ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Кружка
«Юный мастер»
Направленность программы: техническая
Уровень программы: ознакомительный уровень
Возраст обучающихся: 10
Класс/ классы: 5 классы.
Количество детей в группе:
Срок реализации: 1 год.
Количество часов в год: 68 часов
Составитель:
учитель технологии
высшей квалификационной категории
Титов Юрий Николаевич
С. Никольское
Год
Пояснительная записка.
В концепции модернизации дополнительного образования детей обозначена важность создания условий для творческого развития личностных потребностей детей в образовании. В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры труда. Она рассчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов. Программой предусмотрено изучение и исследование свойств древесины. Изучение устройства, принципа работы приборов: электровыжигателя, электролобзика, электрорубанка, станка по токарной обработке древесины, и других инструментов, что имеет большое значение для формирования знаний воспитанников о материалах, принципах действия и устройствах машин.
В процессе обучения обращается внимание воспитанников на особенности ручной и механической обработки древесины, конструкцию режущих инструментов и виды технологического оборудования. При организации творческого труда, в процессе выполнения обработке древесины программой предусматривается применение разнообразных приспособлений, позволяющих воспитанникам решать отдельные трудовые операции с соблюдением определённых технологических требований: точности формы и размеров, параметров шероховатости поверхности и др.
|
Исходя из практической деятельности, образовательная программа кружка «Юный мастер» составлена в соответствии с интересами и потребностями учащихся, учитываются реальные возможности их удовлетворения, что помогает ребёнку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулирует его самообразование, способствует профессиональному самоопределению и влияет на личностную реализацию.
Актуальность данной программы ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства - «художественная обработка древесины». Программа носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным
Направленность программы. Кружок «Юный мастер» является по содержанию художественно - технический; по функциональному предназначению - прикладной; по форме организации - кружковой; по времени реализации - одногодичной. Программа является основой для дальнейшего знакомства детей среднего школьного возраста с элементами технического творчества, декоративно - прикладного искусства, благоустройства своего дома или квартиры.
Новизна программы: Реализация данной программы является педагогически целесообразной, так как базовые знания, которые дети получают в общеобразовательной школе на уроках технологии, углубляются и расширяются на кружковых занятиях, что способствует осмыслению и восприятию окружающей действительности через творчество, обогащает внутренний мир ребёнка, позволяет с пользой провести свободное время.
|
Программа кружка «Юный мастер» имеет ряд отличительных особенностей от уже существующих программ:
1. Образовательный процесс организуется как гибкая система, адаптированная к различным ситуациям личностного развития ребёнка;
2. Программа является сквозной, т. е. большинство тем просматривается на протяжении одного года обучения;
3. Организация обучения построена таким образом, что каждый кружковец вовлекается в процесс самостоятельного поиска и "открытия" новых знаний, решает задачи проблемного характера;
4. Программа ориентирована на применение широкого комплекса приёмов и методов работы с древесиной;
5. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать авторские модели;
6. Разнообразие творческих заданий поддерживает у учащихся высокий уровень интереса к кружковым занятиям и значительно расширяет диапазон теоретических познаний и практических навыков;
7. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.
Целью обучения
§ развитие "чувства материала", его технологических возможностей, нацеленное на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности;
§ формирование знаний, первоначальных умений и навыков, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка.
|
Обучение предполагает решение следующих задач:
- раскрыть, перед воспитанниками, истоки и роль технического творчества;
- воспитать трудолюбие бережливость аккуратность ответственность за результатом своей работы
- развитие творческой, активной ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из различных областей и применять их для решения практических задач
Данная программа модифицированная, выполнена по методическим рекомендациям:
1. Боровков Е.Е., Легорнев С.Ф., Черепашенцев Б.А. Технологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1992.
2. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.
Формы занятий:
- по количеству детей, участвующих в занятии, - индивидуальная, фронтальная и групповая (в зависимости от задач и материала, из которого создается поделка);
- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей - деловая игра, тренинг, способствующие развитию трудовых навыков и интеллекта, викторина, игра, мастерская, лаборатория, практикум, выставка с просмотром и обсуждением детских работ, открытое занятие с родителями. Максимально используется наглядность, опорные схемы, технологические карты, учебные элементы;
- по дидактической цели - вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Методы обучения.
Для занятий в кружке применяются методы, учитывающие характер своеобразия восприятия, удовлетворяющие современным требованиям педагогики сотрудничества. Реализация программы требует от учащихся накопления определённых теоретических знаний, практических умений и навыков выполнения творческих заданий. Кружковцы должны уметь выполнять сложные задания по эскизам, с применением приёмов техник указанных в программе и достичь такой степени совершенства, когда выполненное изделие приобретает оригинальные, самобытные черты, и его по праву можно считать авторским.
По видам деятельности:
§ объяснительно-иллюстративный метод - применяется устное или печатное слово, а также наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия, направлен на получение новых знаний;
§ репродуктивный метод применяется на практической части занятия - учитель показывает, ученик старается повторить, направлен на развитие практических навыков;
§ при выполнении творческих проектов применяются методы: проблемного изложения и частично - поисковый - часть посильной информации предлагается уч-ся для самостоятельного поиска и изучения, а поставленные задачи для самостоятельного решения, направлены на развитие творческого воображения, конструкторских способностей, умения самостоятельно мыслить и действовать.
§ По источникам информации: словесный - объяснение, инструкция, беседа, лекция; демонстрационный - применяются картинки, рисунки, иллюстрации, фотографии с описанием выполнения работы; практический - основан на практической деятельности уч-ся, формирует практические умения и навыки.
Этапы программы
Программа кружка «Юный мастер» реализуется поэтапно.
На первом этапе идет ознакомление детей с материалами, инструментами, приемами работы с ними, обработкой материала, соблюдением ТБ. Ребенок овладевает различными приемами и способами обработки древесины: точением, резанием, склеиванием; учится работать с шаблонами, чертежами, используя при этом измерительные инструменты; приобретает навыки, способствующие развитию мелкой моторики, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий. На этом этапе ребенок учится работать в коллективе, оказывать помощь и поддержку. Дети изготавливают простейшие изделия из древесины, все операции выполняются совместно с педагогом.
На втором этапе продолжается формирование навыков обработки древесины, усвоение и расширение знаний, правил и приемов выполнения различных операций при условии большей самостоятельности. Продолжается обогащение словаря детей. Осваиваются сложные способы обработки древесины механическим способом, решаются задачи приобщения детей к народной культуре. Отделка и украшение изделий из древесины развивают образное и пространственное мышление ребёнка, учат его решать композиционные задачи. В процессе изготовления изделий из древесины данными способами дети учатся работать обеими руками, начинают чувствовать материал и определённый ритм движения пальцев.
Работы кружковцев приобретают общественную значимость: их показывают на выставках, работы улучшают кабинет, помогают в ремонте школы, собственной квартиры.
1 Теоретическая часть Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ, с художественной обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами. В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающими историю художественных промыслов, творчества народных мастеров.
Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий в традициях местных промыслов.
Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий.
2 Практическая часть В процессе практического обучения воспитанники осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия с учётом местных традиций.Творческий процесс по созданию разных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно- технической деятельности. Занимаясь резьбой, выпиливанием лобзиком, выжиганием, точением воспитанники на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам - физике, химии, биологии, географии, математике, экономике.
Для усиления профессиональной направленности обучения воспитанники знакомятся с разными специальностями, со структурой предприятий, основными этапами производственного процесса, оборудованием, условиями труда и отдыха рабочих, их творческой деятельностью.
Программа предусматривает различные формы и методы контроля учебной и трудовой деятельности: для текущего контроля используются проверочные задания, анкеты, тесты, для проверки результатов по изучению всего программного обучения - творческие проекты, рефераты, участие в выставках, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и фестивалях.
Данная программа художественно - эстетической направленности.
Срок реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения. Количество детей в кружке – от 5 до 7 человек, занятия проводятся один раза в неделю по два часа, продолжительность занятий - 40 мин., перерыв 10 мин.
Возраст детей, участвующих в реализации программы, - от 10 до 11 лет. Дети данного возраста способны на высоком уровне выполнять предлагаемые задания.
Предполагаемые результаты реализации программы
Ожидаемые результаты освоения программы на первом этапе обучения:
Учащиеся должны знать: в иды материалов, обозначенные в программе их свойства, название, назначение и способы обработки; приемы правильной и безопасной работы с инструментами и приспособлениями; последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, оформление; способы соединения деталей: клеем, шурупами, гвоздями, подвижным соединением; способы контроля по шаблону; словарь терминов; все изученные способы обработки древесины.
Учащиеся должны уметь: о рганизовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы; изготавливать изделия по образцу, рисунку, технологическими картам; работать самостоятельно инструментами и материалами, указанными в программе; использовать различные материалы в изготовлении одной поделки; применять разные способы соединения деталей; обрабатывать древесину всеми изученными способами и под руководством педагога проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по шаблону, образцу изделия, рисунку; работать индивидуально и группами.
Учащиеся могут знать: с пособы изготовления изделий из материалов, не указанных в программе; приемы работы с инструментами приспособлениями, не изучаемыми на данном этапе.
Учащиеся могут уметь: с амостоятельно выпиливать простейшие детали без шаблона; использовать в оформлении изделий материалы, не указанные в программе; пользоваться инструментами и приспособлениями, не изучаемыми подробно на данном этапе.
Ожидаемые результаты освоения программы на втором этапе обучения:
Учащиеся должны знать: т ехнологию изготовления изделия от эскиза до конечного результата; принципы объемного моделирования и конструирования; словарь терминов; виды материалов для изготовления игрушек; технологию обработки древесины; свойства древесины.
Учащиеся должны уметь: в ыполнять изделия по схеме; анализировать форму изделия по чертежу, наглядному изображению, схеме; осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения деталей поделки; подбирать материал для изготовления изделий; выполнять основные операции по обработке древесины; осуществлять контроль качества изготовляемых изделий.
Учащиеся могут знать: с пособы изготовления изделий, не описанные в программе; историю зарождения и развития дизайна.
Учащиеся могут уметь: с амостоятельно зарисовывать схему изделия, используя готовый образец; придумывать художественные образы, комбинируя готовые элементы.
Требования к результатам обучения
Личностные:
1. Формирование познавательных интересов и активности при обработке древесины
2. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности
3. Овладение установками, нормами и правилами организации труда
4. Осознание необходимости общественно-полезного труда
5. Формирование бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам
Метапредметные:
1. Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и механизмов, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники
2. Умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении основных наук
3. Формирование знаний алгоритмизации планирования процессов познавательно-трудовой деятельности
4. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда
5. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой
6 Согласование и координация совместной познавательно-трудовой
деятельности с другими участниками ОП
предметные в сфере:
а) познавательной
1. Рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда
2. Распознавание видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении разделов
3. Владение способами, формами деятельности, соответствующими
культуре труда
б) мотивационной
1. Оценивание своей способности и готовности к труду
2. Осознание ответственности за качество результатов труда
3. Наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов труда и выполнении работ
4. Стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени,
материалов при выполнении кулинарных и раскройных работ
в) трудовой деятельности
1. Планирование технологического процесса
2. Подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности
3. Соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены
4. Контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления
допущенных ошибок в процессе труда при изучении учебных разделов
г)физиолого-психологической деятельности
1. Развитие моторики и координации рук при работе с ручными инструментами и при выполнении операций с помощью машин и механизмов
2. Достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций
3. Соблюдение требуемой величины усилий прикладываемых к инструментам с учетом технологических требований
4. Сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности
д) эстетической
1. Основы дизайнерского проектирования изделия
2. Эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом
требований эргономики
е) коммуникативной
1. Формирование рабочей группы для выполнения проекта
2. Публичная презентация и защита проекта, изделия, продукта труда
3. Разработка вариантов рекламных образцов
Критерии и показатели оценки знаний воспитанников
Прямые:
- теоретический уровень знаний;
- степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
- применение полученных знаний на практике;
- соблюдение технических и технологических требований;
- качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
- изготовление изделия в установленные нормы времени;
- соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.
Косвенные:
- экономия материалов;
- желание трудиться;
- познавательная активность и творческий подход;
- самостоятельность;
- партнёрские отношения при совместной работе.
Содержание курса
Естественная и искусственная окружающая среда (техносфера
Общие сведения о конструировании. Этапы конструирования изделия. Требования, учитываемые при разработке конструкторской и технологической документации. Выполнение чертежей. Приёмы строгания и резания. Виды соединений. Последовательность выполнения соединений различными способами. Инструменты для выполнения данных видов соединений, заточка инструментов. Выполнение соединений различными способами. Виды разметок разных заготовок. Разметка заготовок с учётом направления волокон и наличия пороков материала. Инструменты для заготовок. Выполнение разметки с учётом размеров на чертеже. Технология изготовления деталей цилиндрической и конической форм ручным способом. Инструменты для данного вида работы. |
Методы поиска информации об материалах и инструментах
Учебно-тематический план
Тема раздела | Кол – во часов | ||
Технология обработки из древесины | теор | пр | |
Основы конструирования и моделирование изделий из древесины | |||
Ручная обработка древесины. Строгание пиление (соединения брусков) | |||
Разметка заготовок из древесины | |||
Работа электрофицированным инструментом | |||
Физико – механические свойства древесины | |||
Способы соединений древесины | |||
Защитная и декоративная отделка изделия | |||
Художественная обработка изделий из древесины | |||
Проектная деятельность | |||
Основные требования к проектированию Элементы конструирования | |||
Разработка творческого проекта | |||
Разработка проектной документации | |||
Изготовление изделия | |||
Художественная отделка изделия | - | ||
Расчет себестоимости изделия | |||
Оценка изделия Защита проекта | - | ||
Итого: | |||