муниципального служащего




Компоненты культуры речи Содержание компонента
Нормы произношения, словоупотребления и грамматики Грамматика – основа культурной речи. Предполагается, что чиновник: - знает смысл используемого слова, его толкование и стилистическую окраску; - владеет синонимическим рядом и может легко заменить трудное или малознакомое аудитории слово более понятным, понимает и может использовать игру слов; - знаком с формообразованием данного слова, легко и правильно изменяет его по падежам, родам, лица, числам и т.п.;- владеет правильным произношением: ставит ударение в нужном месте, правильно произносит окончания, суффиксы;- строит предложение с учетом его структуры, верно подбирает словосочетания;- использует словообразование для «создания» подходящих по смыслу или забытых при разговоре слов.
Содержательность речи напрямую зависит от ее информационной насыщенности, т.е. количества фраз, передающих смысл послания, по отношению к словам-связкам и тем, насколько информация, заложенная в речи, совпадает с целью (замыслом) говорящего. Если речь перегружена несущественной для дела информацией, она также не может считаться содержательной.
Логичность речи Умение структурированно передавать мысль говорящего (пишущего).
Точность речи состоит в выборе слов и выражений, наиболее подходящих для передачи мысли собеседнику. Точно выбранное слово не порождает двусмысленности, что особенно важно для чиновника: его слова, как правило, становятся указанием к действию. Точность речи во многом обусловлена правильностью грамматических конструкций, построения словосочетаний и выражений.
Ясность речи Определяется обратной связью, т.е. реакцией слушателя или читателя на речь (текст). Речь ясна тогда, когда собеседник адекватно понимает цель послания, его содержание, и реагирует соответственным образом. Кроме неточности ясность речи нарушают некоторые факторы, связанные с риторическими умениями говорящего[1]: интонация (ровный, монотонный голос или обилие различных интонаций); темп речи (быстрая и торопливая речь); бормотание; жаргон (использование специфичных слов); акцент; пунктуация в речи.
Чистота речи достигается, если в ней нет лишних слов-паразитов (как бы, короче, ну); предложений, не относящихся к теме; излишнего количества жаргонных слов и выражений, в том числе иностранных. Чистая речь освобождена от излишеств и деталей и потому ясна собеседнику.
Уместность речи способность говорящего (пишущего) выбирать выражения и слова соответственно ситуации. Многие специфические случаи требуют набора определенных фраз-клише и структуры речи, соответствующей моменту: приветственная речь, траурная речь, свадебная речь, торжественная речь, тост, речь в дружеском кругу и т.п. Владение этими навыками считается обязательным условием культурности государственных и муниципальных служащих.
Выразительность и красноречие Требуют от говорящего владения не только правильным языком, но и специальными средствами окрашивания речи и привлечения внимания аудитории.

Важно всегда соблюдать правила ведения разговора: – то, что сообщается, должно быть истинным:

· все необходимое партнеру для понимания должно быть соответствующим образом ему представлено;

· говорящий предполагает, что собеседник верит ему;

· вопрос задается с надеждой на ответ;

· просьба предполагает воплощение в действие.

Правила речевого этикета играют большую роль в различных служебных ситуациях, в которых принимают участие государственные и муниципальные служащие. В процессе речевого общения государственных и муниципальных служащих важная роль отводится жестам, которые делают речь более информативной, разнообразной и эмоциональной. Под жестом понимается некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определенное значение или смысл, т.е. являющееся знаком или символом. Выделяются жесты-иллюстраторы, жесты-регуляторы, жесты-эмблемы, жесты-адаптеры, жесты-аффекторы. Жесты-иллюстраторы – это жесты-сообщения: указатели ("указывающий перст") и пиктографы, т.е. образные картины изображения ("вот такого размера и конфигураций"); кинетографы, представляющие собой различные движения телом; жесты-"биты" (жесты-"отмашки"); идеографы, т.е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе. Жесты-регуляторы – это жесты, которые выражают отношение говорящего к чему-либо (улыбка, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками). Жесты-эмблемы – это своеобразные заменители слов или фраз в общении (например, сжатые руки по манере рукопожатия на уровне груди означают во многих случаях "здравствуйте", а поднятые над головой – "до свидания"). Жесты-адаптеры сопровождают и отражают специфические привычки человека, связанные с движением рук (почесывание, подергивание отдельных частей тела или касания, похлопывания партнера, поглаживание, перебирание предметов, находящихся под рукой, и т.д.). Жесты-аффекторы – это жесты, которые выражают через движения тела и мышц лица определенные эмоции (собранные морщины на лбу – раздумья, опущенные вниз уголки губ – разочарование, уныние и т.д.). Следует помнить, что существуют еще и микрожесты. Среди них выделяют движения глаз, покраснения щек и кончиков ушей, увеличение или уменьшение количества миганий в минуту, подергивание губ, учащенное дыхание и т.д. Практика показывает, что жесты достаточно точно отражают эмоции человека, потому что связаны с его инстинктами.

2.1 Культура речи на современном этапе

Сегодня, в начале XXI в., остро встает вопрос о культуре речи. И это не случайно. Русский язык за последние два десятилетия перетерпел множество не самых лучших изменений. Тревогу забили ученые и деятели культуры. Еще в начале 90-х годов, понимая, что идет безобразное загрязнение русского языка, литераторы Санкт-Петербургской организации Союза писателей России подняли вопрос о принятии на государственном уровне Закона о защите русского языка. И только в начале 98-го года был принят этот Закон, где говорится об обязательном введении курса русского языка, культуры речи во все вузы страны и о принятии особых мер в повышении уровня грамотности российского населения. Сегодняшний период жизни нашего общества можно охарактеризовать как время эффективности, активного поиска, время "предъявления себя", время проверки личностных качеств человека, а значит, его умения говорить – свободно и грамотно общаться на родном языке.

В настоящее время известна поговорка "Слово – визитная карточка человека". Ведь по речи человека, по тому, как он говорит, можно сказать о многом: об уровне его образования, интеллигентности, о социальной успешности, об эмоциональном состоянии и т.д.

Каждому человеку, особенно молодому, только начинающему свой профессиональный путь, хочется быть успешным, состоятельным духовно и материально, решать многие жизненные задачи и реализовывать поставленные цели. Однако мало кто задумывается над тем, что все это напрямую связано с культурой его речи. Остановимся на проблемах в устной речи и основных типах нарушения норм говорения. Основные негативные явления в нашей устной речи сегодня таковы.


 

Заключение.

К речи государственного служащего предъявляются следующие требования:

· Правильность и чистота речи, диктуемые нормами общенародного литературного языка.

· Точность речи.

· Богатство речи.

· Выразительность речи.

· Уместность речи, проявляющаяся в адекватном выборе стиля и типа речи по отношению к определенному участнику общения.

Культура речи государственного служащего заключается как в знании лексических, грамматических и орфографических норм современного русского языка и правил этикета, так и в умении выбрать и грамотно использовать специальные слова и словосочетания, характерные для того или иного жанра устного и письменного делового общения.

Государственному служащему необходимо серьезно работать над звуковой организацией речи, умело использовать невербальные средства коммуникации, усиливающие воздействие речи, в частности жестово-мимические возможности человека.

Развитие культуры речи государственных служащих будет содействовать превращению этого слоя населения России в элиту личностно ориентированного гражданского общества.

Можно предложить следующие пути формирования речевого этикета у государственных и муниципальных служащих:

· читать специальную литературу по вопросам речевой культуры, обращение к словарям русского языка;

· больше читать литературу различных жанров, пытаться анализировать прочитанное, накапливать интересную информацию и новые знания;

· систематически обращаться к различным справочникам, энциклопедиям;

· внимательно прослушивать хороших ораторов, выдающихся актеров, анализировать их выступления с точки зрения языковой культуры;

· осуществлять постоянный самоконтроль, бороться с погрешностями языка в повседневной речи;

· приобретать навыки публичных выступлений, практиковать участие в беседах, дискуссиях, обсуждениях;

· регулярно вести записи, помогающие пополнению знаний о правилах и нормах русского языка;

· ни на минуту не сомневаться в том, что можно стать хорошим специалистом, обладающим высокой культурой речи.

Таким образом, уровень владения государственным и муниципальным служащим речевым этикетом определяет степень его профессиональной пригодности. Кроме того, знание основных правил речевого этикета способствует росту авторитета, порождает доверие и уважение к человеку, облеченному государственной властью.


 

Список используемых источников:

1. Козельская Н.А., Рудакова А.В. Культура речи и деловое общение: учебно-методическое пособие для вузов / Н.А. Козельская, А.В. Рудакова.–Воронеж, 2011. – 78 с.

2. Стернина И.А. Речевая культура государственного служащего. Справочное пособие – Воронеж, 2012. – 130 с.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.– 544 с.

4. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. -- М.: Русский язык, 2001. - 568 с.

5. Антипов Г.А., Крохина Н.Б., Парфенова И.Ю. Этика государственной и муниципальной службы: Учеб. пособие Г.А. Антипов, Н.Б. Крохина, И.Ю. Парфенова.—Новосибирск: изд-во СибАГС, 2012. – 199 с.

6. Зарайченко В.Е. Этикет государственного служащего: Учебное пособие для студентов вузов и колледжей. –М.: МарТ, 2006. – 311 с.


[1] Джеймс Д. Эффективный самомаркетинг. Искусство создания положительного образа / пер. с англ.– М. Филинъ, 1998.–С. 88-92.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: