Почему О.Э. Мандельштам считают «хранителем истории»?




Notre Dame

Где римский судия судил чужой народ,

Стоит базилика,- и, радостный и первый,

Как некогда Адам, распластывая нервы,

Играет мышцами крестовый легкий свод.

 

Но выдает себя снаружи тайный план:

Здесь позаботилась подпружных арок сила,

Чтоб масса грузная стены не сокрушила,

И свода дерзкого бездействует таран.

 

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,

Души готической рассудочная пропасть,

Египетская мощь и христианства робость,

С тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес.

 

Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,

Я изучал твои чудовищные ребра,

Тем чаще думал я: из тяжести недоброй

И я когда-нибудь прекрасное создам.

 

1912

 

 

В8. К какому направлению поэзии серебряного века, для которого характерно стремление к «прекрасной ясности», «радостное любование бытием», принадлежит это стихотворение? (акмеизм)

 

В9. Какое изобразительно средство, основанное на сопоставлении явлений, использует Пушкин: «Как некогда Адам…Играет мышцами крестовый легкий свод»? (сравнение)

 

В10. Как называется средство иносказательной выразительности: «Играет мышцами крестовый легкий свод », «свода дерзкого бездействует таран», «чудовищные ребра… твердыни Notre Dame»? (метафора)

 

 

В11. Как называется вид звукописи, повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков с целью усиления ее выразительности:

 

Но выдает себя сна р ужи тайный план:

Здесь позаботилась подп р ужных а р ок сила,

Чтоб масса г р узная стены не сок р ушила,

И свода де р зкого бездействует та р ан? (аллитерация)

 


В12. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение.

(ямб)

 

 

С3. Каков поэтический смысл образа собора в этом стихотворении?

Образ собора Notre Dame вбирает в себя все культурно-историческое пространство человечества. Здесь сосуществуют эпохи (Рим, Египет, Адам, начало ХХ века). Здесь объединяются искусства: «… из тяжести недоброй/ И я когда-нибудь прекрасное создам». Здесь сливается нерукотворное и сотворенное человеком:храм подобен живому организму, человеку («распластывая нервы, играет мышцами», «чудовищные ребра»). Несмотря на принцип антитезы, положенный в основу композиции стихотворения («масса грузная стены» - «крестовый легкий свод»; «мощь» –«робость»), образ собора соединяет несоединимое. Является символом творчества и созидания.

 

(Выполняя это задание необходимо дать развёрнутый ответ ограниченного объема (5–10 предложений). Однако не надо стремиться во что бы то ни стало создать текст указанного объема. При содержательном ответе оценка не будет снижена, если текст получился короче. Главные критерии оценки: точность и полнота ответа, понимание специфики вопроса, аргументация позиции, отсутствие фактических ошибок).

 

 

С4. Каковы основные философские темы стихотворения «Notre Dame» и кому из русских поэтов близок Мандельштам в поэтическом воплощении философской проблематики?

 

В лирике Мандельштама преобладают философские стихотворения. Одна из философских тем, нашедших отражение в стихотворении «Notre Dame», – вечное стремление человека к постижению сущность бытия. Эта тема сближает творчество Мандельштама и Тютчева. В стихотворении Тютчева «Probleme» («С горы скатившись, камень лег в долине./ Как он упал? никто не знает ныне — / Сорвался ль он с вершины сам собой,/ Иль был низринут волею чужой?» законы бытия оказываются непостижимыми, как непостижимы они до конца и в стихотворении Мандельштама. Объединяют два стихотворения и образ камня: камня-слова, камня-истины.

Философская идея Мандельштама о том, что слово объединяет времена и культуры, является средством преображения хаоса в гармонию близка идеям Пушкина о роли поэта и назначении поэзии: «"Восстань, пророк, и виждь, и внемли,/Исполнись волею моей,/И, обходя моря и земли,/Глаголом жги сердца людей".

 

(Выполняя это задание необходимо дать развёрнутый ответ ограниченного объема (5–10 предложений). Однако при содержательном ответе оценка не будет снижена, если текст получился короче.

Главные критерии оценки: в работе должно быть указано не менее двух произведений одного или разных писателей или не менее двух авторов, в творчестве которых нашла отражение указанная в вопросе проблема, художественный прием и т.д., и дано содержательное обоснование для сопоставления, приводятся необходимые аргументы; фактические ошибки отсутствуют).

 

Часть 3.

Проанализируем сочинение, написанное выпускником, выполнявшим Часть С на едином государственном экзамене.

Почему О.Э. Мандельштам считают «хранителем истории»?

 

В своей поэзии О.Э. Мандельштам большое внимание уделяет проблеме времени, пишет о том, что без прошлого, без следования традициям невозможно настоящее и будущее. Поэтому его по праву называют «хранителем истории». Первый поэтический сборник Мандельштама называется «Камень». Название сборника знаменательно, так как камень – ключевое понятие в художественном мировосприятии поэта, олицетворяющий образ времени. Основная тема стихотворения «Дано мне тело…» – соотношение времени и вечности. Время Вечности, которое дано поэту, осознается как высший дар:

На стекла вечности уже легло

Мое дыхание, мое тепло.

Параллель вечность – мгновение отражает особенности мировосприятия лирического героя. Любой поступок, каждое действие человека – его возможность оставить след в вечности, а каким будет этот след зависит только от самого человека. Поэт у Мандельштама – «художник милый», превращающийся в самого Создателя, творящего бытие:

Когда его художник милый

Рисует на стеклянной тверди

В сознании минутной силы,

В забвении печальной смерти. (из стихотворения «На бледно-голубой эмали…»)

В стихотворениях О.Э. Мандельштама возникают образы истории. Поэт обращается к мотивам прошлого, образам античности. В поздней лирике Мандельштама важное значение приобретает мотив трагичности существования творца в современном мире. В настоящем утрачивается высокого предназначения слова. В стихотворении «Ласточка» слово для поэта отождествляется с судьбой искалеченной птицы. Ласточка у Мандельштама слепая, утратившая зрение:

О, если бы вернуть и зрячих пальцев стыд,

И выпуклую радость узнаванья.

Всем своим поэтическим творчеством Мандельштам пытается объяснить читателю, что настоящее невозможно без прошлого, без корней, поэтому так важны образы истории.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: