В условиях перехода к рынку происходит постепенный отказ от жесткой системы административного воздействия и неограниченной исполнительной власти к рыночным взаимоотношениям и отношениям собственности, базирующимся на экономических методах. Проблемы современного управления, как показывает анализ мировых социально-экономических процессов, уже не решается на основе жестких дисциплинарных подходов [Вайнштейн].
В соответствии с прежней управленческой парадигмой приоритетными считались расширение производства, количество, доминирование и конкуренция. Новая концепция управления в качестве приоритетных направлений выделяет сохранение производства, качество, партнерство, интеграцию. Поэтому главным внутри организации становятся работники, знание их мотивации, умение ее формировать и направлять в соответствии с задачами организации. Главными за пределами организации являются потребители продукции [Вайнштейн].
В такой ситуации наука и практика управления все больше опирается на достижения социологии и психологии. Особую значимость приобретает психология управления как наука, позволяющая учесть влияние личностного фактора в организации системы управления персоналом организации, обобщить и реализовать спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям и т.д.
Основными тенденциями развития науки управления в современных условиях являются [Вайнштейн, Карпов]:
1) профессионализация науки управления: издаются научные и практически-ориентированные работы по управлению, реализуются программы обучения менеджменту, обобщается международный управленческий опыт, проводятся конференции и семинары, в результате чего научные идеи осваиваются управленцами;
|
2) практическая направленность развития науки управления, в результате которой научные идеи в области менеджмента все чаще опираются на жизненную мудрость, здравый смысл и получают практическое преломление в управленческих процессах;
3) ориентация на количественное увеличение и усиление дифференциации управленческого труда: например, доля управленцев в общей численности занятых в обрабатывающих промышленности США повысилась с 15% (50-е годы) до 30% (80-е годы), а в некоторых фирмах до 70-80%;
4) усиление технической оснащенности и технологическое усложнение управленческого труда: с одной стороны, развитие информационных технологий упростило и сделало более оперативным управленческую деятельность, а с другой – усложнило ее, потребовав освоения новой техники и быстроты принятия управленческих решений;
5) ориентация на Человека как наивысшую ценность процесса управления, благодаря чему основной управленческой задачей становится максимальная реализация способностей работника в трудовой деятельности, побуждающая человека содействовать процветанию своей организации;
6) демократизация процесса управления путем привлечение персонала к выполнению управленческих функций (партисипативное управление);
7) кросскультурный перенос принципов и форм управления в результате интернационализации бизнеса, учет национального менталитета в процессе управления. Управленцы разных стран обмениваются современными управленческими идеями, наиболее продуктивными методами руководства и формами управления. При этом важно избежать двух крайностей: а) абсолютизации, слепого переноса и некритического приспособления управленческих идей других стран; б) замыкания в рамках национально-этнического подхода к решению актуальных управленческих проблем, абсолютизации преимуществ собственного менталитета.
|
Таким образом, современная наука управления все более психологизируется. В качестве решающих условий для повышения эффективности деятельности любой организации рассматриваются такие психологические проблемы, как: а) поиск путей активизации человеческого фактора внутри организации; б) учет социально-психологических особенностей персонала.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение понятия «управление».
2. Чем обусловлена потребность общества в управлении?
3. Что изучает психология управления?
4. Расскажите о развитии психологии управления в СССР.
5. Что является объектом изучения психологии управления?
6. Охарактеризуйте предмет изучения психологии управления.
7. Каковы источники развития современной психологии управления.
8. Перечислите основные предпосылки развития психологии управления как науки на современном этапе.
9. Опишите связь психологии управления с психологией личности, социальной психологией, психологией труда, организационной психологией, инженерной психологией, теорией управления.
10. Охарактеризуйте школу научного управления.
11. Дайте характеристику административной школы в управлении.
12. Охарактеризуйте школу человеческих отношений в управлении.
13. Представьте основные положения школы количественных методов в управлении.
14. Дайте характеристику функциональному подходу к содержанию управления.
15. Охарактеризуйте системный подход к содержанию управления.
16. Представьте комплексный подход к содержанию управления.
17. Дайте характеристику ситуационному подходу к содержанию управления.
18. Перечислите основные тенденции развития науки управления в современных условиях.