Перечень крупнейших ТНК мира
№ | Рейтинг “IndustryWeek” (по данным за 1996 год) | Рейтинг "FinancialTimes" (по данным за 1997 год) |
1. | GeneralMotors | GeneralElectric |
2. | FordMotor | RoyalDutchShell |
3. | RoyalDutchShell | MicrosoftCorp |
4. | Exxon | Exxon |
5. | Mobil | Coca-Cola |
6. | GeneralElectric | IntelCorp |
7. | IBM | NipponTelegraph&Telephone |
8. | BritishPetroleum | Merck |
9. | Hitachi | ToyotaMotorCorp |
10. | ToyotaMotorCorp | Novartis |
«Нестле» — крупнейшая в мире компания — производитель продуктов питания и напитков, эксперт в области правильного питания и здорового образа жизни. Кредо «Нестле» — делать жизнь лучше, предлагая потребителям только качественные и полноценные продукты.
Группа «Нестле»
История «Нестле» уходит корнями в 1866 год. Именно в этом году Генри Нестле, решив побороть детскую смертность, изобрел FarineLactee — первую в мире молочную смесь для грудных детей — и приступил к ее производству.
С тех пор ассортимент продукции «Нестле» постоянно расширяется, и в настоящее время насчитывает свыше 8000 торговых марок продуктов питания, которые знают потребители на всех пяти континентах.
Среди производителей продуктов питания «Нестле» отличается наибольшими в мире объемами инвестиций в научные исследования и технические разработки. В 2009 году на эти цели было потрачено 2 миллиарда швейцарских франков. В 29 исследовательских центрах и 320 прикладных группах, расположенных по всему миру, а также в Научно-исследовательском центре «Нестле», который находится в Лозанне, работают около 5200 человек, которые заняты в проведении исследований в области продуктов питания, их свойств и влияния пищи на организм. Результаты проводимых исследований позволяют постоянно улучшать качество своих продуктов. Такое внимание к НИОКР отражает стремление «Нестле» производить продукцию, которая не только обладает хорошими вкусовыми качествами, но и полезна для здоровья.
Основное направление деятельности «Нестле» связано с производством продуктов питания. Кроме этого, компания «Нестле» владеет акциями предприятий парфюмерно-косметической и фармацевтической промышленности.
Сегодня «Нестле» является крупнейшим производителем продуктов питания в мире. В группе «Нестле» работают более 330 000 человек, ей принадлежат 461 фабрика в 83 странах. В 2011 году общий объем продаж корпорации «Нестле» составил 83.6 миллиарда швейцарских франков. Чистая прибыль компании составила в 2011 году 9,5 миллиарда швейцарских франков.
В настоящий момент продукцию компании Нестле на различных рынках представляют следующие бренды*:
Кофе: Nescafe®, Taster’s Choice®, Ricore®, Ricoffy®, Nespresso®, Bonka®, Zoegas®, Loumidis®
Минеральнаявода: Nestle®, Pure Life®, Nestle Aquarel®, Perrier®, Vittel®, Contrex®, S. Pellegrino®, AcquaPanna®, Levissima®, Vera®, FerstBismarckv®, Viladrau®, Arrowhead®, Poland Spring®, Sante Maria®, La Vie®, Deer Park®, Al Manhal®, Ozarka®, Hepar®, San Bernardo®, Buxton®, HarzerGrauhof®, Hidden spring®, Ice Mountain®, Naliczowianka®, zephyrhills®
Другиенапитки: Nestea®, Nesquik®, Nescau®, Milo®, Carnation®, Libby’s®, Caro®, Calistoga®, Juicy Juice®, Nestomalt®
Молочныепродукты: Nestle®, Nido®, Nespray®, Ninho®, Carnation®, Milkmai®, La Lechera®, Moca®, Klim®, Gloria®, Svelty®, Molico®, Nestle Omega Plus®, Bear Brand®, Coffee-Mate®, Lc1®, Chamuto®, La Laitiere®, Sveltesse®, Yoco®, Svelty®, Molico®, Munch Bunch®, Chambinho®, BaerenMarke®
Сухие завтраки: Nestle®
Детское питание: Nestle®, Nan®, Lactogen®, Beba®, Nestogen®, Cerelac®, Neslac®, Nestum®, Guigoz®,Bona®, Alete®, GoodStart®
Специальноепитание: Nutren®, Clinutren®, Peptamen®, Modulen®
Спортивноепитание: Power Bar®, Pria®, Musashi®
Кулинарныепродукты (бульоны, супы, приправы, макароны, соусы): Maggi®, Buitoni®, Crosse &Blackweel®, Winiary®, Ortega®
Замороженныепродукты (полуфабрикаты, пицца): Maggi®, Buitoni®, Stouffer’s® Hot Pockets®
Мороженое: Nestle®, Frisco®, Camy®, Savory®, Peters®, HeagenDasz®, Moevenpick®, Chambinho®, Sheller®, Frigor®
Охлажденныепродукты (продуктыизохлажденногомяса, тесто, макароны, пицца, соусы): Nestle®, Buitoni®, Herta®, Toll House®, Lean Cuisine®, Sabra®, Wagner®, La Cocinera®
Шоколад, кондитерскаяпродукция, печенье: Nestle®, Crunch®, Cailler®, Galak/Milkybar®, Kit-Kat®, Smarties®, Baci®, After Eight®, Butterfinger®, Lion®, Aero®, Polo®, Frutips®, Rowntrees®, Passa Tempo®, Wonka®
Общественное питание: Chef®, Davigel®, Minor’s®
Корма для животных: Purina®, Friskies®, Darling®, Gourmet®
Фармацевтическая продукция: Alcon®, Galderma®
Косметика: L’oreal®, LaboratoriesInneov®
Диверсификация продукции
Послевоенные годы стали самым динамичным периодом в истории развития компании. Диверсифицированный подход к работе на рынке продуктов питания лег в основу новой стратегии и позволил компании ещё более эффективно реагировать на спрос потребителей. Вследствие присоединения к корпорации ряда компаний к ассортименту Nestlé добавились десятки новых продуктов. В 1947 году Nestlé объединилась с компанией Alimentana S.A. — производителем приправ и супов Maggi, и была переименована в «NestléAlimentanaCompany». За этим последовало приобретение в 1950 году британского производителя консервированных продуктов Crosse&Blackwell, фирм Findus (замороженные продукты) в 1963 году, Libby (фруктовые соки) в 1971 году и Stouffer (замороженные продукты) в 1973 году.
В этот же период началось стремительное развитие торговой марки Nescafe. С 1950 по 1959 год продажи растворимого кофе увеличились почти втрое, а с 1960 по 1974 год — ещё в четыре раза. За 15 лет, прошедших после окончания Второй мировой войны, общий объём продаж компании возрос вдвое. Разработка технологии сублимационной сушки привела к появлению в 1966 году на рынке растворимого кофе марки «Taster’sChoice».
В 1974 году компания стала крупнейшим акционером фирмы L'Oréal — одного из мировых лидеров в производстве косметики, таким образом выйдя за пределы рынка продуктов питания.
В связи с резкими изменениями в мировой экономике в это время продажи продукции на традиционных для компании рынках упали, и позиции компании пошатнулись. Чтобы стабилизировать ситуацию, компания стала наращивать объёмы производства и продаж в развивающихся странах. Кроме того, был приобретен американский производитель фармацевтических и офтальмологических товаров — AlconLaboratories, Inc.
Президент Бразилии Лула да Силва на открытии фабрики Nestlé в штате Баия (Бразилия)
В 80-е годы компания поставила перед собой две основные стратегические задачи: укрепление финансового положения путём внутренней реорганизации и продолжение политики, направленной на приобретение стратегически выгодных предприятий. Таким образом, в период с 1980 по 1984 год компания продала несколько входящих ранее в корпорацию предприятий, которые либо были неприбыльными, либо не вписывались в общую стратегию развития. В 1984 году улучшение экономического положения Nestlé позволило сделать ряд новых приобретений, включая покупку с аукциона за $3 млрд крупнейшую в США компанию-производителя продуктов питания Carnation (торговая марка «Friskies»). Подписание договора о приобретении Carnation состоялось в 1985 году и стало одной из крупнейших сделок в истории пищевой промышленности. Также в 1988 приобретена британская кондитерская компания RowntreeMackintosh, что присоединило бренд WillyWonka к Nestlé.
Затем были приобретены итальянский концерн по производству минеральной воды SanPellegrino (1997 год), британский производитель кормов для домашних животных SpillersPetfoods (1998 год и RalstonPurina (2002 год). Было принято решение о закрытии своих предприятий по производству молотого кофе в США (HillsBros, MJB, Chase&Sanborn), что позволило компании сконцентрировать усилия на продвижении нового ассортиментного ряда элитного Nescafe, производство которого началось на Западном Побережье в 1999 году.
В декабре 2005 Nestlé приобретает греческую компанию DeltaIceCream за 240 миллионов евро, а в январе 2006 в полное владение переходит Dreyer’s. Это позволило Nestlé стать крупнейшим производителем мороженого в мире, контролирующим 17,5 % рынка.
В ноябре 2006 Nestlé приобретает подразделение MedicalNutrition у NovartisPharmaceutical за $2,5 млрд. В апреле 2007 Nestlé покупает производителя детского питания Gerber за $5,5 миллиардов.
Ассортимент продукции Nestlé за время существования компании насчитывает более 2000 товарных знаков продуктов широкого потребления.
Компании принадлежат 461 фабрика и промышленных предприятия в 83 странах мира (11 предприятий находится на территории России). Численность персонала — около 330 тыс. человек (2011)
В 2011 году выручка Nestle выросла по сравнению с предыдущим годом на 6,1 % до 67,8 млрд евро, чистая прибыль увеличилась на 17,3 % до 7,7 млрд евро.
В России компания выпускает широкий спектр пищевой продукции под торговыми марками «Nescafé», «КитКат», «Nesquik», «Экстрем», «Россия — щедрая душа», «Бон Пари», «Nuts», «Золотая марка», «Maggi», «Perrier», «Friskies», «Felix», «Purina ONE», «Gourmet», «Дарлинг» и др.
Представительство Nestlé в России действует с 1995 года. Генеральный директор представительства — МаурициоПатарнелло.
В России Nestlé контролирует следующие предприятия:
шоколадная фабрика «Россия» (Самара)
фабрика мороженого в Жуковском
кондитерская фабрика «Камская» (Пермь)
фабрика растворимого и сублимированного кофе (Тимашевск)
завод детского питания и фабрика «Быстров»(варимые каши и каши моментального приготовления (Вологда)
фабрика корма для домашних животных (посёлок Ворсино,Калужская область)
и др.
В июне 2010 года компания объявила о начале строительства фабрики по производству продукции Maggi (суповые концентраты) в Вязниковском районе Владимирской области. Как ожидается, первая очередь производства будет запущена уже через год, инвестиции составят 1,6 млрд руб.[6]
Nestlé занимает ведущие позиции на российском рынке растворимого кофе, кулинарной продукции, готовых завтраков и рынка шоколада[источник не указан 42 дня]. В 2011 году объём продаж в России вырос на 11,2 % — до 66,8 млрд руб.[источник не указан 42 дня]