Предельно допустимые дозы
Опасность внутреннего облучения зависит от того, какой орган поражен. Орган, накопление радиоактивного изотопа в котором поражает в большей степени весь организм, является критическим органом.
Санитарными нормами установлены три группы критических органов:
I группа – все тело, хрусталик глаза и кроветворные органы;
II группа – жировая ткань, мышцы, почки, печень, поджелудочная железа и предстательная железа, желудочно-кишечный тракт и легкие;
III группа – кожа, щитовидная железа, кости.
Во всех случаях к 30 годам человека суммарная доза не должна превышать 60 бэр.
Приложение 2
Лидеры фракций, выступающих против развития ядерной энергетики, отмечают: атомные электростанции – это «скрытые» атомные бомбы, которые могут взорваться, став причиной глобальной катастрофы (например – авария 26 апреля 1986г. на Чернобыльской АЭС); отработанные отходы атомных электростанций опасны, ибо радиоактивны: они порождают злокачественные образования в организме человека и животных, способствуют появлению мутаций – необратимых изменений в генах. Радиоактивных отходов АЭС много. Куда девать эти отходы? Атомные электростанции «выбрасывают» потоки горячей воды из своей системы охлаждения; эта вода приводит к гибели рыбы в водоемах, что тоже наносит огромный вред окружающей среде.
Приложение 3
Лидеры фракций, выступающих за развитие ядерной энергетики, приводят такие доводы: АЭС потребляют немного «топлива»; они не выбрасывают миллионы тонн отходов в виде золы, которые окружают современные электростанции, работающие на угле; они не дают выбросов оксидов серы и азота, угарного и углекислого газов, присущих ТЭС. Да, АЭС потенциально опасны. Понимая это, ученые и конструкторы делают многое, чтобы предотвратить возможность аварий и их губительных последствий, например, АЭС строятся с многократными дублирующими системами защиты. Нужно понимать, что любой переход к новой технике всегда сопряжен с увеличением опасности для человека. Разве не бывало и не бывает взрывов паровых котлов, поражений электричеством, авиакатастроф? Вопрос не в существовании потенциальной опасности, а в степени ее вероятности; важны и объем ожидаемого ущерба, наличие средств для его предотвращения.
Приложение 4
Чернобыльская авария
Чернобыльская трагедия произошла 29 лет назад - 26 апреля 1986 года, взорвался четвертый реактор Чернобыльской АЭС.
В результате:
пришлось образовать 30-км. зону отчуждения, из которой в обязательном порядке были эвакуированы все жители;
оказалось необходимым только на Украине переселить 7247 населенных пунктов;
12 украинских областей, свыше 3 миллионов га плодородных земель оказались «засеянными» радиоактивным цезием;
радиация накрыла Австрию, Болгарию, Венгрию, Италию, Норвегию, Германию, Польшу, Россию, Румынию, Англию, Турцию, Финляндию, Югославию; чернобыльский радиационный след - радиационные нуклиды - находят в Бразилии;
в катастрофу в той или иной мере степени «вовлечены» 4500000 граждан Украины, а также граждане Беларуси и России;
здоровье двух наций подорвано: так на зараженных территориях Украины взрослые болеют в три раза чаще, чем раньше;
последствия облучения сказываются до сих пор: например, на Украине выросло и продолжает расти число заболеваний крови, органов пищеварения и дыхания, онкологическими болезнями, среди детей наблюдается «взрыв» заболеваний щитовидной железы;
Из тех, кто был в «пекле» аварии, 238 человек заболели острой лучевой болезнью, 29 из них умерли в первые месяцы.
Чем сегодня опасен Чернобыль?
Из 2044 км2 зоны отчуждения большая ее часть - 1856 км2 загрязнена радиоактивным цезием, стронцием и плутонием.
Построенный над четвертым энергоблоком саркофаг требует постоянного наблюдения и дополнительных мер защиты. Очень опасны чернобыльские могильники. Нет точных сведений, где, что и в каких количествах захоронено, каковы физические и химические свойства спрятанных там радиоактивных материалов, а это затрудняет их надежную изоляцию. Весной в этих местах активно идут грунтовые воды, и это создает дополнительную опасность утечки радиации и просачивания ее в ручьи и реки.
Главные задачи:
1. создать надежную защиту над четвертым энергоблоком
2. поддерживать в порядке старые могильники
3. создать новые временные кладбища техники, которая «набрала» предельные дозы облучения и стала опасна; сейчас эту технику закапывают в траншеи на 20-30 лет, а потом будут выкапывать, перерабатывать и уплотнять в плотные блоки, чтобы еще раз захоронить.
Приложение 5
В правой колонке подчеркни свой ответ из предложенных вариантов. | |
1. На уроке я работал | активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3.Урок для меня показался | коротким / длинным |
4. За урок я | не устал / устал |
5. Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
6.Домашнее задание мне кажется | легким / трудным интересным / неинтересным |