В В Е Д Е Н И Е
Практические занятия по курсу «Теория ДВС» предусматривает усвоение теоретических материалов названного курса, приобретение опыта проведения теплового расчета двигателя по классической схеме Гриневецкого – Мазинга.
Для большей эффективности в освоении метода теплового расчета студентам необходимо в начале семестра:
- Получить (или выбрать самостоятельно) задание на проведение теплового расчета двигателя из вариантов, предлагаемых в приложении № 1.
- По литературе, макетам, натурным образцам изучить конструкцию базовой модели проектируемого двигателя, оговариваемую заданием.
- Все последующие расчеты в практических заданиях проводить с учетом назначения, степени форсирования проектируемого двигателя по мощности (среднему эффективному давлению) и его конструктивных особенностей, в значительной мере определяемых базовой моделью.
Данные методические указания могут быть использованы студентами специальностей АВТ, АТ при проведении аналогичных расчетов, а также всеми студентами автотракторного факультета при выполнении теплового расчета в курсовом (дипломном) проектировании.
Практическое занятие №1.
Теоретические циклы ДВС.
При рассмотрении теоретических циклов должно быть усвоено определяющее влияние на КПД цикла ht и среднее давление цикла Rt, характеристики подвода тепла.
Характеристики подвода тепла, задаваемая в относительных величинах, показывает каким образом осуществляется подвод тепла к рабочему телу в функции времени, объема цилиндра (хода поршня) или текущей степени сжатия.
Принципиально подвод тепла может быть осуществлен двумя способами. Первый – мгновенный подвод тепла с бесконечной скоростью в любой момент времени между положениями поршня в мертвых точках. Второй – подвод тепла с некоторой конечной скоростью на участке, называемом продолжительностью подвода тепла.
|
Основным показателем мгновенного подвода тепла является момент подвода (значение степени сжатия, объема, угла поворота коленвала при которых осуществляется подвод всего тепла).
При подводе тепла с конечной скоростью параметрами, определяющими процесс подвода тепла являются: начало подвода тепла относительно ВМТ, вид характеристики, продолжительность подвода тепла.
Рассмотрим на конкретных примерах влияние на КПД цикла:
- момента мгновенного подвода тепла;
- момента начала подвода тепла при вводе его с конечной скоростью;
- продолжительности ввода тепла.
Влияние момента мгновенного
подвода тепла на КПД цикла.
Влияние момента мгновенного подвода тепла на КПД цикла оценивается согласно выражению:
, (1)
где k – показатель адиабаты;
- текущая степень сжатия, представляющая отношение текущего объема над поршнем Vn к полному объему цилиндра Va.
При мгновенном подводе тепла в ВМТ
, (2)
где .
Пример:
Дано: ход поршня S = 140 мм;
диаметр цилиндра D = 130 мм;
объем камеры сгорания при положении поршня в ВМТ Vc=120 см3;
рабочее тело – идеальный двухатомный газ (k = 1,4).
Определить влияние момента подвода тепла на КПД.
Подсчитываем рабочий и полный объем цилиндра и степень сжатия в ВМТ (геометрическую степень сжатия):
(л)
(л)
Остальные расчеты по выражению (1) сведем в таблицу 1.
|
Таблица 1.
№ | Vn | en | ht | ||
1. | Va | ----- | ----- | ||
2. | 1/2×(Va) | 0.2420 | 0.2420 | 0.2420 | |
3. | 1/4×(Va) | 0.4256 | 0.1836 | 0.0918 | |
4. | 1/6×(Va) | 0.5116 | 0.0860 | 0.0430 | |
5. | 1/8×(Va) | 0.5647 | 0.0531 | 0.0265 | |
6. | 1/10×(Va) | 0.6019 | 0.0372 | 0.0186 | |
7. | 1/12×(Va) | 0.6299 | 0.0280 | 0.0140 | |
8. | 1/14×(Va) | 0.6520 | 0.0220 | 0.0110 | |
9. | 1/16×(Va) | 0.6701 | 0.0181 | 0.0090 | |
10. | 1/16.5×(Va) | 16.5 | 0.6742 | 0.0041 | 0.0082 |
В таблице показывает приращение КПД при переходе от предыдущего значения степени сжатия к последующему, а скорость приращения.
По данным таблицы 1 построим графики (рис.1 и 2).
Из графиков на рис.1 и 2 следует, что мгновенный тепла в ВМТ обеспечивает максимальное значение КПД. Поэтому класическая термодинамика и ограничивается рассмотрением цикла с мгновенным подводом тепла в ВМТ.
Важно заметить, что по мере увеличения КПД цикла возрастает, однако скорость его роста постоянно уменьшается. Начиная со значения =12 дальнейший ее рост приводит к весьма незначительному увеличению ht. Поэтому в практике не всегда целесообразно стремиться к увеличению к увеличению , если при этом учесть появление ряда негативных факторов (рост механических потерь, тепловой и механической нагруженности деталей двигателя).
С увеличением объема цилиндра (рис.1) экономичность использования тепла в цикле резко уменьшается. При перемещении поршня от ВМТ до , (что соответствует примерно изменению угла поворота в 90°) КПД цикла снижается примерно в 3 раза.
Из этого факта вытекает, что борьба за экономичность цикла должна сводиться к организации подвода тепла в непосредственной близости к ВМТ.
|
Примеры для самостоятельного решения:
Вариант | Ход поршня, мм | Диаметр цилиндра, мм | Геометрическая степень сжатия | Показатель адиабаты |
1.4 | ||||
1.4 | ||||
8.8 | 1.4 | |||
6.5 | 1.4 |
Необходимо провести расчет КПД циклов с мгновенным подводом тепла между положениями поршня в мертвых точках по данным одного из вариантов в табличном виде, дать графическое изображение результатов расчета и сделать выводы.