ТЕМА УРОКА: Джек Лондон «Сказание о Кише».
Цели урока:
Ø ознакомить учащихся с непревзойденным мастером «северных рассказов», представителем американской литературы Дж. Лондоном;
Ø через произведение познакомить с традициями эскимосов – северного народа.
Ход урока.
1.Оргмомент.
Сообщение темы и цели урока.
3. Вступительное слово о жизни и творчестве писателя (или работа над статьей в учебнике).
Сложилось так, что окончить школу Джеку Лондону не пришлось. Нужно было много работать. Неродной отец (отчим) был добрым человеком, но содержать семью в сытости не мог. В 16 лет Джек впервые ушел в плавание. Он узнал суровые стороны жизни и позже всегда боролся за права людей против нищеты и несправедливости. Громадным удовольствием в тяжелые годы для Джека было посещение библиотеки.
Причудливо, до жестокости парадоксально складывалась его литературная судьба. Колесо фортуны для Дж. Лондона повернулось слишком поздно: признание мастерства пришло к человеку, охваченному апатией, испытывающему отвращение к бумаге и пишущей машинке.
И. Стоун писал о Лондоне: «Джек был от природы добр, безрассудно щедр – воистину друг из друзей, король славных малых… Что это был за превосходный образец человеческой породы! У него было чистое, полное радости, нежное, незлобливое сердце… Он выглядел старше своих лет, тело гибкое и сильное, открытая у ворота шея, копна спутанных волос – они падали ему на лоб, и он, занятый оживленной беседой, нетерпеливо отбрасывал их назад. …Не комнатный житель, а человек вольных просторов – словом, настоящий человек, мужчина. Он был одержим жаждой правды». Джек Лондон прожил жизнь бойцом, «моряком в седле», как он однажды выразился, стал большим писателем, хотя жизнь с детских лет нагромождала ему одно препятствие за другим. Он ушел из жизни сорокалетним. Пятьдесят книг – итог его литературной деятельности.
4. Викторина (по содержанию )
- Сколько лет было Кишу? - 13
- Как умер отец Киша? - в схватке с полярным медведем
- Как называется жилище индейцев? - иглу
- Какое условие поставил на совете Киш? – никогда больше не говорить на совете, пока его не попросят
- На что надеялись мужчины-охотники, отправляя Киша одного на охоту? - что он вернется тихий и покорный.
- Что делали женщины в знак скорби? – мазали лицо сажей
- Какую добычу принес Киш? – медведицу и двух медвежат
- В чем начали обвинять Киша соплеменники? – в колдовстве.
- Что использовал Киш в качестве приманки? - тюлений жир, в середине которого был китовый ус.
5 Беседа по вопросам
- Какие приметы сказания вы заметили в тексте? (Сказание обычно начинается зачином: «Давным-давно…», встречаются ссылки на давность события, необыкновенная история о мальчике, сюжет напоминает миф о Геракле – одним словом, автор передает дух индейских сказаний, атмосферу северного племени в образах героев, в специфической лексике, в деталях, в этнографических подробностях)
- В рассказе говорится, что солнце поднимается над землей, «чтобы люди могли согреться и поглядеть друг другу в лицо». Как вы понимаете эти слова? (В этих словах надежда на лучшее, оптимизм, мысль о постоянном возрождении жизни, о доверии людей друг к другу, о тепле, которое люди получают от нового солнца, согревающего их сердца, и передают другим людям. Интересно, что измерение времени тоже ведется по солнцу «Киш видел уже 13 солнц»)
- Какие качества особенно ценит в Кише рассказчик? (Писатель ссылается на сказание, которое говорит о Кише как о смышленом, здоровом и сильном мальчике. Эти качества прежде всего необходимы в суровых северных условиях любому человеку. Отец Киша был отважным охотником и справедливым человеком, и эти качества передались Кишу. Гордость, независимость, достоинство, мудрость, не бросает слов на ветер, не мстителен, изобретателен, не хвастлив, а самое главное качество – справедливость.)
- Чем Киш отличается от Уг-Глука? (Старый Уг-Глук описан неприятным человеком. Он завистлив, злобен. Такие слова, или авторские ремарки, говорят о нем: «прошамкал, зловеще сказал, пристыженный». Кроме обвинений в колдовстве, кроме злобных слов он ничем себя не проявляет, он не человек дела).
- Почему мужчины племени сначала выгнали Киша с совета? (Они сочли его поступок дерзким, ведь их обвинили в несправедливости.)
- Как вели себя люди, когда Киш пропал на охоте? Так ли уж плохи эти люди?
- Д.Лондон выработал особую манеру писать так, чтобы автора не было видно, а герои рассказывали о себе сами своими делами, поступками, речью. Найдите примеры этого в рассказе. (Он не говорит, что слышал эту легенду, рассказывает то с точки зрения Киша, то – с людей племени)
- Как вы считаете, есть ли что-то, что связывает это сказание со сказкой «Снежная королева»? (Герда и Киш берут на себя ответственность, действие происходит в суровых условиях).
- А есть ли общее между героями «Васюткино озеро» и этим сказанием? (Васютка так же, как и Киш, не теряется в сложной ситуации, проявляет сообразительность, мужество и побеждает, становится мудрее, сильнее, взрослее.)
III. Заключительное слово о творчестве писателя.
Писательский стиль Джека Лондона самобытен. Он смог выработать подвластную только ему манеру писать так, будто герои сами рассказывают о себе, минуя автора. В северных рассказах писатель отвергал отсутствие воли, бессердечность. Его герои – стойкие люди, они смело вступали в поединки с природой, были лишены многого и делились малым, не испытывали чувства зависти друг к другу.
Читая произведения Джека Лондона, учишься уважать старших, любить природу. «Сказание о Кише» учит противостоять несправедливости и доказывать свою правоту.
IV. Домашнее задание: размышляем о прочитанном, вопросы на с.280 (устно)