Глава 2. Здания Эрмитажа




СПБ ГБУ ДО «Санкт-Петербургская детская школа искусств им. М. И. Глинки»

 

 

РЕФЕРАТ

На тему: «Архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга: Дворцовая площадь и Зимний дворец».

 

Выполнила ученица

75 группы

Гердо Мария Сергеевна

Проверила: Лис К.О.,

кандидат искусствоведения,

преподаватель истории искусств.

 

 

Санкт-Петербург

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Зимний дворец …………………………………………........................5

Глава 2.Здания Эрмитажа……………………………………………………….8

Глава 3.Главный штаб…………………………………………………………12

Глава 4. Александрийская колонна ………………………………………….15

Глава 5. Штаб Гвардейского корпуса………………………………………..18

Заключение………………………………………………………………………21

Список использованной литературы …………………………………………….22

Иллюстрации…………………………………………………………………..23

Введение

В 60-ые годы 18 века Россия, подобно другим странам Европы, ступила на последовательный путь смены стилей и направлений в искусстве. На смену пышному барокко пришел строгий и рациональный стиль классицизм. Классицизм — это художественный и архитектурный стиль, господствовавший в Европе в XVII—XIX вв. Созданные в этот период объекты были призваны служить образцом идеального, «правильного» стиля. Классицизм опирается на идеи рационализма и придерживается определённых канонов, потому практически всем реализованным в эпоху классицизма проектам присущи стройность и логичность. Внимание архитекторов к классицизму привлекала простота, лаконичность, четкость, спокойствие и строгость, характерные для античной архитектуры, прежде всего греческой. Основой данного стиля стал ордер античных времён, в частности пространственные композиции, сдержанность декора, система планировки, согласно которой здания были расположены на широких прямых улицах, соблюдались пропорции и строгие геометрические формы.

Эстетика классицизма была благоприятна для создания масштабных проектов в рамках целых городов. Одним из таких проектов стала Дворцовая площадь, обрётшая известность почти мирового масштаба.

Одним из главных отличий Дворцовой площади от других площадей России и всего мира стала удивительная гармоничность и целостность, которую, казалось, невозможно было придать симбиозу вычурного, роскошного, помпезного барокко и строгого, монументального классицизма. Тем не менее, барочный Зимний дворец и классический Главный штаб, размещенные по соседству, не только не являются диссонансом, но, напротив, уравновешивают и дополняют друг друга, что выглядит весьма символично: Зимний дворец представлял царскую власть, а Главный штаб – власть демократичную.

Стоит подробнее рассказать о авторах проекта – Ф. Б. Растрелли и К. Росси. Растрелли появился на свет в Париже в 1700 г, но точная дата неизвестна. Он продолжил род деятельности своего отца, бывшего довольно известным скульптором. Франческо получил первые уроки своей будущей профессии на постройке дворцов для А. Меншикова. Для более корректного и качественного обучения он несколько раз стажировался в Европе.

Постом последовали первые самостоятельные проекты, которые, однако не были особо примечательны. И уже ближе к середине 18 века Растрелли начал свои работы в Петербурге. Среди них – Воронцовский, Строгановский дворцы, Смольный монастырь и Зимний дворец.

К. Росси родился 29 декабря 1775 г. в Венеции. С раннего детства Росси воспитывался у архитектора Винченцо Бренны. Учился в Флорентийской академии. Ещё в 1804 году предложил проект переустройства набережной Адмиралтейства, но идею не поддержали. Первая крупная работа архитектора в новой столице – реконструкция Михайловского дворца, за которой последовали переустройство Дворцовой площади и строительство Главного штаба.

Помимо творений Росси и Растрелли ансамбль Дворцовой площади дополняют здания Эрмитажа, здание Гвардейского штаба и знаменитая Александровская колонна. В своем реферате я подробнее рассмотрю каждое строение и его значение для создания одного из самых необычных и смелых архитектурных ансамблей России – Дворцовой площади.

 

 

Глава 1.Зимний дворец

История создания

Зимний дворец не сразу стал таким, каким мы видим его сегодня. Он перестраивался четыре раза, кочевал с места на место, позже к нему пристроили еще несколько зданий. Но какими же были первые Зимние дворцы?

Начнём с самого начала.

Ещё в 1711 году на части современной Миллионной улицы появился первый Зимний дворец, прослуживший царю несколько лет. Второй зимний дворец, построенный в 1719-1721 годах архитектором Г. Маттарнови, занимает место нынешнего Эрмитажного театра. Уже после смерти Петра Великого, в 1732 году Ф.Б. Растрелли начал строительство третьего Зимнего дворца, который находился на месте нынешнего, и завершил его спустя три года. Кстати, именно Растрелли первым предложил застройку Дворцовой площади. По первоначальной идее площадь должен был украшать памятник Петру Великому, а сама площадь должна была быть круглой, с Зимним дворцом в центре. Но идея не воплотилась в жизнь, площадь не построили.

И, наконец, 16 июня 1754 года Елизавета Петровна подписала указ о строительстве четвертого Зимнего дворца – нынешнего – под руководством архитектора Ф. Б. Растрелли. Пока он строился, императрица жила во временном деревянном Зимнем дворце. Между прочим, Елизавета так и не дожила до окончания постройки каменного Зимнего дворца, несмотря на то, что рабочие старались изо всех сил, работая без выходных – она скончалась в декабре 1761 года, а Зимний дворец достроили и сдали в эксплуатацию только к Пасхе 1762 года.

В декабре 1837 года в Зимнем дворце случился пожар, длившийся два дня и нанесший существенный ущерб зданию, однако Николай 1 приказал восстановить дворец, причем таким, каким он был до пожара, ничего не меняя. Это удалось, но не совсем – лишь малую часть залов удалось воссоздать, остальным же помещениям архитекторы придали новый облик. Реставраторы и строители под руководством архитекторов Брюллова и Стасова уложились в сроки, указанные царем, и в Пасху 1839 года дворец был полностью восстановлен.

План здания и экстерьер

В основе дворца заложен четырехугольник с большим внутренним двором и тремя фасадами: на Адмиралтейство, на набережную Невы и на площадь, вернее – на парадный двор. Все три фасада украшены отлично друг от друга, так как при отделке учитывалось окружающее их городское пространство. Фасады здания расчленены антаблементом на два яруса, второй (парадный) объединён множественными колоннами ионического и композитного стилей, первый ярус украшен колоннами симметрично. Обилие колонн и лепнины, множество статуй на крыше здания делают творение Растрелли удивительным по красоте и цельности, неповторимым произведением русского барокко.

Фасад, обращенный к дворцовой площади, является главным – архитектор предусмотрел здесь три въездные арки, ведущие внутрь, где расположен Большой парадный двор. Там, в центре северного корпуса, находится центральный двор. Парадный двор с небольшим фонтаном в наши дни служит входом в музей. Последняя реконструкция двора прошла в 2000 году. После длительного перерыва в 2003 году фонтан Большого парадного двора Зимнего дворца заработал вновь. Фасады Зимнего дворца меняли цвет несколько раз. Основными цветами за время его существования были розовый, зеленый и желтый. В 1910-х годах здание перекрасили в самые яркие оттенки красно-кирпичного, однако это противоречило традиции окрашивать петербургские здания в пастельные тона. Колоннада и некоторые детали стен дворца должны были иметь тот же цвет, что и стены, вернее, их тонировали в цвет всего сооружения, не сильно выделяя в общем цветовом ритме здания. Для многих поколений петербуржцев привычен зеленый цвет стен дворца, он остается таковым и в наши дни.

В планировке Зимнего дворца нашла развитие композиционная схема дома-блока, которую применили впервые при строительстве Строгановского дворца.

Интерьер

Богатство внутреннего убранства дворца, над которым работали известнейшие архитекторы России, превосходит по красоте и изяществу все самые смелые ожидания. В интерьерах множество первоклассной лепнины, позолоты, разного рода росписей, при отделке использованы ценные породы дерева и камня. Среди зодчих Зимнего дворца много известных имен: Фельтен, Валлен-Деламот, Ринальди, Чевакинский, Кварнеги, Старов, Росси, Монферанн, Стасов, Брюллов. Из интерьеров, созданных этими прославленными архитекторами, отметим Золотую гостиную с удивительной по красоте и сложности лепниной, Галерею 1812 года, Георгиевский и Александровский залы.

Конечно, самым богато оформленным залом является Георгиевский, или Большой тронный зал. Автором проекта этого знаменитого зала, созданного в период с 1787 по 1795 годы, является Кваренги. Освящали его в день Святого Георгия Победоносца, отсюда и название. При пожаре зал сгорел полностью, а проект его реставрации стал одним из лучших проектов Стасова. Интерьер зала получился весьма торжественным, полностью соответствующим его предназначению. Зал оформлен в двух прекрасно сочетающихся цветах – белые мраморные стены с колоннами и огромное количество (почти двадцать тысяч) деталей для украшения, выполненных из позолоченной бронзы.

Великолепно смотрится паркет, повторяющий, словно в зеркале, отделку потолка. Для составления рисунка этого паркета использовано 16 пород деревьев.

Тронное место, расположенное напротив входа в зал, также изготавливали заново. Трон, украшенный алым пышным балдахином, находится на возвышении, к которому ведут семь ступеней. Здесь же находятся корона и двуглавый орел – имперские символы.

Глава 2. Здания Эрмитажа

Хотя изначально Зимний дворец проектировался как отдельное строение, к началу 20-ого века он стал уже центром большого дворцового комплекса, в который входят здания Малого, Старого (Большого) и Нового Эрмитажей. В этой главе мы подробно рассмотрим каждое из них.

Малый Эрмитаж

Малый Эрмитаж – второе здание музейного комплекса. Он был построен в 1764-1775 годах по проекту архитектора Ж.-Б. Валлен-Деламота. В то же время со стороны Миллионной улицы архитектор Ю.М. Фельтен вел строительство трехэтажного здания южного павильона с висячим садом, с помощью которого оба здания в итоге и соединили. Здание строилось как хранилище произведений искусства, принадлежавших Екатерине 2 и всей царской семье, туда имели доступ только августейшие особы и узкий круг их приближенных, о чем и говорит название здания. Эрмитаж (hermitage) – «уединенное, пустынное место» в переводе с французского.

Фасад Малого Эрмитажа, выходящий на Неву, украшен классическим портиком с шестью коринфскими колоннами. Первый этаж обработан крупным рустом и завершается рельефной тягой. По первому и второму этажам идет ряд полуциркульных окон, обрамленных простым наличником (второй этаж), с сильно выступающим замковым камнем (первый этаж). Здание украшено скульптурой: на втором этаже установлены статуи Флоры и Помоны, на аттике можно увидеть сложную композицию. Фасад со стороны Миллионной улицы повторяет стилистику фасада Зимнего дворца.

Из помещений Малого Эрмитажа особый интерес вызывает Павильонный зал на втором этаже. Здесь выставлены знаменитые часы «Павлин», изготовленные в Англии в середине 18 века.

Отдельного внимания заслуживает Висячий сад, находящийся на втором этаже. В его создании принимали участие Ж.-Б. Валлен-Деламот и Ю.М. Фельтен, позже – В. П.Стасов. Первоначальную планировку сделал Ж.-Б. Валлен-Деламот, но в 1840-1843 годах В. П. Стасов провел большую реконструкцию сада. Долгое время в саду стоял фонтан, изготовленный итальянским скульптором Феличе де Фово в 1849 году.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: