Лекция: Эпоха царствования Александра 1.




12 марта 1801г. на российский престол вступил Александр 1 (1801-1825). Воспитанием нового царя занималась Екатерина П, которая в шестилетнем возрасте определила в воспитатели царевичу швейцарского дворянина Ф. Лагарпа, который оказал огромное влияние на формирование воззрений царя (республиканские идеи, популярность Великой Французской революции). В становлении личности царя немалую роль сыграло то, что он вынужден был приспосабливаться одновременно и к нравам екатерининского двора и к строгим порядкам Павла 1 в Гатчине. В.О. Ключевский отмечал, говоря об Александре: «царевич должен был уметь жить на два ума, держать два парадных обличия, кроме третьего будничного, двойной прибор манер, чувств, мыслей», «Александр в совершенстве овладел искусством нравиться самым разным людям, очаровывая и привлекая их к себе, но никому не доверяя и не открывая истинных мыслей». При личном знакомстве с Александром Наполеон говорил, что русский царь «обладает умом, изяществом, образованием; он обольстителен, но ему нельзя доверять, он не искренен, это византиец эпохи упадка империи, тонкий, притворный, хитрый». Первые шаги нового императора оправдали надежды российского дворянства и свидетельствовали о разрыве с политикой предыдущего царствования. В Манифесте о вступлении на престол Александр заявил, что он будет править «по законам и по сердцу своей бабки Екатерины». 13-16 марта последовали указы об амнистии лиц, подвергшихся гонениям при Павле, о снятии ограничений на торговлю с Англией. 31 марта 1901г. был отменен запрет на деятельность частных типографий и ввоз книг из-за границы. 2 апреля император подтвердил Жалованные грамоты дворянству и городам и упразднил политическую полицию – Тайную экспедицию Сената. (Следствие по политическим делам было передано в учреждения, ведавшие уголовным судопроизводством). Но Александр1 отклонил составленный П. Паленом и П. Зубовым проект дворянско-олигархической конституции. 30 марта 1801 года император подписал указ об учреждении Непременного совета – законосовещательного органа при императоре. Первоначально совет состоял из 12 человек, среди которых были представители государственных учреждений и участники заговора против Павла. Члены совета получали право обсуждения императорских законов. Но в Наказе Непременному совету 1801 г. оговаривалось, что совет не имеет права оказывать влияния на императора. Вскоре после этого в 1801г. был создан Негласный комитет, просуществовавший до 1803г. Он состоял из молодых друзей Александра1: Строганов, Новосильцев, Кочубей, Чарторыйский. Негласный комитет не являлся официальным учреждением; его заседания собирались в личных комнатах императора, протоколы заседаний не велись. Главной задачей комитета была разработка реформ административного управления России, крестьянский вопрос, реформирование системы образования. Но программа реформ не была выработана, а обсуждение не оказало влияния на последующие реформы.

В 1802 году была проведена Реформа высших государственных учреждений. Вместо коллегий были учреждены министерства: военное, военно-морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения, юстиции, Государственное казначейство. Министры и главноуправляющие на правах министров образовали Комитет министров, статус которого при императоре был определен только к 1812г.

1802г.- реформа Сената. Сенат получил статус хранителя законов, его власть ограничивалась только императором. Все министры должны были ежегодно подавать отчеты в Сенат. Сенат имел право ставить вопрос о пересмотре законов. Но в 1803г. император ограничил полномочия Сената, и по статусу он стал ниже Комитета министров.

Мероприятия в крестьянском вопросе. Александр1 и Негласный комитет понимали необходимость отмены или хотя бы ограничения системы крепостного права, но понимали и то, что его полная отмена невозможна. Поэтому меры по решению крестьянского вопроса можно охарактеризовать как половинчатые.

- Указ 12 декабря 1801г. – предоставил право владеть землей купцам и мещанам, которые могли теперь покупать незаселенные земли.

- Указ 20 февраля 1803г. «О вольных хлебопашцах» – предоставлял помещикам возможность освобождать крестьян с землей за выкуп. Но этот указ не получил большую популярность среди помещиков, и к 1861г. было освобождено менее 0,5 % крепостных.

Более успешными были реформы сферы образования и печати. В январе 1803 года было учреждено новое положение «Об устройстве учебных заведений», которыми должно было руководить Министерство народного просвещения. Потребности нового времени привели императора к мысли о необходимости реорганизовать систему образования, которая при Екатерине П носила ограниченный характер. Был создан Комитет по образовательной реформе, который действовал с 1802-1804гг. Было образовано 6 учебных округов, во главе которых стояли университеты. Они контролировали деятельность гимназий, уездных училищ и церковно-приходских школ (предназначенных для всех сословий кроме владельческих крестьян). При этом существовала и система закрытых сословных учебных заведений на основе домашнего образования – система лицеев (Царскосельский, Нежинский, Одесский). При такой системе контроля университетов за образованием в округе, они получали значительные полномочия и составило основу для развития философских взглядов и будущих тайных организаций.

1804г. – принятие Цензурного устава, который был самым либеральным уставом в 19 веке. Он был направлен не столько на контроль, сколько на помощь в издании литературы, в первую очередь трудов европейских экономистов, просветителей и представителей немецкой классической философии.

Реформы первого периода царствования Александра1 (1801-1804) носили ограниченный характер, но они достаточно упрочили положение императора и стали примером компромисса либерального и консервативного курса правительства. С осени 1803 г. значение Негласного комитета стало падать, а Александр 1 стал рассматривать вопросы государственного управления в Комитете министров. Для продолжения преобразований императору необходимы были новые люди, не значительно связанные с верхушкой российской знати. В 1803г. Александр 1 вызвал в столицу и восстановил в должности инспектора артиллерии А.А Аракчеева.1 В 1807г. Аракчеев был назначен состоять при императоре, с правом от его имени издавать указы. Основным направлением деятельности Аракчеева с этого времени становится военно-полицейское. Для разработки плана дальнейших реформ Александр выбрал М.М.Сперанского.2

Неудачные и разорительные войны 1805-1807гг, заключение невыгодного для России Тильзитского мира 1807г. вызвали недовольство не только среди представителей высшего дворянства, но и среди купечества. Для пресечения оппозиционных настроений в обществе, в 1805г. император возродил Тайную экспедицию – ее функции были переданы Комитету для совещания по делам высшей полиции. В 1808г. полицейские функции были переданы вновь образованному органу – Комитету для рассмотрения преступлений общественного спокойствия. Его деятельность контролировал военный министр Аракчеев.

Проект М.М. Сперанского После роспуска Негласного комитета при определении плана реформ наибольшую роль стал играть М.М. Сперанский, который работал продолжительное время в Министерстве Внутренних дел под руководством графа Кочубея. К концу1809г. по поручению императора Сперанский подготовил план государственных преобразований – «Введение к уложению государственных законов». Необходимость преобразований Сперанский аргументировал потребностью разрешить противоречия между уровнем социального и экономического развития России и устаревшей формой самодержавного правления. Это позволит избежать революционную угрозу в России. По проекту Сперанского в основу нового государственного устройства должен был лечь принцип разделения властей. В качестве законосовещательного органа предполагалось создать Государственную думу, исполнительную власть сосредоточить в министерствах, а высшим органом власти становится Сенат. Государственная дума ограничивали самодержавную власть т.к. ни один закон не мог быть принят без ее одобрения. Кроме государственной думы избирались волостные, окружные и губернские думы. За императором оставалось право распустить думу и назначить новые выборы. Губернские думы избирали высшую судебную инстанцию – Сенат. Связующим звеном между императором и тремя ветвями власти должен был стать Государственной совет – совещательный орган при императоре. Члены Сената назначались императором. Император сохранял всю полноту исполнительной власти, обладал исключительным правом законодательной инициативы, утверждал новые законы, следил за исполнением судопроизводства. Все население России по плану Сперанского делилось на три сословия: дворянство, среднее сословие (купцы, мещане, гос. крестьяне), «народ рабочий» (крепостные крестьяне, мастеровые, прислуга). Все сословия получали гражданские права, два первых – политические. Их «народа рабочего» можно было перейти в «среднее сословие» приобретя собственность. Сперанский планировал провести реформу в несколько этапов, не объявляя сразу о конечных целях преобразований.

Против либерального проекта Сперанского выступила консервативная часть придворного дворянства во главе с Аракчеевым. Подготовка к проведения реформ началась в 1809г. с издания указов, по которым: прекращалось приравнивание придворных званий к гражданским чинам, устанавливались правила производства в чины по гражданской службе, вводился образовательный ценз для чиновников.

В 1810г. был объявлен манифест об упразднении Непременного совета и создании Государственного совета, в который вошли 35 высших сановников Российской империи. На первом заседании совета Сперанский был назначен на пост государственного секретаря – председателя канцелярии совета. Этот законосовещательный орган, просуществовавший до 1917г. был единственным детищем Сперанского, которое удалось реализовать из его проекта. Но на практике Государственный совет стал сам противником реформ, затягивая их обсуждение. Значение совета еще больше снизилось, когда в 1816г. его председателем был назначен Аракчеев.

В 1810-1811гг. в соответствии с паном Сперанского была изменена система министерского управления. Согласно «Общему учреждению министерств» было образовано 8 министерств: иностранных дел, военное, морское, внутренних дел, финансов, полиции, юстиции, народного просвещения, а также Главное управление почт, Государственное казначейство. Министры назначались императором. Губернаторы становились чиновниками министерства внутренних дел. Но Губернское правление (исполнительный орган при императоре) осталось в ведении Сената.

1811г. – Реформа Сената. Долгое время обсуждалась в Гос. совете, но так и не была осуществлена. В основу реформы был положен принцип разделения административных и судебных дел. Сенат должен был разделиться на правительствующий и судебный, а дворянство должно было получить право избирать членов судебного сената. В этом положении реформы гос. совет усмотрел ограничение власти императора. В результате Сенат сохранился в прежнем виде. С 1802г. должность обер-прокурора Сената занимал министр юстиции, что приводило к фактическому подчинению высшего судебного органа страны исполнительной власти.

Наибольшее практическое значение из всей обширной программы задуманных преобразований имела финансовая реформа, разработанная Сперанским и поведенная через Гос. совет в 1810 г. После отказа гос. совета в начале 1811г. утвердить проект реформы Сената план реформирования страны М.М. Сперанского провалился. Сперанский как личность «реформатора-простолюдина» стал объектом нападок со стороны представителей консервативного направления. Карамзин, как представитель консервативного лагеря писал о реформах Сперанского: «всякая новость в государственном порядке есть зло, поэтому стране нужны не реформы, а патриархальная власть». Александр 1 в условиях обострения внешнеполитической обстановки и роста недовольства среди высшей знати, решил пожертвовать Сперанским. В марте 1812г. ему объявили об отставке и сослали в Нижний Новгород, а затем и в Пермь, под надзор полиции.

Реформы государственно-политического устройства России после 1814г. Важным направление политики Александра 1 стало изменение линии реформ в 1815-1825 гг. Причиной перехода к консервативной линии правления стал кризис 1812-1815 гг. Военные расходы, разорение западных и центральных губерний в результате войны с Наполеоном, прекращение торговли с Англией (на момент присоединения России к «Континентальной блокаде») привели к резкому ухудшению экономики России. Возросла инфляция. В 3 раза увеличился размер оброка с крепостных, что приводило к разорению крестьянских хозяйств. По мере развития промышленного переворота в Англии и перехода ее от парусного к паровому флоту, постепенно сокращался вывоз из России железа, дерева, парусины. Экспорт хлеба возрастал за счет снижения внутреннего потребления. Внешнеполитические события 1812-1815 гг. сначала отодвинули внутриполитические проблемы на второй план. Военные расходы, мобилизация трудоспособного населения и лошадей, разорение западных и центральных губерний страны, прекращение торговли с Англией привели к резкому ухудшению экономического положения страны. Возросла инфляция, в 3 раза увеличился размер оброка крепостных, что приводило к разорению аграрного сектора. После окончания войны вопрос о реформах.

Польская Конституция 1815г. Экспериментом соединения самодержавия с конституционным началом стало дарование Александром 1 Конституции царству Польскому – вошедший на основании решений Венского конгресса в состав России большей части Польши. Польская конституция была утверждена в ноябре 1815г. Русский император объявлялся королем Польши, но от его имени правил наместник (по традиции младший брат Императора). Государственным языком объявлялся польский, но также использовался и русский. Католицизм, православие и лютеранство уравнивались в правах в Польше. Оставляя решающее слово за императором, конституция предусматривала создание двухпалатного представительного органа – Сейма, вводила ответственность правительства перед Сеймом, гарантировала свободу печати, равенство всех сословий перед законом, неприкосновенность личности. Законопроекты предлагал король и утверждал сейм, состоящий из магнатов, депутатов от шляхты и состоятельных горожан. Обещание ввести конституцию, и в России фактически было сказано императором во вступительной речи при открытии сейма в марте 1818г. Это заявление нашло отклик в обществе. По выражению Карамзина «в России в ожидании реформ выросло целое поколение, воспитанное на реформистских идеях». Т.О., впервые с начала царствования Александра 1 появилась социальная опора для проведения масштабных реформ.

Проект Государственной уставной грамоты. В 1818 – 1819 гг. по поручению императора Александра, Н.И. Новосильцев и П.А. Вяземский (при помощи юристов из Франции) подготовили в Варшаве Проект Государственной уставной грамоты Российской империи. Согласно проекту всей полнотой власти обладал Император, в помощь ему учреждался Государственный Сейм из 2-х палат: верхней – Сената, нижней - Общей Думы. Страна должна была делиться на наместничества, губернии и округа. Предлагалось ввести многостепенные выборы в областные думы. Законы должны были разрабатываться Государственным Советом, обсуждаться Областными и общей Думой и Сенатом, утверждаться императором. Император назначал министров, советников, губернаторов и судей. Провозглашались гражданские права и свободы. Этот проект был составлен на основе Польской и Французской конституций Наполеона 1, хранился в глубокой тайне и стал известен лишь после восстания в Польше в 1931г.

Проект отмены крепостного права. Другой важной проблемой в этот период стало решение крестьянского вопроса. С этой целью Александр 1 поручил подготовить несколько проектов крестьянской реформы А.А. Аракчееву, министру Д.А. Гурьеву и генерал - интенданту Е.Ф. Канкрину. Императору понравился проект Аракчеева, который предполагал покупку государством имений у помещиков по договорной цене и наделение крестьян землей по 2 десятины на душу. Но, несмотря на это, проект даже не обсуждался. Крепостное право было отменено лишь в Прибалтике, где преобладало хуторское хозяйство: в 1816 г. – в Эстляндской, в 1817 г. – в Курляндской, и в 1819 г. Лифляндской губерниях, крестьяне получили свободу, но землю должны были либо покупать, либо арендовать. Помещики сохраняли судебную и полицейскую власть над ними.

Реформа военных поселений. Эта реформа рассматривалась одновременно и как реформа армии и как аграрная реформа. Автором ее был А.А. Аракчеев. Впервые военные поселения были организованы еще в 1812 г. В Могилевской губернии. Идея сокращения расходов на содержание армии в мирное время и ликвидации рекрутских наборов, усилила аграрный кризис. Несмотря на неудачу, после войны число военных поселений увеличилось. В 1816 г. Они были организованы в Новгородской и Харьковской губерниях, а затем военные поселения должны были составить 1/3 свей армии. По мнению Аракчеева эта реформа должна была сократить расходы на армию и ликвидировать систему рекрутских наборов. Поселяне должны были содержать солдат – постояльцев и сами проходить военную службу, а также продолжать вести хозяйство и платить налоги. Их дети от 7 до 18 лет отбирались у родителей и зачислялись в кантонисты. Их обучали грамоте и военному делу за государственный счет, затем они становились солдатами. Жены поселян работали на полях под командой ефрейторов. Жизнь и быт поселян строго регламентировались. Введение военных поселений вызвали массовые восстания поселян в 1818-1821 гг. Наиболее крупным было восстание в г. Чугуеве в 1819 г. Восстания поселян спровоцировали и недовольство в армии, которые вылились в волнения. Постепенная ликвидация военных поселений состоялась лишь в 1857-1866 гг.

Консервативный курс и крах реформы военных поселений вылились в череду солдатский восстаний. В 1820 г. произошли волнения солдат Семеновского полка. Восстание было жестоко подавлено, полк расформирован, солдаты заключены в Петропавловскую крепость. Для стабилизации положения Александр 1 в 1822 г. издал указ о запрещении тайных обществ и восстановил право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Вопросы цензуры из ведения Министерства Народного просвещения передавались в Министерство Внутренних дел.


1 Алексей Андреевич Аракчеев (1769-1834) – сын небогатого и незнатного помещика, окончил Шляхетский артиллерийский и инженерный корпус и с 1792г. служил Павлу 1 в Гатчине, занимаясь вопросами реорганизации армии. Павел «за исполнительность» произвел его в генералы и пожаловал графский титул. Александр 1 поручил Аракчееву вопросы подготовки русской артиллерии к войне с Францией. Аракчеев справился с этой задачей, начав крупное преобразования в этой области. Постепенно его роль возросла и он стал доверенным лицом императора.

2 Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) – выходец из семьи сельского священника. Окончил Духовную академию и начал карьеру в чине титулярного советника в канцелярии генерал-прокурора Сената. Сделал стремительную карьеру до чина действительного статского советника. В первые годы правления Александра1 Сперанский готовил некоторые документы для Негласного комитета. В 1803г. по поручению императора составил «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», в которой проявил себя как сторонник преобразования самодержавия в конституционную монархию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: