Виды деятельности нейропсихологического исследования




(может и не надо? Ну так, для общего развития)

3 года 4 года 5 лет
· Беседа с целью определения сформированности общей ориентации и фразовой речи. · Проба на праксис позы пальцев (единичные – 1-2 ошибки с самокоррекцией возникали только в левой руке). · Простая проба на динамический праксис («кулак – ребро», «ладонь – кулак») при условии сопряженного предварительного выполнения каждой серии. · Рисунок простых фигур: круг и квадрат (копирование). Рисование по слову-наименованию в этом возрасте невозможно, так как ещё не сформированы эти понятия. · Называние реальных изображений. · Показ реальных изображений по слову-наименованию.Отметим, что в зрительном гнозисе к трем годам сформировано только узнавание реальных предметов. · Запоминание одной серии из трех реальных изображений и выбор их среди дистракторов. · Запоминание серии из пяти слов. Объем слухоречевой памяти в три года составил также три элемента из пяти предъявленных слов без удержания их порядка. · Счет до пяти с внешней опорой (палочки, пальчики и т.п.). · Исключение понятий (две первые картинки пробы «четвертый лишний» при внешнем речевом подкреплении, т.е. детям доступна операция исключения понятия («четверый лишний») только при внешнем оречевлении картинок, одинаковым наименованием, но недоступно формирование понятия, составленного из разных наименований.   · Беседу с ответами на простые вопросы: «Сколько тебе лет? Где ты живёшь? Какое сейчас время года? В какую группу детского сада ты ходишь?» · Установление латерализации функций. · Исследование умственной работоспособности и внимания (корректурная проба). · Пробу на реципрокную координацию при сопряженном ее выполнении. · Простой вариант пробы на динамический праксис (две серии по два движения). · Пробу на праксис позы пальцев. · Простые пробы на оральный праксис. · Рисунок трех простых фигур: круг, квадрат, треугольник (копирование). · Узнавание реальных, перечеркнутых и наложенных изображений. · Узнавание (соединение линиями) пространственно ориентированных простых фигур (модифицированный тест Бентона). · Воспроизведение упроченных речевых рядов (счет до 10 в прямом порядке). · Оценка простых ритмических структур, предъявляемых в медленном темпе. · Называние реальных изображений. · Показ реальных изображений по слову-наименованию. · Понимание простых логико-грамматических отношений. · Запоминание одной серии из трех реальных изображений и выбор их из дистракторов. · Запоминание серии из семи слов. · Запоминание серии из двух движений и перенос программы на другую руку · Составление рассказа по картинке и серии предварительно разложенных картинок. · Пересказ текста по вопросам. · Простые пробы на исключение понятий («четвертый лишний») · Беседу с ответами на вопросы: «Фамилия, имя, имена родителей? Сколько тебе лет? Где ты живешь? Какое сейчас время года? В какую группу детского сада ты ходишь?» · Пробы на латерализацию функций · Исследование умственной работоспособности и внимания (корректурная проба) · Проба на реципрокную координацию. · Пробы на динамический праксис (2 серии по 3 движения и графическая проба) · Пробы на праксис в позы пальцев · Копирование 4 простых фигур: круг, квадрат, ромб, треугольник и трех фигур из теста Денманна. · Узнавание перечеркнутых и наложенных реальных изображений. · Узнавание (соединение линиями) пространственно ориентированных простых фигур (модифицированный тест Бетона). · Оценка и воспроизведение по инструкции простых ритмических структур · Идентификация эмоционального состояния (выбор картинки с аналогичной эмоцией). · Воспроизведение речевых рядов (порядковый счет до 10) в прямом и обратном порядке. · Называние реальных изображений, в тои числе низкочастотных слов. · Показ пар реальных изображений по слову-наименованию · Понимание логико-грамматических отношений. · Запоминание двух серий из 3 реальных изображений и выбор их из дистракторов. · Запоминание серии из 7 слов. · Оставление рассказа по картинке из серии сюжетных картинок. · Пересказ текста с опорой на вопросы. · Проба на исключение понятий («четвертый лишний») · Проба на понимание аналогий.

Естественно, что с этими пробами справляются и дети младшего школьного возраста. С 7 лет набор тестов включается проба Хэда, хотя выполнение двуручных проб становится доступным после 8 лет. С 8 лет корректурная проба заменяется выполнением пробы Шульте, и становится также возможными выполнение тестов на письмо и чтение, так ка к этому возрасту формируются буквенный и цифровой гнозис.

Таким образом, нейропсихологическое обследование детей должно следовать принципу возрастной дифференциации.

Количественная оценка результатов (нашла в интернете куда понятнее чем в учебнике!)

Обследование начинается с беседы с ребенком, задача которой установить контакт с ним, а также получить данные по общей характеристике его психического функционирования.

Во время беседы с ребенком оценивается состояние 3 областей психического функционирования: ориентировка в месте, времени, в некоторых своих личных данных; критичность; адекватность поведения и эмоциональных реакций в ситуации обследования.

Выявляемые симптомы:

1.Незнание времени года (у детей старше 5 лет).

2.Незнание места нахождения.

3.Трудности воспроизведения своих личных данных (имя, возраст, имя мамы, адрес проживания).

4.Отвлекаемость, полевое поведение в ситуации обследования.

5.Отказ от задания и общения с обследующим.

6.Несформированность чувства дистанции (трогает волосы или одежду обследующего, некорректно называет его).

7.Расторможенность, общее возбуждение, невозможность усидеть за столом даже 10 минут.

8.Неадекватные эмоциональные реакции: плач, смех без видимых поводов.

9.Симптомы агрессии или самоагрессии.

10.Напряженность, растерянность, тревожность.

11.Нечувствительность к оценкам взрослого, незаинтересованность в результатах обследования.

12.Низкая умственная работоспособность и концентрация внимания

13.Несформированность избирательности в корректурной пробе:

14.Отвлечения от выполнения задания

Критерии балловых оценок:

Ориентировка

0 - Ребенок правильно называет место своего пребывания в данный момент. Отвечает на вопросы: ходит ли он в детский сад, в какую группу (с 4 лет). Правильно называет текущее время года (с 5 лет).

0,5 - Ребенок отвечает на вопросы неуверенно, ошибается, но сам исправляет свои ошибки без наводящих вопросов.

1 - Ребенок правильно отвечает, но только после наводящих вопросов обследующего или не может ответить только на 1 вопрос.

2 - Ребенок может правильно ответить не более чем на половину заданных вопросов.

3 - Ребенок не может правильно ответить ни на один вопрос

Адекватность

0 - Ребенок полностью контролирует свое поведение, и оно соответствует ситуации обследования.

0,5 - Выявляется один из вышеуказанных симптомов 1.4-1.10, слабовыраженных и поддающихся самостоятельной коррекции ребенком без участия исследователя.

1 - Выявленный единичный симптом носит устойчивый, самостоятельно не корригируемый характер.

2 - Несколько многократно возникающих симптомов, которые ребенок может скорригировать после того, как исследователь укажет на них.

3 - Стабильные некорригируемые трудности.

Критичность

0 - Ребенок проявляет отчетливую заинтересованность в результатах обследования и в оценках взрослого, адекватно относится к сделанным ошибкам, переживает их, старается исправить самостоятельно.

1 - Ребенок старается исправить все допущенные ошибки только после указания на них обследующим.

2 - Ребенок пытается исправить некоторые допущенные ошибки после указания на них обследующим, но прилагает недостаточно усилий к этому.

3 - Ребенок полностью безразличен к результатам обследования и выявленным ошибкам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: