Научные основы методики обучения грамоте
1) Лингвистические основы методики обучения грамоте:
· Фонетика;
· Графика;
· Лексикология;
· Орфоэпия, орфография, пунктуация
2) Психологические основы методики обучения грамоте:
· Чтение и письмо как психические процессы;
· Особенности мышления, восприятия, внимания, памяти детей
младшего школьного возраста
3) Педагогические основы методики обучения грамоте:
· Дидактические принципы;
· Педагогические требования к современному процессу обучения грамоте
Классификация методов обучения грамоте. Характеристика современного аналитико-синтаксического метода обучения грамоте.
1) Понятие о методе
2) Классификация методов обучения грамоте:
· по исходной языковой единице;
· по ведущему виду деятельности
и их краткая характеристика (суть метода, его «+» и «-»)
3) Общая характеристика современного метода обучения грамоте
17. Подготовка детей к обучению грамоте. Учебно-воспитательные задачи, структура и содержание урока в подготовительный период.
1) Периодизация процесса обучения грамоте, продолжительность периодов
2) Задачи подготовительного периода обучения грамоте
3) Содержание работы в подготовительный период:
· круг знаний, умений и навыков, усваиваемых детьми в подготовительный период;
· виды работ учащихся в подготовительный период;
· средства обучения
4) Требования к урокам обучения грамоте в подготовительный период:
· общие требования;
· примерная структура урока обучения грамоте (чтению)
Основной период обучения грамоте. Разнообразие аналитико-синтетической работы на уроках в этот период обучения грамоте.
1) Периодизация процесса обучения грамоте, продолжительность периодов
2) Задачи основного периода обучения грамоте
3) Содержание работы в основной период:
· приемы анализа в основной период;
· приемы синтеза,
· этапы формирования навыка чтения;
4) Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу основного периода обучения грамоте
Обучение письму - важная составная часть обучения грамоте. Характеристика аналитико-синтетической работы учащихся при письме.
1) Цель и задачи обучения письму
2) Психофизиологические основы и гигиенические условия выработки графического навыка:
· графический навык как двусторонний психофизиологический процесс;
· этапы формирования графического навыка;
· гигиенические условия формирования графического навыка
3) Методические приемы первоначального обучения письму
Работа над словом, предложением, связной речью на уроках обучения грамоте.
1) Уровень развития речи ребенка при поступлении в школу
2) Изменения в речевом развитии ребенка в младшем школьном возрасте
3) Направления развития речи ребенка:
· произносительный уровень, т.е. работа над дикцией, орфоэпически правильной и выразительной речью;
· лексический уровень, т.е. работа над словом на уроках обучения грамоте;
· синтаксический уровень, т.е. работа над словосочетанием и предложением в процессе обучения грамоте;
· уровень текста, т.е. работа над связной речью на уроках обучения грамоте
Основные качества полноценного чтения. Особенности и приемы их формирования в современной школе.
1) Задачи уроков чтения в современной школе
2) Характеристика качеств полноценного чтения (правильность, беглость, сознательность и выразительность)
3) Приемы работы над правильностью и беглостью чтения:
· режим чтения;
· типичные ошибки учащихся при чтении и способы их исправления;
· упражнения, направленные на выработку беглости чтения
4) Обучение сознательному и выразительному чтению:
· приемы работы над сознательностью (до чтения, во время чтения и после чтения);
· Приемы подготовки (предварительной и непосредственной) к выразительному чтению
Урок чтения художественного произведения и подготовка учителя к нему.
1) Зависимость структуры урока чтения от его типа; типы уроков литературного чтения
2) Структура урока литературного чтения комбинированного типа:
· основные задачи этапа «первичный синтез»; приемы работы на этом этапе;
· задачи и направления комплексного анализа художественного произведения; приемы работы с текстом на этапе анализа;
· задачи и приемы работы с текстом на этапе вторичного синтеза
23. Словарная работа на уроках чтения. Принципы ее организации, приемы объяснения слов.
24. Структуры типовых уроков внеклассного чтения на подготовительном, начальном и основном этапах обучения. Их обоснование.
25. Процесс формирования основных языковых понятий. Главные методические выводы из анализа этого процесса.
26. Общие условия формирования осознанных и прочных орфографических навыков. Взаимосвязь работы по грамматике, правописанию и развитию речи.
27. Требования к современному уроку по грамматике и правописанию.
28. Специфика уроков обучающего и контрольного изложения в начальных классах.