Тема 1 Психология управления как наука
План:
1. Психология управления, предмет и объект ее изучения
2. Связь психологии управления с другими науками
3. Основные школы науки управления
4. Общие подходы в теории управления
5. Основные тенденции развития научного управления в ХХI веке
Основные понятия и термины: управление, менеджмент, психология управления, школа научного управления, административная школа управления, школа «человеческих отношений», школа количественных методов в управлении, функциональный подход в управлении, системный подход в управлении, комплексный подход в управлении, ситуационный подход в управлении.
Краткое содержание темы
Психология управления, предмет и объект ее изучения
Управление – особого рода профессиональная деятельность, осуществляемая в рамках коллективного труда, которая включает в себя организацию деятельности людей и руководство этой деятельностью [Дьяченко, Кандыбович].
Потребность в управлении возникла тогда, когда люди стали жить и охотиться группами. Появилась необходимость в совместном решении следующих задач: а) установление общих законов поведения членов группы (управление государством); б) защита от врагов (управление войсками); в) распределение имеющихся ресурсов, изготовление орудий труда (управление экономикой). Вначале успешно развивались и совершенствовались две первые задачи. Лишь спустя столетия приоритетной стала задача управления экономической деятельностью людей [Кремень].
Управление деятельностью людей невозможно без знаний о человеке, закономерностях его деятельности и поведения, возможностях и способностях, психологических различиях людей, об особенностях их взаимодействия в трудовых коллективах. В связи с этим возникла и активно развивается новая научная дисциплина – психология управления.
|
Психология управления – это отрасль психологии, изучающая управленческую деятельность, свойства и качества личности, необходимые для ее успешного осуществления [Дьяченко, Кандыбович].
Термин «психология управления» впервые начал использоваться в СССР в 20-е годы прошлого века. В марте 1924 года на II Всесоюзной конференции по научной организации труда (НОТ) в одном из докладов рассматривались проблемы психологии управления и стоящие передней задачи: а) подбор сотрудников к выполняемым ими функциям и друг к другу с учетом их индивидуальных особенностей; б) воздействие на психику работников через стимулирование. В Центральном институте труда (ЦИТ), созданном в 1920 г. по инициативе А.К. Гастева, появилась первая психологическая лаборатория, исследования которой были сконцентрированы на субъекте труда – работнике (его профессиональное самосовершенствование, развитие физических и психических способностей, укрепление психического здоровья). В 20-30 г.г. издаются работы А.К. Гастева, В.В. Добрынина, П.М. Керженцева по научной организации труда, в которых были представлены подходы к решению психологических проблем управления. Однако недостаточный уровень разработанности этих проблем не позволил психологии управления выделиться в самостоятельную отрасль знаний [Вайнштейн].
В 60-е годы ХХ века в психологических исследованиях трудовой деятельности вопрос о психологии управления постепенно стал выделяться как самостоятельная проблема. С этого времени развитие психологии управления идет по двум взаимосвязанным направлениям – в недрах психологической науки и в смежных отраслях знаний.
|
На рубеже ХХ-ХХI в.в. психология управления переживает подъем, а ее идеи и практические рекомендации становятся все более востребованными обществом. В настоящее время психология управления имеет два источника развития [Вайнштейн]:
- потребности практики. В условиях современного общества человек выступает и как объект, и как субъект управления. Это требует изучения и учета психологических особенностей человека с позиции обеих социальных ролей;
- потребности развития психологической науки. Переход психологии от феноменологического описания психических явлений к изучению механизмов функционирования психики, то остро встала задача управления психическими процессами, состояниями, свойствами и в целом деятельностью и поведением человека.
Объектом психологии управления являются люди, входящие в юридическом и финансовом отношении в разнообразные организационные системы управления [Мещерякова].
Предметом изучения психологии управления являются психологические аспекты, факторы и механизмы функционирования управляющей (руководитель) и управляемой (подчиненные) подсистем организации, определяющие эффективность ее деятельности [Мещерякова].
В предмете психологии управления выделяют следующие основные области изучения [Вайнштейн, Мещерякова]:
1) психологические закономерности управленческой деятельности;
2) психологические закономерности субъекта этой деятельности – руководителя;
3) психологические закономерности управляемой подсистемы и ее субъектов – подчиненных;
4) психологические закономерности взаимодействия руководителя с подчиненными.
Основными предпосылками развития психологии управления как науки на современном этапе являются [Вайнштейн]:
а) повышение заинтересованности работников в труде, стимулирование их усилий в достижении качества и производительности труда;
б) определение наиболее рациональных форм взаимоотношений отдельных сотрудников и социальных групп на предприятии, организации;
в) изучение личности работника для анализа поведения результативно работающих сотрудников и руководителей и поведения работников, отклоняющегося от организационных норм;
г) изучение непосредственной сферы приложения промышленного труда (структура предприятия, организация труда и т.д.).