Храм во имя иконы Казанской Божией Матери




Этот храм стал маленькой строкой в истории развития и строительства Петербурга, а вместе с ним и всей России в 18-19 веках.

Деревня Белая Гора в прошлом была рабочей слободой, которая возникла в середине 18 века при начале разработок бело-розового Тивдийского мрамора в двух километрах от старинного одноимённого карельского села Тивдия. Тивдийский мрамор имел богатую цветовую гамму (от почти белого до тёмно-вишнёвого) и сразу стал широко использоваться в отделке строящихся дворцов и храмов Петербурга

Казанская церковь представляет собой небольшой бесстолпный храм с колокольней над западным входом. Фасады решены лаконично, декоративных деталей немного, но они выразительны и подчеркивают в архитектурном объёме самое главное. Стены храма выполнены из кирпича и оштукатурены. Использовался даже лекальный кирпич. Церковь имеет два кирпичных свода: купольный на парусах и полуцилиндрический над западной частью храма. На колокольню вела лестница, которая выходила на небольшой балкон для хора. У храма было три входа: западный вход - главный и боковые – северный и южный. По рассказам старожилов деревни, все три входа имели ступени из местного мрамора, которые теперь отсутствуют. Также и подоконники были сделаны из полированных мраморных плит. Сильно выступающие части карнизов были выполнены из шунгитовых плит, привезённых с Нигозерского месторождение у Кондопоги. На данный момент оба свода в храме имеют протечки, так как кровля практически отсутствует. Балки перекрытия полов сохранились частично. Сохранилась только одна кованная решетка на окне. Верхняя часть колокольни снаружи обшита доской в советское время, Казанскую церковь переделали под кинозал, но уже в 1970-е годы она становится бесхозной и начинает разрушаться.

Начиная с конца 1800 годов и по 1905 год, церковь была закрыта и службы не велись, как соответственно и позже. Основной причиной было отсутствие работы для крестьян. Ломки были закрыты, добыча руды как и частные домны давно прекратили работу. А земли были либо уже были закреплены за дворами либо не сдавались в наём. Люд не осевший, просто выехал, так как в основном на работах были приписные крестьяне из ближайших поселений или инородцы. Большая часть убранства была демонтирована и вывезена в другие храмы самими священниками, так что к революционным годам внутренне убранство уже отсутствовало. Весь 20 век церковь оставалась заброшенным символом прошлого времени.

В настоящее время Казанская церковь находится в руинированном состоянии, если не предпринять мер по её срочной реставрации, то в ближайшее время единственный памятник в Карелии работы К. Тона будет безвозвратно утрачен.

В июле 2002 года старшая группа воскресной школы православного прихода Кондопоги провела историко-архитектурную экспедицию в деревне. Белая Гора Кондопожского района. Экспедиция проводилась под руководством священника Л.Н. Большакова и архитектора И.Р. Соболевой.

Главной задачей экспедиции стал архитектурный обмер Казанской церкви, которая была построена для рабочих слободы в 1856 году по проекту известного архитектора России Константина Тона.

В центре по охране памятников истории и культуры Карелии эта церковь была поставлена на учёт в 2000 году. На данный момент есть только «Схема зон охраны памятника архитектуры церкви Казанской иконы Богоматери в Белой Горе Кондопожского района республики Карелия (Петрозаводск 2000 год) и до сих пор не сделаны обмеры церкви. Их необходимо было сделать, так как здание бесхозно и активно разрушается. Кроме того, эта церковь – единственный памятник архитектуры в Карелии, построенный по проекту К. Тона.

Согласно воспоминаниям Гришановой Антонины Андреевны в 20-е годы 20 века в Белой Горе стояли две церкви – «старая» - деревянная и «новая» - каменная. Обе церкви были посвящены Казанской иконе Богородицы. В Тивдии была деревянная Вознесенская церковь (стояла на мысу за магазином), а на кладбище, которое было общим для Белой Горы и Тивдии, стояла часовня в честь Иоанна Предтечи. Священник был один на две деревни. Жил он в Тивдии, звали - его отец Михаил (Севостьянов).

В Белой Горе была церковно-приходская школа, которая в 20-е годы стала 4-классной начальной школой. Рядом со школой стоял дом священнослужителей, в котором до революции жили Белогорские священники (а в Тивдии тогда были свои). Приход был закрыт в 1929-1930 годах. В церквях сделали кинозал (в деревянной) и клуб (в каменной). Местные жители занимались сельским хозяйством, кирпичи для печей делали сами из местной глины. За грибами и ягодами ходили далеко – 17-18 км на Пальеозеро и Паласельгу. В Тивдии была водяная мельница, на которую возили молоть муку все окрестные крестьяне. Принадлежала она старичку Акимову. Кроме того, были две кузницы: Павловская – большая и Семкинская – малая. Работали они по заказам жителей.

Репрессии 1937 г. Не обошли стороной Белую Гору. Из деревни забрали всех работоспособных мужиков, и почти никто из них не вернулся. Весь крестьянский труд выпал на долю женщин. В деревне держали коров, лошадей, овец. Женщины занимались и ткачеством. Ткали льняные и шерстяные полотна. Из них шили женские сорочки, мужские штаны, холщовые рубашки и матрасы. Много вязали варежек, носков и чулков.

В годы Великой отечественной войны Белая гора, как и многие другие населенные пункты оказалась под контролем финнов. Укрепления финских войск находились на горе, обстрел противоположного берега внизу производился постоянно, и советским войскам пришлось оставить деревню.

Население успели вовремя эвакуировать. Когда люди вернулись сюда после войны, то обнаружили, что практически все дома здесь были сожжены. После войны началось мирное восстановление деревни.

 

Моя семья и Белая Гора.

Здесь в Белой горе находится наш семейный дом, как только начинается весна бабушка и дедушка заезжают сюда и проводят здесь весь дачный сезон. Я, моя мама и дядя много времени проводили здесь, мы знакомы со всеми обитателями современной Белой Горы. Одним из старожил деревни является семья Гришановых – это наши родственники по бабушкиной линии. Гришановы Светлана и Надежда, Чернышова Ольга Васильевна, Самсонова Татьяна Семеновна помогли нам больше узнать об истории семьи Гришановых. Фамилия Гришанова принадлежит к древнему и распространенному типу родовых наименований, образованных от обиходных форм крестильных имен.

В основе фамилии Гришанова лежит крестильное имя родоначальника Григорий, вернее, его форма Гришан. Каноническое имя Григорий имеет греческое происхождение - от слова «gregoreo», что означает «бодрствующий, неспящий».

Фамилия Гришановы - интересное свидетельство переселенческих процессов в России. Производная форма Грицко характерно для украинцев, а фамилии с окончанием - их считаются северными, были занесены в Сибирь и стали типичными сибирскими фамилиями. Возможно, предок обладателя такой фамилии был переселенцем с Украины в Сибирь.

По указу Екатерины II от 20.01.1768 года с Урала в Тивдию было направлено несколько партий семейных рабочих, знакомых с гранильным и каменотесным делом. Среди них были братья Гришановы. В то время наши предки кормились в основном за счет мраморного промысла. Изготовлением мраморных «вещей» крестьяне-кустари в основном занимались зимой, когда не было сельскохозяйственных работ. Наш прадед Гришанов Иван Иванович родился в 1895 году, работал мраморщиком.

В 20 веке Гришановы жили и трудились в деревне. Большим горем для семьи стал 1937 год. Волна репрессий не обошла и наш дом. Из воспоминаний бабушки: «Ночью подъехала машина и отца забрали. Все понимали, что назад он больше не вернется. В ту ночь забрали много работоспособных мужчин, из них только четверо Гришановых. По всей деревне всю ночь стоял гул. Сами своих сдавали». Опираясь на эти воспоминания мы изучили Карельскуюкнигу памяти и нашли записи о прадеде.

Наш прадед Гришанов Иван Иванович

Родился в 1895 г., работал марморщиком. Арестован 14 ноября 1937 г.
Приговорен: тройка при НКВД КАССР 29 ноября 1937 г., обв.: по ст. 58-2-10-11.
Расстрелян 13 декабря 1937 г. Место захоронения - окрестности г. Петрозаводск. Реабилитирован 8 апреля 1958 г. ВТ Северного в/о

После войны Гришановы вернулись обратно. Дом полностью сгорел. В соседней деревне, купили дом и перевезли его в Белую Гору. Постепенно восстанавливали хозяйство.

Вывод

Во все времена людей интересовала история их семьи, фамильная гордость и интерес к истокам собственной родословной – это две ветви одного дерева. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края, от истории своей семьи. Мы не всегда можем рассказать о своих прабабушках и прадедушках, не говоря уже о более ранних предках, поэтому те рассказы, которые мы слышим в семье, необходимо запоминать, записывать и рассказывать своим потомкам.

 

Заключение

Я узнал историю про деревню «Белая гора», расширил свои знания в своём родном крае. Выполнил цель и задачи. Данный проект, я делал с большим удовольствием. Надеюсь узнать ещё больше о своём крае.

 


Список литературы


Интернет ресурсы: https://tourism.karelia.ru/useful/kondopoga/belaya_gor.. https://tourism.karelia.ru/useful/kondopoga/belaya_gora.html

1. Людмила ТРИФОНОВА, ст. научный сотрудник отдела истории и этнографии музея-заповедника Кижи. Статья с сайта музея " КИЖИ" о Тивдийских ломках. Газета «Кижи» №5 (111) июнь 2014
→ Достояние империи. Тивдийские ломки. https://kizhi.karelia.ru/info/about/newspaper/122/9405.html

2. Грабарь Игорь "Петербургская архитектура в 18 и 19 веках".- Санкт - Петербург. "Лениздат" 1994

3. Итория Карелии с древнейших времён до наших дней.- Периодика.- 2002

4. Озерецковский Н.Я Путешествие по озёрам Ладожскому и Онежскому.- Петрозаводск.- Карелия.- 1989

5. Олонецкая епархия.страницы истории.- Петрозаводск.- 2001

6. Памятная книга Олонецкой губернии 1858 год., статья Тивдийские мраморные ломки

7. Полухина А.Н. Создатель "Розового зала" статья в Истории Петербурга №2 2002 год

8. Славина Т.А. Константин Тон.- Ленинград.-Стройиздат.- 1989

9. Туйск Ю.В. Каменные грани Петербурга.- СПБ.- Искусство СПб.- 2000

10. Шевцов В. О мраморах Белой Горы, статья в Новой Кондопоге за 1993 г. №74

11. Эпштейн Е.М. Г.Р. Державин в Карелии.- Петрозаводск.- Карелия.- 1987

 

 

Приложение

Рисунок 1. Карта.

Рисунок 2. Мраморная ломка в Белой Горе. (Гравюра из книги Н. Озерецковского). 1785 г.

 

 

Рисунок 3. Карта.

 

Рисунок 4. Белая Гора в 1942 году.

 

 

 

 

Рисунок 5. Камнеобработчики в Белой горе начало 20века

Рисунок 6. Крестьяне Белой Горы – русские, в отличие от местного карельского населения. Когда-то они, государственные крестьяне, вывезены были из других мест России.

 

Рисунок 7. Белая гора 1960-слева деревянная Казанская церковь

Рисунок 8. Казанская церковь в Белой Горе (1980 год), фото В. Шевцов.

 

Рисунок 9. Константин Андреевич Тон – архитектор Казанской церкви в Белой Горе.

 

 

Рисунок 10. Казанская церковь в Белой Горе (примерно 1975 год).

Рисунок 11. Казанская церковь в Белой Горе 1980 год.

 

 

 

Рисунок 12. Казанская церковь в Белой Горе 2002 год.

 

Рисунок 13. Казанская церковь в Белой Горе 2008 год.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: