Законы развития в отечественной психологии.




Критический анализ факторного подхода к психическому развитию ребенка в онтогенезе

- подходы к изучению развития: факторные и теории активности; натуралистический и культурно-исторический подход

- факторные теории: наследственность и/или среда?

- однофакторные теории: нативизм (фактор наследственности): теория рекапитуляции Холла; теории созревания (Бюлер, Хомский)

- однофакторные теории: эмпиризм (фактор среды): бихевиоризм

- двухфакторные теории: конвергенция факторов Штерна

- двухфакторные теории: антагонизм факторов в психоанализе (Фрейд, Адлер, Хорни, Эриксон) и ранней теории Пиаже

- критика: неучет специфики развития, игнорирование активности, неадекватная оценка роли одного из факторов.

 

Развитие психоаналитического учения о развитии личности в онтогенезе

- Фрейд: равновесно-интеграционная теория: цель психической деятельности – равновесие психодинамических сил. Человеческая природа VS общество (репрессивная функция); * периодизация

- индивидуальная психология Адлера: комплекс неполноценности, компенсация

- Хорни: неврозы

- Юнг: индивидуация

- теория объектных отношений: Винникот, Малер

- Эриксон: достижения всех возрастов, включая старость

- ранний Пиаже как теория, выросшая на базе ПА

 

Культурно-историческая концепция психического развития ребенка Л.С.Выготского

- истоки теории: французская социологическая школа (Леви-Брюль, Дюркгейм, Жане)

- ключевая идея психологии ЛСВ – психика человека качественно отлична!

- возраст – единица развития; определение

- 4 частных теории применительно к развитию

- 2 компонента возраста: НО и ССР

- динамика возраста: чередование литических и критический периодов

- учение о ВПФ: структура и происхождение

- законы развития

- соотношение обучения и развития, понятие ЗБР

 

Причины и условия психического развития ребенка в современной отечественной психологии

- можно начать с двух слов о историческом развитии взглядов на причины развития (обращаемся к факторным теориям)

- отечественная психология: культурно-деятельностный подход

· - среда как источник развития, закон среды

· - деятельность как движущая сила развития: теория деятельности, ВД

· - общение как условие развития

· - нормальная нейрофизиологическая деятельность мозговых структур как условие развития

 

Роль общения в психическом развитии человека

- общение как условие развития, феномен депривации

- развитие средств общения (плач, крик, улыбка, смех, мимика, вокальное и мимическое имитирование, интонации, позы, действия с предметами, речь)

- формы общения по Лисиной и их онтогенез

 

Основные теоретические подходы к проблеме периодизации психического развития. Роль кризисов в психическом развитии

- ПА: Фрейд, Эриксон, Пиаже

- Отечественная парадигма: ДБЭ

· - что такое деятельность

· - что такое кризис

· - как строится периодизация

· - сама периодизация

 

УСТАНОВОЧНАЯ ЛЕКЦИЯ ПО ВП

Возрастная психология.

План + базовые понятия, имена.

ВП – возраста

ПР – теории. На этом будет акцент!

Теории: факторные (универсальные законы онтогенетического развития; 2 фактора: наследственность - Декарт и среда - Локк) и теории активности.

Другое деление: КИП и натуралистический подход.

Теория рекаптуляции: Холл

Теория созревания – пользоваться знаниями нейры! Но кстати процессы созревания обусловлены активностью субъекта – наследственность проявляется через средовые условия.

Ассоциаизм – в тумане.

Поведенческие теории. Не только теория онтогенетического развития, но и практики обучения, научения и терапии. Классический, Скиннер, Бандура (но он не факторный! – саморегуляция)

Штерн – конвергенция двух факторов.

Фрейд и ранний Пиаже – антагонизм двух факторов.

Критика: неучет специфики развития, игнорирование активности, неадекватная оценка роли одного из факторов.

Близнецовые исследования. Даже Гезелл признает, что только двумя факторами нельзя определить все детерминанты развития.

Среда действует не как фактор, а важна позиция к среде ребенка. Важно искать другие детерминанты! – привет, теория деятельности.

ПА и Пиаже – теории!

ПА Фрейдом не заканчивается! Там еще Адлер, Хорни, Юнг (период зрелости как период становления личности, индивидуация), Эриксон. Теория объектных отношений – Винникот (ребенок и среда и социум), Малер.

Из Хорни вырастает теория привязанности Боулби! Но наша кафедра должна знать, что происходит дальше с привязанностью.

Развитие интеллекта

Пиаже. Дискуссия с ЛСВ. Эгоцентризм децентрация. Ассимиляция аккомодация адаптация. Операция сохранение.

Законы развития в отечественной психологии.

А тут откуда-то проблемы! Потому что ЛСВ не очень хорошо структурируется. СФОРМУЛИРОВАТЬ базовые законы.

Единица развития – психологический возраст. Закон гетерохронности развития. Использовать хронологию в качестве единицы оценки мы не можем. Нет психики вне развития. Человеческая психика качественно отлична от психики животного. ВПФ! Возникают через овладение знаком и значением. Изучение психики в развитии.

Применяя диалектический подход (привет кризису), пытался создать новую психологию на новой методологической основе. Ключевая идея – что психика человека качественно отлична.

4 частных теории применительно к развитию:

  1. Учение о структуре и динамике психологического возраста
  2. Учение о ВПФ
  3. Учение о ведущей роли обучения для развития
  4. Учение о методе исследования развития – заложил основу формирующего развития (методика двойной стимуляции)

2 компонента возраста у ЛСВ!!! ССР и НО. У АНЛ и ДБЭ – 3 (+ деятельность)

Динамика возраста – чередование возрастов и кризисов

Механизм – разрешение противоречия между старой ССР и новыми способностями и достижениями ребенка

2 гипотезы о ВПФ: 1) об особой структуре:

- опосредствованность знаком и значением – средство управления поведением и своими псих.функциями. знак и значение имеют соц происхождение. Функция – управление поведением

- произвольность

- системность (высокий уровень обобщения возможен только в системной структуре). Значения развиваются - меняется уровень обобщение. Хорошее обучение – основанное на усвоении СИСТЕМЫнаучных понятий (приводит к развитию ВПФ)

- осознанность

ЗАКОН РАЗВИТИЯ ВПФ – близко к тексту! (всякая ПФ появляется на сцене дважды…)

Приложение к ЭР – закон интеориоризации. Генезис внутреннего плана сознания! Он формируется прижизненно благодаря интеориоризации знаков и значений. Развитие ВПФ связано с развитием значений.

2) и особом происхождении

Теория о ведущей роли обучения

Развивающее обучение: в ЗБР и строится как овладение системой научных понятий

Социальная среда выполняет особую роль – это источник развития. Закон среды. Среда содержит в себе культурные средства. Противоречие есть источник развития. Среда порождает противоречие (между старой ССР и новыми возможностями).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: