Критерии и показатели оценки знаний воспитанников




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Кружка

«Юный мастер»

Направленность программы: техническая

Уровень программы: ознакомительный уровень

 


Возраст обучающихся: 10

Класс/ классы: 5 классы.

Количество детей в группе:

Срок реализации: 1 год.

Количество часов в год: 68 часов

 

Составитель:

учитель технологии

высшей квалификационной категории

Титов Юрий Николаевич

 

 

С. Никольское

Год

Пояснительная записка.

В концепции модернизации дополнительного образования детей обозначена важность создания условий для творческого развития личностных потребностей детей в образовании. В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры труда. Она рассчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов. Программой предусмотрено изучение и исследование свойств древесины. Изучение устройства, принципа работы приборов: электровыжигателя, электролобзика, электрорубанка, станка по токарной обработке древесины, и других инструментов, что имеет большое значение для формирования знаний воспитанников о материалах, принципах действия и устройствах машин.

В процессе обучения обращается внимание воспитанников на особенности ручной и механической обработки древесины, конструкцию режущих инструментов и виды технологического оборудования. При организации творческого труда, в процессе выполнения обработке древесины программой предусматривается применение разнообразных приспособлений, позволяющих воспитанникам решать отдельные трудовые операции с соблюдением определённых технологических требований: точности формы и размеров, параметров шероховатости поверхности и др.

Исходя из практической деятельности, образовательная программа кружка «Юный мастер» составлена в соответствии с интересами и потребностями учащихся, учитываются реальные возможности их удовлетворения, что помогает ребёнку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулирует его самообразование, способствует профессиональному самоопределению и влияет на личностную реализацию.

Актуальность данной программы ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства - «художественная обработка древесины». Программа носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным

Направленность программы. Кружок «Юный мастер» является по содержанию художественно - технический; по функциональному предназначению - прикладной; по форме организации - кружковой; по времени реализации - одногодичной. Программа является основой для дальнейшего знакомства детей среднего школьного возраста с элементами технического творчества, декоративно - прикладного искусства, благоустройства своего дома или квартиры.

 

Новизна программы: Реализация данной программы является педагогически целесообразной, так как базовые знания, которые дети получают в общеобразовательной школе на уроках технологии, углубляются и расширяются на кружковых занятиях, что способствует осмыслению и восприятию окружающей действительности через творчество, обогащает внутренний мир ребёнка, позволяет с пользой провести свободное время.

 

Программа кружка «Юный мастер» имеет ряд отличительных особенностей от уже существующих программ:

1. Образовательный процесс организуется как гибкая система, адаптированная к различным ситуациям личностного развития ребёнка;

2. Программа является сквозной, т. е. большинство тем просматривается на протяжении одного года обучения;

3. Организация обучения построена таким образом, что каждый кружковец вовлекается в процесс самостоятельного поиска и "открытия" новых знаний, решает задачи проблемного характера;

4. Программа ориентирована на применение широкого комплекса приёмов и методов работы с древесиной;

5. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать авторские модели;

6. Разнообразие творческих заданий поддерживает у учащихся высокий уровень интереса к кружковым занятиям и значительно расширяет диапазон теоретических познаний и практических навыков;

7. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.

Целью обучения

§ развитие "чувства материала", его технологических возможностей, нацеленное на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности;

§ формирование знаний, первоначальных умений и навыков, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка.

Обучение предполагает решение следующих задач:

  • раскрыть, перед воспитанниками, истоки и роль технического творчества;
  • воспитать трудолюбие бережливость аккуратность ответственность за результатом своей работы
  • развитие творческой, активной ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из различных областей и применять их для решения практических задач

 

Данная программа модифицированная, выполнена по методическим рекомендациям:

1. Боровков Е.Е., Легорнев С.Ф., Черепашенцев Б.А. Технологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1992.

2. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии, - индивидуальная, фронтальная и групповая (в зависимости от задач и материала, из которого создается поделка);
  • по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей - деловая игра, тренинг, способствующие развитию трудовых навыков и интеллекта, викторина, игра, мастерская, лаборатория, практикум, выставка с просмотром и обсуждением детских работ, открытое занятие с родителями. Максимально используется наглядность, опорные схемы, технологические карты, учебные элементы;
  • по дидактической цели - вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

Методы обучения.

Для занятий в кружке применяются методы, учитывающие характер своеобразия восприятия, удовлетворяющие современным требованиям педагогики сотрудничества. Реализация программы требует от учащихся накопления определённых теоретических знаний, практических умений и навыков выполнения творческих заданий. Кружковцы должны уметь выполнять сложные задания по эскизам, с применением приёмов техник указанных в программе и достичь такой степени совершенства, когда выполненное изделие приобретает оригинальные, самобытные черты, и его по праву можно считать авторским.

 

По видам деятельности:

§ объяснительно-иллюстративный метод - применяется устное или печатное слово, а также наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия, направлен на получение новых знаний;

§ репродуктивный метод применяется на практической части занятия - учитель показывает, ученик старается повторить, направлен на развитие практических навыков;

§ при выполнении творческих проектов применяются методы: проблемного изложения и частично - поисковый - часть посильной информации предлагается уч-ся для самостоятельного поиска и изучения, а поставленные задачи для самостоятельного решения, направлены на развитие творческого воображения, конструкторских способностей, умения самостоятельно мыслить и действовать.

§ По источникам информации: словесный - объяснение, инструкция, беседа, лекция; демонстрационный - применяются картинки, рисунки, иллюстрации, фотографии с описанием выполнения работы; практический - основан на практической деятельности уч-ся, формирует практические умения и навыки.

 

Этапы программы

Программа кружка «Юный мастер» реализуется поэтапно.

На первом этапе идет ознакомление детей с материалами, инструментами, приемами работы с ними, обработкой материала, соблюдением ТБ. Ребенок овладевает различными приемами и способами обработки древесины: точением, резанием, склеиванием; учится работать с шаблонами, чертежами, используя при этом измерительные инструменты; приобретает навыки, способствующие развитию мелкой моторики, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий. На этом этапе ребенок учится работать в коллективе, оказывать помощь и поддержку. Дети изготавливают простейшие изделия из древесины, все операции выполняются совместно с педагогом.

На втором этапе продолжается формирование навыков обработки древесины, усвоение и расширение знаний, правил и приемов выполнения различных операций при условии большей самостоятельности. Продолжается обогащение словаря детей. Осваиваются сложные способы обработки древесины механическим способом, решаются задачи приобщения детей к народной культуре. Отделка и украшение изделий из древесины развивают образное и пространственное мышление ребёнка, учат его решать композиционные задачи. В процессе изготовления изделий из древесины данными способами дети учатся работать обеими руками, начинают чувствовать материал и определённый ритм движения пальцев.

Работы кружковцев приобретают общественную значимость: их показывают на выставках, работы улучшают кабинет, помогают в ремонте школы, собственной квартиры.

 

1 Теоретическая часть Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ, с художественной обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами. В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающими историю художественных промыслов, творчества народных мастеров.

Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий в традициях местных промыслов.

Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий.

2 Практическая часть В процессе практического обучения воспитанники осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия с учётом местных традиций.Творческий процесс по созданию разных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно- технической деятельности. Занимаясь резьбой, выпиливанием лобзиком, выжиганием, точением воспитанники на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам - физике, химии, биологии, географии, математике, экономике.

Для усиления профессиональной направленности обучения воспитанники знакомятся с разными специальностями, со структурой предприятий, основными этапами производственного процесса, оборудованием, условиями труда и отдыха рабочих, их творческой деятельностью.

Программа предусматривает различные формы и методы контроля учебной и трудовой деятельности: для текущего контроля используются проверочные задания, анкеты, тесты, для проверки результатов по изучению всего программного обучения - творческие проекты, рефераты, участие в выставках, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и фестивалях.

Данная программа художественно - эстетической направленности.

Срок реализации программы:

Программа рассчитана на один год обучения. Количество детей в кружке – от 5 до 7 человек, занятия проводятся один раза в неделю по два часа, продолжительность занятий - 40 мин., перерыв 10 мин.

Возраст детей, участвующих в реализации программы, - от 10 до 11 лет. Дети данного возраста способны на высоком уровне выполнять предлагаемые задания.

Предполагаемые результаты реализации программы

Ожидаемые результаты освоения программы на первом этапе обучения:

Учащиеся должны знать: в иды материалов, обозначенные в программе их свойства, название, назначение и способы обработки; приемы правильной и безопасной работы с инструментами и приспособлениями; последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, оформление; способы соединения деталей: клеем, шурупами, гвоздями, подвижным соединением; способы контроля по шаблону; словарь терминов; все изученные способы обработки древесины.

Учащиеся должны уметь: о рганизовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы; изготавливать изделия по образцу, рисунку, технологическими картам; работать самостоятельно инструментами и материалами, указанными в программе; использовать различные материалы в изготовлении одной поделки; применять разные способы соединения деталей; обрабатывать древесину всеми изученными способами и под руководством педагога проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по шаблону, образцу изделия, рисунку; работать индивидуально и группами.

Учащиеся могут знать: с пособы изготовления изделий из материалов, не указанных в программе; приемы работы с инструментами приспособлениями, не изучаемыми на данном этапе.

Учащиеся могут уметь: с амостоятельно выпиливать простейшие детали без шаблона; использовать в оформлении изделий материалы, не указанные в программе; пользоваться инструментами и приспособлениями, не изучаемыми подробно на данном этапе.

Ожидаемые результаты освоения программы на втором этапе обучения:

Учащиеся должны знать: т ехнологию изготовления изделия от эскиза до конечного результата; принципы объемного моделирования и конструирования; словарь терминов; виды материалов для изготовления игрушек; технологию обработки древесины; свойства древесины.

Учащиеся должны уметь: в ыполнять изделия по схеме; анализировать форму изделия по чертежу, наглядному изображению, схеме; осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения деталей поделки; подбирать материал для изготовления изделий; выполнять основные операции по обработке древесины; осуществлять контроль качества изготовляемых изделий.

Учащиеся могут знать: с пособы изготовления изделий, не описанные в программе; историю зарождения и развития дизайна.

Учащиеся могут уметь: с амостоятельно зарисовывать схему изделия, используя готовый образец; придумывать художественные образы, комбинируя готовые элементы.

Требования к результатам обучения

Личностные:

1. Формирование познавательных интересов и активности при обработке древесины

2. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

3. Овладение установками, нормами и правилами организации труда

4. Осознание необходимости общественно-полезного труда

5. Формирование бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам

 

Метапредметные:

1. Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и механизмов, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники

2. Умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении основных наук

3. Формирование знаний алгоритмизации планирования процессов познавательно-трудовой деятельности

4. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда

5. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой

6 Согласование и координация совместной познавательно-трудовой

деятельности с другими участниками ОП

предметные в сфере:

а) познавательной

1. Рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда

2. Распознавание видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении разделов

3. Владение способами, формами деятельности, соответствующими

культуре труда

 

б) мотивационной

1. Оценивание своей способности и готовности к труду

2. Осознание ответственности за качество результатов труда

3. Наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов труда и выполнении работ

4. Стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени,

материалов при выполнении кулинарных и раскройных работ

 

в) трудовой деятельности

1. Планирование технологического процесса

2. Подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности

3. Соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены

4. Контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления

допущенных ошибок в процессе труда при изучении учебных разделов

 

г)физиолого-психологической деятельности

1. Развитие моторики и координации рук при работе с ручными инструментами и при выполнении операций с помощью машин и механизмов

2. Достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций

3. Соблюдение требуемой величины усилий прикладываемых к инструментам с учетом технологических требований

4. Сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности

 

д) эстетической

1. Основы дизайнерского проектирования изделия

2. Эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом

требований эргономики

 

е) коммуникативной

1. Формирование рабочей группы для выполнения проекта

2. Публичная презентация и защита проекта, изделия, продукта труда

3. Разработка вариантов рекламных образцов

Критерии и показатели оценки знаний воспитанников

Прямые:

  • теоретический уровень знаний;
  • степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
  • применение полученных знаний на практике;
  • соблюдение технических и технологических требований;
  • качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
  • изготовление изделия в установленные нормы времени;
  • соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.

Косвенные:

  • экономия материалов;
  • желание трудиться;
  • познавательная активность и творческий подход;
  • самостоятельность;
  • партнёрские отношения при совместной работе.

Содержание курса

Естественная и искусственная окружающая среда (техносфера

Общие сведения о конструировании. Этапы конструирования изделия. Требования, учитываемые при разработке конструкторской и технологической документации. Выполнение чертежей. Приёмы строгания и резания. Виды соединений. Последовательность выполнения соединений различными способами. Инструменты для выполнения данных видов соединений, заточка инструментов. Выполнение соединений различными способами. Виды разметок разных заготовок. Разметка заготовок с учётом направления волокон и наличия пороков материала. Инструменты для заготовок. Выполнение разметки с учётом размеров на чертеже. Технология изготовления деталей цилиндрической и конической форм ручным способом. Инструменты для данного вида работы.
Изготовление деталей цилиндрической и конической формы ручным инструментом.
 
Определить плотность древесины. Виды соединений деталей из древесины. Способы сборки деталей при помощи шкантов.
 
Выполнение защитной и декоративной отделки с соблюдением техники безопасности. Виды обработки изделий из древесины.. Инструменты для ручной художественной обработки изделий. Правило безопасной работы. Назначение и устройства токарного станка. Подготовить заготовку к точению. Требования предъявляемые при проектировании изделий. Методы конструировании. Выбор и обоснование темы проекта.

Методы поиска информации об материалах и инструментах

 

Учебно-тематический план

 

Тема раздела Кол – во часов
Технология обработки из древесины   теор пр
Основы конструирования и моделирование изделий из древесины      
Ручная обработка древесины. Строгание пиление (соединения брусков)      
Разметка заготовок из древесины      
Работа электрофицированным инструментом      
Физико – механические свойства древесины      
Способы соединений древесины      
Защитная и декоративная отделка изделия      
Художественная обработка изделий из древесины      
       
       
       
       
Проектная деятельность      
Основные требования к проектированию Элементы конструирования      
Разработка творческого проекта      
Разработка проектной документации      
Изготовление изделия      
Художественная отделка изделия   -  
Расчет себестоимости изделия      
Оценка изделия Защита проекта     -
       
       
       
       
       
       
       
       
       
Итого:      
       
       
       

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: