Последние аргументы президента




ПРЕЗИДЕНТ

21 февраля 2014 Верховная Рада Украины без решения профильного комитета и без заключения Конституционного Суда приняла закон № 742-VII «О возобновлении действия отдельных положений Конституции Украины». [25]

На следующий день, учитывая, что Закон о восстановлении действия отдельных положений Конституции Украины не был подписан Президентом, парламент принял постановление «О тексте Конституции Украины в редакции 28 июня 1996, с изменениями и дополнениями, внесенными законами Украины от 8 декабря 2004 года № 2222- IV, от 1 февраля 2011 № 2952-VI, от 19 сентября 2013 № 586-VII » [26][27].

Таким образом, от 22 февраля 2014 года действуют на территории Украины положения Конституции Украины, принятой на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 года, с изменениями и дополнениями, внесенными законами Украины от 8 декабря 2004 № 2222-IV, от 1 февраля 2011 № 2952-VI, от 19 сентября 2013 № 586-VII.

1 марта 2014 года закон № 742-VII был опубликован в спецвыпуске газеты «Голос Украины» за подписью и.о. Президента Турчинова А. В., таким образом вступил в силу 2 марта 2014.

В новой Конституции полностью изменена логика взаимоотношений между парламентом, президентом и исполнительной властью. Роль парламента в этой тройке значительно усиливается. Зато будущий председатель государства во многих вопросах превращается в символическую фигуру.

1. В соответствии с предложенными изменениями, народным депутатом и президентом страны могут быть граждане с судимостью.

Ограничения касаются только тех кандидатов, которые в день выборов отбывают наказание в тюрьме за совершение умышленного особо тяжкого преступления. При этом ценз на проживание в Украине изменен на пребывание в гражданстве Украины не менее последних пяти лет перед днем ​​выборов.

2. Изменениями предлагается полностью лишить главу государства какого-либо влияния на деятельность и кадровый состав будущего правительства.

В первую очередь, президента лишают права на выдвижение кандидатур министров обороны и иностранных дел. Зато у президента появится право внесения на рассмотрение парламента кандидатур председателей Службы внешней разведки и Государственного бюро расследований.

Президент, как и раньше, вносит на рассмотрение ВР кандидатуру премьера, которую ему предложит большинство. Впрочем срок, который отведен президенту на раздумья, значительно сокращается. Если раньше он был пятнадцать дней, теперь - пять. При этом, если он не внесет эту кандидатуру, за него это автоматически делает председатель Верховной Рады.

В дальнейшем президент лишается права останавливать действия актов кабинета министров. Он может только обратиться в Конституционный суд с предложением рассмотреть соответствие этих актов Основному закону. Но до принятия окончательного судебного решения, сам факт обращения не будет иметь никаких последствий.

3. Государственные администрации предлагается переименовать в Государственные представительства, главы которых назначаются Президентом Украины по представлению правительства.

Главная функция этих представительств будет заключаться в координации деятельности местных органов исполнительной власти и надзоре за соответствием актов органов местного самоуправления действующему законодательству. При этом президент лишается права увольнять глав государственных представительств и отменять любые решения исполнительной власти на местах. Эти функции переходят исключительно Кабмина.

Таким образом, в будущем так называемая президентская вертикаль, как таковая, не будет существовать.

4. Президент полностью лишается прямого права на образование судов.

Его влияние на судейскую систему становится опосредованным, он только назначает пять из восемнадцати членов Высшего совета юстиции. Суды в стране образовываться законом, вносится на рассмотрение парламента главой государства, но по представлению Высшего совета юстиции и только после согласования с премьером.

5. Неприкосновенность судей теперь полностью переходит в руки самих судей. Если раньше судью можно было задерживать или арестовывать по решению парламента, - теперь это прерогатива Высшего совета юстиции.

Несколько изменился возрастные и профессиональные требования к кандидатам в судьи. Сейчас судьей может стать гражданин не моложе 25 и стажем работы в области права не менее трех лет. Изменениями в Конституцию предлагается повысить эти сроки соответственно до 35 лет и пяти лет стажа.

6. Председатель государства также лишается права на определение процедуры помилования.

Если раньше правила помиловании устанавливались указом президента, теперь это должно происходить согласно принятому парламентом закону о помиловании.

Импичмент в три этапа

Процедура отстранения президента от власти существенно упрощается.

Импичмент могут инициировать 150 народных депутатов, а не большинство, как это предусмотрено действующим Коснтитуциею. После этого, в случае, если в действиях президента будут имеются признаки преступления, парламент большинством обращается в Конституционный суд с просьбой дать свои выводы. В действующей Конституции для принятия этого решения нужно 300 голосов.

Наконец, Конституционный суд и становится конечной инстанцией проверки действий президента в соответствии с законом. Напомним, что согласно действующей Конституции дело об импичменте должен рассматривать еще и Верховный суд. Окончательное решение об отстранении главы государства с поста принимается 300 голосами, а не 327-ю, как это предусмотрено сейчас.

При этом полномочия самого президента о роспуске парламента значительно сужаются.

Глава государства лишается права на роспуск парламента в случае несостоятельности Совета собраться в течение тридцати дней или сформировать коалицию. Президент сможет досрочно прекратить полномочия Верховной Рады только в одном случае: если в течение шестидесяти дней после отставки Кабмина не сформирован персональный состав правительства.

Кроме того, президент будет лишен привилегии на внеочередном рассмотрении его законодательных инициатив.

По парламента, интересно, полностью отменена норма об обязательном вхождении народного депутата Украины в состав депутатской фракции политической партии, от которой он избирался.

Отдельно в Конституции описана обязательность персонального голосования народных депутатов: решение парламента принимаются путем голосования способом, что исключает голосования вместо народного депутата Украины другим лицом.

* * *

В целом, атмосфера отношений между депутатами и главой государства ощущается даже в том, как прописаны отдельные нюансы, которые не меняются по сути, но должны дать понять, какая именно организация влиятельная и важнее.

Например, в действующей Конституции указано, что в случае необходимости президент имеет право объявлять военное или чрезвычайное положение при последующем подтверждении Верховной Радой. Новая редакция Основного закона по сути ничего не меняет - лишь расставляет акценты. В частности, теперь президент не объявляет чрезвычайное или военное положение, а обращается с соответствующей просьбой в парламент.

Последние аргументы президента

Как мы уже указывали выше, выводы Венецианской комиссии могут поступить еще до второго тура президентских выборов. Впрочем, пока это лишь рекомендации международной институции, которые во внутреннем правовом поле будут иметь только символическое значение.

Даже после возвращения из Венецианской комиссии предлагаемые изменения в Конституцию не будут иметь юридической силы, пока они не будут оформлены как отдельный законопроект.

Согласно процедуре, инициативу о внесении изменений в Основной закон должны подписать 150 народных депутатов. После этого документ будет отправлен на рассмотрение Конституционного суда. И уже не следующей сессии Верховной Рады, то есть осенью, за него должны проголосовать 300 народных депутатов.

Впрочем, у новоизбранного президента будет достаточно полномочий и прав, чтобы остановить процесс внесения изменений в Конституцию. В публичной плоскости новый председатель государства сможет апеллировать к тому, что его выбирали с конкретными полномочиями, и менять их при каденции не является правильным по отношению к избирателям.

А в юридической плоскости у него всегда есть возможность ввести военное или чрезвычайное положение, во время которых, согласно Конституции, вносить изменения в Основной закон не допускается. Или досрочно прекратить полномочия Верховной Рады.

Но, как уже было указано выше, сами депутаты в предложенных изменениях даже вариант досрочных выборов даже не рассматривают. Сотни погибших и раненых в результате действий именно этого парламента свелись к двум срок о проведении следующих парламентских выборов в последнее воскресенье октября 2017 года.

Единственное, чем могут утешиться рядовые граждане - это обещание двух основных лидеров президентской кампании, что досрочные парламентские выборы пройдут уже осенью этого года.

Это обещал и Петр Порошенко, и Юлия Тимошенко.

 

у Верховной Рады сохраняется достаточно возможностей для сдерживания президента в случае его желания усилить свое влияние в механизме государства. Так, президент получает право самостоятельно увольнять генерального прокурора и председателя Службы безопасности Украины. Ранее глава государства мог освободить их только после предоставления на это согласия парламента. Однако в Верховной Рады также сохраняется право самостоятельно освободить указанных должностных лиц. К тому же назначение на должность генпрокурора и председателя СБУ как по действующей редакции Конституции, так и по проекту продолжает осуществляться совместно президентом и Верховной Радой. При этом окончательное решение принимается именно парламентом.

 

 

Однако ранее Конституция никоим образом не регулировала вопросы назначения и увольнения главы СВР. Но в законе "О Службе внешней разведки Украины" предусмотрено, что назначение и освобождение председателя СВР осуществляется президентом самостоятельно. Таким образом, в части назначения и увольнения главы СВР глава государства также не получает новых полномочий. Более того, можно однозначно утверждать, что в отдельной сфере полномочия существенно ограничиваются. В частности, если раньше назначения на должность министра обороны и министра иностранных дел происходило Верховной Радой по представлению президента, то в соответствии с изменениями, назначение этих министров осуществляется парламентом после согласования кандидатур премьер-министром и президентом.

 

 

Вместе с тем, некоторые из предлагаемых изменений, касающихся взаимоотношений высших органов государства, действительно настораживают. Так, президент, простите за каламбур, получает монополию на назначение и освобождение от должности председателя Антимонопольного комитета и председателей и членов национальных комиссий (их на сегодня насчитывается пять: Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере связи и информатизации; Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики; Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку; Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере рынка финансовых услуг; Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере коммунальных услуг. При этом ни сдерживающего рычагу у Верховной Рады нет. Ведь она лишена возможности освобождать указанных лиц предоставлять согласие на их назначение. Учитывая, что сфера монополий в экономике является сверхважной для государства и непременно вызывает интерес у самых богатых людей страны, отдавать контроль над Антимонопольным комитетом и национальными комиссиями одному человеку независимо от персоналий может быть стратегически опасно.
Следовательно, можно утверждать, что предлагаемые изменения не приведут к существенному и принципиального увеличения полномочий президента в треугольнике взаимоотношений Верховная Рада-Президент-Кабинет министров. Вредными следует рассматривать только предложения, которые касается возможности президента по собственному усмотрению без участия Верховной Рады контролировать назначение и освобождение от должностей председателя АМКУ и национальных комиссий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: