Модернизация отечественной системы образования. Инновации в образовании. Авторские школы.




Социально-психологическая природа педагогической цели

Цель имеет психологическую природу. Цель — это идеальное представление о результате деятельности, формирующееся в сознании субъекта в процессе его взаимодействия с окружающей действительностью. Цель объективна в том смысле, что она порождается обстоятельствами, окружающей реальностью. В то же время цель субъективна: она — продукт сознания, рождается в сознании человека и несет в себе все особенности сознания каждого конкретного человека. Часто при заявлении одной и той же цели подразумеваются ее разные варианты.

В обществе цели образования и воспитания представляют собой отражение существующих социально-политических и экономических отношений, уровня развития науки, техники и культуры, традиций, наследия.

Таким образом, цели образования и воспитания в значительной степени определяются идейными и ценностными установками, которые провозглашает то или иное сообщество, что рождает так называемые традиционные подходы к образованию и воспитанию, ориентированные на эффективность, максимальное использование новых поколений в интересах государства.

Значение цели в педагогической деятельности учителя

Педагогическая цель — это предвидение педагогом и обучающимся (воспитанником) результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся все остальные компоненты педагогического процесса.

Цель педагогического взаимодействия очень важна в педагогической деятельности. От нее зависят остальные элементы: содержание, методы, приемы и средства достижения воспитательного эффекта.

Определение целей воспитания имеет большое практическое значение. Педагогический процесс – это всегда целенаправленный процесс. Без ясного представления о цели нельзя достичь эффективности применяемой педагогической технологии. Все это предопределило сущность понятия целеполагания в воспитательной технологии, под которым подразумевается процесс выявления и постановки целей и задач педагогической (воспитательной) деятельности.

Виды педагогических целей

Существует много видов педагогических целей. Среди них можно обозначить нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели педагогов и учащихся.

Нормативные государственные цели представляют собой общие цели, которые определены в государственном стандарте образования. Одновременно имеются общественные цели, это цели разнообразных слоев общества, которые зависят от их потребностей, интересов и требований по профессиональной подготовке. Инициативные цели – это непосредственные цели, которые педагог-практик и ученики создают сами, учитывая при этом тип учебного заведения, профиля учебного предмета, уровень развития учащихся, готовность педагога. У любой цели существует то, что предполагается воспитать у учащегося, это называется предмет. Исходя из вышесказанного выделяются три группы целей.

Группа А – цели формирования сознания и поведения.

Группа В – цели развития отношений к обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям, родителям, искусству и т. д.

Группа С – цели воспитания творческой деятельности, воспитание способностей, задатков, интересов учащихся.

В управленческую функцию педагога входит задача постановки организационных целей. Эти цели могут заключаться в применении самоуправления в построении учебной деятельности учащихся, расширении функций учащихся, в оказании взаимопомощи в течение занятия.

Методические цели педагога – это перестройка технологии учебной и внеучебной деятельности обучающихся, например применение новых форм создания учебного процесса. Методические цели связаны с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности учащихся.

Содержание цели в современной школе

Общая цель общеобразовательной средней школы состоит в воспитании гражданина, обеспокоенного судьбой страны, ориентированного на прогресс общества и общечеловеческие ценности, непрерывное самообразование и саморазвитие.

Социально-педагогическая миссия школы состоит в удовлетворении образовательных потребностей учащихся; обучении и воспитании на основе базовых ценностей школы и всех субъектов образовательного процесса творческих, свободно осуществляющих свой жизненный выбор личностей, адаптивных к любым изменениям в окружающей среде (социальной, природной), адекватно оценивающих свои способности и возможности в социальной и профессиональной жизни, стремящихся к вершинам жизненного успеха, в том числе профессионального, с целью их социальной и личностной реализации. Миссия школы также и в том, чтобы показать, как можно формировать социально успешную личность (как среди учащихся, так и среди педагогов), на основе выявления каждым субъектом образовательного процесса своих уникальных смыслов жизнедеятельности и развития, а не следования готовым «престижным» социальным сценариям.

Модернизация отечественной системы образования. Инновации в образовании. Авторские школы.

1) Модернизация отечественной системы образования - это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. Основной задачей модернизации является создание эффективной образовательной системы, соответствующей актуальным и перспективным запросам страны, повышение качества, ориентированность на запросы общества и государства.

На заседании Правительства Российской федерации, Д.А. Медведев огласил задачи госпрограммы «Развитие образования» до 2020 года. Государственная программа закладывает базовые показатели, которые должны быть раскрыты к 2020 году.

Задачи, которые ставятся:

1. Обеспечение детей высоким качеством образования, обеспечение равной доступности образования. К 2020 году планируется полный переход на новые государственные стандарты.

В настоящее время создается общенациональная система поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.

2. Обеспечение конкурентоспособности отечественных университетов, перевод их в международную систему образования. Д.А. Медведев отмечает, что планируется пять крупнейших университетов вывести в сотню лучших, и эта цель может быть достигнута. Также должны присутствовать и качественные изменения образования. Учебные корпуса, общежития, лаборатории, кампусы по возможности, там, где их можно создавать, должны быть современными, комфортными, приспособленными для обучения всех студентов, в том числе и инвалидов. Планируется улучшения в качестве преподавания.

3. Ключевой приоритет для государства – повышение зарплаты педагогов, их мотивация к эффективному и творческому труду. Повышение стимулирования работы, повышение квалификации.

4. Совершенствования системы оценки качества образования. Эта система должна стать надёжной, объективной и прозрачной.

Отдельно следует отметить доступность получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.). Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе. В тоже время не все школы готовы к приему таких детей: отсутствуют лифты и пандусы, оборудованные туалеты, столовые, спортивные залы и территории школ, должны быть поручни в коридорах и другое школьное оборудование. Кроме оборудования необходимо создание новых адаптированных образовательных программ. Все это требует финансирования.

Государственные программы позволяют оснащать образовательные учреждения компьютерами, досками и проекторами. Оснащение компьютерным оборудованием на всех этапах обучения, от дошкольного, до профессионального, помогает в достижении самых разных поставленных задач.

Одним из условий успешной модернизации образования является развитие профессиональной педагогической культуры и компетентности. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться. Владение ИКТ технологиями поднимает педагога на новый уровень. С помощью ИКТ-технологий достаточно легко можно организовать деятельность, предусмотренную государственными стандартами. ИКТ позволяют использовать готовые электронные материалы и Интернет-ресурсы, проводить оценочные мероприятия, проводить мониторинги и многое другое.

2) Инновации в образовании – это целенаправленные нововведения, целью которых является получение стабильных и более эффективных результатов, повышение эффективности обучения.

Педагогические инновации – это:

а) целенаправленные изменения, вносящие в образовательную среду новшества, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом;

б) процесс освоения новшества (новые средства, методы, технологии, программы, и т.д.);

в) поиск новых методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и творческое переосмысление;

г) новые формы и методы оценки полученных знаний;

д) организация совместной деятельности ученика и учителя.

Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих педагогических функций остается за учителем.

Основной причиной возникновения вопроса о внедрении инноваций в образовании является кризис всей образовательной системы. И все нововведения, которые создаются и опробуются в учебных заведениях, призваны решить многочисленные проблемы и выйти на способы их решения. Сегодня можно выделить ряд противоречий современного образования, которые лишь обостряются со временем и пока не решены:

· Противоречие между стандартами обучения учащихся и их индивидуальными интересами и способностями;

· Противоречие между темпами развития науки и реальными возможностями учащихся в плане познания;

· Противоречия между стремлением к обучению по одной специальности и педагогической задачей многостороннего развития личности.

Проблемы инноваций в образовании начинаются на первом же этапе их разработки и внедрения. Ни один из авторов новейших педагогических подходов не может доказать, что его план будет эффективно работать на образовательном пространстве и также не может мотивировать других авторов присоединиться к его новой концепции. Как бы то ни было – любая инновация это большой риск. И никто не может быть полностью убежден, что риск этот оправдан. Тем не менее, попытки внедрить различные инновации и усовершенствовать технологии в образовании ведутся непрерывно.

Сама сущность инноваций в образовании заключается в поиске и удачном применении новых подходов к обучению подрастающего поколения. Любые нововведения должны соответствовать требованиям современного общества и информационных технологий. Внедрение инноваций в образовании также должны относиться к одной из четырех областей распространения: воспитание; обучение; управление; переподготовка кадров.

Таким образом, инновации в образовании должны внедряться во всех четырех перечисленных областях. И чтобы проверить их эффективность важно не бояться риска. В противном случае образование России рискует надолго застрять в устаревших моделях обучения и воспитания, что снизит интерес подрастающего поколения к российским учебным заведениям, а также приведет к нарушению развития, воспитания и степени обученности, современной молодежи.

3) Авторская школа – это экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических и организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом. Примеры авторских школ:

• Казарновский С. «Класс - центр»(школа 686 Москва).

• Библер, Курганов С.Ю. (авторы концепции Школа диалога культур школы созданы в Москве, Спб, Екатеринбурге и др.

• Е.А.Ямбург Адаптивная школа (109 школа Москвы)

• Гончаров И.Ф. (автор концепции «Русская школа)»- школы созданы в Москве, Спб и др.

• В.А.Караковский Гуманистическая воспитательная система(825 школа Москва)

• А.Н.Тубельский Школа самоопределения (Москва)

• Школа свободного развития (А.В.Хуторской).

• Школа М.П. Щетинина.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: