(По мотивам сказки Е.Шварца.)
Сценарий для детского театра, где будут играть сами дети.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
СКАЗОЧНИК
ПЕТЯ ЗУБОВ
МАМА ПЕТИ
ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК
ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК
1-Я ЗЛАЯ ВОЛШЕБНИЦА
2-Я ЗЛАЯ ВОЛШЕБНИЦА
ВИТЯ
ЛЕНА
ЗИНА
КОЛЯ СНЕГИРЕВ – ДРУГ ПЕТИ ЗУБОВА
БАБУШКА
1 СЦЕНА.
(Музыка.)
СКАЗОЧНИК: Эта удивительная история произошла с одним мальчиком, учеником 3-го класса «Б». Звали его Петя Зубов. Петя был очень неорганизованным мальчиком, всюду опаздывал и даже получал двойки по некоторым предметам. При этом он говорил «успею, исправлю, нагоню». Недели шли за неделями, а все оставалось по-прежнему. И опять «успею, исправлю, нагоню»… Не верите? Давайте заглянем к нему домой, сами убедитесь…
(Музыка. Занавес открывается. На сцене комната Пети. В комнате находятся Петя и его мама.)
МАМА ПЕТИ: Петя, ты долго еще будешь собираться? В школу опаздаешь!
ПЕТЯ: Успею!
МАМА ПЕТИ: А ты помнишь, что у тебя двойка по арифметике?
ПЕТЯ: Исправлю!...
МАМА ПЕТИ: И по русскому языку ты стал отставать!
ПЕТЯ: Нагоню!... (задумался)
(Петина мама уходит за сцену.)
ПЕТЯ: Интересно, обгоню я сегодня Кольку на велосипеде? (сидит, размышляет)
Вот был бы у меня реактивный моторчик!...
(На сцене опять появляется мама Пети.)
МАМА ПЕТИ: Петя! Ты опять в облаках витаешь? Опоздаешь в школу!
ПЕТЯ: Успею!
МАМА ПЕТИ: (в зал) И вот так каждый день!
(Занавес закрывается)
СКАЗОЧНИК: Убедились? Да, не ценит он время, вот поэтому с ним и приключилась эта удивительная история. Что за история? А он попал в лапы к злым волшебникам! Что, думаете такого не бывает? А вот сейчас посмотрим!
2 СЦЕНА.
(Музыка. Занавес открывается. Мы видим лес. В середине сцены мы видим нарисованную избушку. Она прикреплена к стояку или к ширме. Появляется Главный злой волшебник.)
ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: Вот мы и дома!
Но почему-то никто не встречает! Странно!
Спят наверное! Вот дармоеды!
(Подходит к избушке. Отодвигает стояк или ширму. Там мы видим сидящих за столом трех злых волшебников. Они что-то пишут.)
ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: Чем это вы занимаетесь?
ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: Доносы строчим!
ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: Доносы? Да кому они теперь нужны?
От жизни отстали! Думать не хотите! Обленились!
За последние 10 лет ни одной приличной гадости людям не сделали!
А еще злые волшебники!
1-Я ЗЛАЯ ВОЛШЕБНИЦА: Так ведь старость!
В молодости сам небось помнишь, как я лихо орудовала!
ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: Молчи, лучше!
(обращается к Злому волшебнику) Вот ты скажи, какая у Вас обязанность?
ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: Наша обязанность всячески вредить людям!
ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: И как же ты вредишь?
ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: (вздыхает) Ой, что-то в последнее время плохо получается!
ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: Да вы что, дармоеды! На покой собрались?
Не выйдет, голубчики! Придется еще поработать!
ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: Но ведь силы уже не те, годы наши преклонные, пенсионные!
ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: А годы мы себе вернем! Помолодеем!
И с новыми силами начнем людям вред приносить!
2-Я ЗЛАЯ ВОЛШЕБНИЦА: А как же мы помолодеем?
ВСЕ: Да, как?
ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: А вот слушайте!
Известно ли вам, что на свете есть множество ребят, которые попусту теряют время?
Вот мы и должны это время подобрать и себе взять!
ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: Да, а как же его возьмешь, время-то? Ведь это же не кошелек.
Вот если кто-нибудь потеряет кошелек, а ты его возьмешь и присвоишь!
А время-то, оно ведь не вещественное!
ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: Это для людей оно не вещественное, а для нас, злых волшебников, очень даже вещественное!
Оно вроде песочка, потерянное время. Его надо только веничком собрать и в мешок положить. И при этом заклинание сказать: «Чирлики-мирлики! Шаранды-баранды! Что от вас ушло, то к нам пришло!»
А потом из этого песочка замесим тесто, напечем лепешек, съедим и помолодеем!
1-Я ЗЛАЯ ВОЛШЕБНИЦА: А старость наша куда денется?
ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: Старость к детям перейдет!
Они вместо нас превратятся в стариков! Понятно?
И нам польза и людям вред!
ВСЕ: Ха-ха! Вот это здорово!
ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: Тихо! Заклинание запомнили?
ВСЕ: Запомнили!
ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: Тогда мешки берите, и за работу!
(Музыка. Занавес закрывается.)
3 СЦЕНА.
СКАЗОЧНИК: Побежали злые волшебники по городу искать ребят, которые время попусту теряют… А это и не трудно, ведь время утреннее, все ребята должны в школе за партой сидеть.
(Музыка. Занавес открывается. Появляется Петя Зубов. Он идет медленно, у него мечтательный вид. Появляется Главный злой волшебник с мешком и с веником.)
ПЕТЯ: (останавливается) Да, интересно, обгоню я сегодня Кольку на велосипеде?
ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: (торжествующе) Ага, голубчик, попался!
(обращается к Пете) Мальчик, ты ведь должен в школе быть!
ПЕТЯ: Я? Да! Я и иду в школу!
ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: Так ведь звонок давно прозвенел!
ПЕТЯ: Успею!
(Петя идет дальше. Главный злой волшебник открывает мешок.)
ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: Чирлики-мирлики! Шаранды-баранды!
Что от вас ушло, то к нам пришло!
(Главный злой волшебник заметает веником в мешок. Петя уходит за сцену, вслед за ним идет Главный злой волшебник.
На сцене появляется девочка Лена, она прыгает через веревочку (все дети должны быть с ранцами за плечами, ведь они идут в школу). За ней идет 1-я злая волшебница.)
1-Я ЗЛАЯ ВОЛШЕБНИЦА: Девочка! А ты что же не в школе?
ЛЕНА: Я? А я уже иду!
1-Я ЗЛАЯ ВОЛШЕБНИЦА: (ехидно) Так ведь звонок давно прозвенел!
ДЕВОЧКА: Успею!
(Девочка Лена идет дальше. 1-я злая волшебница открывает мешок.)
1-Я ЗЛАЯ ВОЛШЕБНИЦА: Чирлики-мирлики! Шаранды-баранды!
Что от вас ушло, то к нам пришло!
(1-я злая волшебница заметает веником в мешок. Девочка Лена уходит за сцену, волшебница идет за ней.
На сцене появляется девочка Зина, она играет в мячик. За ней идет 2-я злая волшебница. Она открывает мешок и начинает веником заметать.)
2-Я ЗЛАЯ ВОЛШЕБНИЦА: Чирлики-мирлики! Шаранды-баранды!
Что от вас ушло, то к нам пришло!
(Девочка Зина уходит за сцену, вслед за ней идет 2-я злая волшебница.
На сцене появляется мальчик Витя, он держит в руке кораблик. За ним идет Злой волшебник. Он открывает мешок.)
ВИТЯ: Где бы мне этот кораблик запустить?
ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: (ехидно) Мальчик, а ты в школу не опоздаешь?
ВИТЯ: Успею!
(Мальчик Витя идет дальше. Злой волшебник начинает веником заметать в мешок.)
ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: Чирлики-мирлики! Шаранды-баранды!
Что от вас ушло, то к нам пришло!
(Мальчик Витя уходит за сцену. За ним идет Злой волшебник. Музыка. Занавес закрывается.)
4 СЦЕНА.
СКАЗОЧНИК: Что же случилось с ребятами? Действительно они превратились в стариков или заклинание не сработало? Давайте отправимся вслед за Петей и посмотрим…
(Звенит звонок с урока.)
СКАЗОЧНИК: Ай-ай-ай! Уже звонок прозвенел с первого урока, все ребята выбежали на переменку, а Петя Зубов только в школу пришел… (пауза)
Первый, кто повстречался Пете в школе, был его друг Коля Снегирев…
(Музыка. Занавес открывается. На сцене Петя и Коля. Петя стоит к залу спиной.)
ПЕТЯ: Привет, Колька!
КОЛЯ: (удивленно) Здравствуйте, дедушка! А Вы кто?
ПЕТЯ: Ты что, Колька? Какой я тебе дедушка?
КОЛЯ: (растерянно) Но я не знаю Вас… А-а… Вы, наверное, дедушка кого-нибудь из ребят?
ПЕТЯ: Да что ты все заладил, дедушка, да дедушка! Вот как дам сейчас, будет тебе дедушка!
КОЛЯ: (испуганно) Ой, извините, дедушка, но я, пожалуй, пойду…
(Коля быстро уходит.)
ПЕТЯ: (растерянно) Дедушка? Почему дедушка?
(Петя поворачивается к залу. Мы видим дедушку (у мальчика, который играет Петю, наклеены усы и борода).)
ПЕТЯ: Посмотрюсь-ка я в зеркало! Может быть, со мной что-то не так?
Где-то оно у меня было в ранце.
(Петя начинает искать зеркало в ранце.)
ПЕТЯ: (говорит, постепенно оживляясь) Я им еще вчера на уроке пускал зайчиков, а Мариванна не могла понять, кто это, а все ребята смеялись…
(Петя достает зеркало, смотрится в него.)
ПЕТЯ: Ай! Кто это?
(хватается за бороду) Что это?
(Музыка. Занавес закрывается.)
СКАЗОЧНИК: Испугался Петя, побежал домой к маме, а она его тоже не узнала, думала монтер пришел электричество починить. Вышел тогда Петя на улицу, заплакал. «Теперь у меня нет ни мамы, ни друзей, - говорил себе Петя, - и главное, я ничему не успел научиться. Настоящие старики, те или доктора, или мастера или учителя. А я кому нужен? Я ведь всего только ученик 3-го класса. Мне даже пенсию не дадут – ведь я всего только три года работал, да и то – на двойки, да на тройки. Что же со мной будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик…»
Так Петя думал и шел, сам не зная куда. Так он вышел за город и вошел в лес. Шел он, шел, вдруг видит – в лесу стоит какая-то избушка. Решил он зайти в нее, отдохнуть…
5 СЦЕНА.
(Музыка. Занавес открывается. На сцене внутренность избушки – стол, стулья, большие часы (часы могут быть нарисаванны). В избушке Петя, он оглядывается, потом смотрит в окно. На сцене появляются злые волшебники, они имеют вид детей.)
ПЕТЯ: Какие-то дети идут сюда…
Только они какие-то странные: лица у них злые, и ведут себя не как дети…
Спрячусь-ка я, пожалуй, на всякий случай!
(Петя прячется, а злые волшебники заходят в избушку, они имеют вид детей. Главный злой волшебник держит в руках несколько рогаток.)
ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: Для начала мы раздадим разным ребятам вот эти рогатки!
Они всех собак и кошек покалечут, птиц перестреляют…
ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: Будет сделано!
Мы ведь теперь молодые, у нас на все сил хватит!
1-Я ЗЛАЯ ВОЛШЕБНИЦА: Да, теперь с новыми силами начнем людям вредить!
ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: Только мы пока должны быть осторожны!
ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: А что такое?
ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: А вот слушайте! (оглядывается)
Нас никто не слышит?
2-Я ЗЛАЯ ВОЛШЕБНИЦА: Кажется, никто! Кому же здесь быть кроме нас?
ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: Дело в том, что превращенные нами ребята еще могут превратиться опять в детей!
ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: Как же это?
ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: А вот так!
Если они случайно догадаются и придут сегодня до захода солнца к нам в избушку, повернут часовую стрелку на 4 круга назад и произнесут наше заклинание: «Чирлики-мирлики! Шаранды-баранды! », то они опять станут детьми.
ВСЕ: А мы?
ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: А мы исчезнем!
1-Я ЗЛАЯ ВОЛШЕБНИЦА: Совсем?
ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: Совсем!
2-Я ЗЛАЯ ВОЛШЕБНИЦА: (испуганно) Тогда, может быть, нам было лучше стариками оставаться?
ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: (передразнивает) Лучше!
Ты ведь сама говорила, что сил у тебя нет!
2-Я ЗЛАЯ ВОЛШЕБНИЦА: (уныло) Говорила!
ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: Да что вы, как же им все это узнать?
1-Я ЗЛАЯ ВОЛШЕБНИЦА: Да как им нас разыскать!
ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: Вот именно!
Но все-таки будьте осторожны!
А теперь за работу! Все отправляемся в город!
И с новыми силами людям вредить!
(Злые волшебники уходят за сцену. Петя вылезает из своего укрытия.)
ПЕТЯ: Надо скорее бежать, искать ребят, которые тоже превратились в стариков!
Так… Волшебников было четверо, два мальчика и две девочки. Значит, мне надо найти еще одного мальчика и двух девочек!
Только как же я их найду? (пауза)
Все равно надо спешить, ведь сюда надо прийти до захода солнца!
Как они сказали? Всем четверым собраться в избушке, повернуть стрелку 4 раза назад и произнести заклинание «Чирлики-мирлики! Шаранды-баранды! ».
Надо бежать!
(Петя уходит за сцену. Музыка. Занавес закрывается.)
6 СЦЕНА.
СКАЗОЧНИК: Итак, побежал Петя искать ребят, которых злые волшебники превратили в стариков. Только как же их найти?
(Музыка. Занавес открывается. Появляется Петя, останавливается в задумчивости. На сцене появлется Бабушка.)
ПЕТЯ: Бабушка, Вы не ученица третьего класса?
БАБУШКА: (удивленно) Что?
ПЕТЯ: Вы в каком классе учитесь? Я, например, учусь в третьем классе. А вы в каком?
БАБУШКА: (возмущенно) Да Вы что, смеетесь надо мной?
Постыдились бы, в такие преклонные годы и не научились себя вести!
(Бабушка уходит за сцену.)
ПЕТЯ: Нет, так ничего не получится! Только бабушку напугал!
(задумался) Надо по каким-то признакам искать!
Ведь превращенные дети только внешне старики, а внутри они все равно остались детьми, как и я. Значит, надо искать необычных стариков!
(Появляется девочка Лена, она имеет вид бабушки. Лена прыгает через веревочку.)
ПЕТЯ: Вот! Эта точно превращенная!
(Петя подходит к Лене.)
ПЕТЯ: Можно Вас спросить?
ЛЕНА: (перестает прыгать) А что?
ПЕТЯ: Как Вас зовут?
ЛЕНА: Лена!
ПЕТЯ: А в каком классе Вы учитесь?
ЛЕНА: В третьем! А что?
ПЕТЯ: А то, что ты превращенная!!
ЛЕНА: Как это превращенная?
ПЕТЯ: А вот так!
(Петя протягивает Лене зеркало. Она смотрится в него и ахает.)
ЛЕНА: А-а-а! Что это?
(Петя заклоняется к Лене и начинает шептать ей что-то на ухо.)
ЛЕНА: А что же делать?
ПЕТЯ: Надо найти еще 2-х ребят – мальчика и девочку и вместе с ними до захода солнца успеть прибежать в избушку злых волшебников, потом повернуть стрелку на четыре круга назад и сказать заклинание «Чирлики-мирлики! Шаранды-баранды » и тогда мы снова превратимся в детей!
ЛЕНА: А как же мы найдем этих ребят? Ведь они выглядят, как старики!
ПЕТЯ: Так же, как я нашел тебя! По признакам!
Ведь они не обычные старики, значит, и ведут себя не как старики!
ЛЕНА: Правильно! Тогда бежим искать?
ПЕТЯ: Бежим!
(Петя и Лена убегают за сцену. Звучит музыка. Дальше действие происходит без слов, под музыку. На сцене появляет Девочка Зина (она имеет вид бабушки). Она играет в мячик. С другой стороны сцены появляются Петя и Лена. Они подходят к Зине, что-то ей говорят, показывают зеркало, Зина ахает, хватается за голову, затем ей Петя что-то шепчет на ухо, все трое берутся за руки и убегают за сцену. Появляется мальчик Витя с корабликом в руках (он имеет вид дедушки). Затем с другой стороны сцены выбегают Петя, Лена и Зина. Они останавливаются, смотрят на Витю, о чем-то шепчутся между собой, потом подходят к Вите. Дальше происходит сцена такая же, как с Зиной. Все это время играет музыка. Все ребята убегают за сцену. Занавес закрывается.)
7 СЦЕНА.
СКАЗОЧНИК: Итак, ребята собрались все вместе и побежали в лес. Только бы им успеть до захода солнца…
(Музыка. Ребята выходят на авансцену.)
ЛЕНА: Ну, где же эта избушка? Сколько мы уже ходим!...
ВИТЯ: Уже и солнце садится!
ЗИНА: Наверное, мы не успеем и навсегда останемся стариками! (закрывает лицо руками, плачет)
ПЕТЯ: Ребята, кажется я вспомнил дорогу!
Надо идти вот по этой тропинке! (показывает рукой в сторону)
ВИТЯ: А успеем?
ПЕТЯ: Должны успеть! Бежим!
ВСЕ: Бежим!
(Музыка. Ребята убегают с авансцены. Через некоторое время занавес открывается. Мы видим избушку. На сцене появляются ребята.)
ПЕТЯ: Вот она эта избушка!
(Петя отодвигает ее и ребята заходят внутрь.)
ПЕТЯ: Вот эти часы!
ВИТЯ: Быстро поворачивай стрелку! Солнце почти зашло!
ПЕТЯ: Сейчас!
(Петя подходит к часам. На сцене появляются злые волшебники.)
ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: Дверь открыта!
Наверное, это превращенные ребята!
ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: Как же они узнали?
ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: Не время выяснять!
Надо не дать им повернуть стрелку!
ПЕТЯ: Ребята, злые волшебники!
(Ребята поворачиваются и видят злых волшебников.)
ЗИНА: Что же делать?
ПЕТЯ: Задержим их!
Лена, доставай прыгалки!
(Лена достает прыгалки.)
ПЕТЯ: Растягивай!
(Ребята низко растягивают прыгалки. Злые волшебники вбегают в избушку, натыкаются на прыгалки и падают.)
ВСЕ РЕБЯТА: Ура!!
ПЕТЯ: Задержите их!
Я поворачиваю стрелку!
(Петя подходит к часам. Злые волшебники пытаются подняться, друг другу мешают. Витя, Лена и Зина мешают им встать. Петя поворачивает стрелку.)
ПЕТЯ: Раз! Два! Три! Четыре!
Чирлики-мирлики! Шаранды-баранды!
(Звучит музыка, гаснет свет. За это время злые волшебники убегают за сцену, а ребята быстро снимают с себя усы, бороды, платки и т.д., т.е. как-будто они превратились в детей. Музыка перестает играть, включается свет. Ребята смотрят друг на друга.)
ВСЕ РЕБЯТА: Ура!!
Мы опять дети!
Злые волшебники исчезли!
(Музыка – это может быть полечка. Ребята берутся за руки и начинают кружиться. Занавес закрывается.)
СКАЗОЧНИК: Вот такая история!...
И ведь какие ребята оказались все молодцы, победили злых волшебников!...
А Петя? Сколько смелости, смекалки он проявил!
Но уж теперь они, наверное, никогда не будут зря терять время!
А вы? Научила вас чему-нибудь эта история?
(Музыка.)
КОНЕЦ СПЕКТАКЛЯ.