Открытый урок в условиях введения ФГОС: новые смыслы, новые роли




В статье рассматриваются новые возможности использования открытых учебных занятий для повышения квалификации педагогов общего образования в условиях введения образовательных стандартов второго поколения.

 

Открытый урок… Что может быть привычнее уже давно существующей педагогической практики, когда один учитель дает урок, а другие – его смотрят? Давайте разберемся. За этой практикой стоит целый ритуал, в который вовлечены и тот, кто дает урок, и тот, кто его наблюдает. Ритуал диктует подготовку открытого урока как особенного, не похожего на ежедневные учебные занятия, проведение самоанализа урока педагогом, зачастую написанного заранее, робкие попытки «гостей» оценить урок и при этом не обидеть учителя, страх педагогов перед открытым уроком и ощущение победы, если все прошло удачно. Данная практика может рассматриваться как массовая, так как она характерна для большинства школ и педагогов системы образования, независимо от региона, образовательного учреждения, опыта учителя.

В контексте Федеральных государственных образовательных стандартов возможно изменение существующей практики открытых уроков. В качестве оснований для этого предположения можно выделить следующие. Во-первых, открытый урок традиционно использовался как инструмент оценивания профессиональной деятельности отдельного учителя. Это было возможно в условиях, когда в центре образовательных результатов были результаты по предмету. В настоящее время, в соответствии с требованиями ФГОС, у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные результаты, которые требуют учительского действия как сетевого. Во-вторых, ориентация граждан постсоветской России на «быть, а не казаться» проникает и в школьную среду: у ряда учителей и учащихся вызывает отторжение ситуации откровенно постановочных открытых уроков. В данных условиях возможен пересмотр традиционных подходов к проведению открытых уроков: поиск новых смыслов открытых учебных занятий для всех его участников, изменение привычных ролей педагогов на открытом уроке, смещение акцентов анализа урока пр. В целом речь идет об изменении смысла открытого учебного занятия, открытии новых ценностей в привычной форме представления педагогического опыта, независимо от вида и типа образовательного учреждения, учебного предмета и возраста обучающихся.

Итак, каковы могут быть новые возможности открытого учебного занятия в современных условиях, в чем они заключаются? Рассмотрим три компонента, составляющих практику открытого учебного занятия: его подготовку, проведение и последующий анализ.

Первый компонент открытого урока – подготовка. Как правило, урок готовит и представляет один учитель. В настоящее время возможно проектирование урока группой педагогов. Безусловно, учителю при подготовке урока всегда помогают его коллеги, если он просит о помощи. Речь идет о другом. В случае совместной подготовки урока учитель, дающий урок, выступает не от себя лично, а от группы учителей, и предметом анализа становится не педагогическая практика отдельного учителя, а целесообразность и результативность выбранных учителями технологий, методик, приемов.

Второй компонент открытого учебного занятия – проведение урока. При традиционном подходе цель урока, его замысел и план были известны только учителю, дающему занятие. Существует сравнение открытого урока с загадкой: урок – это загадка; учитель нам ее загадывает, а мы должны ее разгадать. Зачастую, даже по окончании урока, педагоги не могут определить, в чем была цель урока, достигнута она или нет. Игра в загадки – разгадки не приносит ощутимых результатов в повышении квалификации педагогов. Эта ситуация может быть разрешена, если открытое занятие будет начинаться небольшой предварительной беседой учителя и гостей урока. В этой беседе учитель может раскрыть цель и замысел урока, назвать основные этапы урока и их прокомментировать, наконец, учитель может поставить одну или несколько задач для наблюдения на уроке, а учителя – распределить эти задачи между собой. В этом случае внимание наблюдателей будет сфокусировано на педагогических действиях учителя и учащихся, которые должны привести к осуществлению замысла урока и достижению его цели.

Традиционно проведение открытого учебного занятия напоминает аквариум: учитель и дети внутри него, а наблюдающие снаружи. Все роли четко распределены: одни публично работают (читают, отвечают на вопросы, решают задачи и пр.), другие – молчат и записывают. Эта ситуация и создает искусственность открытого урока. В современной школе ситуация должна быть изменена: на открытом уроке работают все! Если педагог пришел на открытый урок, он должен быть готов принять участие в его работе: выполнять учебные задания, высказывать свою точку зрения, участвовать в обсуждении, проводить оценивание и т.д. Наблюдателей нет, все включены в процесс! И здесь, конечно, особое значение имеет мастерство учителя, который сможет найти «работу» для гостей на уроке, но не для того, чтобы развлечь всех, а для решения конкретной учебной задачи.

Опыт включения гостей в учебный процесс уже существует. Так, в Петровской школе г. Петрозаводска в рамках «Уроков свободного выбора» учителя, гости открытых занятий в начальных классах, всегда включены в учебный процесс через непосредственное общение со школьниками: дети получают от взрослых ответы на важные для них вопросы, педагоги вместе с учащимися выполняют задания в разновозрастных группах и пр. Эта традиция была поддержана и в этом учебном году в рамках открытого урока по русскому языку в 5 классе. Учитель обратилась к педагогам, присутствующим на уроке, с просьбой помочь пятиклассникам, которые затруднялись с ответом на вопрос: зачем люди возвращаются к прочитанным книгам, просмотренным фильмам, местам, где они уже были ранее.

В ходе размышлений об открытом уроке возникает вопрос о его «заказчике». Кому это нужно? Ответов несколько. «Заказчиком» может выступать учитель, администрация школы, методическая служба, управление образованием. Почему так важно понять, кто является «заказчиком»? Ответ прост: от этого зависят цели проведения открытого урока. Если «заказчиком» является отдельный учитель, то для него целью является получение внешней оценки его деятельности. В этом случае можно ограничиться одним открытым уроком. Если открытые уроки организует администрация школы, методическая или управленческая структура, то целесообразно рассмотреть возможность серии уроков, так как целью открытых учебных занятий, скорее всего, является передача конкретного педагогического опыта, который востребован в условиях обновления школьного образования.

Какие подходы к организации серии открытых уроков можно предложить? В настоящее время становится актуальной серия уроков на параллели классов – горизонталь уроков – где учителя представляют опыт совместного формирования метапредметных результатов на разных учебных предметах. Подготовка такой серии уроков требует совместной работы учителей. Существует другой подход, когда два разных учителя, возможно, и не из одной школы, дают уроки на одну тему, показывая разные способы построения урока. Еще один из подходов к организации открытых занятий был предложен О.Е. Лебедевым, д.п.н., профессором, научным руководителем Петровской школы. Он заключается в показе нескольких уроков в разных классах – вертикаль уроков, – смыслом которых становится анализ изменений в учебной деятельности школьников по мере их взросления. Такое многообразие подходов к организации открытых учебных занятий требует осмысления и выбора, какой из подходов лучше отвечает поставленным целям конкретного семинара, направленного на повышение квалификации педагогов.

Завершающим компонентом любого открытого занятия становится его анализ. Ранее уже было сказано о самоанализе учителя, представлявшего урок. Безусловно, учителя волнуются, поэтому позволяют себе заранее подготовить самоанализ. Чтобы снизить эмоциональное напряжение, которое испытывают учитель и ученики в ходе открытого занятия, нужно сделать практику открытых уроков обыденной частью школьной жизни, привычным рабочим моментом. А отношение к самоанализу в этом случае также изменится. Учитель не должен оправдываться в своих неудачах или замалчивать их, а вместе с коллегами исследовать прошедший урок. Содержанием самоанализа становятся представления учителя и ситуационные предпосылки, определившие эффект предпринятого им действия. Важным становится вопрос к учителю о том, что он изменил по ходу урока, какие коррективы внес в заранее составленный план урока. Ответ на этот вопрос, показывает, насколько учитель гибок в своей работе, как он отвечает на внешние вызовы в ходе урока.

Размышляя об открытом учебном занятии, нельзя не коснуться вопроса анализа урока. Безусловно, это тема не одной статьи и даже книги. Здесь хочется обратить внимание на подготовку к проведению анализа. Сегодня уже невозможно использовать один, подходящий во всех случаях жизни, план анализа урока. В зависимости от цели открытого урока или серии уроков необходимо готовить вопросы для анализа. Возможно, в условиях проектирования нового образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС, целесообразно использовать аспектный анализ урока, разбирая с учителями отдельные аспекты учебного процесса. Глубокий анализ (системный, полный, говоря педагогическим языком) требует длительного времени, и это нужно учитывать при планировании семинаров.

Представленные в статье размышления о традиционной практике открытых учебных занятий, дают возможность педагогам и руководителям уже сегодня задуматься о том, как можно ее изменить при подготовке ближайшего семинара.

 

Сведения об авторе

Рогозина Татьяна Валерьевна

Доцент кафедры управления и экономики в образовании ЛОИРО

Кандидат педагогических наук

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: