Выделение язычества из иеговизма. Суд




 

В политическом отношении Исаак был одним из наиболее влиятельных людей своего времени. История его деятельности – это история Иудеи той эпохи.

 

Пророк Исаак и Афраам

Вряд ли он сильно повлиял на социальную нравственность и культ в общем смысле этого слова (ср. кроме 2 Цар 18:4). Ему удалось собрать вокруг себя последователей (Ис 8:16-18), среди которых его слово пустило глубокие корни и которые явились носителями и хранителями усвоенного Исааком понимания Бога. Вплоть до изгнания из Египта деятельность его последователей стала главной движущей силой иудейской истории.

Близкие отношения с ассиро-вавилонским миром еще во времена Ахаза дали приток восточным влияниям, что отразилось и на обыденной жизни, и на религиозном культе. Исайя и его приверженцы восстали против всего чужеземного. Тем не менее, в царствование Манассии произошло тотальное проникновение иноземных элементов в иудейскую культуру. С одной стороны, миросозерцание иудеев обогатилось в теологическом отношении, а также выразилось в известной утонченности жизни, но, с другой, – привело к внедрению в иудаизм языческих начал. Практиковавшееся со времени Ахаза служение Молоху распространилось повсеместно. Жертвоприношение детей, применявшееся в этом культе, было принято и в иеговизме и рассматривалось как своего рода высшая религиозная степень служения. Точно так же иудеи переняли ассиро-вавилонское почитание Солнца, Луны и звезд, именовавшихся "воинством небесным". Этот культ завоевал официальное положение в храме Иеговы, а поклонение планете Венере и Небу стало весьма популярным среди иудеев (Иер 7:18, 44:17 и сл.).

 

Царь Иосия внимает слову Господню

В это время проповедуемое Исайей и его приверженцами понимание Бога заложило твердые основы религии. Требовалось укрепить эти идеи в практической жизни, и укрепить решительно, что и получило полное выражение в так называемой книге Второзакония. При каких обстоятельствах книга эта была написана, остается невыясненным: она была найдена в храме лишь в 621 г. до н.э., на восемнадцатом году царствования Иосии. Это важное событие в истории Израиля, в силу которого иудеи более, чем какой-либо другой народ, сделались "народом книги".

Найденная Книга законов должна рассматриваться как переиздание древних законоположений, исправленных с точки зрения централизации культа (Исх 21-23). Можно ли в теперешней редакции этих глав увидеть сочетание двух изданий Книги законов, остается неустановленным (Втор 12-26). Книга законов явилась выражением заветов Моисея так, как понимали их пророки VIII века до н.э. В религиозном отношении доминировал принцип любви, в социальном – недосказанность, а основой стал заключенный Иеговой с Израилем "союз". Так окончательно установилось представление, что отношение между Богом и народом обусловлено нравственно. Кроме того, создание Второзакония – это попытка придать религии характер единства и обособленности. Для этого необходимо было обеспечить свободную от языческого вмешательства область и придать характер единства, соединив все богослужения деяний в одном, освященном Иеговой месте. Это позволило сохранить единство религии и не дало образу Иеговы распасться на различные местные культы. Главное значение Второзакония – это создание общего места молитвы. Бамоты, походные святилища, сделали свое дело и могли быть упразднены. Была установлена точная грань между язычеством и иеговизмом. Особенность первобытного богослужения встретила энергичное противодействие, что привело к изменению характера праздников. Ни национально-политическая, ни общественно-социальная жизнь не связывалась с религией.

 

Пророк Иезекииль

Трудно сказать, насколько существенны были результаты проведенной Иосией реформы. Что она не укоренилась в народе, явствует из проповедей Иеремии, но еще больше говорит тот факт, что при последующих царях языческие культы расцвели с прежней пышностью. Только исключительное положение Иерусалима и новый статус священнослужителей сохранились впоследствии. В проповеди Иезекииля преобразования Иосии остаются без внимания. В народных кругах нововведения рассматривались как вынужденный временный запрет любимых привычек и обычаев. Но эта реформа открывала новые горизонты в будущем. Впервые религия воспринималась независимо и обособленно от народа. И эта обособленность выступала на первый план в иудейской религии в самые трудные моменты истории. После падения Иерусалима с помощью Второзакония удалось сохранить религию в неделимом виде.

Следует упомянуть еще о двух факторах развития израильской религии в этот период времени. Это роковая смерть Иосии в битве при Мегиддо в 608 г. до н.э., которая до известной степени может считаться началом конца Иудеи. И проповедь Иеремии.

Первое событие оказало глубокое религиозное впечатление: попытка Иосии выступить против идущего в Ассирию фараона была вызвана национально-религиозными соображениями. В это время иудеи всецело предались служению Иегове, отбросив все, что согласно вновь найденному Второзаконию, противоречило Его воле. Иудеи почувствовали себя богоизбранным народом и были уверены в благодетельной высшей помощи. И вдруг такой исход – смерть и поражение Иосии! Удар был ужасен. Десятилетия, которые со времени начала религиозных реформ считались эпохой падения и греха, были годами мира и благосостояния, и вдруг, когда иудеи считали себя вернувшимися к Иегове, такая неудача! Наименее значительным последствием было приостановление религиозных преобразований и расцвет язычества. И приверженцы чистого иеговизма не могли понять, что сталось с силой и справедливостью Иеговы? Именно справедливость Бога была взята под сомнение.

Решался вопрос и взаимоотношениях между набожностью и земным счастьем, между грехом и наказанием – т.е. о том, что принято называть Моисеевым учением о возмездии. В древнезаветной литературе эта дилемма занимает немаловажное место. Вспомним о книге Иова, псалмы 49, 73, 77. Время происхождения этих писаний трудно установить: видимо, все они написаны до изгнания. Со времен гибели Иосии учение о возмездии принимает более индивидуальную форму и требует ответа. Высший ответ на этот вопрос вел к отрешению и посвящению себя Богу, когда ощущение близости Иеговы разрешало все недоумения и вело к просветлению, но так решалась проблема не национальной веры, а личной. Также стало развиваться учение о бессмертии души.

 

Израильское царство

Триумф веры был достигнут не сразу и не повсеместно. Рядом с теми, кто, не утеряв веры в Иегову, усомнились в божественной справедливости, были иудеи, увидевшие в постигшем несчастии божеское наказание за прежние грехи, совершенные при Манассии, о котором говорили с некоторой долей иронии и укоризны: "Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина" (Иер 31:29, Иез 18:2), третьи же, в твердом уповании на силу и верность Иеговы, видели в несчастье испытание, после которого должно последовать спасение и счастье. Верующие в обретение благодати после преодоления всех трудностей и выступили против Иеремии.

Не ясно, какую роль играл Иеремия и какую позицию занимал в преобразованиях Иосии. В качестве пророка он был известен за пять лет до религиозных реформ, но, тем не менее, совершенно не упоминается в 4 Цар 20 и след. Вместо Иеремии на совет призвали пророчицу Гульду. Однако из содержания проповеди Иеремии явствует, что он был знаком с законодательством Второзакония. Он принимал некоторое время участие в проведении реформ (Иер 11) и боролся не только против языческих, но и против иноземных, распространенных вне Иерусалима, культов. Но Иеремия не довольствовался результатами проведенных преобразований.

 

Пророк Иеремия

Маловероятно, чтобы он, говоря о лживых уловках писак, превративших закон в ложь (Иер 8:8), имел в виду законодателей Второзакония. Иеремия ожидал других результатов предпринятых Иосией изменений. Нравственные предписания закона остались почти без внимания, укрепилась лишь уверенность в том, что храм есть местопребывание Иеговы. Но религия не имела моральной основы, и прежние пророческие проповеди о нравственно обусловленной связи между Богом и народом были забыты. Для Иеремии религия, лишенная нравственной основы, была роковым безумием. Он жаждал внутренних реформ, однако потребности в столь кардинальных изменениях никто не чувствовал. Во многом Иеремия походил на последних пророков северного царства, но все же занимал в истории иудейской религии особое место. Иеремия был полной противоположностью Софонии и Науму.

 

Древний Вавилон

Они видели приближение дней Иеговы в событиях тогдашней современности: Софонии – в выступлении скифов, Наум – в осаде Ниневии. Ассирийское могущество клонилось к упадку, и когда в Иудее с помощью преобразований Иосии народ вновь обратился к Иегове, ожидалось, что избавление не заставит себя ждать. Иеремия не придавал избавлению никакого значения.

 

Вавилонская равнина

Он предсказал Иудее наказание и суд и в качестве божественного орудия видел надвигавшихся с севера скифов. Однако, несмотря на проведенные религиозные новшества, сущность религии не изменилась, и потому проповеди Иеремии не оказали существенного влияния. Поэтому смерть и поражение Иосии не удивили и не потрясли Иеремию, а лишь доказали обоснованность опасений, что Иегова серьезно относится к своему народу и требует верности себе в трудные моменты истории. Упрочило положение высказываемых Иеремией мыслей могущество Вавилона после завоевания Ниневии

Набопаласаром и победы Навуходоносора над египтянами при Кархемише в 604 г. Враг с севера, если не скифы, то вавилоняне (Велльгаузен), был реальной угрозой. Божественный суд начался. Именно с этого момента пророк Иеремия приобрел небывалое влияние.

Исайя на первый план выдвигает неприкосновенность Сиона, у Иеремии главное – неотвратимость суда Господа. Даже святое место – храм должен погибнуть, так как сделался предметом бездуховного почитания, без моральных и нравственных предпосылок. Иеремия в своих проповедях пошел наперекор народной воле и устремлениям, он разбил надежды наиболее ревностных почитателей Иеговы, жаждущих не суда, а воздаяния и спасения. Для них любовь к стране и любовь к Богу были понятиями равнозначными. Почитатели Иеговы, вдохновленные священнослужителями и пророками во главе с Ананием, уповая на святость храма как дома Божьего, на богоизбранность Иерусалима, надеялись, что Бог вступится за свой народ и принесет ему спасение. Даже когда в 597 г. до н.э. царь Иехония вместе с тысячами иудеев был пленен и отправлен в Вавилон, надежду на спасение разделяли не только оставшиеся, но и уведенные в плен. А пророки Седекии, Ахава, Семайи (Иер 29) поддерживали народную веру. Иерусалим останется на месте и изгнанные в скором времени, – по словам Анании, – через два года возвратятся, чтобы отвоевать отобранные богатства храма.

 

Вавилонская башня

Среди этих страстно звучавших голосов проповеди Иеремии звучали совсем иначе. Патриотизм для него – ничто, религия – все. В абсолютном разделении этих обоих понятий – великое значение. Как и Исайя, Иеремия проповедует безусловное подчинение воле Иеговы. Но именно потому, что Иегова справедлив, Иеремия требует суда как над всеми народами, так и над иудеями. Это убеждение объясняет его антипатриотическое выступление. Иегова приказал халдеям судить народ Израиля. Поэтому тщетно было пытаться оказывать им сопротивление. Наоборот, всякое сопротивление приносит еще больше горя, и призывающее к сопротивлению, хотя бы именем Иеговы, должны быть заклеймлены как лжецы и обманщики народа. Единственный путь избежать полной гибели – это добровольно подчиниться чужеземному господству, ниспосланному Иеговой в виде наказания на Иудею. В этом главная особенность проповеди Иеремии. Божий промысел выражался у Исайи в безусловном доверии к Богу, а у Иеремии – подчинению суду Господню, даже через отказ от национальной самостоятельности. Защищать свою страну наперекор воле Бога значит идти на смерть. Спасение лишь в отказе от борьбы на время, определенное Иеговой.

Значительнее, чем проповедь, была личность Иеремии. Спокойствие, с которым встретил Иеремия гибель Иудеи, покоилось на непоколебимом убеждении, что вместе с народом не погибнет религия. Это спокойствие не исключает страшную внутреннюю борьбу, равную которой не переживал никто из пророков. Иеремия глубоко любил свой народ, а его проклинали как врага и предателя. Он смиренно подчинялся воле Иеговы – его считали неверующим и упрекали в богохульстве. Он думал только о народном благе и страстно желал лучшего будущего, а его укоряли в неверии и отчаянии. Иеремия проповедовал обращение, но считал его практически невозможным. Он хотел спасти жизнь – и пророчествовал смерть. Как Амос был пророком общественной нравственности, Осия – пророком любви, Исайя – веры, так Иеремия является пророком страдания. Иеремия хотел, чтобы народ искал опоры только в Иегове, даже когда Бог выступает в роли судьи. Борьба Иеремии – эта борьба за Израиль. Пророк неумолимого суда Господня, он выступает защитником народа. В крушении иудейского государства он видит возникновение нового, духовного союза. Иеремия ожидает царя, отпрыска дома Давидова, который через семьдесят лет, сбросив чужеземное иго, восстановит справедливость Иеговы. Его идеалом является не правовое государство, а община, руководимая духом Иеговы. И такая община рождается на свет путем страданий. И потому плененные Вавилоном иудеи становятся надеждой и опорой нации.

 

Плач о Иерусалиме

Иерусалим пал в 586 г. до н.э. Попытка сохранить иудейскую общину под предводительством Гедалии не удалась. Но религия не пострадала.

Пророки именем Иеговы предсказали временный конец и подготовили убеждение, что Иегова не побежден чужими богами, а сам, по справедливости своей, оторвался от своего народа, своего града и своего храма. В смысле познания Бога открывалась возможность нового расцвета.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: