Развитие способностей и талантов в области технических и естественных наук в Германии
Введение в проблему: частное развитие таланта и актуальность возможности приведения частного к общему
Социальная функциональность развития способностей и талантов в исследовательской и образовательной системах
Во многих государствах для одаренных детей и подростков существуют действующие предложения по развитию их талантов в научной или технической сфере деятельности, хозяйстве, а также в области спорта. В этом отношении развитие талантов – это часть высшего элитного образования и целенаправленного «выращивания» кадров, постановленного на поток. Подобная стратегия успешно препятствует целенаправленному «переманиванию» высококлассных специалистов другими странами («утечка мозгов»). Для этих государств, юные таланты – это интеллектуальные ресурсы, которые будут не только обеспечивать потенциал инновационной деятельности, продвижение в науке и технике, но и играть важную социально-экономическую роль (например, в отношении лицензий на научные достижения, патенты).
Именно поэтому подобные предложения почти всегда фокусируются на технических и естественнонаучных дисциплинах, поскольку в них данный талант проявляется достаточно рано и отчетливо, в виде своих незаурядных достижений («позитивного отклонения от нормы»), если сравнивать их в социальном контексте с людьми, обладающих средними знаниями и способностями.
Способствование развитию талантов происходит преимущественно в старших школьных классах или при переходе на новую ступень обучени и в качестве испытанных и надежных методов используются стипендии, конкурсы для исследователей и развитие способностей у одаренных детей и подростков в некоторых специфически-ориентированных классах школ. С педагогической точки зрения, подобные действия имеют под собой следующую основу: особо одаренные школьники/школьницы впервые демонстрируют свои таланты именно в школе и выявляются, в первую очередь, их менторами и педагогами. Доказательством наличия таланта является, как правило, наличие наград и грамот, а также «перепрыгивание» в старший класс в раннем возрасте.
|
Таланты и их способности могут служить олицетворением нации, так например в 19 веке Германия была известная как страна мыслителей, поэтов и композиторов. Здесь стоит уточнить, что подобные изменения происходили в связи с общественно-политической обстановкой в стране. Ранее в Германии являли собой одаренность представители искусств Гёте, Шиллер, Моцарт и Бетховен, а в 20 веке уже физики (Эйнштейн), инженеры (Порше) и техники (Бенц и Дэймлер). Актуальность талантов определялась экономическим состоянием страны, где они находились. Для некоторых стран подобные изменения были показателем экономического процветания страны - как пример, мы можем привести истории успеха Бенджамина Франклина, Стива Джобса, Билла Гейтса в США. Некоторые страны добивались больших успехов в спорте (например, СССР в шахматах) с помощью выдающихся спортсменов, которые не только олицетворяли государство, но и вписывались в рамки его идеологии относительно массового развития одаренных спортсменов, а также относительно технических достижений в космосе (в ранний период СССР).
|
Непризнание важности развития талантов-техников и талантов в естественнонаучной сфере, отсылает нас к определенным социальным эпохам коллективно-ориентированных на враждебное отношение к интеллектуальному труду государств, таких как культурная революция в Китае, режим Пол Пота в Камбодже, убийства (судьба Кондратьева в России) и эмиграцию выдающихся ученых из нацистской Германии в 1933-1945 годы.
Эти примеры являются доказательством того, как социальные условности могут препятствовать, а порой даже блокировать развитие одаренных людей. Тогда как в развитых странах находится достаточно талантов в естественнонаучной и технической сферах, и многие нации могут «поднимать» этим свой авторитет на международной арене (академик Сахаров во СССР, Билл Гейтс во США, Ньютон и Хоукинс в Великобритании и.т.д). Условия для развития и определенная свобода, которые предоставлялись ученым для экспериментов и воплощения их идей на практике различались, в зависимости от страны, и, в данном случае, индивидуализированные демократические системы предоставляют лучшие условия для работы, нежели тоталитарные, самодержавные или централизованные демократические системы.
Талант или гений?
Различные образы мышления и их влияние на предпосылки явления научного прогресса всегда были косвенно связаны между собой. Доминантным здесь являлся тип – гений: выдающийся талант, который в своей исследовательской работе или в техническом проекте разрешал нерешенные вопросы человечества и изменял его представления о космосе, атомах и понимании сложных причинно-следственных связей в природе.
|
Но все это больше не соответствует действительности, поскольку сейчас доминирующим видом, развивающим науку, является чаще всего команда профессионалов, которая всегда работает с помощью технических средств, таких как роботы и компьютеры. Иллюстрацией может служить дешифровка человеческого гена в Humane Gene Projekte von Craig Vetter, которая была проведена, используя высокотехнологичные компьютеры и другую технику.
В настоящее время наблюдается следующая ситуация: при работе в команде, действует принцип «одна голова хорошо, но все головы вместе в команде лучше». Гением сегодня является команда. Тому подтверждением являются коммуникативные компетенции членов команды, познание и соединение различных познавательных процессов для получения общего результата. Новые социально-исторические исследования показывают нам, как все это обстоит сейчас, и как это было раньше.
Попытка дать определение одаренности
Как же, все-таки, смотрят сами на себя одаренные люди? Что такое талант? Где берет свое начало гений? Сколь много талантов необходимо гению? Социологическая перспектива ссылается здесь на социально-психологическую перспективу. С точки зрения этимологии, слово «талант» - это та же «одаренность», которой обладает и одаренный человек. Эта двусмысленность интересна с научной точки зрения, поскольку в первом значении социологически это социальное разделенное качество. Большое число единичных талантов может привести к развитию элитного образования, представители которого в более ранней Германии описывались как «техническая интеллигенция» (Hofleder xxxx). Есть, правда, также мнение, что каждый человек имеет свою особенную одаренность и эта индивидуальная одаренность развивается в зависимости от среды, в которую погружен талант.
В другом смысле этого слова – под исключительной индивидуальной одаренностью понимается то, что базируется на индивидуальных преференциях и ярко-выраженных интеллектуальных когнитивных компетенциях в какой-либо области науки или дисциплине. К этой группе относятся вундеркинды, выдающиеся спортсмены, одаренные дети и гении. В исследованиях на эту тему говорится о том, что подобные качества проглядываются уже в детском возрасте, когда ребенка ещё не касается «символика общественной жизни», такая её часть, например, как научные дисциплины. Ребенок может хорошо уметь делать вычисления, но не знать того факт, что его действия относятся к науке математике и что математика – это наука.
Таким образом, гений – это особенный выдающийся талант такого человека, который обладает генетически заложенными когнитивными и интеллектуальными компетенциями. Этой теме было посвящено одно выступление, в котором были представлены автобиографии гениев и влиянии на них среды, в которой они работали(Clark nach Pfenning 1993). Совместная работа гениев и талантов кажется адекватной идеей для продвижения науки и конкретизирует понятие команды, например, в отделе компании Research and Development, или в высших учебных заведениях.