ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1.
Рассчитать среднее время Т занятия канала при передаче сообщений длиной М символов по каналу связи с вероятностью искажения бита p и скоростью передачи V бит/с. Протокол характеризуется следующими параметрами: nД, nП, nз, r.
Таблица 1.1 – варианты для выполнения практического задания
Предпос-ледняя | Последняя цифра шифра студента (номер зачетки) | |||||||||
цифра | ||||||||||
шифра студента | номера вариантов из таблицы 1.2, 2.1, 3.1 | |||||||||
Таблица 1.2 – Исходные данные для выполнения работы №1
Вариант | М | p | V | nД | nП | nз | r |
10-5 | |||||||
10-5 | |||||||
10-6 | |||||||
10-5 | |||||||
10-5 | |||||||
10-6 | |||||||
10-6 | |||||||
10-6 | |||||||
10-6 | |||||||
10-6 | |||||||
10-5 | |||||||
10-5 | |||||||
10-6 | |||||||
10-5 | |||||||
10-5 | |||||||
10-6 | |||||||
10-6 | |||||||
10-6 |
продолжение таблицы 1.2
10-6 | |||||||
10-6 |
Методические указания к заданию № 1
Продолжительность занятия канала рассчитывается по формуле:
, с (1.1)
где М – длина сообщения, символов;
bопт – оптимальная длина блока, символов;
t – продолжительность передачи одного блока информации, с;
- функция округления в большую сторону.
Оптимальная длина блока информации, обеспечивающая максимальное значение эффективной скорости передачи данных, зависит от вероятности искажения бита и протокола передачи данных
, (1.2)
где nc – объем служебной информации на каждый передаваемый блок, символов;
r – количество двоичных разрядов, используемых для кодирования полезной и служебной информации, бит;
р – вероятность ошибки (искажения) двоичного разряда (бита) при передаче по каналу связи.
Количество символов служебной информации на каждый передаваемый блок включает символы контрольного кода (nд) и подтверждения от принимающей стороны (nп): nc = nд + nп. Значение натурального логарифма в формуле(2)приведено в таблице:
x | ln(x) |
0,9999 | -0,0001 |
0,99999 | -0,00001 |
0,999999 | -0,000001 |
0,9999999 | -0,0000001 |
Продолжительность передачи одного блока информации с количеством символов равным bопт можно рассчитать по формуле
, (1.3)
где V - скорость передачи данных, бит/с;
nз – количество символов защищенной информации.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2.
Требуется составить оптимальный план загрузки автомобилей для отправки получателю продукции в ящиках трех типов при заданном соотношении.
Таблица 2.1 – Исходные данные для выполнения работы №2
Вариант | Грузоподъемность автомобиля, т. | Масса ящиков, т. | Соотношение (массив d) | ||
1-го типа | 2-го типа | 3-го типа | |||
2,5 | 0,3 | 0,9 | 0,4 | 2:3:1 | |
2,5 | 0,4 | 0,4 | 0,6 | 3:1:2 | |
4,0 | 1,0 | 0,6 | 1,0 | 1:1:1 | |
3,5 | 0,8 | 0,9 | 0,3 | 2:2:1 | |
4,0 | 0,6 | 0,9 | 0,5 | 1:2:2 | |
5,0 | 0,7 | 0,9 | 1,0 | 2:3:1 | |
1,0 | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 3:1:2 | |
3,0 | 1,0 | 0,2 | 0,9 | 1:1:1 | |
3,5 | 0,5 | 0,8 | 0,4 | 2:2:1 | |
4,0 | 0,6 | 0,5 | 0,8 | 1:2:2 | |
3,0 | 0,3 | 0,4 | 0,3 | 2:3:1 | |
3,5 | 0,5 | 0,6 | 0,4 | 3:1:2 | |
6,0 | 1,0 | 0,9 | 1,0 | 1:1:1 | |
5,0 | 0,2 | 0,9 | 0,8 | 2:2:1 | |
7,5 | 0,9 | 0,9 | 1,0 | 1:2:2 | |
4,5 | 0,9 | 0,3 | 0,8 | 2:3:1 | |
4,0 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 3:1:2 | |
5,0 | 0,6 | 1,0 | 0,7 | 1:1:1 | |
3,5 | 0,9 | 0,2 | 0,6 | 2:2:1 | |
6,5 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 1:2:2 |
Рис. 2.1 – Технологические требования к созданию информационного обеспечения по составлению оптимального плана загрузки автомобилей.
Методические указания к заданию № 2
План оптимальной загрузки автомобиля составляется при регулярных поставках и представляет собой расчетное количество автомобилей погруженных по различным схемам погрузки исходя критерия максимального использования грузоподъемности. На первом этапе следует установить все возможные схемы погрузки и заполнить таблицу
Номер варианта погрузки | Количество загруженных ящиков | Недоиспользовано грузоподъемности (массив о) | ||
1-го типа (массив a) | 2-го типа (массив b) | 3-го типа (массив c) | ||
… | ||||
n |
Затем необходимо составить систему ограничений и целевую функцию и решить задачу методом линейного программирования.
Решение. Введем n альтернативных переменных , принимающих значение 0, если по данной схеме погрузки автомобили не задействованы и любое целое неотрицательное значение соответствующее количеству автомобилей задействованых при перевозке по данной схеме погрузки.
Условия соотношения ящиков разного типа могут быть выражены равенствами:
(2.1)
Недоиспользованность грузоподъемности автомобиля , которую необходимо минимизировать, запишется в виде:
(2.2)
В результате приходим к следующей модели частично целочисленной задачи: минимизировать при условии (2.1); условиях неотрицательности и целочисленности всех альтернативных переменных
и
.