ПРИЛОЖЕНИЕ А
Анализ плана мероприятий по работе с родителями в соответствии с возрастной группой ДОУ
Задание: осуществите анализ плана мероприятий по работе с родителями по следующему алгоритму:
1. Ознакомьтесь с годовым планом ДОУ. Выпишите планируемые задачи годового плана.
2. Соотнесите годовой план ДОУ с перспективным планом воспитателя определенной возрастной группы (по выбору). Определите, соответствуют ли темы собраний перспективного планирования годовым задачам ДОУ.
3. Выпишите традиционные формы работы с родителями из перспективного плана работы воспитателя.
4. Выпишите не традиционные формы работы с родителями.
Форма отчетности:
· анализ плана мероприятий по работе с родителями в соответствии с возрастной группой ДОУ (должен быть проверен и подписан старшим воспитателем);
· годовой план ДОО по работе с родителями;
· перспективный план воспитателя по работе с родителями любой возрастной группы (по выбору).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Подбор диагностического инструментария по изучению особенностей семьи и семейного воспитания
Задание: осуществите подбор диагностического инструментария (анкет) по изучению особенностей семьи и семейного воспитания в любой возрастной группе (по выбору) в соответствии четырем направлениям:
1. Общие сведения о семье(возраст, образование, профессия, состав семьи)
2. Семейный микроклимат (степень участия в воспитании мамы и папы, взаимоотношения дошкольника с близкими людьми и т.п.)
3. Педагогические возможности семьи (социально-образовательный потенциал семьи, уровень родительской компетентности в вопросах воспитания детей)
4. Социальные и педагогические потребности семьи(удовлетворенность работой ДОУ, социально-образовательные запросы родителей, выбор форм взаимодействия в зависимости от семейных возможностей и т.д.).
Форма отчетности:
· Один диагностический инструментарий по каждому направлению используемый педагогом ДОО или подобранный вами самостоятельно (каждый диагностический инструментарий должен быть проверен и подписанстаршим воспитателем).
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Анализ консультации с родителями по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка
Задание: проанализируйте родительский уголок в любой возрастной группе (по выбору) на соответствие требованиям оформления родительского уголка. Результат анализа оформите в виде таблицы (таблица 1)
Таблица 1
Наименование раздела | Краткое содержание | Периодичность обновления информации | Фото раздела |
Вывод (укажите, насколько родительский уголок соответствует требованиям оформления) |
Требования к оформлению родительского уголка:
1. Информация, размещенная на стенде для родителей, должна быть динамичной. Минимум раз в две недели материал должен обновляться.
2. При размещении любого печатного материала на стенде (советов медиков, психолога и т.д.) ссылка на издание, включая авторство и год публикации, обязательна.
3. Стенд должен быть красочно оформлен. При оформлении стенда следует использовать не только рисунки и надписи «от руки», но плакаты и фотографии. Соотношение текста и иллюстраций в папках-передвижках должно быть примерно 2:6 (2 части — текст, 6 — иллюстрации), они должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем донести до них нужную информацию.
4. Необходим стенд с информацией о тематике образовательного процесса в данной группе, с возможными вариантами совместных семейных заданий.
5. Следует создать резерв для обмена информацией между участниками образовательного процесса.
Возможные разделы
1. Планшет о возрастных особенностях детей вашей группы (информация об особенностях физического, познавательного, социально-личностного, эстетического развития детей). Материал обновляется в течение года.
2. «Наша жизнь день за днем». Раздел представляет материалы о минувшем дне в виде рисунков, поделок, темы, которую анализировали на занятии. Материал постоянно обновляется
3. «Наши родители советуют». В этом разделе родители могут обратиться с каким-то предложением к другим родителям, поделиться опытом (например, профилактика простуды), информацией (в выставочном зале проходит неделя детской книги), советом и т.д.
4. «Права детей». Раздел для родителей, в который помещается разнообразная информация по соблюдению прав детства в дошкольном учреждении и семье, адреса и телефоны организаций в вашем городе, куда можно обратиться за помощью, официальные документы.
5. Режим возрастной группы. Расписывается содержание каждого режимного момента, что бы родители понимали, в чем назначение каждого элемента для развития, обучения и воспитания детей.
6. Доска объявлений. На нее помещается только официальная информация: когда будет собрание, уплата долга, принести краски и т.д.
8. Если в дошкольном учреждении работают такие специалисты, как логопед, преподаватель иностранного языка, хореограф и т.д., должен быть раздел, где помещена информация об этих занятиях.
9. Психолог, социальный педагог, медицинский работник готовят материалы для папок-передвижек или, если это необходимо, имеют постоянную рубрику в уголке для родителей.
Помимо стенда хорошо иметь шкаф или полки для демонстрации детских поделок, рисунков, а также стол для газет и журналов. Целью данной формы является дополнение словесной информации для родителей рисунками, фотографиями, натуральными предметами (образцами игрушек, игровых материалов, работ по художественному труду и т.д.), сделанными руками детей, родителей, воспитателей.
Форма отчетности:
· Анализ родительского уголка, оформленный в виде таблицы (в цветном варианте) (должен быть проверен и подписанвоспитателем)
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Наблюдение одной из форм работы с семьей
Задания:
Осуществите наблюдение одной из форм работы с семьей (родительское собрание, беседа, мастер-класс и т.п.) в любой возрастной группе (по выбору) и оформите его анализ.
Алгоритм анализа формы работы:
· Тема мероприятия
· Актуальность выбранной темы, соответствует ли она целям, задачам воспитания данной группы?
· Форма проведения
· По чьей инициативе возникла необходимость в данном мероприятии?
· Участники мероприятия, их количество
· Возрастная группа родителей
· Заинтересованность родителей, тематика задаваемых вопросов воспитателю
· Использование наглядно-демонстрационного материала;
· Длительность мероприятия по времени
· План мероприятия (Таблица 2)
Таблица 2
Структура мероприятия | Деятельность участников | ||
Родители | Воспитатель | Сотрудники ДОО (если принимали участие) | |
Вводная часть | |||
Основная часть | |||
Заключительная часть |
2.Спроектируйте свое мероприятие с родителями в любой возрастной группе (по выбору), в соответствии с выбором детского сада (осуществите подбор материала по выбранной теме, согласуйте его с наставником по практике). Составьте конспект по следующей схеме:
· Тема мероприятия
· Форма проведения
· Цель мероприятия
· Задачи
· Участники
· Ход мероприятия (оформите план-конспект в соответствии с алгоритмом: вводная, основная, заключительная части)
· Используемые источники
Форма отчетности:
· Анализ наблюдения одной из форм работы с семьей (должен быть проверен и подписанстаршим воспитателем)
· Конспект запланированного мероприятия с родителями (должен быть проверен и подписанстаршим воспитателем)
ПРИЛОЖЕНИЕ Д