Критический анализ факторного подхода к психическому развитию ребенка в онтогенезе
- подходы к изучению развития: факторные и теории активности; натуралистический и культурно-исторический подход
- факторные теории: наследственность и/или среда?
- однофакторные теории: нативизм (фактор наследственности): теория рекапитуляции Холла; теории созревания (Бюлер, Хомский)
- однофакторные теории: эмпиризм (фактор среды): бихевиоризм
- двухфакторные теории: конвергенция факторов Штерна
- двухфакторные теории: антагонизм факторов в психоанализе (Фрейд, Адлер, Хорни, Эриксон) и ранней теории Пиаже
- критика: неучет специфики развития, игнорирование активности, неадекватная оценка роли одного из факторов.
Развитие психоаналитического учения о развитии личности в онтогенезе
- Фрейд: равновесно-интеграционная теория: цель психической деятельности – равновесие психодинамических сил. Человеческая природа VS общество (репрессивная функция); * периодизация
- индивидуальная психология Адлера: комплекс неполноценности, компенсация
- Хорни: неврозы
- Юнг: индивидуация
- теория объектных отношений: Винникот, Малер
- Эриксон: достижения всех возрастов, включая старость
- ранний Пиаже как теория, выросшая на базе ПА
Культурно-историческая концепция психического развития ребенка Л.С.Выготского
- истоки теории: французская социологическая школа (Леви-Брюль, Дюркгейм, Жане)
- ключевая идея психологии ЛСВ – психика человека качественно отлична!
- возраст – единица развития; определение
- 4 частных теории применительно к развитию
- 2 компонента возраста: НО и ССР
- динамика возраста: чередование литических и критический периодов
- учение о ВПФ: структура и происхождение
- законы развития
- соотношение обучения и развития, понятие ЗБР
Причины и условия психического развития ребенка в современной отечественной психологии
- можно начать с двух слов о историческом развитии взглядов на причины развития (обращаемся к факторным теориям)
- отечественная психология: культурно-деятельностный подход
· - среда как источник развития, закон среды
· - деятельность как движущая сила развития: теория деятельности, ВД
· - общение как условие развития
· - нормальная нейрофизиологическая деятельность мозговых структур как условие развития
Роль общения в психическом развитии человека
- общение как условие развития, феномен депривации
- развитие средств общения (плач, крик, улыбка, смех, мимика, вокальное и мимическое имитирование, интонации, позы, действия с предметами, речь)
- формы общения по Лисиной и их онтогенез
Основные теоретические подходы к проблеме периодизации психического развития. Роль кризисов в психическом развитии
- ПА: Фрейд, Эриксон, Пиаже
- Отечественная парадигма: ДБЭ
· - что такое деятельность
· - что такое кризис
· - как строится периодизация
· - сама периодизация
УСТАНОВОЧНАЯ ЛЕКЦИЯ ПО ВП
Возрастная психология.
План + базовые понятия, имена.
ВП – возраста
ПР – теории. На этом будет акцент!
Теории: факторные (универсальные законы онтогенетического развития; 2 фактора: наследственность - Декарт и среда - Локк) и теории активности.
Другое деление: КИП и натуралистический подход.
Теория рекаптуляции: Холл
Теория созревания – пользоваться знаниями нейры! Но кстати процессы созревания обусловлены активностью субъекта – наследственность проявляется через средовые условия.
Ассоциаизм – в тумане.
Поведенческие теории. Не только теория онтогенетического развития, но и практики обучения, научения и терапии. Классический, Скиннер, Бандура (но он не факторный! – саморегуляция)
Штерн – конвергенция двух факторов.
Фрейд и ранний Пиаже – антагонизм двух факторов.
Критика: неучет специфики развития, игнорирование активности, неадекватная оценка роли одного из факторов.
Близнецовые исследования. Даже Гезелл признает, что только двумя факторами нельзя определить все детерминанты развития.
Среда действует не как фактор, а важна позиция к среде ребенка. Важно искать другие детерминанты! – привет, теория деятельности.
ПА и Пиаже – теории!
ПА Фрейдом не заканчивается! Там еще Адлер, Хорни, Юнг (период зрелости как период становления личности, индивидуация), Эриксон. Теория объектных отношений – Винникот (ребенок и среда и социум), Малер.
Из Хорни вырастает теория привязанности Боулби! Но наша кафедра должна знать, что происходит дальше с привязанностью.
Развитие интеллекта
Пиаже. Дискуссия с ЛСВ. Эгоцентризм децентрация. Ассимиляция аккомодация адаптация. Операция сохранение.
Законы развития в отечественной психологии.
А тут откуда-то проблемы! Потому что ЛСВ не очень хорошо структурируется. СФОРМУЛИРОВАТЬ базовые законы.
Единица развития – психологический возраст. Закон гетерохронности развития. Использовать хронологию в качестве единицы оценки мы не можем. Нет психики вне развития. Человеческая психика качественно отлична от психики животного. ВПФ! Возникают через овладение знаком и значением. Изучение психики в развитии.
Применяя диалектический подход (привет кризису), пытался создать новую психологию на новой методологической основе. Ключевая идея – что психика человека качественно отлична.
4 частных теории применительно к развитию:
- Учение о структуре и динамике психологического возраста
- Учение о ВПФ
- Учение о ведущей роли обучения для развития
- Учение о методе исследования развития – заложил основу формирующего развития (методика двойной стимуляции)
2 компонента возраста у ЛСВ!!! ССР и НО. У АНЛ и ДБЭ – 3 (+ деятельность)
Динамика возраста – чередование возрастов и кризисов
Механизм – разрешение противоречия между старой ССР и новыми способностями и достижениями ребенка
2 гипотезы о ВПФ: 1) об особой структуре:
- опосредствованность знаком и значением – средство управления поведением и своими псих.функциями. знак и значение имеют соц происхождение. Функция – управление поведением
- произвольность
- системность (высокий уровень обобщения возможен только в системной структуре). Значения развиваются - меняется уровень обобщение. Хорошее обучение – основанное на усвоении СИСТЕМЫнаучных понятий (приводит к развитию ВПФ)
- осознанность
ЗАКОН РАЗВИТИЯ ВПФ – близко к тексту! (всякая ПФ появляется на сцене дважды…)
Приложение к ЭР – закон интеориоризации. Генезис внутреннего плана сознания! Он формируется прижизненно благодаря интеориоризации знаков и значений. Развитие ВПФ связано с развитием значений.
2) и особом происхождении
Теория о ведущей роли обучения
Развивающее обучение: в ЗБР и строится как овладение системой научных понятий
Социальная среда выполняет особую роль – это источник развития. Закон среды. Среда содержит в себе культурные средства. Противоречие есть источник развития. Среда порождает противоречие (между старой ССР и новыми возможностями).