НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОФОРИЕНТАЦИИ




Наставничество в профориентации в образовательной организации: методические рекомендации / Е.В. Овчинникова, Е.А. Афонина, Г.К. Паринова и др. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2021. – 40 с. ISBN 978-5-9980-0517-6

Осуществление качественной подготовки профессионала начинается еще со школьной скамьи. Профориентационная подготовка школьников – это этап предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления будущей деятельности.

Каждый человек имеет право выбора профессии и выбора различных курсов в зависимости от своих личных интересов и планов. Правильный выбор определяет возможность получить рекомендации от наставника, что поможет обучающемуся полностью раскрыться, проявить себя, реализоваться в избранной профессии в будущем.

Традиции передачи знания и опыта, которые были характерны в советское время, не утеряны, но претерпели заметные изменения. Сейчас наставничество – это эффективная форма оказания помощи в выборе и адаптации к профессии, обеспечение адаптации к выбору профессии в новых для обучающихся социальных, профессиональных и организационных условиях.

Характерные признаки наставничества в профориентации:

– профессиональные взаимоотношения – складываются как в процессе изучения профессии, так и в рамках организации совместного труда;

– иерархичность – соблюдается порядок подчиненности менее опытного и сведущего авторитетному квалифицированному наставнику;

– нацеленность на результат – решаются практические задачи, реализуются ценностные ориентиры.

В наиболее обобщенном виде наставничество – это передача богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому человеку, ускорение его адаптации к профессиональной деятельности, 15 оказание помощи и поддержки для достижения успеха в жизни. И самое время вспомнить изречение Уильям Глассера, американского психолога, психотерапевта и педагога: «…успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть шансы на успех в жизни».

Определимся с главным термином – методология наставничества. Это система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого. В ней особое место занимает активное слушание (практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т.д.), позволяющее установить доверительные отношения между наставником и наставляемым.

Более подробно остановимся на формах наставничества.

В большинстве форм наставничества наставляемым является обучающийся в возрасте от 10 до 19 лет. В формах «учитель – учитель» и «ученик – ученик» возрастной параметр не задается.

Наставниками могут быть обучающиеся образовательной организации, представители сообществ выпускников образовательной организации, родители обучающихся, педагоги и другие должностные лица образовательной организации, сотрудники промышленных и иных предприятий и организаций, некоммерческих организаций и иных организаций любых форм собственности, изъявивших готовность принять участие в реализации системы наставничества.

Наставляемым может стать любой обучающийся по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования, а также молодой специалист и педагог на условиях свободного вхождения в выбранную программу.

Форма наставничества – это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией.

В числе самых распространенных форм наставничества, включающих множественные вариации в зависимости от условий реализации программы наставничества, могут быть выделены:

– ученик – ученик;

– учитель – учитель;

– студент – ученик;

– работодатель – ученик.

Целесообразно в этот перечень добавить форму «учитель – родители», так как именно они, имея богатый опыт работы в различных областях, могут поделиться им, включившись в работу наставников.

Каждая из указанных форм предполагает решение определенного круга задач и проблем с использованием единой методологии наставничества, частично видоизмененной с учетом ступени обучения, профессиональной деятельности и первоначальных ключевых запросов участников программы.

Отношения между обучающимися и наставниками строятся на основе опыта, навыков и знаний, касающихся профессиональной тематики. Наставничество подразумевает помощь старшего младшему, только выбирающему путь в профессию. Наставничество как алгоритм действий, состоит из шести шагов (см. рис.).

В наставничестве в профориентации существует несколько сложившихся подходов:

– диагностический – позволяет выявить склонности и интересы;

– информационный – дает возможность разобраться, что происходит на рынке труда;

– личностно развивающий – помогает научиться делать осознанный выбор, подчеркивает важность активной жизненной позиции;

– погружение – это мероприятия, позволяющие почувствовать деятельность изнутри (стажировки, профпробы и др.).

Наставничество более полно реализовывается в двух последних практиках: личностно развивающих мероприятиях и мероприятиях с погружением в профессиональную деятельность.

Таким образом, наставник помогает наставляемому лучше разобраться в том, кто он есть, и на своем примере показывает особенности определенной профессиональной деятельности.

Наставничество – волонтерский вид деятельности социально активных людей, готовых понять, принять и помочь. Добровольчество существует везде, где есть люди, которые заботятся о других и о проблемах общества.

Качества успешных наставников. У наставников имеется искреннее желание быть частью жизни других людей, чтобы помочь им в принятии трудных решений, в вопросах саморазвития и наблюдать, как они становятся лучше.

Обсуждение сути профессии и ее ценности

для личности и общества

 

Наглядная демонстрация полного процесса выбранной

специальности от начала до конца

 

 

Совместная работа с подробным пояснением

последовательности действий

Самостоятельное выполнение проекта

обучаемым под контролем наставника

 

 

Совместный анализ выполнения действий

проекта

 

 

Рефлексия, самооценка результата и его

обсуждение с наставником

 

 

Накопленный опыт наставничества

Организация наставничества в профессиональной ориентации

Уважение к личности, ее способностям и праву делать собственный выбор в жизни. Наставники не должны считать, что их способы решения проблем лучше или что участников программы нужно спасать. Наставники, руководствующиеся чувством уважения и достоинства в отношениях, способны завоевать доверие наставляемых и привилегию быть для них советниками.

Умение слушать и принимать различные точки зрения. Большинство людей может найти кого-то, кто будет давать советы или выражать свое мнение. Гораздо труднее найти того, кто отодвинет собственные суждения на задний план и действительно выслушает. Наставники часто помогают, просто слушая, задавая продуманные вопросы и с минимальным вмешательством давая наставляемым возможность исследовать свои собственные мысли. Когда люди чувствуют, что их понимают и принимают, они более склонны к тому,чтобы просить совета и реагировать на хорошие идеи.

Умение сопереживать другому человеку. Эффективные наставники могут сопереживать людям, не испытывая при этом жалости к ним.Даже не имея такого же жизненного опыта, они могут сопереживатьчувствам и личным проблемам наставляемых.

Умение видеть решения и возможности, а также препятствия. Эффективные наставники способны балансировать между адекватным восприятием реальных серьезных проблем, с которыми сталкиваются их наставляемые, и оптимизмом при поиске реалистичныхрешений. Они способны упорядочить кажущиеся беспорядочнымипроблемы и указать разумные варианты действий.

Гибкость и открытость. Эффективные наставники признают, чтоотношения требуют времени для развития. Они готовы уделить времятому, чтобы узнать наставляемых, разобраться в важных для них вопросах (музыка, философия и т.д.) и даже измениться под влияниемотношений.

Хороший наставник обладает также:

– гибкостью мышления – быстро оценивает ситуацию и принимает

необходимые решения, легко переключается с одного способа действий на другой;

– критичностью мышления – не считает верной первую пришедшую в голову мысль, подвергает критическому рассмотрению предложения и суждения других, принимает необходимые решения, только взвесив все доводы;

– коммуникативными способностями – говорит о сложных вещах

простым, понятным для наставляемого языком, открыт и искренен

при общении, умеет слушать и слышать собеседника;

– толерантностью – терпим к мнениям, взглядам и поведению, отличным от собственных и даже неприемлемым для наставника;

– эмпатией – эмоционально отзывчив на переживания других, способен к сочувствию;

– рефлексивностью – способен к осмыслению собственной деятельности;

– эмоциональной устойчивостью – может сохранять функциональную активность в условиях стресса как в результате адаптации

к нему, так и благодаря высокому уровню развития эмоциональноволевойсаморегуляции.

Таким образом, в числе основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в определении личных образовательных перспектив, осознании своего образовательного и личностного потенциала; осознанный выбор дальнейших траекторий обучения; развитие гибких навыков (коммуникация, целеполагание, планирование,организация); укрепление связи между региональными образовательными организациями и повышение процента успешно перешедших нановый уровень образования, формирование устойчивого студенческого и школьного сообществ.

Обучающимся важно иметь перед собой пример личности, на который они могли бы опираться и который будет вдохновлять их. Система наставничества в этом контексте имеет большую ценность, помогая ребенку перенимать реальный опыт в той или иной профессиональной сфере.

Актуальная статистика говорит о том, что более 60 % людей, получивших высшее образование, никогда в жизни не работали по специальности, приобретенной в вузе. Это зря потраченное время, выброшенные бюджетные или родительские деньги. Ни время, ни деньги никогда не вернутся. Наставник помогает подростку планироватьсвой профессиональный путь, ставить разумные цели, распределятьприоритеты.

В России существует ряд организаций, осуществляющих деятельность в различных формах наставничества в рамках разных проектови программ. Одним из примеров наставничества как инструмента повышения качества подготовки специалистов, популяризации престижа рабочих профессий и профессий будущего являются мероприятия WorldSkillsInternational.

Россия вошла в международные ряды некоммерческого движенияWorldSkillsInternational в 2012 году. Был учрежден Союз «Агентстворазвития профессиональных сообществ и рабочих кадров „Молодыепрофессионалы“» (Ворлдскиллс Россия)». Все проекты Союза разделены на пять направлений: комплексные системы подготовки, профессиональная ориентация и навигация, новые компетенции и FutureSkills, современные технологии подготовки и подготовка наставников.

Целью WorldSkills является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизациилучших практик и профессиональных стандартов во всем мире. Этодостигается посредством организации и проведения региональных,национальных и международных чемпионатов, конкурсов профессионального мастерства как в каждой отдельной стране, так и во всеммире в целом. Один раз в два года проводятся международные чемпионаты WorldSkills – мероприятия мирового уровня, где встречаютсяруководители государственных органов и образовательных организаций, представители промышленности и общественных организаций.Это место, где обсуждаются самые важные и актуальные вопросы,связанные с профессиональным мастерством. Ежегодно в РоссийскойФедерации проходит финал Национального чемпионата «Молодыепрофессионалы (Ворлдскиллс Россия)» – самое масштабное в Россиимероприятие для студентов образовательных организаций в возрастеот 16 до 22 лет, а также школьников от 10 до 17 лет. В целях достижения максимальных результатов российских участников на чемпионатах создано движение наставничества WorldSkills. С помощью инструмента наставничества создаются и развиваются механизмы, дающие возможность молодежи реализовать свой потенциал, достичьуспеха в профессиональной деятельности, а также организовать тренировочный процесс в ходе подготовки к соревнованиям.

В 2018 году Агентством стратегических инициатив был проведенпервый Всероссийский форум «Наставник-2018», направленный наразвитие профессиональной среды наставничества. Форум объединилтысячи человек, вовлеченных в практики наставничества: действующих наставников на предприятиях, представителей HR-подразделений крупнейших государственных и бизнес-корпораций, органов федеральной и региональной власти, представителей некоммерческихорганизаций и образовательных учреждений и др. Всего в форумеприняли участие более 10 тысяч человек.

Деловая программа форума включала четыре основных блока:«Наставничество на производстве», «Наставничество в социальнойсфере», «Наставничество в образовании и кружковом движении»и «Наставничество в бизнесе и предпринимательстве». Также на форуме было уделено внимание таким прикладным темам, как механизмы трансляции опыта наставников, как найти наставника и как имстать, наставничество в цифровой экономике, карьерное наставничество. Был проведен бизнес-класс по особенностям онлайн- и офлайннаставничества, а также рабочая сессия и воркшоп по формированиюмодели компетенций наставника. В рамках форума состоялся Всероссийский конкурс «Лучшие практики наставничества» в целях тиражирования практик наставничества и менторинга в Российской Федерации, повышения социального статуса наставника, признания его роли, места в обществе и возможности системного поощрения. Наконкурс наставников поступило более четырех тысяч заявок из всехрегионов России. В феврале – марте 2018 года в 7 федеральных округах состоялись окружные форумы «Наставник», что позволило вовлечь большее число людей в движение наставничества и познакомиться с региональными практиками наставничества.

Рекомендации к структуре наставнических пар. Современнаяситуация практической профориентации в России характеризуетсятем, что все больше ощущается необходимость не только расширенияее масштабов, но и повышения качественного уровня содействияв профессиональном и личностном самоопределении.

Рассмотрим более подробно некоторые формы наставничества.

Форма наставничества «работодатель – ученик». Предполагаетвзаимодействие обучающегося образовательной организации и представителя регионального предприятия, при котором наставник активизирует профессиональный и личностный потенциал обучающегося,усиливает его мотивацию к учебе и самореализации. В процессе взаимодействия наставника с наставляемым в зависимости от мотивациисамого наставляемого (личная, общепрофессиональная или конкретнопрофессиональная) может происходить прикладное знакомствос профессией.

Целью такой формы наставничества является успешное формирование у обучающихся осознанного подхода к реализации личностногопотенциала, рост числа заинтересованной в развитии собственных талантов и навыков молодежи.

Среди основных задач деятельности наставника-работодателяв отношении обучающихся можно выделить следующие:

– помощь в раскрытии и оценке личного и профессионального потенциала наставляемого;

– повышение осознанности в вопросах выбора профессии, самоопределения, личностного развития, формирования ценностныхи жизненных ориентиров;

– развитие лидерских, организационных, коммуникативных навыков и метакомпетенций;

– помощь в приобретении опыта и знакомство с повседневнымизадачами внутри профессии.

Результатом правильной организации работы наставников будетповышение уровня мотивированности и осознанности обучающихсяв вопросах образования, саморазвития, самореализации и профессионального ориентирования, а также создание устойчивого сообществапредпринимателей и образовательных организаций, занимающихсявсесторонней поддержкой талантливой молодежи и образовательныхинициатив, рост числа образовательных и стартап-проектов, улучшение экономического и кадрового потенциала региона.

Среди результатов такого взаимодействия можно выделить:

– повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фонав средней и старшей школе;

– численный рост кружков по интересам, а также внеурочных мероприятий по профессиональной подготовке;

– увеличение процента обучающихся, успешно прошедших профориентационную программу;

– численный рост успешно реализованных и представленных результатов проектной деятельности в старших классах (совместнос представителем предприятия);

– увеличение числа обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников;

– численный рост планирующих трудоустройство на региональныхпредприятиях выпускников средней школы.

Наставник в этом случае – неравнодушный профессионал с большим(от 5 лет) опытом работы, активной жизненной позицией, высокой квалификацией, обладающий развитыми коммуникативными навыками,гибкостью в общении, умением отнестись к обучающемуся как к равному в диалоге и потенциально будущему коллеге. Возможно, выпускник того же образовательного учреждения.

Наставляемый может быть:

1. Активным. Социально активный обучающийся с особыми образовательными потребностями, мотивированный к расширению круга общения, самосовершенствованию, получению новых навыков.

2. Пассивным. Плохо мотивированный, дезориентированный обучающийся старших классов, не имеющий желания самостоятельно выбирать образовательную траекторию, мало информированныйо карьерных и образовательных перспективах, равнодушный к процессам внутри школы и ее сообществу.

В любом из этих случаев взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме урочной, внеурочной и проектной деятельности.Возможна интеграция в классные часы, курс предметов, связанныхс организации наставника, проведение совместных конкурсов и проектных работ, способствующих развитию чувства сопричастности, интеграции в школьное и предпринимательское сообщества.

В школах: проектная деятельность, классные часы, внеурочная работа, профориентационные тесты, педагогические игры на развитиенавыков и компетенций, встречи с представителями предприятий,экскурсии на предприятия, демо-дни, конкурсы проектных ученических работ, дискуссии, бизнес-проектирование, ярмарки.

В профессиональных образовательных организациях: проектнаядеятельность, бизнес-проектирование, ярмарки вакансий, конкурсыпроектных ученических работ, дискуссии, экскурсии на предприятия,краткосрочные и долгосрочные стажировки.

В организациях дополнительного образования: проектная деятельность, выездные мероприятия, экскурсии на предприятия, конкурсы,гранты от предприятий.

Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными/социальнымипотребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения (включая адаптацию детей с ОВЗ).

Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в реализации лидерского потенциала, развитие гибкихнавыков и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новымусловиям среды, создание комфортных условий коммуникаций внутри образовательной организации, формирование устойчивого школьного сообщества и сообщества выпускников.

Ожидаемым результатом правильной работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что окажет положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации, лояльность обучающихся и будущих выпускников к школе.Подростки-наставляемые получат необходимый в этом возрасте стимулк культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию,самореализации, а также развитию необходимых компетенций.

Среди оцениваемых результатов:

– повышение успеваемости и улучшение психоэмоциональногофона внутри класса и образовательной организации;

– численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;

– количественный и качественный рост успешно реализованныхобразовательных и культурных проектов;

– снижение числа подростков, состоящих на учете в полициии психоневрологических диспансерах;

– снижение числа жалоб от родителей и учителей, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри класса и школы.

Учитывая опыт образовательных организаций, основными вариантами наставничества могут быть:

– взаимодействие «успевающий – неуспевающий», классическийвариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов;

– взаимодействие «лидер – пассивный», психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных,творческих, лидерских навыков;

– взаимодействие «равный – равному», в течение которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый – креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.

Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режимевнеурочной деятельности. Возможна интеграция в классные часы, организация совместных конкурсов и проектных работ, совместные походы на спортивные/культурные мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество (особенноважно для задач адаптации).

В школах: проектная деятельность, классные часы, внеурочная работа, подготовка к мероприятиям школьного сообщества, волонтерство.

В профессиональных образовательных организациях: проектнаядеятельность, совместное посещение/организация мероприятий, совместное участие в конкурсах.

В организациях дополнительного образования: проектная деятельность, создание клуба по интересам с лидером-наставником, волонтерство.

Форма наставничества «учитель – учитель». Предполагает взаимодействие молодого педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет) илинового специалиста (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом-педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.

Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста,повышение его профессионального тенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательнойорганизации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемыми можно выделить следующие:

– способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;

– развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса;

– ориентировать начинающего учителя на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности;

– прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации;ускорить процесс профессионального становления учителя;

– сформировать школьное сообщество (как часть учительского).

Результатом правильной организации работы наставников будетвысокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного,творческого и педагогического потенциала. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в школе. Учителя-наставляемые получат необходимыедля данного периода профессиональной реализации компетенции,профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурсдля комфортного становления и развития внутри организации.

Среди оцениваемых результатов будет следующее:

– повышение уровня удовлетворенности собственной работойи улучшение психоэмоционального состояния;

– рост числа специалистов, желающих продолжать свою работув качестве учителя в данном коллективе / образовательной организации;

– качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных классах;

– сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительскимсообществами;

– рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста.

Возможны несколько вариантов данной программы. Вариации ролевых моделей внутри формы «учитель – учитель» могут различатьсяв зависимости от потребностей самого наставляемого, особенностейобразовательной организации и ресурсов наставника. Учитывая опытобразовательных организаций, основными вариантами могут быть:

– взаимодействие «опытный учитель – молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных,коммуникационных) и закрепления на месте работы;

– взаимодействие «лидер педагогического сообщества – педагог,испытывающий проблемы», конкретная психоэмоциональная поддержка («не могу найти общий язык с учениками», «испытываюстресс во время уроков»), сочетаемая с профессиональной помощьюпо приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив;

– взаимодействие «педагог-новатор – консервативный педагог»,в рамках которого, возможно, более молодой учитель помогает опытному представителю «старой школы» овладеть современными программами и цифровыми навыками и технологиями;

– взаимодействие «опытный предметник – неопытный предметник», в рамках которого опытный педагог оказывает методическуюподдержку по конкретному предмету (поиск пособий, составлениерабочих программ и тематических планов и т.д.).

Форма наставничества «учитель – учитель» может быть использована как часть реализации на местах (в школах, профессиональныхобразовательных организациях и организациях дополнительного образования) профессиональной подготовки или переподготовки, какэлемент повышения квалификации. Отдельной возможностью реализации с последующим фактическим закреплением является созданиешироких педагогических проектов для реализации в образовательнойорганизации: конкурсов, курсов, творческих мастерских, школы молодого учителя, серии семинаров, разработки методического пособия.

Каждая из представленных форм решает конкретный круг задачвсех факторов наставнического взаимодействия: на индивидуальномуровне (наставляемый и наставник), на уровне организации (образовательная организация или предприятие) и на уровне региона.

Планируемые результаты реализации наставнических программзакрывают почти все ключевые проблемные зоны современной системы – от образовательных задач до вопросов благосостояния и экономического развития региона. Система взаимодействия наставнических форм позволит создать в России широкое профессиональнопедагогическое движение, включающее в единое сообщество представителей разных социальных групп, институтов и поколений, чьиусилия будут направлены на развитие образовательной и экономической систем России в целом и будущего поколения – детей и молодежи – в частности.

Реализация программы наставничества в образовательных организациях включает следующие этапы:

1. Подготовка условий для запуска программы наставничества. Этот этап имеет стратегическое значение и задает вектор всей программе наставничества. Успех программы будет зависеть от того, насколько точно определены цели и задачи программы наставничества, подобрана ответственная за ее реализацию команда, определены потенциальные внешние аудитории для поиска наставников.

2. Формирование базы наставляемых. Значимая часть работы на этом этапе посвящена мониторингу, который заключается в сборе и систематизации запросов о потенциальных наставляемых. Эти данные станут основой для мониторинга влияния программы на наставляемых, измерения динамики изменений.

3. Формирование базы наставников. Главная задача этапа – поиск потенциальных наставников для формирования базы.

4. Отбор и обучение наставников. Основные задачи данного этапа: выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников, подходящих для конкретной программы, и их подготовка к работе с наставляемыми.

5. Утверждение положения о программе наставничества в образовательной организации. Основные задачи данного этапа: определение формы программы наставничества, зон ответственности, прав и обязанностей участников, а также функций субъектов программы наставничества.

6. Утверждение дорожной карты внедрения целевой модели наставничества, которая включает в себя:

– сроки реализации этапов программы наставничества; – информирование педагогического и родительского сообществ о проводимых мероприятиях по реализации программ наставничества;

– мероприятия по привлечению наставников к реализации программ наставничества.

7. Формирование наставнических пар/групп. Основная задача этапа – сформировать пары/группы подходящих друг другу наставников и наставляемых. Основные критерии: профиль наставника должен соответствовать запросам наставляемого, а у наставнической пары/группы должен сложиться взаимный интерес и симпатия, так как наставничество – это в первую очередь основанные на доверии, уважительные и эмоционально окрашенные отношения.

8. Организация работы наставнических пар/групп. Главная задача данного этапа – закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре/группе так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон.

9. Завершение наставничества. Основные задачи этапа: подведение итогов работы каждой пары/группы и всей программы в целом в формате личной и групповой рефлексии, а также проведение открытого публичного мероприятия для популяризации практик наставничества и награждения лучших наставников.

Плюсы метода наставничества. Конечно, внедрение данного способа профориентации детей и молодежи – дело затратное, ведь данный проект нельзя завершить. Система наставничества – это образ жизни. Требуется регулярная поддержка данного процесса. Если не контролировать внедрение системы наставничества, то процесс умирает. Если хорошо выстроить эту систему, все важные знания и навыки сформируются уже в школе (опытные наставники передадут их новому поколению). Кроме того, подобное взаимодействие в коллективе укрепляет командный дух, который проявляется в разделении понимания важности и ценности для людей выбранной профессии.

Результатом правильной организации работы наставников будет повышение уровня мотивированности и осознанности обучающихся среднего и старшего подросткового возраста в вопросах образования, саморазвития, самореализации и профессионального ориентирования; снижение доли ценностно дезориентированной молодежи; активное развитие гибких навыков, необходимых для гармоничной личности; улучшение образовательных, культурных, спортивных и иных результатов и укрепление школьного сообщества.

Среди оцениваемых результатов можно выделить:

– повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри образовательной организации;

– количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и культурных проектов обучающихся;

– снижение числа социально и профессионально дезориентированных обучающихся, состоящих на учете в полиции и психоневрологических диспансерах;

– увеличение числа обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников;

– увеличение числа обучающихся, поступающих на охваченные программой наставничества направления подготовки.

Построение профориентационной работы на идеях наставничества предполагает не просто выделение, учет и развитие конкретных качеств, которые возможно пригодятся в какой-то деятельности, но перенесение акцента на саму готовность человека решать определенные задачи, опираясь на разнообразные свои качества и рекомендации наставников. Такой подход предполагает, с одной стороны, повышение уровня прагматичности профориентационной работы (ориентацию на конкретные виды труда), а с другой стороны, открывает перспективы для преодоления старой схемы соответствия «требований профессии» (профессионально важные качества) и «имеющихся качеств человека», что и являлось основанием для оценки его профпригодности. Новый подход позволяет в перспективе учитывать саму готовность человека решать определенные задачи, опираясь на механизмы компенсации одних качеств другими, на формирование индивидуального стиля деятельности, приобретаемый опыт. Именно собственный, а не чужой опыт – элемент развития каждого человека.

Образование в целом – это пространство социальной жизни, где наставниками создаются условия для активного получения и критического анализа опыта. Особенно это важно для старшей школы, где становление и реконструкция опыта подростка идет особенно интенсивно и часто болезненно без деятельности наставника.

Примечательно, что, по мнению ряда исследователей, профориентация ХХI века отличается от профориентации века ХХ тем, что для части людей реальностью станет не просто смена профессий в течение жизни, а комбинирование своей, индивидуальной профессии из мозаики компетенций (того, чего в той или иной ситуации требует от него работодатель или заказчик товаров и услуг). Одно из предположений об изменении роли профессиональной ориентации в ближайшие годы заключается в том, что для значительной части людей не так важно будет найти свою нишу на рынке труда, сколько уметь сконструировать свой собственный профессиональный маршрут, чему в значительной мере способствует работа с наставниками.

Ориентация на постоянное повышение квалификации (в условиях непрерывного образования) и непрекращающиеся карьерные выборы делает наставничество постоянным и сопровождающим всю жизнь человека. В этом смысле, с учетом важности карьерных вопросов для всей жизни и его личностного развития (профессия часто рассматривается как главное дело жизни), профориентационное наставничество должно стать органическим элементом (а может, и первоосновой) образования. Школьная профориентация является здесь важнейшей основой, которая во многом определя



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: