Нестабильность политических режимов




Возникает во времена качесвенного реформирования:

Это культурный и политический раскол общества, невнимание к нуждам граждан, острая конкуренция партий, предложение обществу нестандартных решений. При недовольстве народа возникает оппозиция.

Оппозиция – это политический институт, который выражает интересы и ценности, не представленные в деятельности правящего режима.

Типы оппозиции: Проправительственная оппозиция, нейтральная и непримиримая.

Причины возникновения оппозиции (при тоталитарном или авторитарном режиме):

1. Социальное расслоение в обществе;

2. Национальное неравенство;

3. Несовершенство избирательной системы;

4. Разочарование населения в идеалах государства.

В демократическом строе оппозиция выступает стержнем, она есть всегда, а не только при нестабильности. Крайняя форма оппозиции – экстремизм.

Центризм – оппозиция, противоположная экстремизму. Ориентирован на принципиальное соглашательство и не поддерживает насилия. Главная идея центризма – легальный механизм передачи власти, т.е. реальная ответственность власти перед гражданами.

Логроллинг (шантаж) – механизм, которым государство борется с оппозицией. Это заключение сделок и ведение торга с конкурентами. Нужно раздробить оппозицию на мелкие элементы, благодаря чему снижается угроза для власти.

Авторитарный режим – находится посередине между тоталитарным и демократическим режимом. Власть находится в руках одной личности или группы лиц. Основан на широком применении силы. С тоталитаризмом его объединяет диктаторское отношение власти. С демократией – существование автономной сферы жизни общества (частная жизнь и личная собственность не зависят от государственных решений).

Это наиболее действенный институт власти, поскольку демократического и тоталитарного режимов в чистом виде не бывает.

Отличия авторитарного режима от этих двух режимов:

1. Автократия – количественная ограниченность непосредственных носителей власти: власть одного лица (тиран или монарх) или группы лиц – военная хунта или олигархическая группировка.

2. Неограниченная власть, неподконтрольная гражданам.

3. Опора насилием. Авторитарный режим почти никогда не прибегает к массовым репрессий.

4. Монополия власти и политики. Власть не допускает оппозиции и конкуренции.

5. Отказ от тотального контроля над обществом. В первую очередь это невмешательство в экономику.

6. Рекрутирование элиты. Осуществляется с применением верховной власти. Элита спускается сверху.

У авторитарного режима есть особые политические институты:

Дисциплинарная структура государства – силовые органы, тюрьма, массовые репрессии.

Авторитарный режим (как и тоталитарный) основан на политической элите. Осуществляется постоянный контроль над инициативами власти.

Семья, церковь, социальные и этнические группы, иногда общественные движения. Эти институты могут и оказывают влияние на власть. Для авторитарной власти особенно важно присутствие в управленческой системе культурных традиций и менталитета граждан. Культурные традиции, менталитет и массовое сознание не меняются в угоду идеологии.

Типы авторитарных режимов:

1. Партийный режимы – образовывается с помощью одной партии (Марокко, Непал, Гватемала, Беларусь).

2. Военный режим – приходит вместе с переворотами (Страны Латинской Америки, Африка, Греция, Пакистан и Турция).

3. Национальный авторитаризм – политика вытеснения и национальных групп.

4. Корпоративный режим – основан на бюрократии и олигархии.

Тоталитарный режим.

Для власти народ не важен, это просто масса для достижения цели.

Totalitas – полный, целый (лат). Подчинение части (индивида) целому государству. Подчинить сознание и поведение человека государству. Возникает в 20-е годы XX века. Органистское государство. Это концепция мощи государства, высокая степень сплоченности государства и общества. В этой системе действуют маргиналы и бюрократы. Этот режим возникает при депрессии, утрате социальных ориентиров, экономическом упадке, резком социальном расслоении общества, нищете и преступности.

Состав тоталитарного режима (по Близинскому):

1. Наличие тоталитарной идеологии

2. Наличие единственной партии, возглавляемой сильным лидером.

3. Секретная полиция

4. Монополия государства над массовыми коммуникациями и средствами вооружения.

По К. Попперу:

1. Строгое классовое деление

2. Отождествление судьбы государства с судьбой человека

3. Навязывание государством ценностей и образа жизни господствующего класса.

Типы тоталитарных режимов:

1. Религиозный тоталитаризм;

2. Политический (партия государство)

3. Информационный режим – пытается сохранить статус невмешательства (стату-кво) и экономическую стабильность.

Демократический режим.

Древняя Греция (4 век до Н.Э. – 5 век Н.Э.).

Управление демократическим обществом

1. Экклесия – верховный орган государства или народное собрание (мужчины от 20 лет). Собирается раз в 10 дней, решает все государственные дела.

2. Совет Пятисот – формируется из 10 фил (родов) по 50 человек от каждого рода. Это совещательный орган, занимается предварительным рассмотрением всех дел. Этот орган занимается финансами, чеканкой монет, контролем за должностными лицами.

Эти 2 элемента ежегодно переизбираются следующим элементом:

3. Коллегия.

4. Самая важная коллегия – коллегия десяти стратегов – избирается с помощью голосования. Могут избираться бесчисленное количество раз.

Самым демократическим из всех учреждений был суд присяжных. Состоит из 6 тыс. человек и разделен на 10 частей (династерий – 500 человек в каждой, остальные – запасные игроки)

Л8.5.11.

Партия государства, милиция, полиция, партизанские отряды (в период реформирования), армия, массовые организации.

Все решения на себя берет харизматичный лидер – основа государства.

Элитийский тип проводит капиталистическую и государственную социалистическую политику. Лучший пример – 3-й рейх. Лучшие руководители – профессионалы высшей категории – менеджеры, плановики, тех специалисты.

СССР 30 годов:

Поддержка капиталовложений в тяжелую и оборонную промышленность. Рынок продуктов массового потребления лешался капиталовложений. Присутствовала высокая социальная мобильность населения.

Популистская система – низкий уровень ролевой специализации (максимальное равенство между людьми). Идеальный участник политического процесса – простой гражданин, способный исполнять все государственные решения.

Обе системы объединяют:

Коллективизм, Соединение идеологических ценностей и материальных задач.

В элитийских системах очень жесткая иерархия, огромный разрыв между управляющими и подчиненными. Правящая партия должна просвещать, наставлять и править массами. Это четкий тоталитарный режим с жестким руководством. Тоталитарный режим возникает вместе с Муссолини, Джованни и Джентиле. Эрнст Юнгер объединил тоталитаризм и нацизм.

В системе с жесткой верхушкой власти низшие слои всегда страдают, а в высших всегда присутствует конфликт.

Типы демократической системы.

Либерализм – возникает в конце 18го – начале 19-го века. Индивид отделяется от общества и государства. Разграничиваются 2 сферы: государство и гражданское общество. Конституционно ограничивается деятельность государства. Защищается автономия и права меньшинства по отношению к большинству. Политическое равенство всех граждан. Личность – главный элемент политической системы.

Ярчайший пример либерализма – Англия. В 1215 году устанавливается великая хартия (carta – письменный документ) вольностей. Ни один свободный человек не должен быть арестован, заключен под стражу, лишен собственности, унижен, изгнан или наказан каким либо другим способом иначе как по закону.

В 1689 году появляется билль о правах. До этого действует монарх, палата лордов и палата общин.

Идея либерализма в классическом варианте – ограничение произвола власти с помощью личных прав и принципов народного суверенитета.

Либерализм    
     
     
     
     

 

Л9.12.11.

Мандатная теория (Ж.Ж. Руссо): Каждый гражданин имеет возможность по меньшей мере одобрять или отвергать влияющие на его жизнь законы, которые он должен уважать.

Различные партийные программы дают гражданам возможность прями влиять на государственную политику. Следовательно Программы выступают как мандаты, которые призваны исполнять как депутаты, так и правительство.

Флористическая демократия - 2 механизма:

1. Процедура сдержек и противовесов – избежание монополизации какой-либо одной группы за счет сплочения действий оппонентов.

2. Поиск компромиссов – снижение межгруппового противостояния.

Основы флористической демократии:

1) Заинтересованная группа – центральная демократическая система,

2) Общая воля,

3) система сдержек и противовесов,

4) соперничество и баланс групповых интересов,

5) разумный эгоизм,

6) государство – объект, который гарантирует соблюдение законов и не допускает монополизации власти,

7) Дефузия – распыление власти между центрами политического влияния,

8) целостный консенсус,

9) демократическая организация базиса власти.

Партиципатонная (участвующая) демократия:

Обязательное исполнение всеми гражданами функций по управлению общественными делами.

Теория эгалитарного элитизма (Шумпетер):

Свободный народ обладает в политике ограниченными функциями. Он лишь избирает промежуточные институты, которые формируют правительство, а затем полностью отстраняется от управления.

Отсоциальная демократия (А. Лейпхарт)

Идея разделения властей и обеспечение представителям меньшинства доступ к государственному управлению через:

1. Коалиционное правительство,

2. Технологии по обеспечению пропорционального представительства разных групп,

3. Обеспечение максимальной автономии группам в решении ими своих внутренних вопросов,

4. Право ВЕТО.

Основные принципы демократии:

Свобода – сознательное использование необходимости, соответствующее в данный исторический момент интересам и потребностям людей.

Принцип народной власти – чистой формы этого принципа не существуют. Чаще всего это власть не народа, а власть с согласия народа, поэтому власть должна быть легитимной, т.е. пользоваться доверием большинства.

1. Представительская – власть народа опосредована,

2. Парламентская – правительство назначается парламентом, парламент имеет право отозвать правительство, но правительство имеет право законной инициативы, члены парламента совмещают свою должность со статусом депутата, парламент – высшая часть государственной власти.

3. Президентская – президент и парламент избираются на отдельных выборах. Президент имеет право ВЕТО на парламент, часто президент – и глава государства и премьер министр, но он не может распустить парламент, не имеет права занимать в нем место, ВЕТО презитента может быть отменено парламентом.

4. Смешанная

a. Президент играет более важную роль, чем парламент, избирается на прямых выборах, влияет на формирование правительства, которое ответственно перед парламентом и может быть смещено.

b. Парламент назначает правительство, но не может его отозвать. Формально он имеет возможность законодательной инициативы, но члены парламента, избранные депутатами, должны расстаться со своими мандатами.

Нормы, по которым действует система демократии:

1. Управление через дискуссию – реалистическая демократия.

2. Консенсус

Особенности демократической политической системы. Гражданское общество.

Специфика демократической системы в наличии у нее способов и механизмов организации политического порядка.

1. Обеспечение равного права всем гражданам на участие в управлении,

2. Систематическая выборность основных органов власти,

3. наличие механизма, обеспечивающих преимущество большинства и уважение прав меньшинства.

4. Конституционализм - абсолютный преоритет правовых методов от правления и смены власти.

5. Профессиональный характер правления элитой

6. Контроль общественности за принятием важнейших политических решений

7. Идейный флюролизм и конкуренция мнений.

Эти механизмы действуют через прямую, прелисцитарную и представительскую демократию.

 

Л10.19.11.

Гражд общество не возникает там где люди не борются за свои права где нет традиции критического анализа деят-ти гос-ва, и где полит своеволие восприним как самодеятельность и отсутствие ответственности.

Как считают современные политологи сегодня элементом гражданского общества в России является самоуправление.

Гражданское общество РФ:

1. Общества по интересам

2. Муниципальное самоуправление (негосударственные территориальные организации).

Главный принцип самоуправление – принятие решений людьми или коллективом. Управляет тот, кто принимает решение.

РФ – государство, имеющее государственную направленность при либеральном направлении. На сегодняшний момент лишь 30% населения РФ склонны принимать решения. Самоуправление не возможно.

Либеральное самоуправление – это сектор государственного общества (например, предприятие коллективной собственности или муниципальное самоуправление).

Фундаментальными принципами гражданского общества являются:

1. Индивидуализация

2. Конкуренция

3. Сотрудничество

Существуют основы гражданского общества. Они состоят из трех элементов:

1. Политико-правовые основы гражданского общества: децентрализация властных полномочий; принцип разделения властей; доступ граждан к участию в государственных и общественных делах; демократическое законодательство; верховенство закона и равенство всех перед законом; независимый суд; политический плюрализм; независимые СМИ; обеспечение прав человека во всех сферах жизни.

2. Экономические основы: многоукладная экономика; разнообразные формы собственности; регулируемые рыночные отношения.

3. Духовные и культурно-нравственные основы (базовые ценности человека): самостоятельности; ориентированность на созидание, плюрализм идеологии; свобода совести; вера терпимости; цивилизованность отношений; духовность и нравственность.

Новая модель гражданского общества:

1. Ностальгически ориентированная модель – базируется на установке реставрации прошлого;

2. Проектно-ориентированная модель – ориентируется на установку приближения желаемого будущего;

3. Удовлетворенное сознание – установка на консервацию настоящего (и так хорошо).

На 01.01.2000 было зарегистрировано 275 тыс неправительственных общественных объединение, из них 70 тыс были активными, из них участвовало 2,5 млн человек. Народ на 90% не доверял этим организациям.

На начало 21 века возникают новые соц движеня:

1. Антивоенные

2. Экологические

3. Правозащитные

4. Потребительские

Главная идея этих организаций: они действовали полностью самостоятельно и хотели превратить партии в орудие для достижения собственных целей.

К 21 веку возникает 2 типа самоорганизованных групп:

1. Фасадные (Псевдогражданские) группы – официально зарегистрированные но занимающиеся мошенничеством.

2. Минимально число групп, занимающихся гуманитарными проблемами. Обычно финансировались из-за рубежа. Они никак не влияли на гражданскую и политическую жизнь. Там практически отсутствовала сетевая структура.

Трипартизм:

1. Бизнес

2. Профсоюзы

3. Государство

Сегодня появляется новая модель, третий сектор, новое социальное партнерство – организации одной цели. Происходит расширение на глобальном уровне. Расширяются ТНК и возникают некоммерческие организации (НКО).

Организационно-правовые формы общественных объединений – добровольные самоуправляемые некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан. Основаны на общности интересов для реализации общей цели, которая указана в уставе общественной организации.

ОО – общественные организации – создаются на принципе фиксированного членства для защиты общих интересов объединившихся граждан.

ОД – общественные движения – не имеют членства, приследуют различные полезные цели, которые поддерживаются участниками этого движения.

ОФ – общественные фонды – не имеют членства, живут на добровольные взносы, а так же законные поступления, используют их сами для себя.

ОУ – общественные учреждения – цель – оказание различного вида услуг, управляются лицами, назначенными учредителем.

ООС – органы общественной самодеятельности – создается для решения конкретных проблем по месту жительства/работы/учебы.

Ассоциации – создаются на основе учредительных договоров. Имеют четко выделенную типовую структуру. Бывают общероссийские, региональные, межрегиональные и местные.

Политические партии и общественные движения, профсоюзы, религиозные общества, академии, конгрессы, союзы, и лиги.

Структура гражданского общества формируется через 3 социальных института:

1. Бизнес

2. Семя

3. Политика

Экологические организации, клубы по интересам, партии, общественные объединения, благотворительные организации, женские организации, потребительские кооперативы.

Размеры гражданского общества определяются количеством

В РФ – 350 тыс некоммерческих организаций на 142,8 млн человек.

В США – 1,5 млн некоммерческих организаций на 286 млн человек.

В Индии – 1 млн некоммерческих организаций в которых участвует 1 млн человек.

В Китае – 280 тыс на 1,3 млрд человек.

Л11.26.11

Политическая Элита

Циркуляция элит – вечный цикл элит, проходящий многие века. Это универсальный принцип человеческой истории.

Парето негативно относится к элите как к правящему классу. При демократии элита узурпирует власть.

Демократия – это наиболее пустое из всех пустых понятий. Она лицемерна. Элита всегда будет у власти, несмотря на иллюзию свободы.

Р. Михельс:

Железный закон олигархии – любой демократ строй для своей стабильности должен избирать лидера. Результатом этого лидерства будет узурпаторство власти. В основном это бюрократическое лидерство. Любая система лидерства несовместима с постулатами демократии, поскольку большинство людей не способно к самоуправлению. Всегда выделяется меньшинство, которое становится правящим классом.

А. Бентли:

Для того, чтобы реализовывать власть, необходимо создавать социальные группы:

1. Профсоюзы

2. Обществ движения

3. Комитеты

4. Ассоциации

Эти группы создают среду, в которой существует структура власти.

Бентли утверждает, что соц среда управляется массовой группой (гражданское общество) и группой интересов (парламент, правительство, суды, полиция, армия, организации).

А. Лейпхарт:

Разрабатывает всю общественную демократию. По его мнению существуют разносторонние группы, которые обладают не только автономией, но и сотрудничеством и взаимным ведением. это помогает им управлять государством.

Он разработал Теорию Полиархии (власть многих):Полиархия – система представительной демократии. Основана на выборах, на свободе выражения и доступе к альтернативным источникам информации. Благодаря этой представительной форме существует множество элит. Эти элиты активно конкурируют между собой, но при этом они контролируются гражданами с помощью институтов прямой демократии:

1. Выборы

2. Референдумы

3. Демонстрации

4. Пикеты

Таким образом элита – достаточно замкнутый строй, но в такой системе она никогда не станет тоталитарным слоем.

1) Привилегированный слой

2) Заинтересованные группы

3) Пассивное население

Элита – 2 верхние формы правления – имеет экономический, политический и культурный капитал.

Внутренний круг власти – включает:

Лидеры бизнеса – главная задача – заниматься тусовками и конференциями. Политики получают деньги, а бизнесмены – власть.

Палата представителей. Среди депутатов – юристы, предприниматели, профессиональные политики. Остальные группы населения здесь отсутствуют. Это сугубо функциональный орган. Он означает следующее: парламент не отражает состав населения страны, и не должен отражать. Депутаты представляют интересы избирателей округа. Депутаты основывают свою деятельность на основе выборности.

Под демократизмом политической системы (современной системы США) понимается не массовое вмешательство граждан в систему управления, а то, что все руководящие должности систематически избираются и сменяются населением.

Х. Лассуэлл:

Концепция политических и социальных ресурсов: человек стремится к благам через институции при помощи ресурсов. Существует всего 8 благ:

1. Власть

2. Знания

3. Богатство

4. Здоровье

5. Умение

6. Привязанность

7. Уважение

8. Моральность

Существует 8 институтов, через которые эти блага реализуются. Например здоровье сконцентрирование в здравоохранительных учреждениях, а богатство – в бизнесе.

Элита – это люди, обладающие этими благами в высшей степени.

Таким образом элиту можно разделить на 8 соответствующих групп.

Особенность элиты - основа или ориентация на власть по сравнению с другими правами.

Правящая элита (ресурс власти) разделяется на следующие категории:

1. Лица, которые занимают важные посты во властных структурах;

2. Лица, которые ранее занимали эли посты, но остались лояльны к политике;

3. Лица, которые не входят в институты государства, но оказывают на них огромное влияние;

4. Оппозиция, которая обладает большим политическим весом;

5. Члены семьи тех, кто обладает властью.

Политическая элита формируется не через массы, а через интересы господствующих слоев. Она выражает интересы, связ с политическими ценностями, и контроль за принятием политически решений.

К функциям элиты относят:

1. Контроль за реализацией решений;

2. Представление групповых интересов;

3. Превращение населения в активных участников политических действий.

В. Милановский:

Структура элиты

1. Силекторат – лица, которые потенциально готовы к выполнению профессиональных функций в политике (политические активисты).

2. Потенциальная элита – разрозненные элитные группировки, которые только стремятся к власти. После выборов элита делится на

a. Самодеятельная элита – те, кто не выиграл выборы, но остался в публичной политике.

i. Оппозиция

ii. Сторонники проправительственных служб

b. Правящая политическая элита

i. Региональная власть

ii. Высшая, средняя и низшая элита

iii. Слои государственной бюрократии

3. Группа вето – от них зависит окончательное принятие решений (элита в политике). Это выдающиеся деятели науки, искусства и т.п., имеющие влияние в политике.

4. Связанная группа – неформальное объединение политиков, обладающее высочайшими статусами, и принимающие политические решения.

Л12.03.12

Политическая элита

Древнекитайская пословица: Человек, не умеющий улыбаться, не должен открывать магазин.

Политики – вожди, лидеры, руководящие страной. Они пишут историю.

Н.Макиавелли: власть нужна для поддержания порядка и могущества государя.

Управлять будут социальные институты.

Ницше: Лидер – сверхчеловек. Задача государства – создать такого сверхчеловека. Его задача – править без моральных предрассудков.

Г. Тард: Ввел понятие социализации. Лидер – это тот, кому население подражает, это источник прогресса.

В середине 20 века теорию Тарда начали разрабатывать социологи.

Темы КР:

1. Полит режимы

2. Типы демократических режимов

3. Современная элита (в т.ч. элита России)

4. Типология лидерства

Т Теория Черда (М.Карлейл):

Лидер обладает аристократическими качествами, которые возвышают его над людьми и возвышают в обществе. Политика государства зависит от качеств и намерений лидера.

Ситуационная концепция (Т.Хилтон): Лидер рассматривается не через личную специфику, а через внешние факторы.

Лидер рассматривается как функция ситуации. Его действия зависят от динамики внешней среды. Лидер зависит от тех кризисных ситуаций, в которых он находится.

Теория «Конституэнты»: Лидер – выразитель ожиданий внешней по отношению к нему группы последователей. Статус лидера дается ему только теми, кто его поддерживает. Лидер – марионетка. Эта концепция реализуется через реальную политику государства.

Рыночная теория: Лидер – торгует благами, безопасностью с целью получения дохода.

Лидерство - это

1. Разновидность власти, где ее носителем выступает один человек;

2. Управленческий статус (руководящая должность);

3. Влияние на других людей, обладающее следующими особенностями:

a. Лидер осуществляет свою волю на всю группу,

b. Влияние должно быть постоянным,

c. Лидера отличает приоритет во влиянии,

d. Лидер опирается на авторитет или признание правомерности руководства;

4. Род предпринимательства;

5. Образец политического поведения в группах.

Типология лидерства (М.Херманн) – 4 типа:

1. Знаменосец – собственное видение действительности;

2. Служитель – выразитель интересов своих приверженцев;

3. Торговец – привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе;

4. Пожарный – лидер, который требуется в данный момент.

2й- тип классификации:

1. Деловое лидерство – компетентность, умение лучше других решать поставленные задачи.

2. Эмоциональное лидерство – основано на человеческой симпатии

3. Ситуативный тип лидерства – лидер, которого требует ситуация;

Типология Р.Ж.Шварценбергера: Лидер - это

1. спасатель отечества,

2. отец нации (строгий, жесткий в управлении, но справедливый),

3. обаятельный лидер – стремится к обожанию, а ни к убеждению в правоте, свойский мужик – демонстритует близость к народу.

1. Интеграция общества и объединение масс,

2. Принятие оптимальных политических решений,

3. Защита граждан от беззакония и самоуправства

4. Коммуникация власти и масс

5. Легитимация строя

Политический имидж лидера. Этим занимаются имиджмейкеры. Имиджмейкер должен работать с:

Образом знаний – показать народу знания о лидере. Семья хобби, друзья.

Образ значений – образ, связанный с личностным смыслом.

Образ потребного будущего – это то, какой образ политика мы хотим видеть в будущем.

Образ прогноза – нужно ли лидеру тратить деньги, чтобы сохраниться на месте.

Эталонные характеристики имиджа лидера:

1. Моральная характеристика

a. Порядочность

b. Справедливость

c. Принципиальность

2. Профессиональные характеристики

a. Компитентсность

b. Образованность

c. Способность вести за собой людей

d. Жесткость

e. Ответственность

3. Социальные характеристики

a. Забота о людях

b. Доброта

c. Отзывчивость

4. Персональные характеристики

a. Физические особенности

b. Индивидуальный стиль принятия решений

Имиджевые технологии:

1. Создание информационной базы в том регионе, в котором проводятся выборы (мониторинг проводится за 2-3 года до выборов.

2. Конструируется «востребованность» населения (большую роль играют рекламные акции).

3. Привлекательность лидера – важны внешний вид, жестикуляция, дикция.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: