Как вести себя взрослым для преодоления капризов.




· Не говорите при ребенке, что он капризен.

· Ребенку будет интереснее и легче выполнять то, что от него требуют в процессе игры. К примеру, если вы предложите вашему малышу есть или одеваться наперегонки с вами, то ваш малыш станет быстро и с большим желанием есть, одеваться или умываться. Можно также предложить ему, чтобы он сам показал любимой кукле или мишке, как нужно быстро и хорошо умываться.

· Положителен также пример использования метода «естественных наказаний». Например, при долгом сидении за столом и отказе принимать пищу ребенком, вы предупреждаете его о том, что через 30 минут после звонка будильника, вы все убираете со стола, и он ничего больше до ужина не получит. Не страшно, если раз поголодав, он сделает для себя выводы на будущее.

· Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.

· Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

· Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.

· Чаще ставьте себя на место ребенка и смотрите на мир «его глазами».

· Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.

· Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!». Ребёнку только этого и нужно.

· Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка!» Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю, и он успокоится.

· Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета». Спокойный тон общения, без раздражительности.

· Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

· Хвалите ребенка за поступок, за свершившееся действие. Начинайте сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения. Очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.

· Научитесь хвалить, не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

· Эффективный способ остановить истерику — пятиминутный тайм-аут. Посадите ребенка на стул, стоящий около стены, позаботьтесь о том, чтобы в поле зрения не оказалось ничего интересного. Если он не захочет сидеть, отведите его в комнату и закройте дверь, убедившись при этом, что он не сможет причинить себе вреда. Оставшись наедине с собой, малыш с большой вероятностью справится с истерикой.

· Еще один способ успокоить кричащего ребенка — присоединиться к нему. Начните плакать вместе с малышом и постепенно меняйте тональность, переходя от крика и рева, к хныканью и шмыганью носом. Эффект от подобного «хорового пения» основан на склонности детей к подражанию. Неосознанно имитируя вас, малыш успокоится.

· Многие дети имеют скверную привычку биться головой о стенку или пол, пытаясь таким способом заставить взрослых выполнить их желание. Подобное поведение — притворство или провокация, а потому не стоит обращать на него внимания. Даже у самого маленького ребенка в достаточной степени развит инстинкт самосохранения, так что такими действиями малыш не причинит себе вреда. Лучший способ отучить от этой привычки — игнорировать.

· Если каприз ребенка выражается в нытье, скажите ему: «Когда ты ноешь и хнычешь, я не понимаю ни слова из того, что ты хочешь мне сообщить. Давай поговорим позже, когда ты успокоишься». Как только это произойдет, обязательно похвалите, выразите свое удовлетворение по этому поводу: «Ну, вот, наконец-то мы можем поговорить спокойно».

· Очень важно, чтобы все члены семьи научились бороться с детскими капризами. В противном случае ребенок очень быстро поймет, что того, чего нельзя добиться от папы, можно без особых проблем получить от мамы, а уж если и она устоит перед натиском слез и истерик, то бабушка точно выполнит его желание.

 

 

Основные пути предупреждения капризов:

1. рациональная организация жизни и всей системы воспитания в семье;

2. соблюдение режима дня и достаточное распределение внимания потребностям ребенка, но не чрезмерное;

3. последовательность поведения взрослых – за первоначальным отказом – не должна следовать уступка;

4. спокойное игнорирование капризов, когда очевидно, что желания ребенка выходят за рамки дозволенного, разумного;

5. проявление к детям достаточного внимания, любви, признания, так как капризы иногда носят демонстративный характер и имеют цель привлечь внимание взрослых;

6. наполнение жизни ребенка познавательным интересным содержанием.

Упрямство чаще возникает у самолюбивых, обладающих повышенным чувством собственного достоинства, активных и энергичных от природы детей. И у детей избалованных, привыкших к чрезмерному вниманию, излишним уговорам.

Крайняя степень упрямства – негативизм, выражается в бессмысленном сопротивлении ребенка любым требованиям взрослых. Негативизм всегда носит осознанный, избирательный характер и чаще проявляется, с одной стороны, тогда, когда родители стараются уговорить ребенка, теряются перед непослушанием, с другой, когда взрослые без конца уговаривают ребенка, все ему запрещают, покрикивают на него. В этом случае упрямство является как бы защитной реакцией против потока воспитательных мер.

Бывает, что упрямство обусловлено особенностями билатеральной регуляции (особенностями соотношения правого и левого полушария головного мозга). Здесь речь идет о некотором доминировании правого полушария, при котором ведущей оказывается левая рука. У таких детей в 2 года более бурно протекает возрастной период самоутверждения.

В другом варианте упрямство проявляется беспричинным негативизмом, сочетающимся с агрессивностью. Ребенок не отдает себе отчета в таком поведении, не испытывает чувства вины, уговорить его удается с трудом и лишь на короткое время. Это психопатическая форма упрямства и здесь уже требуется психиатрическое вмешательство.

Чаще всего наблюдается невротическая форма упрямства, определяемая как «дух противоречия». В отличии от психопатического, оно сопровождается чувством вины и переживаниями по поводу своего поведения, но несмотря на это оно возникает вновь и вновь, так как носит непроизвольный, болезненный характер, являясь одним из выражений общего функционального расстройства высшей нервной деятельности, возникающего под воздействием длительно действующего и неразрешимого для ребенка эмоционального стресса.

Причины упрямства.

1. Основная и главная причина упрямства– это взаимоотношения между родителями и детьми.

2. Нежеланный ребенок (хотели девочку, родился мальчик).

3. Конфликты между родителями.

4. Требования беспрекословного послушания.

5. Перестановка или инверсия семейных ролей (бабушка - мама, мама – папа, папа устраняется от воспитания или его нет вообще).

Проявления упрямства:

- в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

- выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, то есть ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому «стоит на своём».

Виды проявления упрямства:

1. Пассивный протест (обида, молчание) и активный протест (возмущение) против ущемления чувства собственного достоинства и жизненно важных потребностей;

2. Настойчивое желание выразить свое собственное мнение;

3. Нервное переутомление с возбудимостью или заторможенностью и неспособностью своевременно отвечать на требования взрослых;

4. Фазовые состояния мозга при неврозах;

5. Уклонение от необходимости принять решение или игнорирование просьб взрослых с эгоцентрической фиксацией на своих интересах и агрессивно-негативная (психопатическая) трактовка происходящих событий и отношений других людей.

Пути преодоления упрямства.

1. Увлечь интересным заданием, игрой, всем тем, что создало бы условия для адекватной возрасту реализации возможностей, потребностей и интересов и послужило бы поводом для своевременного одобрения и похвалы;

2. Представить себя на месте ребенка;

3. Сопоставить поведение ребенка дома и в детском саду;

4. Чаще играть с детьми;

5. Общаться «лицом к лицу»;

6. Проигрывать конфликтные ситуации в иносказательной форме с переменой ролей по возрасту.

В целом же, для искоренения упрямства необходимо осознанное изменение поведения самих взрослых, так как корни этого явления лежат не в ребенке, а в родителях. Искать источник упрямства только в ребенке бесполезно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: