ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) СУБЪЕКТА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БАНКРОТСТВЕ




Термины и нормативное регулирование

Экономическая несостоятельность - это неплатежеспособность субъекта хозяйствования, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника, а банкротство - это неплатежеспособность субъекта хозяйствования, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника - юридического лица, прекращением деятельности должника - индивидуального предпринимателя (ст.1 Закона РБ от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон)).

Экономически несостоятельными (банкротами) могут быть признаны:

• индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности (при его банкротстве кредиторы по обязательствам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, также вправе предъявить свои требования);

• юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией (за исключением казенного предприятия), а также действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов (ст.24 и 57 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК)).

Однако есть исключения. Так, в отношении некоторых субъектов (естественные монополии, юридические лица, являющиеся режимными и особо режимными объектами и (или) имеющие такие объекты, юридические лица, имеющие объекты, находящиеся только в собственности государства, обеспечивающие поддержание необходимого уровня обороноспособности, функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности и реализующие исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности) законодательство об экономической несостоятельности (банкротстве) не применяется, за исключением ст.17-19 (обязанность принимать меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), возможность получать финансовую помощь и ограничение размера ответственности по обязательным платежам в период принятия мер по досудебному оздоровлению) и части пятой ст.110 Закона (ничтожность сделки, которая противоречит государственным или общественным интересам) (ст.3 Закона).

Вопросы, связанные с применением в Республике Беларусь института банкротства, регулируются не только ГК, Законом, но и Хозяйственным процессуальным кодексом РБ (далее - ХПК); постановлением Совета Министров РБ от 12.12.2011 № 1672 «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования» (далее - постановление № 1672), Инструкцией о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования, утвержденной постановлением Минфина РБ и Минэкономики РБ от 27.12.2011 № 140/206 (далее - Инструкция № 140/206), постановлением Пленума ВХС РБ от 02.12.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства)», а также другими нормативными правовыми актами.

 

От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 июня 2015 г. следует руководствоваться постановлением Пленума Верховного Суда РБ от 25.06.2015 № 7 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)».

 

Необходимо отметить, что в период действия Закона РБ от 18.07.2000 № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (утратил силу 25 января 2013 г.) были приняты корректирующие его указы Президента РБ (от 12.11.2003 № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» (далее - Указ № 508), от 15.10.2007 № 505 «Об обязательном страховании гражданской ответственности антикризисных управляющих», от 06.04.2009 № 178 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508», от 25.06.2010 № 328 «О некоторых мерах по оптимизации проведения процедур экономической несостоятельности (банкротства)» (далее - Указ № 328)), большинство положений которых имплементированы в Закон.

Указом Президента РБ от 05.02.2013 № 63 «О некоторых вопросах правового регулирования процедур экономической несостоятельности (банкротства)» признаны утратившими силу указы № 508, № 328 и некоторые другие, вносившие в них изменения и дополнения. Он содержит введенные ранее этими указами нормы, которые не являются предметом законодательства об экономической несостоятельности (банкротства), но направлены на обеспечение исполнения указанных процедур. В частности, это нормы, устанавливающие особенности государственной регистрации реализуемого в процедурах экономической несостоятельности (банкротства) недвижимого имущества без правоустанавливающих документов, а также освобождение от налогообложения сделок по продаже имущественных комплексов в этих процедурах.

Неплатежеспособность как признак экономической несостоятельности (банкротства)

Понятие неплатежеспособности трактуется в ст.1 Закона как неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по платежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений.

Однако неплатежеспособность - это экономическое явление, которое не может и не должно вызывать каких-либо правовых последствий для должника автоматически. Скорее, она - сигнал, свидетельствующий о недостаточной эффективности ведения бизнеса. Рассматривая проблему банкротства, необходимо исходить из анализа обстоятельств, возникновение которых приводит субъект хозяйствования к неспособности оплатить долговые обязательства. В связи с этим выделяют неплатежеспособность временную и устойчивую, относительную и абсолютную.

Временная неплатежеспособность, т.е. неспособность должника выполнить обязательства в определенное время, тогда как его деятельность и активы могут позволить сделать это позже, не может служить основанием для банкротства. Гражданское право и практика его применения выработали множество способов обеспечения обязательств (использование неустойки, залога, поручительства, гарантии и др.), возможность перевода долга, уступки прав требования долга, новации и т.д., поэтому временные проблемы с платежеспособностью вполне могут быть решены в рамках обязательственного права, без использования такого специфического института, как банкротство.

Устойчивая неплатежеспособность, длящаяся в течение некоторого продолжительного периода времени, свидетельствует о хронических проблемах в ведении бизнеса, невозможности урегулирования долгов обычными способами. В данном случае можно вести речь о возможности банкротства должника.

При относительной неплатежеспособности стоимость имущества должника превышает сумму его обязательств, при абсолютной неплатежеспособности величина обязательств больше стоимости имущества. Абсолютная неплатежеспособность, известная также как неоплатность или сверхзадолженность, может использоваться в качестве основного или дополнительного признака банкротства. Однако в настоящее время стоимость имущества, отраженная в бухгалтерском учете, часто не соответствует рыночной (причем может быть как значительно выше, так и значительно ниже ее), имеет искусственную природу. Невозможность определения точной стоимости имущества должника до осуществления сделки по его продаже обусловливает неприменимость абсолютной неплатежеспособности в качестве основного признака банкротства.

Чтобы определить, какой вид неплатежеспособности используется в качестве признака экономической несостоятельности (банкротства) в белорусском законодательстве, необходимо обратиться к постановлению № 1672 и Инструкции № 140/206. Следует отметить, что эти документы применяются только в отношении юридических лиц (кроме бюджетных, страховых организаций, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, ассоциаций и союзов, казенных предприятий), их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, и индивидуальных предпринимателей, принявших решение о ведении бухгалтерского учета.

В качестве критериев оценки финансового состояния используются 3 основных показателя:

1) коэффициент текущей ликвидности;

2) коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;

3) коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами.

Критерием признания субъекта хозяйствования платежеспособным служит наличие коэффициента текущей ликвидности и (или) коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода в зависимости от основного вида экономической деятельности, значения которых больше или равны нормативных (нормативы установлены постановлением № 1672).

 

От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 января 2016 г. следует руководствоваться нормативами, утвержденными постановлением № 1672 в редакции постановления Совета Министров РБ от 22.01.2016 № 48.

 

Выделяются 3 вида неплатежеспособности, характеризующие степень тяжести финансового состояния субъекта хозяйствования:

1) неплатежеспособность - при наличии одновременно коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода, значения которых меньше нормативных;

2) неплатежеспособность, приобретающая устойчивый характер, - при неплатежеспособности в течение 4 кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса;

3) устойчивая неплатежеспособность - при неплатежеспособности в течение 4 кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса, а также наличии значения коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами, превышающего 0,85.

Таким образом, признаки экономической несостоятельности (банкротства) следующие:

• наличие у субъекта хозяйствования коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами, значения которых меньше нормативных в течение 4 кварталов подряд (неплатежеспособность, приобретающая устойчивый характер);

• или наличие коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами, значения которых меньше нормативных в течение 4 кварталов подряд, и коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами, превышающего 0,85 (неплатежеспособность, имеющая устойчивый характер).

Обеспеченность имуществом, величина чистых активов и экономическая несостоятельность (банкротство)

Обеспеченность обязательств должника имуществом имеет значение не только при определении вида неплатежеспособности, но и при выявлении признаков преднамеренной экономической несостоятельности (банкротства).

Уголовный кодекс РБ определяет преднамеренную экономическую несостоятельность (банкротство) как умышленные создание или увеличение неплатежеспособности индивидуального предпринимателя или юридического лица, совершенные этим индивидуальным предпринимателем или должностным лицом, учредителем (участником) либо собственником имущества этого юридического лица в личных интересах или в интересах иных лиц и повлекшие причинение ущерба в крупном размере (ст.240).

В соответствии с п.14 Инструкции о порядке определения наличия (отсутствия) признаков ложной экономической несостоятельности (банкротства), преднамеренной экономической несостоятельности (банкротства), сокрытия экономической несостоятельности (банкротства) или препятствования возмещению убытков кредитору, а также подготовки экспертных заключений по этим вопросам, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 04.12.2012 № 107 (далее - Инструкция № 107), признаком преднамеренной экономической несостоятельности (банкротства) и препятствования возмещению убытков кредитору является неплатежеспособность должника, вызванная действиями (бездействием) его собственника, учредителей (участников) должника, индивидуального предпринимателя или иных лиц, в т.ч. руководителя должника, имеющих право давать обязательные для должника указания либо имеющих возможность иным образом определять его действия.

В целях выявления признаков преднамеренной экономической несостоятельности (банкротства) и препятствования возмещению убытков кредитору производятся:

• исследование документов, указанных в п.5 Инструкции № 107, с целью выявления соответствия сделок и действий (бездействия) указанных выше лиц требованиям законодательства и (или) выявления сделок и действий (бездействия), направленных на уменьшение стоимости или размера имущества должника либо на увеличение размера платежных обязательств к должнику;

• анализ сделок должника, заключенных на заведомо невыгодных условиях, повлекших существенное изменение значений коэффициентов текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами и обеспеченности финансовых обязательств активами, а также величины чистых активов;

• расчет коэффициентов текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами, обеспеченности финансовых обязательств активами и оценка платежеспособности должника в порядке, предусмотренном постановлением № 1672 и Инструкцией № 140/206, а также расчет величины чистых активов.

Величина чистых активов характеризует наличие активов, не обремененных обязательствами, и определяется в соответствии с Инструкцией о порядке расчета стоимости чистых активов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 11.06.2012 № 35.

В результате проведенного исследования в отношении должника - юридического лица могут быть сделаны следующие выводы:

• если значения показателей текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами и обеспеченности финансовых обязательств активами, а также величины чистых активов существенно не ухудшились, то признаки преднамеренной экономической несостоятельности (банкротства) и препятствования возмещению убытков кредитору отсутствуют;

• если значения одного или нескольких из этих показателей существенно ухудшились, но не было выявлено сделок и действий (бездействия) с нарушением требований законодательства или направленных на уменьшение стоимости или размера имущества должника либо на увеличение размера платежных обязательств к должнику, то признаки преднамеренной экономической несостоятельности (банкротства) и препятствования возмещению убытков кредитору отсутствуют;

• если значения одного или нескольких из этих показателей существенно ухудшились и выявлены сделки и действия (бездействие) с нарушением требований законодательства или направленные на уменьшение стоимости или размера имущества должника либо на увеличение размера платежных обязательств к должнику, то признаки преднамеренной экономической несостоятельности (банкротства) и препятствования возмещению убытков кредитору усматриваются.

Под существенным ухудшением показателей при этом понимается изменение их значений более чем на 20 % в течение года или такое изменение значений коэффициентов текущей ликвидности и (или) обеспеченности собственными оборотными средствами и (или) обеспеченности финансовых обязательств активами, которое привело к утрате платежеспособности или возникновению неплатежеспособности, имеющей или приобретающей устойчивый характер.

В отношении индивидуального предпринимателя и юридического лица, применяющего упрощенную систему налогообложения, при выявлении фактов несоответствия сделок и действий (бездействия) требованиям законодательства и (или) выявления сделок и действий (бездействия), направленных на уменьшение стоимости или размера имущества должника либо на увеличение размера платежных обязательств к должнику, или факта заключения сделки на заведомо невыгодных условиях делается вывод, что признаки преднамеренной экономической несостоятельности (банкротства) и (или) препятствования возмещению убытков кредитору усматриваются.

Величина чистых активов также увязывается с уставным фондом коммерческой организации. С 1 февраля 2009 г. коммерческие организации самостоятельно определяют размеры уставных фондов (за исключением открытых и закрытых акционерных обществ, а также коммерческих организаций, для которых соответствующим законодательством устанавливаются минимальные размеры уставных фондов) (п.7 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее - Декрет № 1)). Однако законодательством сохранено требование о том, что, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов коммерческой организации окажется менее уставного фонда, такая организация обязана в установленном порядке уменьшить свой уставный фонд до размера, не превышающего стоимости ее чистых активов (п.3 ст.471 ГК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 марта 2014 г. п.7 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования соответствует п.7 данного Положения в редакции Декрета Президента РБ от 21.02.2014 № 3.

 

Уставный фонд в принципе не может иметь отрицательную величину. В частности, ст.28 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» определено, что уставный фонд хозяйственного общества определяет минимальный размер имущества этого общества, гарантирующего интересы его кредиторов.

Юридическое лицо, для которого соответствующим законодательством установлен минимальный размер уставного фонда, может быть ликвидировано по решению хозяйственного суда в случае уменьшения стоимости чистых активов по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда, определенного законодательством (подп.3.2 п.3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1).

 

От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 сентября 2017 г. следует руководствоваться подп.3.2 п.3 вышеназванного Положения в редакции Декрета Президента РБ от 28.02.2017 № 2.

 

Величина чистых активов связана с показателем обеспеченности финансовых обязательств активами. Фактически в первом случае из величины обязательств отнимается величина активов, а во втором величина обязательств делится на величину активов. Поэтому при отрицательной величине чистых активов и значение коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами будет больше 1, в то время как максимально допустимо значение 0,85.

Таким образом, величина чистых активов непосредственно не увязывается с банкротством (кроме оценки ее изменения при выявлении признаков преднамеренной экономической несостоятельности (банкротства) и препятствования возмещению убытков кредитору), но ее снижение ниже определенного значения, а тем более приобретение отрицательного значения, связывается с ликвидацией коммерческой организации, которая практически всегда будет осуществляться с использованием процедур банкротства.

Экономическая несостоятельность (банкротство) по заявлению должника

Должник вправе подать в хозяйственный суд заявление о своей экономической несостоятельности (банкротстве), если его неплатежеспособность приобретает или имеет устойчивый характер (ст.9 Закона).

В ст.9 Закона установлена и обязанность должника подать заявление в случаях, если:

• удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств в полном объеме перед другими кредиторами либо прекращению его деятельности;

• органом (лицами), уполномоченным (уполномоченными) в соответствии с учредительными документами должника - юридического лица на принятие решения о его ликвидации, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;

• собственником имущества должника - унитарного предприятия или органом, им уполномоченным, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;

• стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого в соответствии с гражданским законодательством принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов либо имущество отсутствует.

Заявление должно быть подано не позднее 1 месяца с момента возникновения соответствующего основания.

Однако на период принятия мер по досудебному оздоровлению, предложенных комиссией по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) и утвержденных соответствующим решением государственного органа, юридические лица и индивидуальные предприниматели освобождаются от обязанности подачи в хозяйственный суд заявления должника. Установлено также, что государственные организации вправе подать в хозяйственный суд заявление должника по согласованию с государственным органом, в подчинении (составе) которого они находятся или который осуществляет управление принадлежащими Республике Беларусь либо находящимися в коммунальной собственности акциями (долями в уставном фонде) должника, а дочерние унитарные предприятия, созданные государственными унитарными предприятиями, - по согласованию с государственным органом, в подчинении (составе) которого находится их учредитель.

Случаи, когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами либо прекращению деятельности, могут повторяться достаточно часто при удовлетворении хозяйственными судами исковых требований о взыскании с должника крупных сумм, влияющих на его платежеспособность. Возможно также обращение взыскания на имущество должника для исполнения судебных решений. Поэтому в целях защиты интересов всех кредиторов установлена обязанность подачи должником заявления о банкротстве.

С этой нормой увязывается и требование ст.20 Закона. Она определяет, что, если хозяйственным судом установлено, что взыскиваемая сумма долга не позволит юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в дальнейшем осуществлять хозяйственную (экономическую) деятельность, суд выносит и направляет в адрес этого юридического лица, собственника имущества унитарного предприятия, учредителей (участников) юридического лица, индивидуального предпринимателя, государственного органа, в подчинении (составе) которого находится должник или который осуществляет управление принадлежащими Республике Беларусь либо находящимися в коммунальной собственности акциями (долями в уставном фонде) должника, частное определение, обязывающее в установленный судом срок принять меры по проведению досудебного оздоровления. Юридические или физические лица, руководители органов (организаций), в отношении которых вынесено частное определение, обязаны либо принять соответствующие меры по проведению досудебного оздоровления, либо представить обоснованное решение о его нецелесообразности.

 

Обратите внимание! За невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей установлена гражданско-правовая и административная ответственность. При неподаче должником заявления его руководитель, председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) и иные виновные в этом лица солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника (ст.11 Закона). При этом кредиторы или их правопреемники, государственные органы, прокурор, контролирующие органы вправе предъявить в этих случаях иски о привлечении к субсидиарной ответственности в течение 10 лет с момента возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Субсидиарная ответственность возлагается на виновных лиц и в случаях прекращения права собственности на имущество должника, выбытия из состава участников (учредителей) должника, прекращения трудовых отношений с должником, а также прекращения права давать обязательные для должника указания либо иным образом определять его действия в течение 10-летнего срока.

 

Более детально определяет порядок привлечения к субсидиарной ответственности постановление Пленума ВХС РБ от 27.10.2006 № 11 «О некоторых вопросах применения субсидиарной ответственности», в п.9 которого указано, что привлечение к субсидиарной ответственности обусловлено необходимостью установления следующих обстоятельств:

• наличия у соответствующего лица права давать обязательные для юридического лица указания либо возможности иным образом определять его действия;

• совершения соответствующим лицом действий (или его бездействие), свидетельствующих об использовании принадлежащего ему права давать обязательные для юридического лица указания или использовании своих возможностей иным образом определять его действия;

• наличия причинно-следственной связи между использованием соответствующим лицом своих прав и (или) возможностей в отношении юридического лица и последствиями в виде признания должника банкротом;

• недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов.

Статьей 12.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) установлена ответственность в виде штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин (далее - БВ) (для юридического лица - от 50 до 500 БВ) за неправомерные деяния при принятии мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) или при осуществлении процедур экономической несостоятельности (банкротства), в частности, за:

• необоснованное непринятие своевременных мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), установленных в отношении индивидуального предпринимателя или юридического лица, либо представление не соответствующего действительности обоснования отказа в принятии таких мер, а также умышленное принятие мер, приведших к экономической несостоятельности (банкротству);

• неисполнение предусмотренной законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) обязанности подачи в хозяйственный суд заявления должника о своей экономической несостоятельности (банкротстве);

• представление кандидатур временных (антикризисных) управляющих, не соответствующих требованиям законодательных актов.

 

От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 августа 2013 г. санкции ст.12.13 КоАП на основании Закона РБ от 12.07.2013 № 64-З предусматривают предупреждение или наложение штрафа в размере до 50 БВ, а на юридическое лицо - предупреждение или наложение штрафа в размере до 500 БВ.

 

В связи с этим директору и владельцам (участникам хозяйственного общества или собственнику унитарного предприятия) или индивидуальному предпринимателю, прежде чем принимать решение о банкротстве субъекта хозяйствования, стоит серьезно подумать о достаточно реальной перспективе привлечения к субсидиарной ответственности, особенно если кредитор ликвидируемого должника - государство, в случае невозможности расплатиться с долгами по налогам, сборам и другим обязательным платежам.

Таким образом, должник вправе подать заявление о своей экономической несостоятельности (банкротстве) при неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер, и обязан подать заявление о своей экономической несостоятельности (банкротстве) при устойчивой неплатежеспособности либо недостаточности (отсутствии) имущества для удовлетворения требований кредиторов в процессе ликвидации должника.

Форма и содержание заявления должника об экономической несостоятельности (банкротстве)

Форма и содержание заявления должника об экономической несостоятельности (банкротстве) определены ст.27 Закона.

Заявление подается в хозяйственный суд в письменной форме, подписывается руководителем должника, должником - индивидуальным предпринимателем, председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором). В случае если после принятия решения о ликвидации и до назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) выявлена недостаточность (отсутствие) имущества для удовлетворения требований кредиторов, заявление должника обязаны подать (и подписать) собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника - юридического лица, его руководитель или орган, уполномоченный в соответствии с учредительными документами на принятие решения о ликвидации.

В заявлении должны быть указаны:

• наименование хозяйственного суда, в который подается заявление;

• имя (наименование) должника, его место жительства (место пребывания) или место нахождения, банковские реквизиты;

• размер требований кредиторов по денежным обязательствам, не оспариваемым должником;

• размер задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, компенсации морального вреда, связанного с причинением вреда их жизни или здоровью, а также по выплате выходных пособий, оплате труда работников должника и лиц, работающих у должника по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, по выплате алиментов (при подаче заявления должником - индивидуальным предпринимателем);

• сумма вознаграждений, причитающихся к выплате по авторским договорам;

• размер задолженности по обязательным платежам;

• обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;

• сведения о принятых к производству общим и хозяйственным судами исковых заявлениях к должнику, а также об исполнительных документах;

• сведения об имеющемся у должника имуществе, в т.ч. о денежных средствах и дебиторской задолженности;

• номера счетов, открытых в банках, на которых учитываются денежные средства должника, почтовые адреса банков;

• сведения о наличии у должника имущества, достаточного для покрытия судебных расходов по делу о банкротстве;

• сведения об обязательствах должника, срок исполнения по которым не наступил;

• сведения о количестве работников должника;

• сведения о сфере деятельности, к которой относится основной вид деятельности должника;

• сведения о том, является ли должник градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и (или) международные заказы;

• иные сведения, подтверждающие основания для подачи заявления должника и необходимые для правильного разрешения дела о банкротстве;

• перечень прилагаемых документов.

В заявлении должника - индивидуального предпринимателя указываются также сведения об обязательствах должника, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Должник обязан направить копии заявления должника кредиторам и иным лицам, участвующим в деле об экономической несостоятельности (банкротстве).

Такая подробная регламентация процедурных вопросов формы и содержания заявления должника вызвана тем, что оно должно содержать максимально возможный объем информации об активах и пассивах должника, его финансовом положении, необходимой для принятия обоснованного решения о возбуждении дела об экономической несостоятельности (банкротстве) и определения соответствующей процедуры (защитный период или конкурсное производство). Должник обязан изложить в своем заявлении все указанные сведения (их наличие или отсутствие). В противном случае хозяйственный суд в соответствии со ст.38 Закона обязан возвратить заявление должнику (за исключением случаев, когда подача заявления о банкротстве - обязанность должника).

Состав и содержание документов, прилагаемых к заявлению должника

Состав и содержание документов, прилагаемых к заявлению должника, определены ст.160 ХПК и ст.28 Закона.

К заявлению должника прилагаются документы, подтверждающие:

• государственную регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, а для истцов, находящихся за пределами Республики Беларусь, - документы, подтверждающие их юридический статус;

• полномочия лица, подписавшего заявление;

• наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме либо иные обстоятельства, на которых основывается заявление должника.

К заявлению должника также прилагаются:

• список кредиторов и должников заявителя с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженностей, указанием их почтовых адресов и банковских реквизитов;

• бухгалтерские балансы за последние 4 квартала или заменяющие их документы, документы о составе и стоимости имущества должника - индивидуального предпринимателя или их нотариально удостоверенные копии;

• решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника или его нотариально удостоверенная копия;

• протокол собрания работников должника и иных физических лиц, заключивших с должником гражданско-правовые договоры, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, на котором избран представитель работников должника для участия в судебном процессе по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), если указанное собрание проведено до подачи заявления должника, или его нотариально удостоверенная копия;

• документы, свидетельствующие о том, что руководители организаций, собственник имущества унитарного предприятия, учредители (участники) юридического лица, индивидуальные предприниматели, государственные органы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, разработали меры по досудебному оздоровлению (а должник осуществил эти меры) или приняли решение о нецелесообразности проведения досудебного оздоровления;

• учредительные документы должника - юридического лица или их копии;

• документы, подтверждающие направление копии заявления должника кредиторам и иным лицам, участвующим в деле об экономической несостоятельности (банкротстве).

 

Обратите внимание! В общем случае за рассмотрение заявлений, жалоб, ходатайств, подаваемых в хозяйственные суды, предусмотрено взимание государственной пошлины, однако в соответствии с подп.1.22 п.1 ст.257 Налогового кодекса РБ, юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управлен<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: