Исследование и описание предметной области





Исследование предметной области заключается в сборе всей информации, которая необходима для правильной и удобной работы системы. Она обычно выполняется совместно с заказчиком, который хорошо разбирается в решаемой задачей. В качестве заказчика предстоит выступать и Вам после окончания университета.

Описание предметной области содержит описание всей собранной информации, необходимые рисунки, таблицы, описания методик расчета и др. В приложении могут быть приведены образцы входных и выходных информационных форм.

Исследование предметной области выполняется студентом самостоятельно. Описание предметной области должно составлять около одной страницы не считая возможных приложений.

Пример описания предметной области: Занятия в университете проводятся преподавателями различных кафедр. Каждая кафедра имеет название и условный код. Для оперативной связи с кафедрой необходимо знать номер аудитории, в которой она расположена, телефон и фамилию, имя, отчество заведующего кафедрой. На каждой кафедре работает несколько преподавателей, один из которых является заведующим кафедрой. О каждом преподавателе нужно знать фамилию, имя, отчество, на какой кафедре он работает, какие занятия и по каким предметам и в каких группах он ведет, и номер домашнего телефона для оперативной связи. Занятия могут быть лекциями, практическими, лабораторными и другими. Перечисленная выше информация представляется кафедрами в учебную часть в виде плана учебной нагрузки (Приложение 1 (не приводится)). Учебные группы студентов имеют названия которое состоит из трех частей: сокращенного до 2 или 3 букв названия специальности, года поступления и порядкового номера группы в специальности. Аудитории университета не имеют единой системы нумерации. В 1, 2, 3 учебных корпусах нумерация сквозная, а в 4 и 5 отдельная. Для удобства работы примем нумерацию из 5 цифр: 1-я номер корпуса, 2-я номер этажа и 3-я порядковый номер аудитории на этаже. О каждой аудитории необходимо знать можно ли в ней проводить лекции или только лабораторные и практические занятия и количество посадочных мест. Время занятий и перемен определяется расписанием звонков (Приложение 2 (не приводится)). Выходная информация должна быть представлена в виде расписаний занятий преподавателей и групп (Приложения 3, 4 (не приводятся)).

Выбор сущностей

Сущность – это собирательное понятие, некоторая абстракция каких-либо реально существующих объектов (процессов, явлений или событий). Это могут быть как материальные, так и нематериальные объекты. Признаком помогающим выбрать сущность, является то, что это как правило имя существительное. Тип сущности определяет множество однородных объектов с общими свойствами или характеристиками. Экземпляр сущности определяет один конкретный объект. Сущность имеет графическое обозначение которое может иметь вид:

Для выбора сущностей необходимо определить главные объекты предметной области. В пояснительной записке должен быть приведен список сущностей.

Пример: В нашей задаче выбираем следующие сущности:

Определение атрибутов

У каждой сущности есть набор некоторых характеристик. Атрибут – это поименованная характеристика сущности, принимающая значения из множества значений. Атрибуты часто бывают прилагательными или числительными. Атрибут имеет обозначение в виде прямоугольника с круглыми боками:

Атрибуты сущностей определяются по описанию в постановке задачи и приводятся в виде показанной в примере диаграммы.

Пример: Приведем диаграммы для двух сущностей:

Описание связей

Между объектами имеются различные связи. Они обычно обозначаются глаголами. Например, между сущностями кафедра и преподаватель в качестве связи выступает глагол "работает на"; между преподавателем и аудиторией связь - "проводит занятия в". Связи обозначаются в виде ромбов:

Пример: Изобразим связь "кафедра - преподаватель"

Связи могут быть бинарными между двумя сущностями, как приведено выше, тройными и многосвязными.

Пример:

Связи сами могут иметь собственные атрибуты.

 

Пример: Те же занятия проводятся в определенный день недели и время:

В зависимости от связи, у одних сущностей каждый экземпляр сущности обязательно должен участвовать в связи, а у других нет. Если участие обязательно то связь обозначается точкой, помещенной внутрь прямоугольника:

Если связь не обязательна, то точка ставится снаружи прямоугольника:

Пример: Между сущностями "преподаватель" и "кафедра" есть связь, которая заключается в том, что один из преподавателей является заведующим кафедрой. Но на каждой кафедре есть заведующий кафедрой, а заведующим кафедрой является не каждый преподаватель. Поэтому с учетом обязательности участия связь будет иметь вид:

Связи различаются степенью связи. Степень указывает сколько экземляров одной сущности может быть связано с одним экземпляром другой сущности. Простейшей является связь 1:1. При ней один экземпляр одной сущности может быть связан только с одним экземпляром другой и наоборот.

Пример: На каждой кафедре может быть только один заведующий и один преподаватель не может быть заведующим больше чем на одной кафедре. Тогда связь обозначается следующим образом:

Более сложной является связь 1:М или М:1. При ней один экземпляр одной сущности может быть связан с несколькими экземплярами другой, а один экземпляр другой только с одним экземпляром первой.

Пример: Рассмотрим связь "преподаватель работает на кафедре". На одной кафедре может работать несколько преподавателей, но каждый преподаватель работает только на одной кафедре. "Кафедра" называется односвязной сущностью, а "преподаватель" М-связной. Тогда связь обозначается следующим образом:

Наиболее сложной является связь М:N. При ней один экземпляр одной сущности может быть связан с несколькими экземплярами другой, и наоборот.

Пример: Рассмотрим связь "преподаватель читает предмет". Один преподаватель может читать несколько предметов и один предмет могут читать несколько преподавателей. Обе сущности будут М-связными. Тогда связь обозначается следующим образом:

В пояснительной записке необходимо привести все связи с указанием их атрибутов, если они есть, обязательности участия и степени связи, как в последних трех примерах.

 





Читайте также:
Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как...
Основные направления модернизма: главной целью модернизма является создание...
Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала...
Тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера: Выявление уровня сформированности внутренней...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.019 с.