Здание Главного штаба – выдающийся памятник архитектуры Санкт-Петербурга, было построено по проекту К. И. Росси в 1820–1830 гг. Великолепное классическое строение, возведенное напротив императорской резиденции, завершило формирование ансамбля Дворцовой площади, придав ей особый статус административного центра столицы. В западном крыле здания разместилось военное ведомство – Главный штаб, восточное крыло было отведено для гражданских министерств Российской империи: Министерства финансов и Министерства иностранных дел.
История создания
Изначально напротив Зимнего дворца было три частных дома, принадлежавших фаворитам Екатерины 2, построенных по проекту Ю. Фельтена. Они отличались неброским фасадом и рядовой внешней отделкой, что было характерно для Фельтена, но интерьеры, разработанные Дж. Кварнеги, были чрезвычайно красивы и роскошны.
Незадолго до Отечественной войны 1812 года дома приобрел Главный Штаб русской армии для размещения оперативных служб, и они перешли в казну. Проблема возникла после завершения строительства нового здания Адмиралтейства, когда усилился диссонанс между красивым барочным Зимним дворцом, новым Адмиралтейством и неприглядным видом площади с рядом простеньких бывших жилых домов. Вслед за проблемой возник и вопрос о перестройке зданий напротив Зимнего дворца.
Объединить все здания под одним фасадом предложил император Александр I. Разработка планов и чертежей была поручена архитектору Карлу Росси. 16 марта 1819 года был принят соответствующий указ о перестройке домов для нужд Главного штаба русской армии, в части комплекса зданий, выходящих на Мойку, власти поставили задачу разместить Министерства финансов и иностранных дел, после начала строительства в 1820 году был создан специальный комитет «По устроению против Зимнего дворца правильной площади». Несущие стены зданий, выходящие к Невскому проспекту, были сохранены, как и некоторые интересные интерьеры в них, а выкупленные строения вдоль набережной Мойки просто снесли.
|
Два здания Главного штаба были закончены к 1823 году, корпуса на Мойке для Министерства финансов сдали заказчику через три года, а к 1828 году на Дворцовой площади появилась знаменитая арка, являющаяся композиционно-пространственным стержнем всего комплекса зданий Главного штаба.
План здания и экстерьер
Карл Росси, строя Главный штаб, повторил линию фасадов существующих ранее зданий. Таким образом, у Главного штаба оказалось не четыре фасада, а только три – выходящий на Дворцовую площадь, на Мойку и на Невский проспект. Параболическая форма основной части «дворцового» фасада устранила монотонность фасада без ризалитов, так как в этом случае одни и те же архитектурные детали видны под разными углами. Плоские же боковые части фасада снабжены центральными ризалитами с прислонёнными к стене колоннадами. Несмотря на то, что крылья здания не равны по длине, они выглядят одинаковыми. Для устранения диспропорции Росси оформил фасады крыльев здания, выходящие к Дворцовой площади, портиками: из 14 колонн на Главном штабе, из 12 - на корпусе министерств финансов и иностранных дел. Более пластично Росси оформил фасад со стороны Мойки, где набережная следует по гораздо более прямой линии. Как раз там выступами и углублениями в фасаде устранена монотонность 300-метровой стены. Проще всего решился вопрос об оформлении «Невского» фасада Главного Штаба – архитектор, как было сказано ранее, просто оставил несущие стены первоначальных зданий нетронутыми, никак не переделывая их.
|
«Дворцовый» фасад всего здания Главного штаба стал на тот момент самым длинным в Европе - около 580 метров.
Подробнее стоит рассмотреть знаменитую Триумфальную арку, торжественно открытую 24 октября 1828 года. В пропорциях это сооружение близко к квадрату, и зодчему было важно сохранить такие размеры, учитывая высотность прилегающих построек. У арки два свода, и это неспроста: противопоставление света и тени увеличивает обьемно-пластическое построение всей конструкции, создавая необходимый ритм. Особого внимания заслуживает скульптурное украшение арки, выполненное лучшими скульпторами – С.С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским. С высоты 36 м, на вершине строения, видная издалека, парит триумфальная колесница, влекомая шестёркой коней. Их сдерживают двое воинов, одетых в римские доспехи и вооружённых копьями. В повозке стоит крылатая Слава, простирающая левой рукой штандарт над площадью. В правой руке богини — лавровый венок. Скульптурная композиция раскрывает сущность памятника, символа воинской славы. Этот мотив продолжен во всех элементах арки: орнаменты на стенах арки сложены из воинских трофеев и венков, воинские трофеи сложены при входе на арку с Дворцовой. Победителей приветствуют фигуры богини славы, стремительно летящих на ядре и протягивающие им лавровые венки и пальмовые ветви. Завершая композицию, на площади, на уровне второго яруса окон Штаба, застыли в приветствии фигуры часовых в античных доспехах, протягивая лавровые венки в сторону входящих на площадь.
|
Интерьер
В комплексе зданий Главного штаба и двух министерств интерес представляет анфилада комнат второго этажа левого крыла Министерства иностранных дел, с окнами, выходящими на Мойку. Там сохранилась типичная для 1820-х годов отделка помещений: богатая лепнина, барельефы, роспись потолков и изразцовые печи. Историки архитектуры отмечают Голубой зал, стены которого декорированы гермами и барельефами, Суворовскую лестницу и вестибюль с барельефами на мифологические сюжеты и орнаментальной росписью. Интересен также Общий архив Генерального штаба, с 1834 года ставший Государственным. Здесь Росси для уменьшения риска пожара использовал металлические перекрытия. Свод зала поддерживают восемь металлических дуг, опирающихся на двадцать две чугунные колонны. По стенам зала архитектор разместил чугунные галереи с подъёмными чугунными полками и железными шкафами. Зал Архива стал первым подобным в России. Его чугунные конструкции были созданы на Александровском чугунолитейном заводе.
Глава 4. Александровская колонна
История создания
Одной из важнейших композиционных составляющих в архитектурном ансамбле является Александрийская колонна. Она была задумана как памятник победе в Отечественной войне 1812 года, однако первым автором проекта был не Огюст Монфернанн. В 1819 году знаменитый зодчий Карл Росси, работая над созданием комплекса зданий Главного Штаба, предложил установить обелиск в честь победы над наполеоновской Францией, однако проект не был утвержден. Позже Росси принял участие в строительстве Александровской колонны, но уже как член строительной комиссии, обсуждая проект с автором – французом Огюстом Монфернанном, создавшим самый величественный памятник силе и доблести русского оружия, величию победы русской армии над французской.
Строительство памятника началось в 1829 году после проведения открытого конкурса на лучший монумент победам России в Отечественной войне и в память об императоре Александре 1.Среди всех проектов победил проект Огюста Монфернанна.
Работая над этим проектом, архитектор решал не только художественную проблему, но и сложные технические задачи. Во-первых, к готовому гранитному стержню он подыскивал основание и верхушку, что было достаточно сложно, учитывая размеры. Во-вторых, зодчий пытался гармонично вписать высокий, сильно вытянутый памятник в пространство Дворцовой площади. В качестве «шаблона» Монфернанн использовал пропорции и некоторые детали римской Трояновой колонны, исполняя волю Николая 1. Александровская колонна – самая высокая колонна в мире, изготовленная из монолитного камня. Она не случайно превосходит по размерам даже Вандомскую колонну в Париже, воздвигнутую в честь побед Наполеона – заказчик пожелал подчеркнуть значимость русских побед по сравнению с победами французов.
Монфернанн долго думал над проблемой установки колонны, и в итоге додумался до очень оригинального и рискованного решения: колонну можно было установить без всякого крепления, её будет удерживать только собственный вес – без малого 600 тонн. Однако для большей устойчивости следовало хорошо подготовить основу. Рабочим пришлось укладывать многослойный фундамент – сваи, уплотненный грунт, гранитные плиты. Основанием для пьедестала стал 400 тонный монолит.
Не легче было и изготавливать саму колонну – высечение монолита, обработка, полировка и, главное, транспортировка стоили всей строительной команде огромных усилий.
Все же к лету 1834 года колонна была доставлена и установлена на Дворцовой пощади. В установке, длившейся один час сорок пять минут, принимали участие две тысячи солдат и четыреста рабочих. Всю техническую часть рассчитал инженер А. А. Бетанкур.
Тридцатого августа того же года состоялось торжественное открытие памятника.
Экстерьер
Александрийская колонна была создана как памятник Александру 1, и это нашло отражение в убранстве сооружения. Высота памятника - 47,4 метра, её ствол, длиной 25,6 метра, выполнен из цельного куска розового гранита.
Вершину этого ампирного памятника венчает бронзовая капитель дорического ордера, её верхняя часть выполнена в виде прямоугольной абаки из кирпича с бронзовой облицовкой, на которой установлен небольшой круглый металлический пьедестал. Завершается сооружение скульптурной композицией ангела, попирающего змею, работы петербургского скульптора Б. Орлова. Скульптор специально придал лицу ангела портретное сходство с Александром 1. Левой рукой ангел держит латинский крест высотой 6,4 метра, правая рука простерта над головой к небу.
Кубический пьедестал украшают большие барельефы, где в аллегорической форме представлены сила русского оружия и отвага наших солдат. На картине со стороны Главного Штаба в аллегории «Победа и Мир» показана фигура античной богини Победы, заносящей в книгу памятные даты Отечественной войны: «1812, 1813, 1814». Со стороны Зимнего дворца мы видим две крылатые фигуры, держащие доску с надписью: «Александру 1 благодарная Россия». Верх композиции украшает изображение Всевидящего ока, под крылатыми фигурами помещены доспехи русских витязей. Изображения этих доспехов архитектор взял с оригиналов, хранящихся в Оружейной палате в Москве, по инициативе си с поддержкой президента Академии художеств А. Н. Оленина.
По обеим сторонам рельефа помещены символические изображения реки Вислы в виде молодой девушки с сосудом и Реки Немана в виде старца-водолея. На двух других барельефах зодчий поместил аллегорические изображения «Правосудие и Милосердие», «Мудрость и Изобилие». Изучая далее основание памятника, отметим лавровые листья и двуглавых орлов как украшение круглого вала базы колонны. Художественное убранство пьедестала выполнили Дж.-Б. Скотти, В. Соловьев, Ф. Брюлло, Марков и Тверской. Над орлами работал скульптор И. Леппе, модели базы, гирлянд и других украшений пьедестала создал Е. Балин.