Рассуждение – это тип речи, в котором автор доказывает что-то, размышляет о чём-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому – либо выводу.
В рассуждении, как в любом тексте, есть вступление, основная часть и заключение. Рассуждение – это обоснование тезиса путём доказательств, аргументов. Структура рассуждения: тезис – доказательство – вывод.
- Определение типа речи. (5 минут)
- Перед вами 3 текста разных типов речи. Определите тип речи каждого из них.
· Текст 1.
И вдруг увидел один солдат наш во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идет. Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся. Вот-вот камень задавит, осколком пришибёт. Бросился наш солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя.
· Текст 2
И построили огромный памятник. Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня - солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов – фашистов, а в другой – маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата. Спас её солдат от гибели, уберёг от фашистов всех на свете детей.
· Текст 3
Война – всегда горе! Потому что не может быть войны справедливой. Ведь это всегда несчастье, беда человеческая. Это разорение городов и сел, это горе и слезы, это смерть!
Ответьте УСТНО на вопросы:
- Текст 1. К какому типу речи отнесём? Почему? Докажите.
- Текст 2. К какому типу речи отнесём? Почему? Докажите.
- Текст 3. К какому типу речи отнесём? Почему? Докажите.
|
- Как работать над сочинением – рассуждением? (5 минут)
А. Сначала нужно определиться с тезисом, сформулировать положение, которое нужно доказать.
Б. Тезис нужно обосновать, т. е. нужно привести доказательства, примеры.
В. В заключительной части нужно сделать вывод.
Г. Теперь нужно соединить все части, сделать между ними переход. При желании добавить цитату.
Так строятся тексты – рассуждения.
Спасибо за урок.
ДОМАШНЯЯ РАБОТА:
На выбор.1. Решить тренировочные задания в РЭШ по ссылке (нажимайте синие окошки заданий с 1 по 14, выполняйте задания.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7003/train/258936/
Напишите ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ по тезису Война- всегда горе текст 3). Подберите свои аргументы (3-4 предложения).
РАБОТУ ВЫПОЛНИТЕ ДО 30.04. ПРИШЛИТЕ ФОТО своей работы, если выбрали задание 2.
Дополнительный материал (можно сохранить или распечатать).
Текст | это группа предложений, объединённых одной мыслью и темой. Предложения в тексте могут быть связаны как лексически, так и грамматически. Признаки текста: Ø Текст состоит из нескольких предложений. Ø В тексте предложения связаны по смыслу. Ø У текста есть название, или можно дать название. Ø Все предложения в тексте объединены одной темой. Ø Текст состоит из3 частей: начало, основная часть, концовка. | ||||||
Тема текста | это то, о чём говорится в тексте. Часто тема текста бывает отражена в его заголовке. Текст обычно разделён на части, которые называютсяабзацами, каждый абзац отделён от другого, так как в нём содержится своя микротема. | ||||||
Основная мысль текста | это то, что хотел нам сказать автор,то, ради чего он написал этот текст.Основная мысль текста обычно передаёт оценку автора предмета речи. | ||||||
Cпособы соединения предложений в тексте: | последовательный (цепной)ипараллельный При последовательной связи первое предложение текста связано со вторым, второе — с третьим, третье — с четвёртым и т.д. Пример: Маша проспала. Она влетела в класс в 8:45. Оказалось, что занятия перенесли на 9:00, и Маша спокойно села за парту. При параллельной связи события в тексте происходят одновременно. Предложения обычно содержат перечисление, сопоставление или противопоставление связанных друг с другом действий, явлений, событий. При параллельной связи предложения связываются между собой: 1) одинаковыми глагольными формами; 2) одинаковым порядком слов. Пример: Мы смотрели на озеро. Небо переливалось яркими красками. Тихо щебетали птицы. | ||||||
Тип речи: | В зависимости от содержания высказываний наша речь делится на три типа: повествование, рассуждение, описание.
В тексте-повествовании рассказывается о последовательно происходящих действиях и событиях. К ним можно поставить вопросы что? когда? где? как? (они происходили).
В тексте-описании называются, описываются признаки чего-либо или кого-либо: предметов, природы, мест, людей, животных. Эти признаки проявляются в один и тот же период времени. К этим текстам можно поставить вопрос какой? каков? (предмет, человек и т.д.)
Втексте-рассуждении что-то объясняется или доказывается, говорится о причинах действий, событий, явлений, устанавливаются взаимосвязи между действиями, событиями, явлениями.
|
|