Правовые основы деятельности российских средств массовой информации.





 

Правовое регулирование в сфере массовой информации прежде всего должно быть направлено на обеспечение, с одной стороны, благоприятных условий для функционирования СМИ как института демократии, а с другой, — охраны интересов личности, общества и государства, прав юридических и физических лиц. Право должно коснуться всех общественных отношений в данной сфере, но не обязательно в смысле их непосредственного регулирования, а в смысле, как минимум, их ориентирования на такие социальные ценности как свобода выражения мнений, политическое и идеологическое разнообразие, честь и достоинство личности, свобода критики, право на доступ к информации и т.д. В этом плане особую роль играют нормы-принципы, которые содержатся в Конституции Российской Федерации и Законе о СМИ.

Первоосновой свободы печати, как это вытекает из ч.4 ст.29 Конституции РФ [1.1.], является право каждого человека искать и получать информацию. Это означает, что государство в лице любых его органов, а также и общественные организации обязаны предоставлять интересующие сведения о своей деятельности, если эти сведения не являются согласно закону государственной тайной. [2.12 с.224]

Сегодня основополагающим актом, регулирующим отношения государства со средствами массовой информации в современном российском правовом пространстве, является Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 года №2124-1 (далее Закон о СМИ). [1.11.]

Статья 1 этого Закона [1.11.] закрепляет важные концептуальные положения, раскрывающие конкретное юридическое содержание категории "свобода массовой информации на территории Российской Федерации". Исходя из смысла статьи, свобода массовой информации в её российской законодательной интерпретации включает в себя следующие основные правомочия, не подлежащие ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством РФ о средствах массовой информации:

- поиска, получения, производства и распространения массовой информации;

- учреждения средств массовой информации;

- владения, пользования и распоряжения СМИ;

- изготовления, приобретения, хранения и эксплуатации технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.

Понятие "массовая информация" определяется в статье 2 Закона о СМИ следующим образом: "под массовой информацией" понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы".

Само понятие средств массовой информации Закон [1.11.] определяет так: "под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации".

Правовое положение средств массовой информации в современной России предопределяется изменениями, произошедшими в политическом строе в нашей стране после 1991 г. В новых условиях свобода является главным условием функционирования СМИ в правовом государстве. Без неё невозможен диалог между индивидом, обществом и властью. По-новому выстраиваются и отношения СМИ с государством, а в 1 части статьи 47 Закона о СМИ закрепляется право журналиста искать, запрашивать, получать и распространять информацию, излагать свои суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью, отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям.

Ряд положений Закона о СМИ в более концентрированном и масштабном виде нашёл отражение в Конституции Российской Федерации. [1.1.]

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, включила свободу массовой информации в число основных прав и свобод человека и гражданина, применив для этого достаточно ёмкую формулу: "Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается" (ч. 5 ст. 29).

Таким образом, деятельность СМИ основывается на свободах, гарантированных в Конституции.

Так, пункт 1 статьи 29 гарантирует каждому свободу мысли и слова; пункт 3 – недопустимость принуждения человека к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них; пункт 4 – право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Конституционные гарантии свободы массовой информации закреплены также в нормах, устанавливающих ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41); свободу творчества и преподавания, охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44), открытость заседаний палат Федерального собрания (ч. 2 ст. 100), открытость судопроизводства (ч. 1 ст. 123) и др. Сюда же относится правомочие иметь свободный доступ к информации о конечных результатах законодательного процесса (согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ "законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются"). [1.1.]

Согласно ч. 3 ст. 2 Закона о СМИ под средством массовой информации понимается "форма периодического распространения массовой информации". Категория правового статуса СМИ призвана отразить юридическое опосредование их фактического положения: сначала регистрируется СМИ, а потом уже редакция организуется в форме юридического лица в соответствии общим правилам Гражданского кодекса РФ. [1.3. ст.51]

Первая стадия на пути обретения правового состояния – учреждение СМИ, совершаемое по волеизъявлению управомоченного физического или юридического лица. Учредителем может быть любой совершеннолетний, гражданин РФ (за исключением отбывающих наказание по приговору суда и душевно больных, признанных судом недееспособными), а также любое объединение граждан, предприятие, корпорация, учреждение, государственный орган и т. д. Единственное существующее ограничение – деятельность учредителя не должна противоречить закону [1.11. ст.7].

Вторая стадия – регистрация СМИ – носит не разрешительный, а уведомительный характер и начинается с подачи заявления учредителем или лицом, действующим по его полномочию.

Регистрация не является обязательной для тех СМИ, которые создаются органами власти исключительно для издания официальных материалов и иных актов или выпускаются тиражом менее одной тысячи экземпляров. [1.11. ст.12]

Заявка подаётся в регистрирующий орган в зависимости от территории распространения продукции регистрируемого СМИ. Так, согласно части второй статьи 8 Закона о СМИ, если продукция СМИ предназначается для распространения преимущественно на всей территории России, в нескольких субъектах РФ или за рубежом, то регистрация производится Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Если же основной аудиторией является население субъекта Федерации или административно-территориальной единицы, то регистрация СМИ осуществляется соответствующими территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.

Заявление о регистрации подаётся в письменной форме, в нём должно указываться:

– название регистрируемого СМИ;

– сведения об учредителе (необходимо сообщить о достижении 18-летнего возраста, отсутствии ограничений в дееспособности, о наличии российского гражданства; если учредитель постоянно не проживает на территории РФ, то СМИ будет считаться зарубежным), источник финансирования, язык, адрес редакции, форма периодического распространения массовой информации, максимальный объем СМИ, примерная тематика и/или специализация СМИ.

Регистрирующим органам запрещено предъявлять заявителю при регистрации какие-либо дополнительные требования, не предусмотренные Законом о СМИ.

Как уже было отмечено, регистрация СМИ носит уведомительный характер – указанные данные не надо подкреплять справками из банка или протоколами из типографии. Однако если у уполномоченного госоргана во время проверки законность учреждения СМИ в материально-правовом и в процессуально-правовом аспектах возникнут сомнения, то он имеет право потребовать от заявителя дополнительные документы.

Отказ в регистрации возможен:

1. Если заявление подано от имени субъекта, не обладающего правом на учреждение СМИ (иностранцем, лицом без гражданства, не проживающим постоянно в РФ). [1.11. ст. 7]

2. Если указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности. Для закона не имеет значения, на какой вопрос, по какой причине, умышленно или случайно заявитель дал неверный ответ. В то же время следует ещё раз подчеркнуть, что на большинство вопросов заявитель может и должен отвечать в предположительном ключе. [1.11. ст. 13]

3. Если примерная тематика или специализация СМИ представляет собой злоупотребление свободой массовой информации в смысле статьи 4 (разжигание национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости и розни и т. д.). [1.11. ст. 13]

4. Если уже зарегистрировано СМИ с тем же названием и той же формой распространения массовой информации. Цель данного запрета состоит в том, чтобы не создавать путаницу на рынке СМИ. Запрет на повторяемость является не абсолютным, а относительным. Так, например, под одним названием могут выходить и телепередача, и журнал. Можно учредить одноименную газету, но в другом регионе. Однако если одноименная газета уже зарегистрирована федеральным регистрирующим органом, то путь новой газете будет закрыт. [1.11. ст. 13]

Только суд полномочен решать вопросы о признании недействительным свидетельства о регистрации СМИ (ч. 1 ст. 15 Закона о СМИ), о прекращении и приостановлении деятельности СМИ (ст. 16), о прекращении распространения продукции СМИ (ч. 5 ст. 25), о возложении ответственности за нарушение законодательства о СМИ (ст.ст. 58-60), о возмещении морального ущерба (ст. 62). [1.11.]

Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями определены в главе IV Закона о СМИ.

В ст. 38 Закона [1.11.] утверждается право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Граждане имеют право на сохранение конфиденциальной информации о себе (ст.49), право на опровержение сведений, не соответствующих действительности или порочащих честь и достоинство (ст. 43, 44). Гражданам гарантируется их законное право на получение достоверной информации о деятельности органов власти, что определено не только в Законе о СМИ, но и также в Федеральном Законе от 13.01.1995 №7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации". [1.9.]

Государственные органы и организации по закону обязаны предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путём проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах (ст.38 Закона о СМИ). Данным Законом определяется право организаций на опровержение сведений, которые не соответствуют действительности (ст. 43, 44 Закона о СМИ). Гражданам и организациям ст. 46 Закона СМИ даётся право на ответ в том же СМИ.

Российское законодательство не оставило электронные СМИ без внимания. Интернет даёт возможность создать электронное средство массовой информации. В силу ст. 24 Закона о СМИ правила, установленные законом для периодических печатных изданий, применяются в случае периодического распространения текстов, созданных с помощью компьютеров и хранящихся в их банках и базах данных; указанный порядок действует и в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений. Соответственно электронная газета как "иное средство массовой информации" подпадает под действие данной статьи независимо от того, была ли она зарегистрирована как печатное СМИ. Требования, установленные Законом о СМИ для обычных информационных агентств, по аналогии распространяются на электронные информационные агентства. [2.13.]

 

Закон РФ «О средствах массовой информации» - основной регулятор информационных отношений в сфере СМИ, закон РФ «О средствах массовой информации»: структура и основные положения, закон РФ «О средствах массовой информации»: история создания.

Указ Петра I об издании газеты «Ведомости» - детально разработанное цензурное законодательство в царской России – Декрет о печати Ленина - другие нормативные акты - Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» 1990 года - Закон РФ «О средствах массовой информации».

Занимает центральное место в законодательстве СМИ.

Концептуальная база закона – идеи, лежащие в его основе.

1.В РФ не подлежит ограничению сбор, хранение и т. д. информации.

2.Не подлежит ограничению учреждение СМИ, приобретение и использование технических средств.

3.Запрещена цензура.

4.Вся производственная деятельность ведётся редакцией самостоятельно. Описываются механизмы взаимодействия редакции с государством, учредителями и издателями, источниками информации и гражданами. Запрещается принудительное воздействие на редакцию извне.

5.Журналистская деятельность как общественный и профессиональный долг подкрепляется защитой чести, достоинства, здоровья, жизни, имущества журналиста. Ему предоставляется личная независимость в творческом и гражданском отношениях.

6.Права и обязанности журналиста.

Приоритетен всегда более поздний или затрагивающий права человека, а не государства, предприятия закон. Закон о СМИ – следствие Конституции и международных правовых актов. Закон о СМИ всё время находится во взаимодействии с другими нормативно правовыми актами.

Первая попытка законодательного определения понятия «свобода печати» была предпринята в первой статье Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации»[5] (принят12 июня 1990 года).

В нем была зафиксировано, что «Печать и другие средства массой информации свободны.

Свобода слова и свобода печати, гарантированные гражданам Конституцией СССР, означают право высказывания мнений и убеждений, поиска, выбора, получения и распространения информации и идей в любых формах, включая печать и другие средства массовой информации.

Цензура массовой информации не допускается». [6]

Сформулированное таким образом понятие свободы печати включало три компонента: свободу средств массовой информации, право граждан на свободу слова в СМИ и недопустимость цензуры. В сравнении с теми законодательными нормами, которые существовали в СССР до этого закон 1990г. о СМИ был большим шагом вперед по пути свободы слова и демократии, но юридическое содержание понятия свобода слова оставалось довольно туманным. Советское законодательство о СМИ, сохранив во многом запретительный характер, нацеливало одновременно СМИ на другую, более активную роль – быть агитатором и пропагандистом коллективных действий. Во-вторых, будучи декларировано демократическим это законодательство не предусматривало реализацию демократических идей на практике.

Эти недостатки были в основном преодолены в российском Законе «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года, в котором было дано более развернутое понятие цензуры. Также в этом законе объем полномочий субъектов информационных отношений определялся по принципу «все что не запрещено, то разрешено». Согласно 1 статье закона РФ о СМИ не подлежат ограничениям

– поиск, получение, производство и распространение массовой информации,

– учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими,

– изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ.

Конечно, в статье 1 российского Закона о СМИ[7] лишь намечены контуры понятия свободы массовой информации, раскрытия которого происходит на протяжении всего законодательного текста. Однако здесь зафиксировано главное: свобода информации, понятие которой почти повторяет положения статьи 19 Всеобщей Декларации прав человека; право частной собственности на средства массовой информации; свобода экономической деятельности в сфере массовой информации.

Изменение политического строя в нашей стране предопределило и характер изменений в законодательстве о СМИ, в сравнении с бывшим Союзным.

В новых условиях свобода является главным условием функционирования СМИ в правовом государстве. Без нее невозможен диалог между индивидов, обществом и властью. Политический плюрализм поощряет способность общества к саморазвитию, давая индивидов возможность формировать мнение, обсуждать и выбирать альтернативы поведения. По новому выстраивается и отношения СМИ с государством а в 1 части статьи 47 Закона о СМИ закрепляется право журналиста искать, запрашивать, получать и распространять информацию, излагать свои суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью, отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям.

Ряд положений закона о СМИ в более концентрированном и масштабном виде нашел отражение в Конституции Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 29 действующей в настоящее время Конституции Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г., «гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

Исключения из общего правила могут быть сделаны, во-первых, в законодательных актах РФ и республик, входящих в ее состав, а во-вторых, конкретно в законодательстве о СМИ, которое, в свою очередь, должно соответствовать федеральному Закону о СМИ. Такое толкование вытекает из сопоставления статей 1 и 3 Закона. Исключения из Закона о СМИ могут также применяться при необходимости защиты репутации и прав других людей, для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения. Но эти исключения должны соответствовать положениям статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, гласящей:

Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений.

Каждый человек имеет право на свободное выражение этого мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ, письменно или в перечне, а также посредством художественных форм выражения или иным способом по выбору.

Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Поэтому оно может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые должны быть установлены законом и являться необходимыми: а) для уважения прав и репутации других лиц, б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

Кроме этого, согласно статье 20 того же пакта запрещаются «всякая пропаганда войны» и «всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию».

 

ЗАКОН РФ

"О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ" (Закон о СМИ)

от 27.12.1991 N 2124-1

 

(действующая редакция)

 

Справка о документе

 

Глава I. Общие положения

Статья 1. Свобода массовой информации

Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия

Статья 3. Недопустимость цензуры

Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации

Статья 5. Законодательство о средствах массовой информации

Статья 6. Применение Закона

Статья 6.1. Государственная информационная система в области средств массовой информации

Глава II. Организация деятельности средств массовой информации

Статья 7. Учредитель

Статья 8. Регистрация средства массовой информации

Статья 9. Недопустимость повторной регистрации

Статья 10. Заявление о регистрации

Статья 11. Перерегистрация и уведомление

Статья 12. Освобождение от регистрации

Статья 13. Отказ в регистрации

Статья 14. Государственная пошлина

Статья 15. Признание свидетельства о регистрации недействительным

Статья 16. Прекращение и приостановление деятельности

Статья 16.1. Приостановление выпуска средства массовой информации за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах

Статья 17. Возникновение прав и обязанностей

Статья 18. Статус учредителя

Статья 19. Статус редакции

Статья 19.1. Ограничения, связанные с учреждением телеканалов, радиоканалов, теле-, радио-, видеопрограмм и организаций (юридических лиц), осуществляющих вещание

Статья 20. Устав редакции

Статья 21. Статус издателя

Статья 22. Договоры

Статья 23. Информационные агентства

Статья 24. Утратила силу

Глава III. Распространение массовой информации

Статья 25. Порядок распространения

Статья 26. Выход в свет (в эфир)

Статья 27. Выходные данные

Статья 28. Тираж

Статья 29. Утратила силу

Статья 30. Утратила силу

Статья 31. Лицензия на вещание

Статья 31.1. Действие лицензии на телевизионное вещание, радиовещание

Статья 31.2. Требования к заявлению о предоставлении лицензии на телевизионное вещание, радиовещание

Статья 31.3. Переоформление лицензии на телевизионное вещание, радиовещание

Статья 31.4. Продление срока действия лицензии на телевизионное вещание, радиовещание

Статья 31.5. Отказ в предоставлении или переоформлении лицензии

Статья 31.6. Лицензионный контроль

Статья 31.7. Порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии

Статья 31.8. Реестр лицензий на телевизионное вещание, радиовещание

Статья 31.9. Информация об операторах связи, осуществляющих трансляцию телеканала, радиоканала по договору с вещателем, и о лицах, распространяющих телеканал, радиоканал в неизменном виде по договору с вещателем

Статья 32. Утратила силу

Статья 32.1. Общероссийские обязательные общедоступные телеканалы, радиоканалы

Статья 33. Искусственные помехи

Статья 34. Хранение материалов радио- и телепередач

Статья 35. Обязательные сообщения

Статья 36. Распространение рекламы

Статья 37. Эротические издания

Глава IV. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями

Статья 38. Право на получение информации

Статья 39. Запрос информации

Статья 40. Отказ и отсрочка в предоставлении информации

Статья 41. Обеспечение конфиденциальности информации

Статья 42. Авторские произведения и письма

Статья 43. Право на опровержение

Статья 44. Порядок опровержения

Статья 45. Основания отказа в опровержении

Статья 46. Право на ответ

Глава V. Права и обязанности журналиста

Статья 47. Права журналиста

Статья 48. Аккредитация

Статья 49. Обязанности журналиста

Статья 50. Скрытая запись

Статья 51. Недопустимость злоупотребления правами журналиста

Статья 52. Специальный статус

Глава VI. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации

Статья 53. Межгосударственные договоры и соглашения

Статья 54. Распространение зарубежной информации

Статья 55. Зарубежные корреспонденты

Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации

Статья 56. Возложение ответственности

Статья 57. Освобождение от ответственности

Статья 58. Ответственность за ущемление свободы массовой информации

Статья 59. Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации

Статья 60. Ответственность за иные нарушения законодательства о средствах массовой информации

Статья 61. Порядок обжалования

Статья 62. Возмещение морального вреда

 

 





Читайте также:
Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием ...
Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около...
Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых...
Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.044 с.