Достояние империи. Тивдийские мраморные ломки.




В первой половине XVIII века уроженец деревни Лычный Остров купец Мартьянов открыл месторождение мрамора в Белой горе. На горе можно встретить несколько видов мрамора: красный, белый, жильный красный, розовый с вкраплением гематита, бело-розовый и «шпатовый».

Ломка мрамора в Белой Горе началась в 1757 году, в Тивдии в 1807 году.

В 1757-1768 гг. ломки камня находились в ведении Петрозаводских чугунно - литейных заводов, которые обеспечивали добычу и транспортировку мрамора в Петербург. Строительство Петербурга, кроме всех прочих экономических и политических выгод, дало толчок изысканиям и разработкам отечественных месторождений строительного, отделочного и драгоценного камня в большом объеме.
Впервые белогорский мрамор в большом количестве был использован при строительстве Мраморного дворца придворным архитектор Антонио Ринальди в 1768.

С 1768г до середины 1769 тивдийские мраморные ломки находились в ведении Канцелярии Олонецких Петровских заводов. К ним было приписано около 2500 крестьян из ближайших к Тивдии волостей и погостов.

С 1769 по 1788 находились в ведении Комиссии по постройке Исаакиевского собора в столице Российской Империи Санкт-Петербурге.

В 1785году Мраморные ломки посетили сразу две известные личности: академик Н.Я. Озерецковский и первый Олонецкий губернатор, (1784-1785 гг.) известный русский поэт Гавриил Романович Державин. Оба путешественника оставили описания, мраморных ломок. Державин в "Поденной записке" подробно описал технологию добычи мрамора и даже стоимость мрамора на месте и после прибытия в Петербурге.
Ломка мрамора производилась следующим образом:
«Прежде всего начинают буравкою: пробивают буравами внизу и в боках отверстия длиною от 8 до 12 вершков, заряжают патронами весом до 10 золотников и более и рвут. Если много подбурено, подпирают лесами и буравят потом вверху. Ежели находятся расселины, то тогда не буравят, но разбивают клиньями длиною до 12 вершков, ударяя в них молотами.
Ежели же щелей нет, то пробуравливают, смотря по твердости мрамора, несколько дыр, таким токмо образом, чтоб первое отверстие было стамое, прочие же пологи и концами сходились в первую. Зажигают одну из оных, наполненную всю порохом, и рвут таким образом камни сажен по 7; люди же, бурившие, привязываются к утвержденной гвоздем веревке и по отрыве мрамора висят на оной; после же или тянут оных на веревке вверх, или сходят по подставленной лестнице. Потом пазят: сделав буравами по щелям несколько отверстий, вбивают в оные клины и таким образом массу пополам перекалывают. Наконец, тешут корками и на очистку молотками.
Обработанный мрамор отвозят на плашкоутах Гиш озером версты за 1 Д, выгружают для перевозки сушею 600 сажен, нагружают потом плашкоуты и, плывя через озеро Сандал, везут после сухим путем до 900 сажен, отсюда перегрузя в гальоты на Онеге, перевозится в Петербург, где употребляется при строении Исаакиевской церкви.
При ломке бывает от 150 до 200 человек, плата оным от 1 до 6 р. в месяц.
Вырабатывается до 40.000 пуд руды, обходится на месте по 55 к., в Петербурге же контора мраморной ломки продает, смотря по величине, и по 70 копеек.
Строений при ломке находится: начальнических или офицерских домов — 2, экспедиции и работничьих до 50.
Суммы на жалование и на издержки при производстве отпускают до 20.000 рублей.»

Академик Озерецковский писал о способах транспортировки мрамора: «Мрамор перевозился на галиотах по Гижозеру до деревни Тивдии, затем по волоку в Сандал озеро, по нему снова на галиотах до Кондопоги, там был волок в две версты до Онежского озера».

С 1788 по 1789 год по указу Екатерины II тивдийские мраморные ломки были переданы Олонецкой казенной палате Соляной экспедиции.

С 1803 по 1814 тивдийскими разработками занималась Комиссия по постройке Казанского собора в Санкт-Петербурге.

Белогорске и тивдийские мраморы использовались при облицовке и отделке очень многих памятников архитектуры Петербурга:

· Орловские ворота в Царском Селе, возведенные в память заслуг Григория Орлова в борьбе с чумой в Москве в 1771 году (арх. А. Ринальди).

· для отделки интерьеров Зимнего дворца (мраморные подоконники)(архитектор Растрелли В.В.) в 1762-1764 гг.

· при отделке фасадов и интерьеров Мраморного дворца (архитектор Ринальди А.) в 1768-1772 гг.,

· в Михайловском (Инженерном) замке (архитектор Бренна В.Ф.) 1797-1800 гг.

· в Казанском соборе (плиты для пола и пилястры) (архитектор Воронихин А.Н.)

· в 1801-1811 гг. в Мариинском дворце (архитектор Штакеншнейдер)

Также мрамор использовался для изготовления памятников:

· пьедестал памятника Петру I перед Инженерным замком (арх. К. Б. Растрелли)

· фонтан «Пирамида» в Петергофе (арх. Микетти)

· пьедестал для Конногвардейского манежа (арх. Д. Кваренги).

В 1807 г. на Белой Горе, принадлежащей к небольшой цепи гор, которая тянется вдоль Гижозера, сообщаемого рекой Тивдийкой с озером Сандалом и небольшой протокой с Кривозером, комиссией по постройке Казанского собора в Петербурге был устроен мраморный завод.
На заводе было два отделения: одно для машинной работы - распиловки и шлифовки больших масс, другое - для ручной отделки мелких частей. Завод действовал водою, для чего была устроена плотина с руслами на небольшой речке, вытекающей из Кривозера и Гижозера. Завод этот был перестроен в 1837 г. На нём было в действии 10 пил, приводимых в действие гидравлическими колёсами и валом самого простого устройства. При этом устройстве каждая пила, действовавшая механически, распиливала в день углубление в куске мрамора от 1.5 - 2 х вершков (4,445 см.), смотря какова была крепость камня. При этом использовался преимущественно песок, посыпаемый на распиливаемую линию при каждом движении пилы и смачиваемый водою, затем уже ручною полировкою придавался глянец.

С 1814 по 1819 тивдийские мраморные ломки находились в ведении Гофинтендантской конторой. С 1818 по 1858 год велись работы по строительству и оформлению Исаакиевского собора, для ведения которых использовался белогорский мрамор. Главным архитектором был Огюст Монферран. В интерьере Исаакиевского собора использовался 31 вид тивдийских мраморов. Больше всего мрамора добывалось в 1844–1857 гг. когда проводились внутренние отделочные работы собора "Выступающие колонны и пилястры из светло-розового и темно-красного тивдийского мрамора, а также филёнки на плоскостях стен определили основной тон декоративного решения интерьеров собора». В этот период лучшим мастером завода был Матвей Иванович Петров, обучавшийся скульптуре в школе при Гофинтендантской конторе.

Монферран использовал мрамор не только для строительства собора, но и для изготовления товаров на продажу. Так с 1831 по 1840 мастера тивдийских мраморных ломок изготовили по его эскизам вазы, чаши разной величины, постаменты, столешницы — всего 80 штук. Изделия предназначались для продажи представителям придворной знати.

В 1845г. когда началась последняя поставка здешнего мрамора для внутренней отделки Исаакиевского собора, мраморный завод сгорел. Производивший эту поставку, отставной капитан путей сообщения Дершау, выстроил новый завод, обширнее первого и на другом месте, более удобном, где для заводского действия был прорыт канал между Кривозером и Гижозером. Здесь была устроена плотина шириной в 25 сажен. (2,133 м.) Завод этот имел два отделения: в нём могли действовать одновременно до 100 и более пил при помощи большого гидравлического колеса (около трёх сажен в диаметре)

При заводе находились: фабрика для ручной отделки мраморных предметов, которая состояла из трёх отделений: кузница с четырьмя горнами, пять магазинов для хранения.

С 1887 года месторождение в аренду по содержанию взял камер-юнкер двора В. В. Савельев. Завод выпускал подоконники, столы, камины, надгробия, памятники, которые сбывались на Шуньгской ярмарке, в Повенце, Петрозаводске, Санкт-Петербурге, Финляндии.

С 1902 года добыча мрамора в Белой Горе была возобновлена в связи с реконструкцией Михайловского дворца, в котором по указу Николая II был создан музей Русского искусства им. Александра III.

Архитектор Василий Фёдорович Свиньин перестраивал дворец, приспосабливая его для устройства Русского музея, и пристраивал к нему здание этнографического отдела. Архитектор сам наблюдал за ломкой мрамора в Белой Горе: было добыто 17 глыб по 1200 тонн каждая. Самый красивый зал Этнографического музея «Зал народов России» украсился 28-ю колоннами и 12-ю пилястрами из нежно-розового мрамора Белой Горы и Лижмозера. Полы музея облицованы плитами из красноватого мрамора Пертигубы.

В советские времена добыча камня велась для строительства станции метро Бауманская и так не построенного Дворца Советов. Взрывные работы того времени нанесли непоправимый урон карьеру. С тех пор добыча мрамора прекращена.

Деревня Белая Гора.

Деревня Белая Гора возникла в середине 18 века, как рабочая слобода при тивдийских мраморных ломках. Она расположена в двух километрах от старинного села Тивдия, на берегу Гижозера.

К ломкам были приписаны в качестве наземных мастеров государственные крестьяне из окрестных деревень. Напротив мраморного карьера возникла рабочая слобода, которая стала называться Белой Горой. Крестьянское Кижское восстание было тесно связано с добычей мрамора, так как одной из причин восстания была массовая приписка заонежских крестьян к мраморным ломкам в разгар сезонных полевых работ 1769-1771 гг.

В 1785 году, Белую Гору, посетил географ Николай Яковлевич Озерецковский, который в это время находился в экспедиции по Ладожскому и Онежскому озёрам, по заданию академии наук России, с целью описания природы и экономики края. Он оставил очень подробное описание поселка. По описаниям Озерецковского в Белой Горе было: " 1 здание конторы, 3 здания светлиц, 5 казарм и 30 дворов рабочих". Количество рабочих в это время достигало 200 человек.
К середине 19 века в Белой Горе стояла только одна деревянная церковь, перестроенная из часовни.

В связи с большими государственными заказами на добычу мрамора Тивдию и Белую Гору периодически посещали высокопоставленные чиновники. Так в 1853 году сюда приехал Министр Уделов Граф Лев Алексеевич Перовский. «При личном обозрении мраморных ломок, Его Сиятельство нашел, что старая Белогорская деревянная церковь недостаточна для такого числа прихожан, и вследствие ходатайства Графа Льва Алексеевича последовало Высочайшее соизволение на сооружение в Белой Горе нового каменного храма. План и фасад составлен Действительным Статским Советником Тоном. Новопостроенный храм освящен в 1856 году. Величественная простота этого древнего стиля и гармония всех частей отличают его между другими храмами, построенными в последнее время в Олонецкой губернии». Известно, что: «на сооружение храма было отпущено из кабинета Его Величества (Николая I) 3423 рублей. 70,5 копеек, оттуда же присланы иконостас и церковная утварь на 1450 рублей Иконостас и Царские врата резные, золотые; святые иконы писаны на холсте. Церковная утварь серебряная, позолоченная…».

Церковь была построена по эскизу известного архитектора, работавшего в русско-византийском стиле, автора собора Христа Спасителя в Москве Константина Тона. Таким образом – это единственный памятник в Карелии, созданный по проекту Константина Тона.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: