Обычно в школе на уроках применяется вариант заочного или виртуального путешествия. Мы предлагаем своим учащимся настоящее путешествие. Главный принцип преподавания предмета «История и культура Санкт-Петербурга» - пешком по городу. Среда города становится главным образовательным ресурсом. Это не только серия пешеходных экскурсий (хотя и это тоже есть), но и возможность самим ребятам выбрать объект и маршрут путешествия. К каждому занятию ребята готовятся, стараются сами узнать побольше об объекте, т.к. занятия проходят в форме квеста[2] и нужно быстро и правильно выполнять каждое задание.
Для каждого занятия выбирается тема и составляется маршрут. Занятия проходят раз в месяц по субботам. Таким образом, за учебный год мы совершаем 9 путешествий (три из них посвящены 18 веку, еще три 19 веку и три двадцатому веку). Девять объектов: памятник архитектуры, памятник воинской славы, храм, парк, улица, дворец, особняк, литературный музей, художественный музей. Каждый год цикл повторяется, но объекты выбираются другие. За четыре года таких путешествий ребята посещают 36 музеев. Мы стараемся подбирать музеи таким образом, чтобы ребята побывали и в царском дворце, и в обыкновенном доме или квартире. Важно чтобы с этим местом было связано конкретное историческое событие и ребята могли узнать: «Как жили люди в разные эпохи? Что это за эпохи?». Героями наших путешествий становятся архитекторы и императоры, ученые и путешественники, музыканты и художники, поэты и писатели, люди военные и государственные, простые горожане и придуманные. Город становиться ближе и понятнее, когда отправляешься в путешествие по следам литературных героев или сам пытаешься снять о них фильм. Тогда понятно, почему Чижик-пыжик пил воду из Фонтанки, а Медный всадник застыл над бездной…
|
К каждому занятию готовится рабочая тетрадь, в которой есть необходимая информация (тексты, схемы, таблицы, глоссарий) и задания разного уровня сложности (от 5 до 8 класса) и разного по содержанию: задание по карте; на наблюдательность и внимательность (разглядеть и узнать детали); на знание архитектурных стилей и др.
Такие занятия развивают познавательный интерес, наблюдательность, воображение, умение найти нужную информацию, навыки коммуникации, самостоятельность. Учат главному - знать и любить свой город.
Погружения или концентрированное обучение. [3]
При проведении занятия в форме погружения одним из основных факторов повышения эффективности обучения становитсяувеличение продолжительности единицы учебного процесса.Эта продолжительность уже не может ограничиваться уроком в 45 минут его границы расширяются от 1,5 до 4 часов в день. Увеличение единицы учебного процесса обуславливает изменение ее внутренней структуры, предполагающей обязательное многообразие форм учебной работы при единстве и целостности ее содержания.
Системно таким способом в нашей школе ведется преподавание двух курсов: «Я познаю мир» по программе С.Юшкова в начальной школе и курс «Обществознание» в старшей школе. Современный стандарт позволяет вести преподавание предмета модульным способом. Курс обществознания для этого идеально подходит, так как все необходимые модули заложены в самой программе.
Программа рассчитана на 3 учебных года. За один учебный год ребята проходят по два модуля:
|
9 класс – «Человек и общество» и «Философия»;
10 класс – «Социология» и «Экономика»;
11 класс – «Политология» и «Право».
Каждый модуль состоит из 4-5 погружений по 4 часа. (Общее количество часов на уч.год 30). На погружении чередуются различные формы получения знаний, выделяется время для самостоятельной работы учащихся. По итогам каждого погружения выставляется зачет (т.к. в школе принята зачетная система). Есть возможность выбора формы итоговой аттестации: тесты, задачи, кейсы, сравнительные таблицы, схемы-рисунки, ответы на вопросы, учебные проекты, презентации. Три уровня сложности задания соответствуют оценкам: 3,4,5. Ребята сами могут выбрать, в какой форме они будут сдавать зачет, и на какую оценку.
Задания носят прикладной характер, и их выполнение позволяет решить конкретные проблемы, с которыми ребята сталкиваются в жизни, например: решение кейсов по праву, экономике или социологии. Есть обязательные формы работы в каждом модуле:
Человек и общество презентация «Глобальные проблемы»;
Философия ролевая игра «Познание»;
Социология презентации «Национальные конфликты»;
Экономика ролевая игра «Рынок»;
Политология ролевая игра «Выборы»;
Право презентации «Отрасли права».
Если у ребят возникает желание более углубленно изучать данный предмет, то у них есть такая возможность. В недельной сетке часов выделены два урока по выбору учащихся.
При такой системе обучения повышается мотивация к обучению, развиваются навыки командной работы, удается применять знания по предмету на практике и в игровой деятельности для решения конкретной задачи. Став успешными в образовательной деятельности на одном предмете, школьники переносят этот положительный опыт на другие сферы деятельности.
|
Выезды.
Самой интересной формой обучения в нашей школе являются выезды – межпредметное интегративное погружение, когда всей школой мы выезжаем за город в пансионат или на турбазу. Обычно на неделю в сентябре и на неделю в феврале. Живем и учимся на природе, вдали от семьи и привычной обстановки.
Образовательная программа нашей школы составлена так, чтобы ученики имели возможность выстраивать свое образование по четыремосновным направлениям: учиться учиться, учиться делать, учиться взаимодействовать, учиться жить. Именно это мы и моделируем на каждом выезде.
Но есть и сложность - содержательно вписать в программы предметов, то чем мы занимаемся на выезде. Ведь это занимает немалую часть учебного времени. С другой стороны это не 5 уроков, а 12 часов активной образовательной деятельности в день. Погружения сочетают в себе игровую деятельность, командную и индивидуальную работу, обучение через деятельность. На выезде всегда есть место и время поработать головой и руками, заняться спортом и творчеством, пообщаться, получить опыт проживания и осмысления собственной деятельности.
Темы для выездов выбираются за два-три месяца и требуют немалой подготовительной работы всего педагогического коллектива. Тема выезда определяется по следующим критериям: во-первых, она должна содержать реальную интеграцию образовательных областей; во-вторых, иметь интересный игровой сюжет; в-третьих, наших ресурсов должно хватить для реализации замысла. Если кратко, тема должна быть: интересна, реальна, интегративна. Примером успешной интеграции, стал выезд по теме «Звук». Физики изучали, как распространяется звуковая волна; биологи - как человек слышит и издает звуки; филологи изучали основы стихосложения; музыканты пели и играли на музыкальных инструментах, а информатики работали в программе … и озвучивали фильмы. На каждом выезде нужно писать тексты и делать расчеты, поэтому математика и русский язык это уже не изучение, а применение знаний на практике.
Цель любого выезда – познание мира и знакомство с разными способами познавательной деятельности. Поэтому на каждом выезде есть учебный блок, творческие и проектные мастерские, игровая коллективная деятельность, вечернее дело.
Темами выездов последних лет стали исторические эпохи:
- Средневековье – «Хазарский словарь».
Завязка сюжетно-ролевой игры: забытый сегодня народ хазары в поисках веры обращается к другим народам (франкам, ромеям, викингам, славянам, арабам), узнает их историю, культуру, верования и составляет словарь.
Уроки: история, география, литература, естествознание.
Мастерские: валяние из войлока, чеканка, лепка, резьба и выжигание по древу и др.
Дело: «Путешествие за три моря», «Выбор веры», «Война», «Базар», «Масленица»; «В гости к хазарской принцессе».
Задание на коллективное взаимодействие: толкование сна хазарской принцессы с позиции символов веры.
Индивидуальное задание: создание странички словаря о «своем народе».
· Возрождение – «Я - Леонардо».
Завязка сюжетно-ролевой игры: В результате эпидемии чумы население Европы резко сократилось, хозяйство пришло в упадок. Нужно отстраивать города, возводить храмы, строить новые дороги и оборонительные сооружения используя научные достижения того времени и возрождая идеалы античности. Творить и изучать мир как Леонардо, путешествуя из одного города в другой.
Уроки: МХК, физика, математика, история, литература, география.
Мастерские: венецианские маски, мозаика, витражи, гравюра, моделирование.
Задание на коллективное взаимодействие: подготовить проект развития города (Флоренция, Рим, Венеция, Неаполь, Генуя, Амбуаз) и выступить на Форуме. В проекте учесть градостроительные тенденции эпохи, построить (рассчитать) модель храма, провести новые дороги, решить вопросы обороны и водоснабжения города.
Индивидуальное задание: Решение кейса.
- Просвещение – «Тайник канцлера Бестужева».
Завязка сюжетно-ролевой игры: Перед участниками выезда встает непростой вопрос:
- Как послужить России?
- Отправиться в кругосветное путешествие и открыть новые земли?
- Послужить на поле брани, защищая Отечество!
- Заняться научными изысканиями и опровергнуть старые теории, как Ломоносов.
- Или избрать дипломатическую деятельность? Тайны, интриги, опасности! – вот она настоящая служба. На поиски тайника канцлера Бестужева отправляются гардемарины.
Уроки: те же, что и в образовательных учреждений России 18-19 века (Навигационная школа, Смольный институт, Царскосельский лицей).
Мастерские: каллиграфия, танцы, фехтование, роспись по фарфору, переплетная мастерская и оформление альбома.
Дело: «Имя на карте», «Науки верные сыны», «Табель о рангах», «Бородинская баталия», «Бал», «В поисках тайника».
Задание на коллективное взаимодействие: Квест «В поисках тайника Бестужева».
Индивидуальное задание: написать статью в энциклопедию. Пройти аттестацию (математика, физика, химия, география, история, филология) на получение должности согласно «Табеля о рангах».
- Новое время – «XX век начинается».
Завязка сюжетно-ролевой игры: Наступает век железа и новых видов энергии, время империй и монополий. Правительства европейских держав борются за сферы влияние в мире. Победит тот, кто обладает военной мощью, развитой экономикой и передовой наукой. На рубеже веков научные открытия разрушают старые представления о мире. Мир становиться другим, границы меняются. Искусство больше не отображает мир, а создает свой: «Рисую не то, что вижу, а как мыслю».
Уроки: МХК, физика, химия, география, история, обществознание, экономика.
Мастерские: роспись по ткани, вырезание портретов, фотографирование, витражи Тиффани, рисование.
Дело: «Олимпийские игры», «Империи на карте мира», «Церемония чествования нобелевских лауреатов», «Всемирная выставка», «Салон», «Синематограф».
Задание на коллективное взаимодействие: оформить павильон «своей страны» на всемирной выставке.
Индивидуальное задание: деятельность в конструкторском бюро, редакции журнала, театре, университете, творческой мастерской по выбору участника.
- Новейшее время – «НАНОГРАД» [4].
Завязка сюжетно-ролевой игры: Участники выезда становятся жителями города Нанограда. При моделировании жизни города будущего нет времени для безделья и лени – нужно ежедневно трудятся и достигать научных и бизнес-результатов в своей деятельности. Их основная цель наноградцев – по мере возможности проникнуться особенностями наноиндустрии: с момента зарождения идеи и разработки и до непосредственной реализации. И взрослые и дети должны пройти стажировку в Корпорации Нанограда.
Публичные лекции и практикумы по предметам естественно-научного цикла, маркетингу и менеджменту.
Дело: игра «Журналист», «Памятник наночастице», выставка РОСНАНО, «Аукцион», «Форум», «Час интеллектуальных игр», «Фестиваль научно-популярных фильмов» и др.
Задание на коллективное взаимодействие: разработка (экспертная оценка) проекта по кейсу конкретной компании, работающей в отрасли наноиндустрии и выступление на Форуме.
Но у каждого выезда есть свое Событие, особое по эмоциональному накалу и восприятию (причем это никогда не запланировать заранее и у каждого оно свое), то дело ради которого стило приехать.
И если вы понимаете, зачем это нужно, вы найдете ресурсы для реализации ваших замыслов.
[1] С февраля 2010 года школа опытно-экспериментальная площадка Института педагогических проблем детства РАО. Вместе с научными руководителями - старшими научными сотрудниками Института педагогических проблем детства РАО Ниной Михайловой, Семеном Юсфиным и Натальей Касициной мы занимаемся внедрением в школьную практику службы кураторства, которая занимается индивидуальным сопровождением ребенка в образовательной деятельности, используя тактики педагогической поддержи.
[2] Квест (quest (англ.)— поиски), аdventure (англ).
-приключение) — приключенческая игра требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет игры может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.[3] Из всего объема литературы, описывающей всевозможные варианты “погружения” можно сделать вывод, что за самим понятием стоят два основных (но очень отличающихся) смысла. Первый: под “погружением” понимается один из методов интенсивного обучения (как правило, иностранным языкам) с использованием суггестивного воздействия. Основные публикации относятся к концу 60-х — средине 70-х годов (Г.К.Лозанов, И.А.Зимняя, А.С.Плесневич, Г.А.Китайгородская, Р.М.Грановская). Второй (более широкий): под “погружением” подразумевается длительное (от нескольких часов до нескольких дней) специально организованное занятие одним (или несколькими близкими) предметами. Начало упоминания термина в этом смысле относится к началу 80-х годов в связи с экспериментальной работой М.П.Щетинина. Позднее это направление выражается в многочисленных моделях: “погружение” в сравнение, межпредметные погружения (А.Н.Тубельский), метапредметные “погружения”, эвристические “погружения” (А.В.Хуторской), выездные “погружения” (А.А.Остапенко, Л.Н.Снегурова), “погружения” в образ (С.А.Терскова, Е.В.Шубина), “погружение” как средство коллективного способа обучения (С.Д.Месяц), “погружение” в культуру (Е.Б.Евладова) и т.д. Цит.: А.А. Остапенко «Концентрированное обучение: модели образовательной технологии»
[4] Летняя лагерная смена в рамках проекта «Школьная лига РОСНАНО»/ https://schoolnano.ru/