проблемы на международной арене, нужно подбирать достойных дипломатов.

Николо Макиавелли: для реального управления государством необходима религия. Религия необходима государю чтобы руководить общим мнением. Закон может соблюдаться, только основываясь на материальной силе. Деятельность гос-ва должна быть основана на морали больше, чем любая другая деятельность. Но если стоит задача о защите родины, действовать по закону справедливости бесполезно. Надо действовать так, чтобы защитить родину и защитить свою свободу. Все определяется состоянием политической материи людей. Макиавелли был не против насилия в качестве исключения при необходимости в нем.

«Пусть государь победит и сохранит государство, средства всегда будут сочтены достойными и всякий будет их хвалить, потому что толпа поглощена видимостью и исходом событий, а на свете всюду лишь толпа, и мнение немногих имеет вес, когда большинству неначто опереться.»

Главным моральным качеством правителья должна стать честь, потому что она проявляется только в обществе и преимущественно в государственных делах.

Власть

Способность осуществить свою волю с помощью авторитета, права и насилия.

Также власть может выступать как помощь в согласовании различных противоречивых мнений (недоведение доконфликта)

Власть в древней Греции – слово arxэ (архе) - понимается как сувенитет и начало.

Potentia – возможность обладания силой, для осуществления какой-либо деятельности.

Макс Вебер: Власть – это возможность для человека реализовать свою волю вопреки сопротивлению других.

Парсонс: власть – это функциональная связь, способность одних субьектов реализовать функцию управления в отношении других. Также можно сказать, что власть понимается как сфера социальных отношений, он в отличии от более гуманных форм, на все-таки связана с авторитетом и насилием.

Власть – это:

· Способность и возможность людей принимать решения и оказывать влияие;

· Механизм осуществления решения;

· Преобразующая способность различных социальных структур (институтов), которая не зависит от индивидуальных факторов (например, власть экономики);

· Система властных органов;

· Лица, обладающие государственными и административными полномочиями;

· Знание (или информационная власть);

Власть классифицируют на 4 пункта:

1) По источнику подчинения – принуждающая власть, информационная, экспертная, нормативная;

2) По характеру применения – демократическая, авторитарная, тоталитарная, бюрократическая (по Веберу);

3) По объекту власти – личная, партийная, общественная, явная, неявная;

4) По ресурсам – экономическая, социальная, культурно-информационная, принудительная, политическая

Экономическая власть: если общество стабильное, экономическая власть доминирует над всеми прочими типами.

Основные свойства экономической власти.

1. Удовлетворение первичные потребности людей. Потребности, которые не удовлетворены, оказывают наибольшее влияние на поведение людей (по Маслоу);

2. У экономической власти широкая универсальная территория мотивационного воздействия;

3. Постоянство воздействия – экономическая власть удовлетворяет повседневные потребности;

4. Широкая способность к проникновению – денежные потоки очень трудно контролировать.

Л3.17.09

По сфере влияния власть делится на государственную и политическую

Политическая власть – возможность субъектов проводить свою волю, выраженную в политике.

Политическая власть гораздо выше государственной, она реализуется в различных социальных сферах. Это верховная власть по отношению ко всем другим властям. Принятие решений в полит власти обязательно для всех сфер жизни общества.

Основные характеристики политической власти

1) Универсальность;

2) Легальность;

3) Сувиренитет;

4) Публичность.

Публичность политической власти продолжается уже 5 тысяч лет.

2 направления политической власти:

1. Атрибутивно-реляционистское – власть понимается как социальное отношение между субъектами, в результате чего одни изменяют поведение других.

2. Системный подход (П. Бурдье, М. Фуко) – власть везде не потому, что охватывает все, а потому, что исходит отовсюду. Политическая власть формируется не в политике, а исходит из всех взаимоотношений между людьми. Не люди обладают властью, а власть присваивает себе на время субъект.

Общая характеристика политической власти:

1) Легальность использования силы в пределах государства;

2) Верховенство принятия решений для всякой иной власти;

3) Публичность политической власти;

4) Моноцентричность;

5) Многообразие ресурсов.

Структура и ресурсы власти.

Главными агентами власти выступают субъект и объект.

Субъект – это активное начало власти – тот, кто всегда подчиняет. Это могут быть не только индивиды, это могут быть и народ или огромное мировое сообщество или организация. Для того, чтобы субъект власти мог себя реализовать, ему должны быть присущи след черты:

1) Желание властвовать;

2) Воля к власти;

3) Готовность брать на себя ответственность;

4) Компетентность;

5) Умение использовать ресурсы;

6) Обладание авторитетом.

Субъекты власти – индивид à политические органы à политические элиты, лидеры.

Особенность власти между субъектом и объектом – субъект не возможен буз объекта. Объект власти – это тот, кто подчиняется. У объекта есть одно достоинство - мотивация подчинения. Она имеет несколько разновидностей.

1. Страх перед санкцией;

2. Долголетняя привычка;

3. Заинтересованность в выполнении распоряжений;

4. Убежденность в необходимости подчиняться;

5. Авторитет.

Качество объекта власти зависит от его политической культуры.

Привычка – самый безопасный вариант подчинения. Он действует до того момента, пока не натыкается на противоречия с самой жизнью.

Не менее стабильной является власть, построенная на интересе. Она наиболее эффективна. Если формируется интерес, то контроль и санкции не требуются. убеждения – формируется менталитет, ценностные установки и ориентация. Наивысшей мотивацией становится авторитет. Авторитет – это наиболее высокоценимое качество руководителя, которое влияет на подчинение объекта власти. Авторитет бывает деловой, моральный, религиозный, статусный. Часто авторитет формирует процесс самоидентификации.

Социальные и политические ресурсы.

Ресурсы – это все то, что индивид или группа использует для влияния на других людей. Ресурсы используются как кому выгодно – и для поощрения, и для наказания, и даже для убеждения.

Питер Блау – теория социального обмена: В отношении наших отношений лежит неравномерное распределение ресурсов. Люди не имеющие ресурсов получают их в обмен на исполнение тех или иных распоряжений. Тем самым они попадают в зависимость от владельцев ресурсов.

Ресурсы бывают трех видов:

1) Унитарные ресурсы – материальные ценности и другие социальные блага из повседневной жизни людей;

2) Принудительные ресурсы – чаще всего это меры административного наказания;

3) Нормативные ресурсы – воздействие на внутренний мир человека, это ценности, нормы и убеждения.

Типы ресурсов:

1) Экономические ресурсы – полезные ископаемые;

2) Социальные – статусы и социальные позиции. Это должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение;

3) Культурно-информационные – знания, информация. Это институты науки, образования и СМИ.

4) Принудительные – армия, полиция/милиция, суды и прокуратура.

Самый ценный и эффективный ресурс – это человек (демографический ресурс). Он формирует другие ресурсы, бывает субъектом и объектом власти.

Легитимация власти

Легитимность – форма поддержки, оправдания и правомерности применения силы, осуществляющийся либо государством, либо его отдельными структурами и институтами. Легитимность. легальность и законность – не всегда одно и то же. Не всякая легитимная власть законна, не всякая законная власть легитимна. Легитимность – это голубая мечта любого государства. Чаще всего легитимность оказывается гражданами. Легитимность может инициироваться сверху. Основа такой легитимности – возможность граждан исполнять свои права. Легитимность может осуществляться международными организациями. Такая легитимность возникает из экономических нужд или различных кризисов.

Типы легитимности по М. Веберу.

1. Традиционная легитимность – основанная на вере подчиняться

2. Рациональная легитимность – возникает из-за того, что люди знают о наличии сторонних интересов других лиц. Главное согласовать эти интересы.

3. Харизматичность.

Д. Хелд: Мы подчиняемся только под угрозой насилия. Варианты подчинения по угрозой:

1. Апатия. Одна из разновидностей апатии – прагматическая поддержка. Народ оказывает поддержку власти в обмен на обещание соц благ.

2. Нормативная поддержка – частичное совпадение принципов государства с принципами народа;

3. Высшая нормативная поддержка – полное совпадение принципов государства и принципов народа.

Типы легитимности:

1) Идеологический – оказывается поддержка власти со стороны общественного мнения с помощью различных агитационных мероприятий, которые осуществляются правящими кругами;

2) Патриотический – высший критерий поддержки, гордость человека за свою страну. Формируется через субкультурные доминанты.

 

Государство

Л4.24.09

Государство формирует моральный идеал населения, его моральные ценности. Государство сильнее любой личности. Защищать интересы государства - долг каждого гражданина.

Божественное происхождение государства.

Государство – это божий промысел, и только бог может выбрать короля. Поэтому король или император получает абсолютный полномочия, по отношению к народу. Это концепция породила идею народного избрания. Она была четко выражена особенно во время 2-й мировой войны в Японии. Император считался внуком бога солнца.

Договорная теория (17-18 века)

Идея народной власти – главным источником формирования государства является суверенитет народа. Народ и власть заключают договор: суверенный народ создает государство, а оно защищает его интересы.

Гоббс: государственная власть должна быть предоставлена властителям чтобы сохранить общественный порядок и предотвратить войну всех против всех.

Ж.Ж. Руссо: Власть должна быть полностью отдана народу в непосредственной форме как общеколлективная.

Локк: в рамках общественного договора государства должно контролироваться народом для защиты прав и свобод граждан.

Ницше и Гитлер: Насильственный характер государства: государство формируется как захват территории, как правление сильных над слабыми. Государство за счет своей силы государство вне законов морали и прав отдельной личности.

Само государство в 4-5 веке до н.э. развивается достаточно спонтанно благодаря завоеваниям, делению на сословия и т.д.

2 этапа развития государства:

1. Традиционный

2. Конституционный

Конституционный этап развития государства.

В конституционном государстве возникает сознательное человеческое воздействие на управление и регулирование государственной деятельности. Государство должно поддерживать социальную и политическую основу общества, но не экономическую. Юридические полномочия государства – ограничивают сферу доступа государства. Формируются институты прав человека и собственно сама конституция.

Конституция (constitution - устройство лат.) – это

1) государственный строй - это модель государственной деятельности, определяемая ценностно-нормативным комплексом.

2) это свод законов – зафиксированные в специальном документе или документах относительно стабильные правила, определяющие основания, цели и устройства государства, принципы его организации и функционирования, а так же положение личности в государстве.

Сегодня конституция принимается большинством голосов 2/3 избирателей. Состоит из 2-х частей:

1. определяются нормы взаимоотношений человека и государства, фиксируются права личности, правовое равенство всех граждан.

2. Характер государства, статус различных ветвей власти, правил взаимоотношений между парламентом, президентом, правительством и судом.

При подготовке к КР смотреть темы: о составе РФ, о формировании федерального собрания, разделение полномочий между самой федерацией и ее субъектов, полномочия гос. думы, статьи о социальном государстве.

1789 год – первая конституция в США.

1789 год – во Франции декларация прав человека, 1791 – сама конституция.

В некоторых странах конституции нет вовсе – это Великобритания, Израиль, Саудовская Аравия, Бутан, Оман.

Подлинное конституционное государство – государство, где реально воплощаются конституционные нормы, которые неукоснительно исполняются органами власти, учреждениями и гражданами.

Основными признаками государства чаще всего считают 3 основных института:

1) Территория

2) Гражданство

3) Суверенная власть – верховная власть на определенной территории.

Современное государство делится по признакам:

Территориальный признак деления государства. Государства бывают унитарными, федеративными и конфедеративными.

Унитарное государство – у всех административных единиц нет дополнительных полномочий, они все – часть единого целого. Унитарные государства бывают двух типов –

1) централизованное государство (Великобритания, Швеция, Дания)

2) децентрализованное государство (Франция) – автономия отдельных территорий.

3) Федерация – свободное объединение отдельных государств, обладающих автономией. Специфика федерации – сочетание двух государственных сувиренитетов. Каждый гражданин имеет отношение одновременно к двум субъектам – субъекту федерации и самой федерании. Несколько признаков федерации:

a. 2 уровня управления;

b. Конституционное распределение исполнительных и законодательных полномочий, центров и субъектов федерации;

c. Обеспечение представительства региональных интересов на федеральном уровне.

Классификация федераций:

I. Конституционные и договорные федерации. Договорные - Центростремительные федерации – создаются снизу на договорной основе. Отличительный признак – учредительный договор между региональными сообществами. Швейцария, Аргентина, Арабские Эмираты, США.

II. Конституционная федерация – центробежная. Эти федерации создаются сверху в результате реорганизации территории. Россия.

III. Этнические, территориальные и смешанные.

a. Этнические – крупные доминирующие ареалы.

b. Территориальные – делятся только по границам с регионами по территориальному признаку. Это США, Аргентина, Мексика, Бразилия, Австралия

c. Смешанные –. Швейцария, Канада, Иран, Судан.

IV. Полусубъектные федерации. В США – 50 субъектов, в России - 23.

V. Конфедерации – современный тип государства. Это самостоятельное государство, передающее только часть полномочий союзным формам. Члены конфедерации сохраняют свои законы, законодательство принимается путем договора. Самая популярная конфедерация – ЕС.

VI. Кондоминиумы – политический союз, осуществляющий права на двух или больше территорий. Полное самоуправление. Андорра.

VII. Ассоциированные государства – существуют на основе договорных союзов, договора могут быть приостановлены в заранее оговоренных условиях. Встречаются на островах ближе к Австралии.

VIII. Договорные союзы. Большее государство довлеет своими законами на меньшее государство, а меньшее практически не имеет господства.

Формы государственного правления:

1. Монархия

Принципы правового государства:

По отношению к гражданам разрешено все, что не запрещено законом.

По отношению к государству разрешено только то, на что они уполномочены законом (предотвращение произвола власти).

Идея социального государства возникает в 70-е – 80-е годы 20 века.

Социальное государство – модель установления социальной справедливости, обеспечивающей каждому гражданину не только равные шансы на саморазвитие и самореализацию, но и те минимальные необходимые условия, которые бы обеспечили ему достойное существование.

1) Гарантия защиты от катаклизмов

2) Соучастие в делах общества и государства

3) Новое представление о престижной работе

4) Новые стандарты жизни в обществе

Главное – наладить реализацию индивидуального жизненного плана.

Л6.08.10



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: