МБУДО ДДТ им.В. Дубинина, Новосибирск




Представление Колышкиной Татьяны Игоревны,

Заместителя директора по научно-методической работе

МБУДО ДДТ им.В. Дубинина, Новосибирск

 

Я работаю в Доме детского творчества им. В. Дубинина с 2003 года, сначала методистом, с 2010 года заместителем директора по научно-методической работе. Однако мое знакомство с этим учреждением произошло намного раньше, когда в 11 лет я открыла двери Дома пионеров им. В. Дубинина и вошла с состав районного интернационального штаба «Дружба». С тех пор моя судьба неразрывно связана с родным Домом и системой дополнительного образования. Здесь я выбрала свою профессию, здесь я работаю вместе со моими наставниками, которые стали коллегами и друзьями, здесь выросли мои дети.

Поэтому для меня участие во Всероссийском профессиональном конкурсе «Арктур» не только, и не столько, демонстрация своих профессиональных достижений, сколько представление опыта учреждения, с которым связана вся моя жизнь, одного из лучших учреждений дополнительного образования в стране. В 2003 году наш Дом стал лауреатом I Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования в номинации «Дом», в 2016 мы представляли свою Программу развития на Всероссийском конкурсе программ развитияорганизаций дополнительного образования детей «Арктур» и стали участниками финала.

Наш педагогический коллектив всегда старается быть в авангарде решения педагогических задач. Еще в 2003 году в Программе развития Учреждения был сформулирован принцип, которого мы придерживаемся до сих пор – принцип устойчивого развития: это развернутый во времени процесс изменений в деятельности педагогического коллектива как целостной системы, открытой к ее непрерывному обновлению, совершенствованию, осуществляемому на научно-комплексной основе, с обязательным сохранением предшествующего позитивного опыта. Это эволюция всех компонентов педагогической системы, которые устремлены к решению целевой задачи дополнительного образования – развитию мотивации к творчеству, созданию условий для самореализации и развития растущей личности.

И, что особенно важно, модель устойчивого развития призвана уловить тенденции развития образования, ее невозможно реализовать без системного прогнозирования. «Быть чуть-чуть впереди» – вот девиз грамотного руководителя, не бежать вдогонку за стремительно меняющимися нормативными основаниями и вновь появляющимися трендами, а ежедневно анализировать образовательный ландшафт и на системной основе прогнозировать возможные изменения.

Я твердо уверена, что система дополнительного образования сегодня одна из самых динамично развивающихся отраслей образования в целом. Основополагающие принципы дополнительного образования: отсутствие стандартов; наличие условий для свободного выбора ребенком образовательной области; многообразие видов деятельности;личностно-ориентированный характер обучения;высокий уровень профессионализма педагогических кадров, успешно владеющих как специально-предметными компетенциями, так и общепедагогическими, позволяют гибко реагировать на социальный и государственный заказ.

Если обратиться к целям национального проекта «Образования»[3], мы можем себя увидеть в каждой из них: мы работаем на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодёжи; мы развиваем очень тонкую материю – мотивацию ребёнка к обучению и созидательной деятельности; мы всегда работаем в тесном контакте с родителями, программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям реализуются в организациях дополнительного образования на системной основе; принцип «образования в течение всей жизни», декларируемый сегодня, всегда был актуален для пространства дополнительного образования – и педагоги, и дети в свободной творческой коммуникативной среде имеют возможность получать новые знания и умения и в своей предметной области, и в других областях.

Профессиональная ориентация школьников, актуализированная в современном контексте, всегда была одной из стратегий системы дополнительного образования – «обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте позитивной социализации как здесь и сейчас, так и на перспективу в плане социально-профессионального самоопределения, реализации жизненных замыслов и притязаний» [2]. Причем мы знаем, что профессиональное и личностное самоопределение ребенка тесно взаимосвязаны. Формируя ценностные предпочтения, воспитывая характер, развивая познавательный интерес, мы подводим ребенка к выбору профессии, а выбирая профессию, мы выбираем жизненную стратегию. Как отмечал А.Г. Асмолов [1], ребенок в учреждении дополнительного образования «ищет смысл жизни и возможность быть».

Система образования консервативна по своей природе, традиционное образование – это передача знаний, ценностей, моделей поведения от поколения к поколению. Но современный мир полон противоречий: одно из них противоречие между консервативностью образовательных институтов и необходимостью постоянной модернизации образовательного процесса. И я считаю, что дополнительное образование, благодаря своей гибкости и присущей свободе творчества, находится на стыке этих противоречий и ежедневно апробирует инструменты их разрешения.Наше учреждение видит разрешение этого противоречия в сохранении традиционных видов творческой деятельности, но в тоже время внедрении современных технологий в процесс изучения; в опоре на проверенные педагогические приемы и методы, но в поиске новых интерактивных форм проведения учебных занятий и досуговых мероприятий; в создании современной предметной среды учреждения и даже в использовании современной лексики дополнительных общеобразовательных программ и образовательных проектов.

Сегодня стратегия развития нашего Дома – этоподдержка творчески насыщенной образовательной и воспитательной среды, созданной в учреждении. Мы проектируем ее через плоскости образовательных отношений (в широком значении слова, это все субъектные связи, возникающие в процессе образования, итог фактически состоявшегося дополнительного образования в целом); воспитательных отношений (межличностные по своему психологическому типу отношения, возникающие, прежде всего, в процессе предметно-содержательного общения между педагогом дополнительного образования и обучающимися, а шире – между воспитателем и воспитанниками, между родителями и детьми); социально-профессиональных отношений ( отношения, складывающиеся в процессе непосредственной профессиональной деятельности работников, формирующие социальные связи между ними; большую роль в осуществлении профессиональных взаимодействий и социально-профессиональных отношений играет система взаимных ожиданий, предъявляемых индивидами и профессиональными группами друг к другу).

Проанализировав общие существующие противоречия в образовательном пространстве в целом и критические точки развития ДДТ им. В. Дубинина в частности, мы определили основные программные задачи:

· обновление содержания образовательно-воспитательного процесса;

· обеспечение доступности дополнительного образования для всех категорий детей;

· создание эффективной системы профориентации и профессионального самоопределения учащихся;

· формирование ценностных ориентаций детей и подростков средствами дополнительного образования;

· обеспечение личностно-профессиональной готовности педагогических кадров актуализировать культурно-развивающий потенциал образовательно-воспитательной среды учреждения.

· укрепление единства педагогического коллектива, активизация самообразования педагогов, поиск и совершенствование форм интенсивного профессионально-личностного развития педагогических кадров на своём рабочем месте;

· создание лицензированного Центра профессионального обучения и дополнительного образования на базе Учреждения.

Стратегия их решения подробно отражена в Программе развитиямуниципального бюджетного учреждения дополнительного образования г. Новосибирска «Дом детского творчества им. В. Дубинина» на 2018-2023 годы «Культурно-развивающий потенциал образовательной среды учреждения дополнительного образования детей».

Дополнительное образование является настоящим пространством для успешной самореализации не только ребенка, но и педагогического работника. Делая выбор в пользу работы в учреждении дополнительного образования детей, мы, взрослые, тоже выбираем свою жизненную стратегию. Отсутствие жёстких стандартных рамок и, в случае нашего учреждения, наличие творческой грамотной команды методистов и администраторов, открывает перед педагогами колоссальные возможности для личностно-профессионального роста: развитие профессиональных компетентностей: организационно-педагогической, информационно-коммуникативной, специально-предметной на своем рабочем месте и в обучающих организациях; взаимодействие в профессиональной среде единомышленников, в том числе и на уровне региона и муниципалитета. В нашем городе давно работают профессиональные сообщества по профилям деятельности, в том числе и заместителей директора.

Есть возможность выступить с инициативой и реализовать свой авторский проект, поработать в команде над созданием нового направления и организацией большого открытого мероприятия; участвовать в интересных методических мероприятиях: конкурсах, конференциях, фестивалях. Добавляет насыщенности этой среде и обилие открытых событий, которые инициирует и проводит само учреждение. Можно расти творчески, перенимать у своих коллег педагогические секреты и креативные идеи, и даже выступить на сцене. Новосибирская областная общественная организацияПрофсоюза работников народного образования и науки РФ уже много лет проводит Областной фестиваль творчества работников образовательных организаций Новосибирской области «Признание».

Одним словом, можно ВСЕ! Быть самим собой, быть профессионалом, быть лидером, быть Учителем и быть учеником. Моя задача как лидера большого педагогического коллектива единомышленников – постоянно поддерживать и совершенствовать такую творческую образовательную среду, которая позволит всем участникам образовательного процесса: и ребенку, и педагогу, и родителю идти вперед к творчеству, к созиданию, к самореализации и самосовершенствованию.

 

 

1. Асмолов, А.Г., Дополнительное образование как зона ближайшего развития в России: от традиционной педагогики к педагогике развития. / А.Г. Асмолов. // Внешкольник. – 1997. – № 9. – С. 6-8.

2. Концепция развития дополнительного образования детей Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г. Москва https://rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html

3. Национальный проект «Образование» https://projectobrazovanie.ru/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: