Урок 54. Александр Трифонович Твардовский




(1910—1971)

Имя Александра Трифоновича Твардовского связано с тем периодом в развитии русской литературы, который называют советским. Именно это определение как нельзя лучше характеризует и самого поэта, посвятившего свою жизнь идее построения социализма.

Александр Трифонович родился 8 (21) июня 1910 года в деревне Загорье Смоленской губернии в многодетной семье кузнеца. В 1930-е годы во время коллективизации семья Твардовских была раскулачена и сослана на Север.

Отец Александра Твардовского, Трифон Гордеевич, был грамотным, начитанным человеком, знавшим на память много стихов. Позже поэт вспоминал, что зимними вечерами в их семье часто читались книги А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, А.К.Толстого, С. И. Никитина.

Окончил Твардовский сельскую школу в Ляхове, что недалеко от Загорья. Писать стихи начал с детства. Первые его публикации — небольшие заметки о «неисправных мостах, о комсомольских субботниках, о злоупотреблениях местных властей и т.п.»; стихи, очерки — появились в смоленских газетах в 1924 году. В 1928 году Твардовский после ссоры с отцом переехал в Смоленск, где перебивался литературным заработком. В 1932 году он поступил в Смоленский педагогический институт и одновременно ездил в колхозы в качестве корреспондента. Первые художественно-литературные опыты Твардовского были неудачными, но сыграли свою роль в формировании поэтического таланта.

Начало творческого пути А. Твардовского отмечено активным интересом молодого поэта к современности. Деревенский паренек, работающий сельским корреспондентом, страстно желал одарить людей своим творчеством. Публицистичность и злободневность ранних стихов Твардовского были продиктованы его пониманием роли поэта и поэзии в жизни общества. Он как бы захлебывается от охватившей всех и вся новизны жизни. Восторженным пафосом пронизаны его первые поэтические опыты, посвященные родной Смоленщине и простым сельским труженикам: «Родное», «Смоленщина», «Ночной сторож», «Уборщица» и др.

В 1930-е годы Твардовским были написаны поэма «Страна Муравия» (1936), за что поэт был удостоен Государственной премии СССР (1941), циклы стихов «Сельская хроника» и «Про деда Данилу». Вершиной же первого этапа творческой судьбы А.Твардовского стали стихотворения о матери, в которых наиболее полно проявилось лирическое «я» поэта. В стихах о матери — «Ты робко его приподымешь...», «Не стареет твоя красота...», «И первый шум листвы еще неполной...» — память становится одним из ключевых мотивов. На смену юношескому порыву вырваться из тесного круга отцовского хутора приходит понимание: «малая родина» — вот чем силен дар поэта. Заметим, что именно А. Твардовский обогатил наш словарь этим понятием.

В 1936 году Твардовский поступил на филологический факультет Московского института истории, философии и литературы, который с отличием окончил в 1939 году. Тогда же его призвали в армию. Твардовский участвовал в финской кампании 1939 — 1940 годов в качестве корреспондента военной газеты. Событиям тех лет посвящены цикл стихов «В снегах Финляндии» (1939—1940) и прозаические записи «С Карельского перешейка» (опубликованы в 1969 году).

В качестве специального корреспондента фронтовой печати А. Т. Твардовский участвовал в Великой Отечественной войне, делая все, что было необходимо фронту: выступал в армейской и фронтовой печати с очерками, стихами, фельетонами, песнями и т. п.

С течением времени эволюционировал и лирический герой Твардовского, осознавший себя частицей исторического (большого) времени, которое вмещает в себя и память о прошлом — о детстве, о родном доме. День сегодняшний мыслился им как продолжение прошедшего и исток будущего.

В военные годы мотив памяти не просто развивается, а углубляется Твардовским. Историзм мышления в военные годы был характерен для многих поэтов. Например, Б.Пастернак в своей лирике военных лет осознал себя частью целого — своего народа.

Память — это нить, связующая человека с историей, с народом, с отчим домом, с жизнью, наконец. Одним из аспектов темы памяти в лирике Твардовского периода войны стало воспоминание о мирной, довоенной жизни, образ которой сменялся описанием военных событий — будто подчеркивая нелепость, противоестественность происходящего (стихотворения «Не дым домашний над поселком...», «Зима, под небом необжитым...»).

Ощущением времени пронизана и пейзажная лирика военных лет. Время осознается как философская категория, оно принадлежит вечности, в которой соединяются все жизни. «Ноябрь», «Отцов и прадедов примета...», «Перед войной, как будто в так беды...» — эти и многие другие стихотворения входят в «Фронтовую хронику» (1941 — 1945) А. Твардовского.

Главным трудом поэта этих лет стала поэма «Василий Теркин» (1941—1945). Поэт назвал ее «книгой про бойца». В 1946 году поэма была удостоена Государственной премии СССР.

В цикле «Стихов из записной книжки», которую составили, если можно так сказать, особенно «личные» произведения, соединились все аспекты темы памяти. Поэт «размыкает» границы пространства и времени, «делая» читателя участником событий, дает ему возможность пережить и прожить все сквозь призму души лирического героя (стихотворения «У Днепра», «За Вязьмой». «Две строчка»). По жанровой природе цикл «Стихов из записной книжки» близок лирическому дневнику в прозе, расцвет которого пришелся на послевоенные годы.

Война часто становилась основной темой и послевоенного творчества Твардовского: поэма «Дому дороги» (1946), стихи «Я убит подо Ржевом», «Жестокая память» и др.

В 1950-е годы Твардовский создал поэму «За далью — даль» (1950—1960) в форме лирического монолога современника, повествующего о сложном историческом пути родины и народа, о внутреннем мире человека XX века. В эти же годы поэт написал сатирико-публицистическую поэму-сказку «Теркин на том свете» (1954—1963), в которой с сатирическим пафосом изобразил «косность, бюрократизм, формализм».

Помимо произведений лироэпического жанра (поэмы и баллады) в 1940 —1960-е годы Твардовский писал лирические произведения: миниатюры, портреты, лирические поэмы, философские и публицистические стихотворения. В таких стихотворениях, как «В тот день, когда окончилась война», «Сыну погибшего воина» и других, вновь отозвалась «жестокая память» войны. Ряд лирических стихотворений, в которых выражены размышления поэта о природе, человеке, родине, истории, времени, жизни, смерти, поэтическом слове, составили книгу «Из лирики этих лет» (1967).

В послевоенной лирике А.Твардовского в органическом единстве сливаются прошлое, настоящее и будущее. Стихотворения поэта принимают форму размышлений, обращений, призывов. Все настойчивее звучит тема прошлого в настоящем. Физическая гибель павших на войне преодолевается памятью человеческой. «Жестокая память», «Я знаю: никакой моей вины...» — стихотворения о дне сегодняшнем, но этот день теперь навсегда сопряжен с прошлым.

В лирике А. Твардовского 1960-х годов со всей полнотой раскрылись особенности реалистического стиля, который сам поэт ценил за то, что он дает «во всей властной внушительности достоверные картины живой жизни».

В 1960-е годы появились следующие произведения: «Стихи из записной книжки» (1961), «Из лирики этих лет. 1959—1967» (1967; Государственная премия СССР, 1971), цикл «Из новых стихотворений» (1969), Кроме того, особый интерес представляют статьи и выступления Л.Твардовского, посвященные литературе, поэтам и поэзии: «Слово о Пушкине», «О Бунине», «Поэзия Михаила Исаковского», «О поэзии Маршака» и др. Все они вошли в книгу поэта «Статьи и заметки о литературе».

Все чаще поэт обращался к форме цикла. Одной из вершин в творчестве Твардовского стал цикл «Памяти матери», в котором конкретный образ род ной матери поэта обобщен до степени символа. В цикл стихов, посвященных матери, вошли произведения, различные по жанровой природе: от лирического рассказа до песни.

О чем бы ни писал А.Твардовский после войны: о строительстве новой жизни, об освоении Сибири, о космосе, — в его произведениях неизменно звучал мотив памяти. Такие жанровые образования, как рассказ в стихах, портрет, баллада, песня, постепенно синтезировались в жанр стихотворения-размышления, позволяющий адекватно воплотить в потоке лирического сознания поток самой жизни. Осознание жизни как процесса, в котором человек — невосполнимая клеточка человеческого сообщества, позволило поэту постичь взаимосвязь всех жизненно важных явлений. Это осознание нашло отражение в стихах на космическую тему: «Не просто случай славы тленной.. », «Космонавту», «Памяти Гагарина».

Переживание времени влечет за собой раздумья о жизни и смерти. Эпическим пафосом приятия непременной цикличности жизни пронизана пейзажная лирика позднего творчества А. Твардовского. Аллегорические образы природы наполняются философским осмыслением темы смены поколений как непреложного закона бытия («Как только снег начнут буравить...», «Как после мартовских метелей., «Признание»). Лирический герой Твардовского осознает одновременную ничтожность и ценность каждого человеческого поколения в контексте вечной непрерывно развивающейся жизни («Посаженные дедом деревца...»). В сопряжении прошлого, настоящего и будущего утверждается непрерывный поток жизни. Память поэта — это память, вбирающая жизнь всех поколений.

Долгие годы Твардовский занимал руководящие посты в литературных организациях страны. Он был членом правления Союза писателей (с 1950 года), а в 1950—1954 и 1959—1971 — секретарем правления Союза писателей. В 1950 году Твардовский был назначен главным редактором журнала «Новый мир», но через четыре года лишился этой должности. Снова возглавив «Новый мир»



Вопросы и задания:

1. Чем были продиктованы публицистичность и злободневность ранних стихов Твардовского?

2. За какое произведение поэт был удостоен Государственной премии СССР в 1941 году?

3. Назовите стихи Тардовского, посвященные матери

4. Какая поэма стала главным трудом Твардовского во время ВОВ?

5. В каком произведении Твардовский с сатирическим пафосом изобразил «косность, бюрократизм, формализм».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: