Правовые позиции КС, ВС и ВАС по Налоговому праву (общая часть)




 

Вопрос Реквизиты Правовая позиция
Обо всем, но по чуть-чуть… Постановление ВАС от 28.02.2001 №5 «О некоторых вопросах применения части первой НК»  
  • Субъектом налогового правоотношения является налогоплательщик, независимо от наличия представителя.
  • Представитель – не субъект налоговой ответственности, за ненадлежащее исполнение отвечает в рамках г-п,семейных и иных отношений, а не в рамках налоговых.
  • Если для одного и того же налога в зависимости от категории налогоплательщика или иных условий налогообложения установлены налоговые периоды различной продолжительности, дата вступления в силу соответствующего акта законодательства о налогах должна определяться применительно к каждому из установленных налоговых периодов.
· П.3 ст. 46 НК – пресекательный срок · обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа · нарушение должностным лицом пункта 6 статьи 101не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным · Должностные лица организаций-налогоплательщиков не являются субъектами налоговых правоотн-й и потому не подлежат налоговой отве-ти. · налогоплательщик вправе расценивать письменное разъяснение, данное руководителем налогового орган как разъяснение компетентного должностного лица · моментом привлечения лица к налоговой ответственности является дата вынесения руководителем налогового органа сроки решения о привлечении лица к налоговой ответственности  
  Постановлении КС от 11.11.1997 №16-П (о «пограничном сборе»)
  • налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т.е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства.
  • Только закон в силу его определенности, стабильности, особого порядка принятия может предоставить налогоплательщику достоверные данные для исполнения им налоговой повинности. Если существенные элементы налога или сбора устанавливаются исполнительной властью, то принцип определенности налоговых обязательств подвергается угрозе, поскольку эти обязательства могут быть изменены в худшую для налогоплательщика сторону в упрощенном порядке.
 
Региональные налоги, единое экономическое пространство, полномочия РФ и Субъектов Постановление КС от 21.03. 1997 №5-П
  • РФ вправе установить в качестве общего принципа (исключительное ведение) закрытый перечень налогов и сборов и сформулировать его на федеральном уровне
 
  • недопустимо как введение региональных налогов, которое может прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств в пределах единого экономического пространства, так и введение региональных налогов, которое позволяет формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов
   
Крупнейшие налогоплательщики, принцип равенства, межрег. инспекции Определение КС от 8.11. 2005 №438-О
  • Подобное регулированиеобусловлено юридически значимыми объективными различиями между ними и потому само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равенства, который гарантирует равные права и обязанности для субъектов, относящихся к одной и той же категории, и не исключает в отношении лиц, принадлежащих по условиям и роду деятельности к другим категориям налогоплательщиков, возможность установления иных правовых предписаний
  • особый порядок учета крупнейших налогоплательщиков позволяет более эффективно осуществлять контроль за уплатой таких сумм налогов, которые в значительной степени влияют на формирование бюджета, материальные издержки крупнейших налогоплательщиков могут рассматриваться как адекватные социально необходимому результату при условии их обоснованности и соразмерности имущественному положению налогоплательщика.
 
Прецедентный хар-р решений ВАС Постановление КС от 21.01.2010 №1-П
  • На ВАС возлагается руководство судебной практикой + признание прецедентного х-ра решений ВАС
Длящееся налоговое правоотношение Определение КС от 1.07. 1999 №111-О, Определение КС от 9.04. 2001 №82-О
  • Вводится понятие «длящегося налогового правоотношения»
  • Налоговый закон применяется к таким правоотношениям (но не имеет обратной силы)
Обязанность платить налог, Допустимость принудительного взыскания, Ограничение права собственности. Постановление КС от 17.12.1996 №20-П MUSTREAD!!!
  • Обязанность платить налог – особая публичная обязанность
  • Различный порядок взыскания налоговых платежей с физических и юридических лиц направлен не на то, чтобы поставить их в неравное положение в сфере налоговых отношений (обязанности платить налоги), а на то, чтобы не допустить административного вмешательства в права личности тогда, когда вопрос может быть разрешен лишь посредством судебного разбирательства
  • Таким образом, бесспорный порядок взыскания штрафов, предусмотренный оспариваемым положением, в случае несогласия налогоплательщика с решением органа налоговой полиции является превышением конституционно допустимого ограничения права собственности.
  • пени являются мерой компенсационного характера
   
«фискальный сбор», пошлина, налог. Определение КС от 10.12.2002 №283-О (о «патентных пошлинах»)
  • сбор - это взнос, уплата которого плательщиком является одним из условий совершения в отношении него государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами юридически значимых действий
  • Правительство Российской Федерации посредством нормативных правовых актов может предусматривать обязательные платежи, которые взимаются в публично-правовом порядке, если они не носят налогового характера и допускаются по смыслу федерального закона
  • неуплата пошлины влечет иные правовые последствия, нежели предусмотренные законодательством принудительные меры, применяемые в случае уклонения от налогового платежа
  • пошлины за совершение юридически значимых действийне обладают рядом существенных признаков налогового платежа, по своей сути они подпадают под понятие сбора
  • Пошлины за совершение юридически значимых действий носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
  • подчеркивается, что сбор нужен не для прибыли государства, а только для покрытия расходов, связанных с совершением действий в отношении плательщика.
 
Пошлина, сбор Определение КС от 1.03. 2007 года №326-ОП
  • выдача удостоверения – это юридически значимое действие, охватывает собой и выдачу материального носителя, удостоверяющего права. Взимание дополнительного сбора неконституционно.
«необоснованная налоговая выгода» Постановление Пленума ВАС от 12.10.2006 №53 Определение КС от 25.07.2001 №138-О
  • презумпция добросовестности налогоплательщика
  • «необоснованная налоговая выгода» должна быть доказана в суде Налоговыми Органами, а не налогоплательщиком
  • Налогоплательщик должен действовать добросовестно и осуществлять свои права только с целями, связанными с предпринимательской деятельностью, а не искусственно создавать конструкции для целей налогообложения
  • Из принципа добросовестности вытекает презумпция добросовестности
 
Налоговый агент, неучет льготы Постановление Пленума ВС и ВАС от 11.06.1999 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ч.1 НК»
  • В том случае, когда доход, подлежащий обложению налогом у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика. В этом случае агент предоставляет информацию в НО.
 
  • Если налоговый агент удержал, но не перечислил, то не перечисленная налоговым агентом - организацией сумма налога, подлежащая удержанию у налогоплательщика, и пени взыскиваются с налогового агента по правилам взыскания недоимки и пени с налогоплательщика, то есть в бесспорном порядке
 
  • факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.
 
Уплата налога третьим лицом (к вопросу о представительстве) Определение КС от 22.01.2004 №41-О
  • платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении, т.е. за счет его собственных средств.
  • налогоплательщик обязан самостоятельно, т.е. от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет
  • важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств. Иное толкование понятия "самостоятельное исполнение налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога" приводило бы к невозможности четко персонифицировать денежные средства, за счет которых производится уплата налога, и к недопустимому вмешательству третьих лиц в процесс уплаты налога налогоплательщиком
 
Момент исполнения налоговой обязанности Постановление КС от 12.10.1998 № 24-П
  • была признана неконституционной норма старого закона предполагающая, что налог считался уплаченным после поступления средств в бюджет.
Права-полномочия налоговых органов Определение КС о т 12.07.2006 №266-О
  • При проведении камеральных налоговых проверок на основе представленных налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Что касается налогоплательщика, он не обязан, а вправе (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 172) приложить к подаваемой налоговой декларации документы, подтверждающие правильность применения налогового вычета по налогу на добавленную стоимость (в частности, счета-фактуры).
  • Обязанность по предоставлению таких документов возникает у налогоплательщика, только при условии направления налоговым органом соответствующего требования. Поскольку решение об отказе в налоговом вычете выносится по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, налоговый орган не имеет права отказать налогоплательщику в налоговом вычете, если соответствующая налоговая проверка не была им проведена.
Следовательно: Налоговый орган НЕ МОЖЕТ НЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ СВОИМ ПРАВОМ. Он обязан потребовать док-ты   + Выработана презумпция – если акт не составлен в течение определенного срока, то данные декларации считаются достоверными.  
Неналоговые полномочия налоговых органов Постановление Пленума ВАС какое-то..???
  • Налоговый орган может предъявить иск только о взыскании недоимки, переквалификацией сделки он заниматься не может и подавать такие иски тоже
Природа и предназначение требования об уплате налога, излишне взысканные и излишне уплаченные налоги, возврат.   КС от 27 декабря 2005 №503-О
  • Если требование об уплате не исполнено, то налоговый орган вправе взыскивать недоимку принудительно.
 
  • требование налогового органа об уплате налога является мерой государственного принуждения, которая, в свою очередь, также обеспечена мерами государственного принуждения (обращение взыскания на денежные средства и иное имущество налогоплательщика, приостановление операций по его счетам в банке)
 
  • сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику с начисленными на нее процентами (пункт 4 статьи 79), сумма же излишне уплаченного налога подлежит зачету или возврату без начисления процентов, за исключением случаев начисления процентов за каждый день нарушения срока возврата (пункты 2 и 9 статьи 78).
   
Сроки, сроки, сроки… Информационное Письмо ВАС от 17.03.2003 года №71
  • рассматривается несколько ситуаций, когда налоговый орган пропустив промежуточный срок не пропустил совокупный срок
например, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по единому налогу на вмененный доход за март 1999 года и пеней за просрочку уплаты налога.Решением суда в удовлетворении требования отказано со ссылкой на пропуск налоговым органом пресекательного срока, установленного пунктом 3 статьи 48 Кодекса для подачи соответствующего заявления. при этом суд указал следующее.Установленный статьей 70 НК РФ трехмесячный срок направления требования об уплате налога истек 30.05.99 (налог должен был быть уплачен не позднее 28.02.99).Фактически требование было направлено ответчику спустя почти год - 05.05.2000, срок его добровольного исполнения был определен 15.05.2000.Согласно пункту 3 статьи 48 Кодекса шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, являющийся пресекательным, начинает течь с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (статья 70 НК РФ) не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней (пункт 3 статьи 48 НК РФ). В связи с этим срок на обращение в суд должен исчисляться с 10.06.99, то есть по истечении 10 дней (определенных в требовании) со дня окончания установленного статьей 70 Кодекса срока на направление требования. Поскольку заявление было предъявлено 27.09.2000, то есть за пределами пресекательного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 НК РФ, оно не может быть удовлетворено.  
Преодоление обязательной силы судебного акт Постановление КС от 17.03.2009 N 5-П  
  • В целом, повторная проверка допустима, но:
 
  • повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика не может проводиться вышестоящим налоговым органом если она не исключает возможность вынесения вышестоящим налоговым органом при проведении повторной выездной налоговой проверки решения, которое влечет изменение прав и обязанностей налогоплательщика, определенных не пересмотренным и не отмененным в установленном процессуальным законом порядке судебным актом, принятым по спору того же налогоплательщика и налогового органа, осуществлявшего первоначальную выездную налоговую проверку, и тем самым вступает в противоречие с ранее установленными судом фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, подтвержденными данным судебным актом.
 
ВАС принял несколько постановлений президиума после Постановления КС от 17.03.2009 N 5-П  
  • если выявлены новые обстоятельства, которые не исследовались судом, то не будет преодоления обязательной силы судебного акта.
Вступление в силу и распространение обратной силы актов налогового законодательства Постановление КС от 8 декабря 1995 г. №12-П Обратную силу нельзя определять в отношении срока уплаты  
Соотношение гарантии стабильности судебных актов и правового положения налогоплательщиков ВАС РФ от 30.06.2011 №52 Формирую свою позицию ВАС может указать, что она подлежит применению только к тем материальным правоотношениям, которые возникнут после принятия данной правовой позиции
Срок давности к требованиям о возврате уплаченного налога Определение КС №173-О 2002 г. Нужно применять срок исковой давности по ГК. Данные отношения не совсем налогового характера.
  Постановление пленума ВАС №26 2000 г. Налоговая обязанность возникает исходя из налогового периода, а не срока уплаты, если к моменту подачи заявления налоговый период истек, то обязанность возникла независимо от того, что срок уплаты наступил после подачи заявления.
Срок выездной налоговой проверки Постановление КС №14-П 2000 г. Продолжительность выездной налоговой проверки введена для ограничения вмешательства налоговых органов, а вмешательство имеет место тогда, когда должностное лицо присутствует на территории проверяемого.
         

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: