Уровень - Общение в критической ситуации.





Существует также особый уровень – общение в критической ситуации. Подобные ситуации способствуют снятию масок, более плодотворному субъективному контакту, совместному принятию решений.

Чем быстрее человек определяет, на каком уровне нужно общаться с собеседником, тем успешнее будет контакт. Определить то, на каком уровне произойдет беседа подчас невозможно, однако одежда и манеры человека – первое, что следует учитывать.

При знакомстве лучше всего начинать беседу в маске сдержанной вежливости, в меру открытым и доброжелательным, но не в коем случае ни с панибратства, ни с угрюмой замкнутости.

Очень важен момент рукопожатия. Оно не должно быть ни вялым, ни таким, чтоб у собеседника трещали кости – не стоит ставить цель заранее подавить партнера по общению. Женщинам руку лучше не жать, хотя это делается довольно часто, лучше ограничиться легким поклоном головы.

Конечно, общение является чрезвычайно сложной исследовательской задачей. Однако не стоит смотреть на проблему общения со страниц научных публикаций о психологии, возможно, следует подумать о том, что общаться – это еще и просто приятно.

Можно как подниматься «вверх»: от примитивного уровня к духовному, так и опускаться «вниз». Чаще всего люди взаимодействуют на разных уровнях общения с разными собеседниками. Общение двух людей нередко происходит одновременно на нескольких уровнях.

Культура общения определяется интеллектуальным, эмоциональным, нравственным уровнями развития индивида, тем, растет он как личность, остановился в развитии или деградирует.

Уровень общения определяют такие составляющие:

1. Способность выражать мысли. Чтобы уметь гладко, последовательно и понятно высказываться, нужно обладать богатым словарным запасом. Наличие в речи слов-паразитов, длинных пауз и нецензурной брани говорит о слабо развитой способности ясно изъясняться.

Пополнить словарный запас совсем не сложно, достаточно лишь больше читать и чаще общаться с людьми, разговаривающими грамотно.

2. Подход к общению. Важно не просто выражать мысли словами, но и обращать внимание на то, понимает ли значение произносимых слов собеседник. Стиль и манеру нужно подстраивать так, чтобы они были уместны. От этого зависит восприятие речи и то, будет ли она вообще воспринята. Когда к собеседнику обращаются на понятном ему языке, он чувствует заинтересованность в общении и уважение его личности.

3. Темп речи. В одних случаях уместнее говорить быстро, в других – медленно. Оптимальный вариант – говорить размеренно, ровно, в среднем темпе, так, чтобы все слова были ясно слышны, то есть произносить в среднем 2 слова в секунду. В таком случае мысли не будут опережать слова и речь получится более красивой.

Наиболее распространенной в отечественной психологии является следующая уровневая система:

1) примитивный уровень – предполагает реализацию схемы общения, в которой собеседник не партнер, а нужный или мешающий предмет. При этом фазы контакта исполняются в пристройке сверху или (с откровенно сильным партнером) снизу. Подобный уровень общения предлагается в состоянии опьянения, озлобления, в состоянии конфликта и т. д.; 2 ) манипулятивный уровень – реализуется схема партнер – соперник в игре, которую непременно надо выиграть, причем выигрыш – выгода (материальная, житейская или психологическая). При этом манипулятор улавливает и пытается использовать слабые места партнера;

3) стандартизованный уровень – общение, основанное на стандартах, когда один из партнеров (или оба) не желают контакта, но без него не обойтись; 4) конвенциональный уровень – уровень обычного равноправного человеческого общения в рамках принятых правил поведения. Этот уровень требует от партнеров высокой культуры общения, которое может рассматриваться как искусство и для овладения которым, иному человеку приходится годами работать над собой. Он является оптимальным для разрешения личных и межличностных проблем в человеческих контактах;

5) игровой уровень – характеризуется также как конвенциональный, но с повышенной положительной направленностью на партнера, интересом к нему и желанием породить подобный же интерес к себе со стороны партнера.

В игре главное – заинтриговать, заинтересовать партнера. На этом уровне больше ценится возникшая человеческая связь, а не информативная сторона компонента общения. Идеален для преподавательской деятельности;

6) уровень делового общения – по сравнению с конвенциональным уровнем предполагает повышенную направленность на партнера как на участника коллективной деятельности. Главным на этом уровне является степень умственной и деловой активности партнера, его включенность в общую задачу. Идеален для групповой деятельности, для мозговых штурмов и т. д.;

7) духовный уровень – высший уровень человеческого общения, для которого характерно взаиморастворение в партнере, высокая спонтанность мысли и чувства, предельная свобода самовыражения, партнер воспринимается как носитель духовного начала, и это начало пробуждает в нас чувство, которое сродни благоговению.

Формы общения

Общение между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичные формы межличностного общения – анонимное, функционально-ролевое и неформальное, или интимно-семейное.

1. Анонимное общение – взаимодействие между незнакомыми или не связанными личными отношениями людьми. Под ним понимают любые временные связи между людьми, в которых они выступают как граждане, жители города или населенного пункта, пассажиры поезда, самолета или городского транспорта, зрители кинотеатра или спортивного матча, посетители музея или выставки и т. п. Люди встречаются, вступают во взаимоотношения друг с другом и расходятся. Они анонимны, безымянны по отношению друг к другу.

2. Формально-ролевое (функционально-ролевое) общение – различной продолжительности связи между людьми, которым присущи определенные роли. Участники такого общения выполняют определенные функции по отношению друг к другу: покупатель – продавец, пассажир – проводник, врач – больной и т. п.

Служебные отношения также носят функционально-ролевой характер, причем для них характерна значительная продолжительность во времени. В норме эти отношения имеют большое значение в жизни людей. Участники формально-ролевого общения знают друг друга в большей или меньшей степени – по крайней мере как работников, членов одного коллектива.

3. Неформальное общение – всевозможные личностные контакты людей за пределами официальных отношений в качестве сослуживцев, членов каких-либо организаций. Конечно, неформальное общение возможно и с товарищами по работе, но лишь в том случае, если оно выходит за рамки служебных отношений.

Примерами могут быть неслужебные контакты между коллегами во время занятий спортом, проведения досуга и т. п. Особая область неформального общения – общение между близкими людьми или членами семьи.

В настоящее время в межличностном общении существенно увеличивается удельный вес анонимного и функционально-ролевого общения. Причиной данного явления являются социальные последствия современной научно-технической революции:

процесс урбанизации;

– перемещение масс людей на новые места жительства;

– интенсификация поездок (отпуск, туризм);

– бурное развитие сферы обслуживания;

– проведение зрелищных мероприятий большого масштаба.

Таким образом, общение – это сложный и многосторонний процесс.

(Урбаниза́ция (от лат. urbanus — городской) — процесс повышения роли городов, городской культуры и «городских отношений» в развитии общества, увеличение численности городского населения, по сравнению с сельским и «трансляция» сформировавшихся в городах высших культурных образцов за пределы городов.)

Интенсификация (от лат. intensio - напряжение, усиление и racio - делаю) - усиление, увеличение напряжённости, производительности, действенности;

процесс и организация развития производства, в котором применяются наиболее эффективные средства производства, а также расширение производства.

Формы межличностного общения:

1) монологическая – когда только одному из партнеров отводится роль активного участника, а другому – пассивного исполнителя (например, лекция, нотация, и т. д.);

Речь всегда обращена к слушателю, адресована аудитории. Это означает, что мы всегда говорим с кем-то, для кого-то, чтобы высказать свое мнение, поделиться мыслями, убедить, доказать, спросить, попросить, и т.д. Иными словами, речь должна носить обращенный характер. Эта характеристика тесно связана с предыдущей. Говорящий привлекает слушателей тогда, когда он выражает что-то свое, индивидуальное.

2) диалоговая – характерно сотрудничество участников – собеседников или партнеров по общению (например, беседа, разговор);

Диалогическая речь всегда мотивирована. Это означает что мы всегда говорим по какой-то причине, с какой-то целью, которая определяется либо внешними либо внутренними стимулами.

3) полилогическая – (полилог – «многоголосие») или групповая речь –

- представляет собой своеобразную форму осуществления речевой деятельности, объединяющую в себе компоненты диалогической и монологической речи, реализует коллективную форму массовой коммуникации; она активно используется при проведении различных общественных и культурно-массовых мероприятий;

- одна из форм языкового общения людей, когда в разговоре участвуют трое и более собеседников; коллективная форма общения;многостороннее общение.

 

 

В связи с множеством трудностей и конфликтов, возникающих в ходе взаимодействий людей, формы человеческого общения оказываются бесконечно многообразными.

Формы общения классифицируются на основе разных критериев.

 

1) По критерию направленности общения, его можно подразделить на два вида:

§ общение по вертикали, например между родителями и детьми, начальником и подчиненными;

§ общение по горизонтали, примером которого может служить общение братьев, близких по возрасту; общение коллег по работе, равных по статусу.

2) По характеру его целей выделяют:

§ общение как самоцель. например общение между друзьями, родственниками;

§ общение как средство достижения какой-то внешней по отношению к нему цели:

является любое деловое, в том числе управленческое, педагогическое общение. Здесь цель находится за пределами самого процесса общения: она состоит в достижении целей организации, предприятия, учебного заведения и т.д.

 

Множество разнообразных проблем возникает в процессе семейного общения, а также в ходе взаимоотношений людей в трудовых коллективах Известно, что «сквозной» функцией руководителей трудовых коллективов является психологическое воздействие на отдельных работников и группу в целом, их побуждение к активной деятельности по достижению целей организации в процессе постоянного и многообразного управленческого общения с людьми.

Содержание человеческого общения может быть весьма многообразным.

 

Цель общения

Люди вступают в общение, преследуя определенные цели.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: