Дом, где жил Мейерхольд и встречались Хрущев и Кастро. История главной гостиницы Свердловска




Зорин СС

Гостиница «Центральная» в Екатеринбурге

Дом, где жил Мейерхольд и встречались Хрущев и Кастро. История главной гостиницы Свердловска

Здание отеля было построено в 1926 - 1928 годах, (это период НЭПа) по мнению специалистов, в стиле "рационального модерна", (а точнее русско-францусского дореволюционного ампира) (стиль, являвшийся предисловием к конструктивизму 1920-1930 гг.). Сталинский Ампир начинает развиваться с 1933 по 1953 гг.

Экстерьер стал переходным периодом от модерна к конструктивизму, а интерьер содержал черты дореволюционного русско-французкого ампира.

На фоне других позже построенных свердловских собратьев "Центральная" смотрелась королевой: бетонные колонны с рельефными листьями на капителях, подпирающие высокие потолки, кое-где обильно украшенное лепниной, а кое-где в холлах и ярко расписанные; богатые необычайного размера люстры, будто стеклянные фонтаны; огромные зеркала; широкие мраморные лестницы, изящные перила с ажурными балясинами, ковровые дорожки, массивные лифты в стиле модерна. Масса живописных полотен и обилие канделябров придавали отелю некую атмосферу пышности...

Тетя Мария в гостинице работала «телефониской» на телефонном коммутатере в данной гостинице. Она рассказывала, что данная гостиница была построена на средства Демидовых в период НЭПа в стиле Русско-Францусского ампира и управлял ею один из представителей Демидовых, родстенник его брата Зорина Петра Ильича.

Это здание было построено в Екатеринбурге в конце 20-х годов прошлого века и с тех пор играло важную роль в жизни города. Здесь жили важные политические деятели — Никита Хрущев и Фидель Кастро, режиссер Всеволод Мейерхольд, ученые и просто гости города. Сегодня этот дом ждет реконструкция, которая вдохнет в него новую жизнь. «Моменты» продолжают серию «Дом с историей» рассказом об отеле «Екатеринбург-Центральный».

 

После революции 1917 года город сменил имя с Екатеринбурга на Свердловск и превратился в настоящий промышленный центр. В 30-х годах XX века Урал переживал строительный бум, привлекающий в город большое количество людей: специалистов всех мастей, строителей, инженеров, металлургов. Развивающемуся Свердловску требовались новые гостиницы.

Здание гостиницы на 250 номеров было построено в 1928 году на площади на перекрестке улиц Розы Люксембург и Малышева по проекту архитектора Владимира Дубровина. Именно его идея, отличающаяся небывалым размахом, победила в конкурсе, объявленном городскими властями.

Так гостиница выглядела в 30-х годах XX века. Фото: 1723.ru

Шестиэтажное величественное здание с колоннами, лепниной, фонтанами и зеркалами, широкими лестницами в мраморе и хрустальными люстрами — такой гостиница предстала перед первыми гостями. Она стала одним из первых зданий Свердловска, оснащенных лифтами. В советские годы «Центральная» значительно выделялась на фоне прочей застройки и была своеобразной архитектурной доминантой.

Одним из первых, кто поселился здесь, стал знаменитый режиссер, народный артист РСФСР Всеволод Мейерхольд. По рассказам современников, он остался доволен и уровнем гостеприимства, и убранством гостиницы.

Во время Великой Отечественной войны гостиница стала общим домом для сотен советских граждан, спасающихся от ужасов фашизма. В Свердловск эвакуировали целыми заводами, и людям нужно было предоставить крышу над головой. Вплоть до 1946 года здесь жили переселенцы, по пять-шесть человек в одной комнате. От былой роскоши очень скоро пришлось отказаться. Предметы интерьера распродавали или меняли на хлеб и другие продукты.

После последней реконструкции отель вернул себе прежнее великолепие. Фото: Александр Мамаев

После войны «Центральная» вновь стала гостиницей, но от уютного модерна в убранстве почти ничего не осталось. После ремонта интерьер стал строгим и холодным: на место арок пришли острые углы, а роскошь уступила место аскетизму. Это было сложное время в истории страны, и здание полностью соответствовало его реалиям. Но гостиница продолжала оставаться одной из главных в сфере гостеприимства Свердловска. Здесь останавливались политические деятели, артисты, ученые, руководители. В мае 1963 года в стенах «Центральной» прошла встреча генерального секретаря СССР Никиты Хрущева и кубинского лидера Фиделя Кастро.

В 1993 году в гостинице прошел масштабный ремонт, в ходе которого она вернула себе прежний шарм: по старинным фотографиям были восстановлены холлы и вестибюли, в интерьер вернулись предметы внутреннего убранства начала XX века, изящная лепнина и другие элементы. Тогда же появилось и новое ее название — «Отель Екатеринбург-Центральный».

В номерах уютная обстановка в стиле модерн. Фото: Александр Мамаев

Сегодня отель, который является памятником архитектуры, имеет три звезды и располагает 98 номерами, двумя конференц-залами (до 70 человек каждый). Здесь же расположены: ресторан «Савой», банкетный зал, прачечная, сувенирный магазин, банкомат. В непосредственной близости с гостиницей — ресторан средиземноморской кухни SeaZone, кофейня «Шоко», японский ресторан «Васаби», бар Alibi.

Собственники отеля решили достроить здание, так как историческая постройка не позволяет повысить уровень гостиничного комплекса. Мэрия Екатеринбурга одобрила это решение и на недавнем градостроительном совете обсудила проект второй очереди гостиницы. Новое здание должно появиться во дворе «Центральной». По замыслу заказчиков, это будет 30-этажная выcотка, которая станет продолжением отеля. Ранее градсовет уже несколько раз отправлял проект на доработку. Это заседание также не закончилось благополучно для проектировщиков. Ни один из предложенных пяти вариантов не был одобрен.

Градсовету Екатеринбурге не понравился ни один из предложенных вариантов достройки отеля. Фото: Александр Мамаев

«Я разочарован. Нет никаких новых решений, никакого поиска. Проектировщики просто нарисовали несколько новых фасадов и все», — отметил член градсовета, экс-главный архитектор Свердловской области Григорий Мазаев. С ним согласился другой член совета, ректор архитектурного университета Александр Стариков, заявивший, что представленные высотки являются отражением архитектурных форм прошлого века, но местоположение отеля требует более современной архитектуры.

В итоге было одобрено лишь пространственное расположение корпуса здания, а архитектурное решение высотки будет выбрано в результате дополнительного конкурса. «Это должен быть шедевр», — подчеркнул председатель градостроительного комитета Михаил Вяткин.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: