Платон
Античный мыслитель. Он одним из первых систематически изложил свои политические идеи в диалогах «Государство», «Политик» и «Законы». Суть их в следующем:
1. Наиболее важной и непосредственной формой существования общества Платон считал государство. Философ стремился нарисовать картину идеальных общества и государства.
2. Подлинная добродетель - истинное знание - возможна только при идеальном государстве. Таким государством Платон считал совершенную аристократию - правление лучших и благородных философов-мудрецов. Другие четыре формы государства - тимократию (правление военных), олигархию, демократию и тиранию он называл несовершенными.
3. Платон первым указал на взаимосвязь политики, государства с социальными изменениями (разделением труда, появлением классов, неравенства).
Аристотель
Ученик Платона. Его учение было более реалистичным, поскольку он обобщил опыт существования 158 греческих полисов. Свои выводы философ изложил в работе «Политика»:
1. Отрицал возможность существования идеального государства, утверждая, что государство является результатом естественного развития, а не божественного промысла.
2. В его представлении город-государство - это высшая форма общения людей, отражение сущности человека как «политического животного».
3. Главная цель государства - достижение «лучшей жизни». Общего блага для всех граждан. Государство является воплощением справедливости, закона, сферой выражения общего интереса. В нем есть место частной собственности, семье.
4. Аристотель классифицировал формы государства по двум критериям: 1) количеству правящих; 2) цели правления. Монархию, аристократию и политию он называл правильными формами, поскольку в них правители преследуют общее благо всех граждан; неправильными - тиранию, олигархию, демократию, которые служат корыстным интересам правителей.
|
5. Лучшей формой государства Аристотель считал политию - правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Политая объединяет в себе все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство), демократии (свобода). Переводя эту мысль Аристотеля на современный язык, можно сказать, что это - правление в интересах среднего класса.
4. Родоначальником политической науки считается Н. Макиавелли, который в работе «Государь» (1513) и «Размышления о первой декаде Тита Ливия» (1520) сформулировал предмет и метод политологии. Н.Макиавелли в течение четырнадцати лет работал секретарем правительства Итальянской республики и наблюдал политику изнутри. Непосредственное участие в политической жизни укрепило его во мнении, что политическая наука - это наука практическая, служащая решению жизненно важных задач. Вклад Н. Макиавелли в политическую науку состоял в следующем: Он обосновал самостоятельность политической сферы, ее относительную автономность от других областей жизни общества (экономики, культуры и т. д.), поскольку политика имеет собственную логику, содержание которой определяет политическая власть. Именно власть во всех ее проявлениях и является предметом политической науки. Макиавелли изучал политику как социальную реальность, а не воображаемый, идеальный мир. Он перенес политику из сферы воображаемого и желаемого в плоскость объективного и реального. Метод политического реализма, который ввел в политологию Н.Макиавелли, окончательно освободил ее от религии. Макиавелли различал понятия «общество» и «государство». Государство он рассматривал как политическую форму организации общества. Формы государства имеют тенденцию сменять друг друга, отражая тем самым состояние общества. Макиавелли сформулировал концепцию циклического развития государственных форм, в основе которой лежит идея кругооборота добра и зла. Выделив шесть форм государства, он рассматривал три из них как «дурное во всех отношениях» (тирания, олигархия и охлократия), а относительно трех других писал, что они «хороши сами по себе» (монархия, аристократия, демократия). Согласно Макиавелли, достигнув предела совершенства, форма государства клонится к упадку, переходя в свою противоположность. Это происходит потому, что природа не позволяет вещам пребывать в состоянии покоя. Монархия сменяется тиранией, тирания - аристократией, аристократия уступает место олигархии, на смену последней приходит демократия, которая, в свою очередь, перерастает в охлократию (власть толпы). Макиавелли отделил политику от морали. Политика, по его мнению, должна исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации. Она подчинена достижению определенных целей. Выбор цели зависит от обстоятельств, а не от морали. Поэтому цель следует сообразовывать со средствами, а средства - с обстоятельствами и результатами. Новое время в Европе — это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей появляется возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о наиболее целесообразных формах политического устройства. Активно обсуждается вопрос о природе государственной власти. Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс (1588—1679) в книге “Левиафан” рассматривает государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию “войны всех против всех”, для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства. Осуществляющий государственную власть суверен не ограничен в своих действиях волей подданных. Иная позиция представлена в работах другого английского философа Джона Локка (1632—1704): он исходит из того, что люди, движимые защитой собственного интереса, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки. Т. Гоббс и Дж. Локк представили два разных варианта трактовки идеи “общественного договора” — принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе. По версии Т. Гоббса, правитель находится вне рамок общественного договора, он не связан не только договором, но и им самим установленными правилами. Дж. Локк считает правителя участником общественного договора, принимающим на себя, как и все его участники, определенные обязательства. В работах Дж. Локка получает обоснование идея прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый человек обладает нерасторжимыми с его существованием правами — на жизнь, свободу, собственность, и государство обязано не нарушать, а защищать эти права, индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает. Большое влияние на развитие политической теории и политической практики оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689—1755). В них получает обоснование впервые сформулированная Дж. Локком теория разделения властей, смысл которой заключается в доказательстве необходимости обеспечения независимости трех возможных видов политической власти: законодательной, судебной и исполнительной. Никакая власть при этом не должна быть неограниченной.
|
|
5. С XVII века влияние религиозного мировоззрения на развитие политической мысли начинает ослабевать, она становится более самостоятельной. В этом проявилось влияние идей французского Просвещения, хотя на русской почве оно было относительным. Многие идеи просвещения, и в частности такие, как теория разделения властей, идея общественного договора, естественные права личности и т. д., не смогли укорениться тогда в российском общественном сознании. Однако процессы рационализации политической мысли, сближения ее с наукой постепенно набирали силу. Это выразилось прежде всего в том, что власть перестала рассматриваться как исключительно божественный дар. Годы правления Екатерины II ознаменованы разработкой новой официальной идеологии, использующей для апологии самодержавия и крепостничества ряд идей Просвещения. Усвоение либеральной фразеологии и контакты с просветителями имели цель повысить общеевропейский престиж Российской империи, обосновать активную и независимую внешнюю политику. Так, сторонники идеи просвещенного абсолютизма Татищев, Посошков, Новиков, Козельский и др. трактовали государство как средство обеспечения общего блага, как главное условие сохранения жизни и продолжения рода человеческого. Государство внимает разуму подданных, правит, опираясь на хорошо разработанный и строго соблюдаемый свод законов. Верховный носитель власти (монарх) по-прежнему ставился над гражданами и сословиями и любые действия его оправдывались. В целом для идеологии «просвещенного абсолютизма» характерно противоречие между словом и делом, попыткой воспринять передовые для того времени идеи и стремлением укрепить и усилить реакционные феодально-крепостнические учреждения. С воцарением на престол Александра I либеральные элементы начали ощутимее проявляться в русской политической мысли. Во многом они были связаны с именем Сперанского. Он попытался взять на вооружение многие теоретические положения классического западного либерализма. Нужно отметить, что до отмены крепостного права в России использование либеральных идей о свободе личности неизбежно приводило к острым конфликтам с самодержавием. Так, дворянские революционеры (декабристы) в обосновании своего протеста против самодержавия исходили из теории естественного права, отстаивая права каждого человека на жизнь, свободу, собственность, равенство всех перед законом. Кроме того, при разработке основ формирования институтов государственной власти они использовали идею разделения властей. Лишь после отмены крепостного права ориентация на западные ценности приобрела масштаб широкого идейно-политического и общественного движения, получившего название «западники». Это течение политической мысли исходило из идеи общности исторических судеб России и Запада. Ориентация на западные ценности породили рост противоположной тенденции и обусловили усиление консерватизма. Это была реакция на возможные изменения, происходившие под влиянием промышленной революции на Западе, которые грозили разрушением привычного уклада жизни. Основными представителями консерватизма были Крамзин, Уваров, Победоносцев и др. Они выражали стремление к сохранению вековых традиций, обычаев, самобытности. Идейно-политическое течение, которое стремилось обосновать принципиальные различия в развитии России и Запада, получило название «славянофилы». Вера в самостоятельность России вошла также в концепцию революционного переустройства общества - получившей название Русский радикализм. Условия для радикальных идей преобразования в России существовали: низкий уровень жизни значительной массы населения, заметный разрыв в доходах различных групп общества, сословные привилегии одним и ограничения для других, отсутствие гражданских и политических прав и т. д. Родоначальником идеи революционного низвержения самодержавия стал А. Н. Радищев (1749 - 1802). После идею революционного переустройства продолжили развивать Пестель, Белинский, Герцен, Чернышевский и др.
6. Начало становления политической науки во Франции связывают с 1871 г., когда в Париже была создана частная Свободная Школа политических наук. В 1886 г. появился ее печатный орган – журнал “Анналы Свободной Школы политических наук”. Научному взаимообогащению исследований способствовали проводимые Школой (с 1900 г.) конгрессы по политическим наукам. В ней преподавали многие известные ученые, в том числе А. Зигфрид, заложивший основы изучения поведения избирателей (“Политическая таблица западной части Франции”, 1913 г.).
Значительную роль в развитии политической науки во Франции сыграли факультеты права в университетах. Многие французские правоведы считали, что политическая наука есть не более чем конституционное право. Поэтому во Франции широкое распространение получил юридический подход к анализу политических явлений. Основатели этого подхода – Л. Дюги и М. Ориу, автор таких произведений, как “Принципы публичного права” (1910 г.) и “Элементарный учебник по конституционному праву” (1925 г.).
Политическая наука в Англии получила свое признание в конце XIX – первой половине XX в. В 1895 г. при Лондонском университете была образована Школа экономики и политической науки. Развитию английской политологии способствовало и наличие целого ряда специализированных журналов: “Публичная Администрация” (с 1923 г.), “Политический ежеквартальник” (с 1930 г.), “Политика” (с 1934 г.).
Большой вклад в развитие политологии в Англии внес Г. Ласки, который в своих работах отводил большое место политической философии (вопросам природы политической власти и подчинения, суверенитета и т.д.). Он автор таких работ, как “Основания суверенитета” (1921 г.), “Власть в современном государстве” (1927 г.), “Государство в теории и на практике” (1936 г.), и др.
Английская политическая наука занимается и другими областями исследований, в частности историей политических идей, одной из важных частей политологии, которая берет начало с работ Р. Карлайл и А. Карлайл “История средневековой политической теории на Западе” (1903 г.) и Э. Баркера “Политическая мысль Платона и Аристотеля” (1906 г.).
Специалисты английского конституционного права в силу специфики своего предмета тоже непосредственно столкнулись с политической проблематикой. В связи с этим назовем работу известного английского юриста А. Дайси “Конституционное право” (1885 г.).
В течение XIX в. в Германии происходил интенсивный рост научных исследований по социальной проблематике. Поэтому зарождение и развитие политической науки было здесь закономерным. Однако этот интеллектуальный процесс был искусственно прерван в связи с массовой эмиграцией немецких ученых после прихода к власти Гитлера в 1933 г.
Политическая наука в Германии оказалась генетически связанной с политической философией, у истоков которой стоит Гегель. Под влиянием Гегеля немецкие ученые особое внимание уделяли изучению государства. Большую роль в создании автономной науки о государстве сыграл немецкий правовед Лоренц фон Штейн, автор фундаментального восьмитомного труда “Учение о правлении” (1865–1884 гг.). После объединения Германии в 1871 г. многие правоведы, прежде всего специалисты по конституционному праву, создали труды в области науки о государстве: “Правовое государство немецких государств” (1876–1882 гг.) П. Лабанда, “Общее учение о государстве” Г. Еллинека (1905 г.) и др.
7. С середины 50-х гг. XX в. в политологии активно используется введенное в научную терминологию Дэвидом Лэйном понятие “политическая жизнь”. Оно позволяет рассматривать политику в неразрывном единстве институционального и поведенческого аспектов бытия, что выражается в следующих ее признаках:
— политика может выступать как в качестве сферы и результата взаимодействия социальных и политических институтов, так и в качестве действий субъектов политических отношений;
— политическая жизнь служит сферой действия публичного интереса и управления, а главным их инструментом выступают власть, принуждение, авторитетное влияние, использующие практически всегда силу организации,
— деятельный, активный характер политики позволяет людям с ее помощью влиять на многие стороны жизни: экономику, культуру, науку, мораль;
— центр, узел политической жизни — многообразные взаимосвязи между личностью и государством.
Внешние факторы, влияющие на течение политической жизни:
— элементы природной среды (территория, ресурсы, климат и т.д.).
— экономические отношения, господствующие в обществе, влияющие на политическую жизнь
— развитие техники (ее воздействие проявляется в таких феноменах, как война, увеличение скорости распространения информации и т.д.);
— статусные характеристики социальной структуры общества, сочетающие в себе фиксацию объективного состояния участников политических отношений (доход, вид занятий, уровень образования)
— религия, которая часто выступает в качестве основного фактора консолидации больших масс людей;
— идеология — средство духовного сплочения и руководства, направляющего поведение людей в сфере политических отношений, формирующее волю, стремление к политическому действию;
— средства массовой информации, сведения, которые они поставляют и интерпретируют;
— общественное мнение, в рамках которого осуществляется активное и непосредственное отражение жизненных потребностей, объективных тенденций общественного развития;
— политическая психология общества, проявляющаяся в настроении участвующих в политической жизни людей, темпераменте народа, особенностях характера лидера.
Российская политическая система возникла в результате демонтажа советской политической системы, начавшегося в 1991 и завершившегося в 1993 г. В этот период противоречия, которые привели к развалу КПСС и Советского государства, сконцентрировались в политической сфере в противоречиях между законодательной и исполнительной ветвями власти. События октября 1993 г. положили конец "двоевластию" и "безвластию" в стране, а принятие новой Конституции РФ путем всероссийского референдума 12 декабря 1993 г. означает создание нормативно-правовой основы для выхода из политического кризиса и завершение важного этапа реформирования политической системы российского общества.услуги копирайтера лучшего
В настоящее время российская политическая система переживает период становления — Процесс длительный, противоречивый и болезненный. Почему? Потому, что гражданское общество находится на стадии реформирования, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Преобразование гражданского общества начато "сверху" и осуществляется в основном государственными структурами. При этом происходит непомерное увеличение государственного аппарата, усиливается его бюрократизация. Экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно, результатом чего стали однобокость процессов разгосударствления и приватизации, рост люмпенизированного слоя населения, поляризация доходов социальных групп и слоев общества. Вяло осуществляется политическая структурированность общества, политические партии слабы и не имеют четкой социальной ориентации, общественно-политические организации и движения малочисленны. Остается низким уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности. Продолжается дестабилизация межнациональных отношений.
За последние годы наметились определенные позитивные тенденции в становлении демократической политической системы России. Это незначительное увеличение "среднего класса", некоторая стабилизация властных отношений, намеки на демократизацию автократического президентского правления, снижение конфронтации между политическими группировками, становление многопартийной системы, улучшение взаимодействия между ветвями государственной власти, развитие федеративных отношений.
Российская политическая система, формируясь как самобытная евразийского характера и значения целостность, интегрируется постепенно в мировую систему политических отношений. Свидетельством тому служат ее усиливающаяся активность в рамках ООН, СНГ, вступление в Совет Европы, многогранное сотрудничество со специальными международными организациями и органами (ЮНЕСКО, ЮНЕП, МАГАТЭ и др.).
8. политика — определенная часть, программа или направление такой деятельности, совокупность средств (инструментов) и методов (техник) для реализации определенных интересов для достижения определенных (субъектом политического процесса) целей в определенной социальной среде. Политикой также называют процесс принятия решений, а также поведение в общественно-государственных учреждениях. В самоорганизующихся гражданских обществах политику можно наблюдать во взаимодействии между определенными группами людей, как например, — в корпоративных, академических, религиозных учреждениях. Как особая сфера человеческой деятельности, цель которой – ориентировать общественное развитие в благоприятном для человека направлении путем определения общих целей и согласованных действий, политика возникла более 25 000 лет назад.Определение понятия «политика» впервые было дано в Древней Греции, где словом «polis» обозначалось государство, а политикой назывались государственные или общественные дела, точнее, искусство управления государством.На современном научном уровне существуют различные подходы к пониманию политики. Прежде всего это устоявшееся представление о политике как об управлении обществом. Достаточно распространенным является взгляд на политику как на регулирование отношений между различными социальными слоями, группами, государственными образованиями. Существует также понимание политики как сферы борьбы различных общественных групп и лиц за власть.
Следует подчеркнуть, что осязаемость политики как социального института обусловлена именно наличием такого источника государственного могущества, как власть. Выделение категории власти в качестве определяющей вытекает из того, что сфера политики не только охватывает государственную политическую систему, но и выходит за их пределы. О мере роста разнообразия интересов и усложнения форм человеческой деятельности содержание политики уже не ограничивалось только государственно-организованной деятельностью, но и проникало в сферу взаимодействия индивидов по вопросу реализации их частных интересов. По мнению М. Вебера, политика охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Разнообразие подходов к объяснению смысла политики осложняет выражение ее четкой формулировки. Специфика политики связана с ее способностью обеспечивать целостность общества, согласовывать различные социальные интересы, эффективно регулировать социальные взаимодействия. Политический мир также связан с властными отношениями, государственным устройством. Следовательно, при определении политики такие ключевые элементы, как деятельность, государство и власть, должны быть взаимоувязанными. Не претендуя на исчерпывающее толкование, отметим, что политика – это сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами и различными общественными силами, целями которой являются завоевание, удержание и использование государственной власти. В этом определении выделены сущностные признаки политики. То, что политика является сферой властных отношений, служит удовлетворению общезначимых интересов, реализация которых невозможна вне государственного управления.
9. По сферам жизни общества можно выделить следующие виды политики:
• экономическая — регулирование отношений между гражданами и социальными группами в экономической сфере;
• социальная — регулирование отношений между гражданами, социальными группами по поводу их места в обществе;
• национальная — регулирование отношений между нациями, национальными группами;
• культурная — регулирование отношений между гражданами, социальными группами в духовной жизни;
• государственно-административная — регулирование отношений во властно-политической сфере, политика государственно-административного строительства;
по уровням: • местная — регулирование вопросов местного значения, связанных с развитием муниципального объединения (села, города, района);
• региональная — регулирование вопросов, связанных с развитием региона (субъекта федерации);
• общегосударственная — регулирование вопросов, связанных с развитием общества в целом;
• международная — регулирование отношений между государствами, группами государств на международной арене;
• мировая (глобальный уровень) — регулирование вопросов, связанных с решением глобальных проблем современности;
по объему: • стратегическая (долгосрочная) — выбор наиболее значимых приоритетов развития общества, стратегических долговременных целей, определение путей и способов их достижения, генерального курса;
• тактическая (краткосрочная, текущая) — решение текущих вопросов, выработка и реализация оперативных решений;
по функциям государства (по области распространения):
• внутренняя политика — регулирование отношений между гражданами и социальными группами в различных сферах внутри государства;
• внешняя политика — регулирование отношений между государствами, группами государств и другими субъектами международных отношений на международной арене.
В пределах каждого из названных направлений можно выделить подвиды политики. Например, в рамках экономической политики различают: промышленную, денежную, налоговую, инвестиционную, ценовую, таможенную политику и др. Возможна классификация политики и по другим критериям.
Итак, мы убедились, как неисчерпаемо, сложно и многогранно понятие «политика». Выделим основные функции политики в обществе. К ним относятся:
• управленческая (политическое руководство обществом);
• интегративная, обеспечивающая консолидацию общества, достижение стабильности общества в целом и составляющих его частей, систем;
• регулятивная, способствующая упорядочению, регламентации политического поведения и политических отношений;
• теоретико-прогностическая, цель которой — выработка концепции, курса развития общества;
• артикуляционная, способствующая выявлению и выражению интересов различных групп общества;
• нормативная, связанная с выработкой и утверждением системы норм и ценностей в обществе;
• социализации личности — функция приобщения, включения индивида в общественную жизнь, определенную политическую среду. Такая всеобъемлющая роль политики обусловлена тремя ее важнейшими свойствами: универсальностью, инклюзивность и атрибутивнисть. Универсальность политики заключается в ее всеобъемлющем характере, способности влиять практически на любые стороны и элементы жизнедеятельности общества, начиная с масштабов государства и заканчивая индивидуальными чертами характера человека. Инклюзивность (лат. includere - включать) политики - это ее способность неограниченно проникать во все сферы общественной жизни. Атрибутивнисть политики проявляется в ее способности сочетаться с неполитическими общественными феноменами, отношениями и сферами, образуя другие виды общественных отношений и сферы общественной жизни. Функции и свойства политики реализуются в ряде средств. Такими средствами являются право и принуждение (как важнейшие средства осуществления власти), а также мораль »язык, символика и т.д. Принуждение, насилие доминировали в политике на протяжении всей истории человечества. В современных демократических государствах в политике преобладают право и мораль. Это вовсе не означает отказа от принуждения. Эффективная политика предполагает оптимальное сочетание принуждения, права и морали. В случае отсутствия оптимального соотношения этих средств политика теряет свою способность выражать интегрированный общественный интерес.
10. Гражданское общество - это негосударственная часть общественно-политической жизни; это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений. Идея гражданского общества возникла в середине 17-го века. Впервые термин "гражданское общество" был употреблен Г. Лейбницем (1646 - 1716), немецким философом, ученым и общественным деятелем. Значительный вклад в разработку проблем гражданского общества внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье. Концепция гражданского общества в работах этих мыслителей базировались на идеях естественного права и общественного договора. Человек, как личность, стремится к свободе и реализации своих естественных прав. Но как существо общественное, человек не может жить вне общества и особенно вне государства, а, значит, реализация его естественных прав затрудняется государством, властью. Гражданское общество подразумевает добровольную передачу личностью государству своих прав, с одной стороны, а с другой - ограничение государственной власти в интересах реализации гражданами своих свобод. Главное условие действенности гражданского общества - добровольность и взаимность подобного договора между гражданами и государством. Характерные признаки современного гражданского общества: 1)наличие в обществе свободных владельцев средств производства; 2)развитость и разветвленность демократии; 3)правовая защищенность граждан; 4)определенный уровень гражданской культуры. Рассмотрим структуру гражданского общества. Основными ее элементами являются: Политические партии. Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.). Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды. Научные и культурные организации, спортивные общества. Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы. Независимые средства массовой информации. Церковь. Семья. В России гражданское общество имеет свои особенности становления. Некоторые ученые считают прообразом гражданского общества Новгородское вече и крестьянскую общину.
В качестве особенностей становления гражданского общества в России можно выделить следующие:
1. Россия вступила на путь строительства гражданского общества значительно позднее стран Западной Европы и США. В качестве точек отсчета можно считать отмену крепостного права в 1861 году, реформы судебной системы и местного самоуправления, проведенные Александром II.
Реформа местного самоуправления: создавались выборные думы в городах и земствах, в губерниях и уездах; выборы проводились не сословно-корпоративными органами, а гражданами; часть прав от государственного аппарата перешла к органам местного самоуправления.
Судебная реформа:
устанавливалось равенство всех перед законом;
вводилось разделение судебной и административной властей;
устанавливалась несменяемость судей;
вводились независимые адвокатуры;
вводился суд присяжных.
2. Складывание многопартийности в Россиипришлось на начало 20-го века - также позднее, чем в странах Западной Европы и США.
3. Российские традиции совместного, коллективного решения задач и проблем способствовали становлению гражданского общества.
4. Установившийся после октября 1917 года тоталитарный режим, ввел со стороны государства жесткий политический контроль за деятельностью гражданского общества. Некоторые его элементы сохраняются (профсоюзные и добровольные общества, женские, молодежные, творческие и другие организации), но деятельность их регламентируется и контролируется Коммунистической партией, которая сама становится частью государства.
5. Отсутствие демократического опыта функционирования гражданского общества после распада СССР.
В настоящее время в России сложились, действуют некоторые элементы гражданского общества:
политические партии и движения;
массовые общественные организации;
ассоциации производителей и общества потребителей;
конфессиональные общности;
этнические общности, землячества и культурно-национальные организации и центры;
творческие союзы и организации;
спортивные объединения.
11. Субъекты политики: Большие социальные общности, к которым можно отнести социальные группы и слои, классы, нации и т.п. Различные политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения). Государство - это политическая организация, которая управляет совместной деятельностью и отношениями людей в целях сохранения целостности общества и поддержания порядка; в классовом обществе обеспечивает подчинение господствующему классу; является источником правовых норм, регулирующих жизнь общества. Государство осуществляет власть и проводит политику правящих социальных сил. Его характерные признаки: наличие государственных органов (законодательный орган, правительство и другие звенья аппарата управления, суд и т.п.), реализующих функции власти; наличие слоя людей, профессионально занимающихся управлением; территория, на которую распространяется власть этого государства; суверенитет, т.е. исключительное право официально представлять все общество внутри страны и за рубежом, издавать законы и творить правосудие. Мы также знакомы и с историей политических партий (демократы и республиканцы в США, тори и виги, а затем консерваторы, либералы и лейбористы в Англии, социал-демократы, эсеры, кадеты, октябристы в России и т.д.). Каждая из этих партий разрабатывала собственный политический курс, стремилась расширить число своих сторонников, отстаивала свои политические требования в парламентах или других представительных органах. Субъектами политики могут стать и такие организации, возникновение которых было вызвано иными, неполитическими потребностями (например: церковь, профсоюзы), но которые при определенных условиях приобщаются к политической деятельности.
Политические элиты. Когда произносят слово "элита", то в повседневной речи имеют в виду лучших представителей общества или какой-то его части. Однако понятие "политическая элита" имеет иной смысл.
Правящая политическая элита - это сравнительно немногочисленная группа лиц, концентрирующая в своих руках власть, осуществляющая политическое руководство обществом, определяющая цели и пути политического развития, принимающая политические решения. В нее входят высшие лица исполнительной власти, депутаты от партий, победивших на выборах, партийные лидеры. Несколько сотен таких политических деятелей объединены примерно одинаковым положением в системе власти, сходными функциями, общностью политических взглядов.