Опыт внедрения современных технологий эффективной социализации детей в дошкольной образовательной организации




 

Проблема социализации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в процессе развития общества, и в процессе воспитания ребенка. Практика работы в дошкольной образовательной организации показывает, что в современном обществе дети дошкольного возраста имеют низкий уровень социализации. (ЭТО ВЫРАЖАЕТСЯ В…Негативное отражение на социализации современного ребенка имеют чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребенка в семье, технологизация детской субкультуры, а именно,великое количество современных технических средств, всевозможных гаджетов, которые заменяют ребенку его социальную среду.

В контексте современных реалийцелью дошкольного образования является обеспечение условий и гармоничного сочетания позитивной социализации и личностного роста, полноценной реализации потенциала развития, сохранение физического и психического здоровья.

Реализуемый дошкольными образовательными учреждениями Федеральный государственный стандарт дошкольного образования нацеливает на развитие самостоятельности, активности, познавательной инициативы через типичные для дошкольного возраста формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Социализация в современной дошкольной педагогике представляет собой «процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом».

Перенос акцента с результативности обучения дошкольниковнаих социализациюнатолкнул нас по поиск новых форм работы с детьми. В изучении литературы по данному вопросу мы обратили внимание на Технологию эффективной социализации в детском саду Н.П.Гришаевой. Изучая ее технологию, мы пришли к выводу,что автор технологии четко определяет задачи социализации и формы работы с детьми дошкольного возраста. Н.П.выделяет следующие задачи социальной адаптации детей дошкольного возраста, т.е. социализации:

- Освоение норм и правил общения детьми с взрослыми и сверстниками;

- Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе;

- Развитие умения и желания коллективно трудиться и получать от этого удовольствие;

- Освоение детьми на начальном уровне социальных ролей «Я – член коллектива», «Я – мальчик или девочка», «Я – житель России» и др.;

- Развитие способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения.

Так же автор учитывает исследования С.В. Кривцовой, определяющие пять групп социальных компетенций, которые необходимо развивать у дошкольников и учитывать в целях и задачах при планировании и реализации технологий:

1. Навыки адаптации к образовательному учреждению.

2. Навыки общения со сверстниками.

3. Навыки обхождения с чувствами.

4. Навыки альтернативы агрессии.

5. Навыки преодоления стресса.

Технология эффективной социализации Н.П.Гришаевой направлена на решение этих задач и развитие выше перечисленных компетенций.Это инструмент, применение которого позволят педагогам достичь цели социального развития дошкольников в актуальной для воспитанников деятельности

В ходе диагностирования перечисленных выше социальных компетенций у воспитанников нашего детского садабыло выявлено следующее: у детей слабо сформированы следующиенавыки адаптации к образовательному учреждению (умение обращаться за помощью, умение выражать благодарность, умение вступать в обсуждение и т.д.); навыки общения со сверстниками (умение просить об одолжении, умение выражать симпатию, умение принимать комплименты, умение проявлять инициативу и т.д.).Анализ работы показалнизкую эффективность традиционной деятельности по социализации дошкольников. У дошкольников есть знания о нормах социального поведения, но их реализация недостаточна. Эти правила и принципы не стали элементами внутренней культуры ребенка, находятся как бы отдельно от его поведения.

Было принято решение о необходимости реализации ТЭС в образовательном процессе ДОУ.

В настоящее время в своей работе мы используем следующиеподтехнологии эффективной социализации детей дошкольного возраста:

Основной является технология Ситуации месяца, которая позволяет заложить базовые модели социальных ролей (я – член коллектива, я – горожанин (житель села) я – россиянин и т.д.) именно в тот сензитивный период дошкольного детства, когда они только начинают осваиваться самими детьми.Рассказать чуть о ней

В рамках данной подтехнологии мы проводим Клубный час. Технология, которая предполагаетсвободное перемещение детей, под незримым контролем взрослых, по территории детского сада в разные помещения и свободный выбор ими привлекательной деятельности.

Это позволяет приобретать детям собственный жизненный опыт и переживания, так необходимые для самоопределения и саморегуляции поведения. Это был очень тяжелый шаг, так как мы никогда не имели подобного опыта и боялись «выпустить» детей в пространство детского сада. Была проведена долгая подготовка: мы изучали методические рекомендации; проводили работу с педагогами, детьми и их родителями. И все же было много сомнений: как организовать работу так, чтобы дать детям свободу, инициативу, как обеспечить их безопасность, как заинтересовать детей. И вот мы решились.

Первый клубный час показал, что дети были готовы к тому, чтобы свободно перемещаться по детскому саду, да им не всегда удавалось соблюдать правила поведения, но не это было ошеломляющим. Оказалось, что педагоги были более растеряны: они продолжали «проводить занятия» во время клубного часа, не давая детям возможности самореализоваться. Прошло некоторое время, и анализ деятельности показал, что когда педагоги стали «уходить» от традиционных методов взаимодействия с детьми (навязывать свою, ранее запланированную деятельность), дети не знали чем себя занять. Это говорило о том, что у детей не были сформированы навыки планирования, инициативы и саморегуляции. А что дальше

Также мы осваивали ежедневный круг, что позволяет развить множество качеств. В процессе обсуждения насущных проблем (находя пути выхода из них самостоятельно), приобретают мотивацию к текущей деятельности, обмениваются полученными знаниями и опытом. Анализ работы по данной технологии говорит о том, что очень важно соблюдать те методические рекомендации,которые дает Н.П.Гришаева, иначе работа по данной технологии превращается в обычную беседу педагога с детьми, где педагог лидирует. Если следовать методическим рекомендациям, ежедневный круг рефлексии позволяет ребенку раскрыться, наладить взаимоотношения в коллективе, открывает способность ребенка к собственным рассуждениям, к принятию собственных решений, инициативы и т.д. Промежуточные результаты работы говорили, о том, что дети стали более открыто высказываться, имея именно всю точку зрения.

Еще одна используемая нами подтехнология - Проблемные педагогические ситуации (ППС) – это созданная взрослыми или спонтанно возникшая ситуация, которая позволяет детям принять собственное решение, без присутствия взрослого. Дать оценку своим действиям в процессе рефлексии, извлечь уроки из собственного поведения, то есть самоопределиться в эмоционально - напряженной для них ситуации. На данном этапе работы можно сказать, что лишь небольшая часть детей готова к сложному процессу рефлексии. Т.е., специально организованный ППС, направленные на развитие определенного навыка, показали неутешительные результаты. Например, ситуация «Разбросанный мусор», лишь один ребенок из 16 обратил на это внимание и стал его собирать или ситуация, когда к детям пришел Карлсон и начал шалить (бегать по группе, прыгать по кроватям, предлагать оторвать листик у цветка, залезть в сумку к воспитателю), только двое детей не стали его слушать и только один ребенок сказал, что нельзя брать чужие вещи, остальные дети с удовольствием участвовали в «шалостях». Подобные ППС необходимо проводить по достижения положительного результата.

Социальная акция - мероприятие, направленное на консолидацию усилий педагогов и родителей по развитию гражданской позиции у дошкольников.

Эта технология помогает привлечь родителей в «детсадовскую жизнь» своих детей.

Помогает найти тесную взаимосвязь между родителем дошкольной организацией.

Привлекает родителей к сотрудничеству, и помощи своему ребенку в социальной адаптации в жизни.

Наши последние акции

 

По ситуация месяца «Мой дом – детский сад» была организована поздравительная акция «День дошкольного работника». В акции принимали участие дети и конечно их родители.НАДО ДРУГУЮ

Проведение социальных акций, привлекает детей и их родителей с каждым разом все больше. Главной причиной участия родителей, по их утверждению, является то что такая деятельность объединяет их с ребенком. А детям очень нравится, что родители проявляют активность в жизни сада, а это и есть частица социализации ребенка.

В данный момент мы продолжаем реализацию ТЭСв нашей дошкольной образовательной организации, но уже сейчас можно отметить динамику в развитии социальных компетенций детей. Дети стали более открытыми с взрослыми и сверстниками, научились выражать свои эмоции, проявлять чувства не стесняясь окружающих людей, стали проявлять симпатию по отношению к другим, перестали смущаться при получении комплементов, стали более инициативны и самостоятельны и т.д.

 

ОНИ НЕ ТОЛЬКО ЗНАЮТ О НОРМАХ И ПРАВИЛАХ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ, НО И С УДОВОЛЬСТВИЕМ ВЫПОЛНЯЮТ ИХ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: