ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ




Политическая функцияФункция обороны

Экономическая функцияДипломатическая функция

Социальная функция

Организаторская функция

Правовая функция


№16 Форма государственного устройства – способ организации территориально-административного и политического единства государства, определяющий особенности взаимосвязи между его региональными составными частями, а также каждой отдельной из них с центральной властью. 1. Унитарное государство. Для унитарного государства характерно:

-единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны;

-единая система высших органов государственной власти;

-единое гражданство;

-централизованная судебная и правовая система;

-территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью, их деятельность подчинена и контролируется центральной общенациональной властью.

2. Федерация. Объединяющими началами федерации выступают:

-единое социально-экономическое пространство;

-единая валютно-денежная система;

-федеральное гражданство;

-федеральная конституция;

-федеральные органы власти и управления.

Специфические черты субъектов федерации:

-наряду с федеральным гражданством имеется гражданство отдельных субъектов;

-субъекты федерации могут иметь собственные конституции и нормативно-правовую систему, автономные законодательные и исполнительные органы власти;

-между федерацией и ее субъектами устанавливаются особые отношения, при которых действует принцип верховенства Конституции и законов федерации;

-субъекты федерации имеют прямое представительство в парламенте страны, обеспеченное существованием второй палаты. Конфедерация. Эта форма государственного устройства представляет собой союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических, целей. Под формой государственного правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. Различают две основные формы правления – монархию и республику. Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Абсолютная монархия – характеризуется отсутствием каких-либо представительных органов и сосредоточением всей государственной власти в руках монарха. Республика представляет собой форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Различают три формы республиканского правления: парламентскую, президентскую, смешанную.

 


№17 Парламент (от фр. parler – говорить) – высший представительный и законодательный орган государственной власти. По организационной структуре парламенты разделяют на однопалатные и двухпалатные. Для большей эффективности и упорядоченности зако­нотворческой деятельности парламент структурирован:

1. важным элементом в каждой из палат являются парламентские ко­миссии (комитеты), разрабатывающие и оценивающие основы зако­нопроектов. Они бывают постоянными и временными.

2. значительную роль в работе парламента играют фракции группы, объединяющие в своем составе депутатов, избранных от определенной партии. Фракция имеет право на представительство в руково­дящих и вспомогательных органах парламента, а также на участие ее членов в дебатах по определению повестки дня.

3. функции координирования действий раз­личных политических сил принадлежат председателю парламента. Обычно он изби­рается на весь срок полномочий палаты.

функции парламента:

К внутриполитическим функциям парламента относятся:

- законотворческая

- представительская

- разработка и утверждение государственного бюджета;

- контроль над формированием и деятельностью органов исполнительной власти;

- функция обратной связи

Среди внешнеполитических функций парламента выделяют:

- утверждение военной доктрины и основных направ­лений внешнеполитической деятельности государства;

- ратификация и денонсация международных догово­ров;

- объявление войны, заключение мира и др.

 

 

 

№18 Правительство представляет собой высший государственный коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий основные политические решения, принятые парламентом.

Структура правительства строится по принципу ие­рархии:

Порядок формирования правительства в различных государствах имеет свою специфику:

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
  Порядок формирования   Правительство формируется из представителей партии, победившей на президентских выборах, независимо от соотношения сил партий в палатах парламента.   Правительство формируется партией, располагающей большинством мест в нижней палате парламента. Главой правительства становится лидер партии, победившей на парламентских выборах. Если ни одна партия не имеет большинства в нижней палате парламента, то две или более партий формируют коалиционное правительство.  

К числу важнейших полномочий правительства можно отнести следующие:

· формирование государственного аппарата и руко­водство его деятельностью;

· общее управление всеми внутри- и внешнеполитическими делами страны;

· исполнение законов, регулирование законотворческой деятельности парламента, посредством права законодательной инициативы;

· принятие нормативных актов, конкретизирующих, а иногда и подменяющих законодательство;

· руководство отдельными отраслями хозяйства, ду­ховной и социальной сферами;

· прогнозирование социально-экономического развития;

· ведение международных переговоров и заключение соглашений.

 


№ 19 Глава государства – центральная и важнейшая фигура в системе высших органов власти.

Статус главы государства:

-олицетворяет собой единство нации;

-является символом государства;

-представляет страну на международной арене;

-выполняет важнейшие государственные функции во внутриполитической жизни страны;

-служит связующим звеном между высшими органами власти.

 

Полномочия главы государства определяются конститу­цией и зависят от формы правления. В парламен­тской республике президент является главой государства формально. Его функции носят чисто представительский характер. Фактически вся полнота власти сосредоточена в ру­ках лица, возглавляющего правительство (премьер-министр, канцлер). В полномочия президента входит:

-формирование правительства и контроль над его дея­тельностью;

-обращение к парламенту с посланиями;

-роспуск парламента в случаях, предусмотренных конституцией;

-подписание и контроль за исполнением законов;

-право вето на отдельные законодательные акты;

-назначение судей (без права вмешательства в про­цесс правосудия);

-право помилования, амнистии;

-решение вопросов, связанных с использованием вооруженных сил, выработкой военной политики государства;

-прием верительных и отзывных грамот иностранных дипломатов;

-ведение переговоров и заключение международных соглашений;

-введение чрезвычайного и военного положения в случаях, предусмотренных конституцией и др.

 

№21 Слово "партия" происходит от латинского слова "pars", "partis", что в переводе означает "часть". Современные политические партии берут свое начало в XIX в., решающую роль в процессе их формирования сыграли такие факторы как:

1. введение в ряде западных стран всеобщего избирательного права

2. становление и развитие массового рабочего движения

Политическая партияэто добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении. признаки, отличающие современную политическую партию от других политических организаций:

-наличие организационной структуры;

-наличие определённой идеологии или политической ориентации, отражающей интересы, цели, идеалы социальных групп, общностей, классов;

-наличие программы совместной деятельности;

-выдвижение основной цели – «завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении»;

-особый правовой режим, т.е. специфическое конституционно-правовое положение политических партий и нормативное регулирование их деятельности;

-наличие связи с элементами государственного аппарата, участие в формировании и функционировании правительственных механизмов. функций:1. Функция представительства. Политические партии осуществляют связь между обществом и государством, путём представления интересов тех или иных социальных групп и оказания непосредственного влияния на решения государственных органов; 2.Функция борьбы за завоевание государственной власти либо участия в ее осуществлении; 3. Идеологическая функция. Политические партии разрабатывают идеологические доктрины и стремятся распространить их в массы; 4.Функция отбора и формирование политических лидеров и элит. Политические партии осуществляют подготовку и выдвижение кадров для государственного аппарата и всех уровней политической системы; 5.Функция социальной интеграции граждан. Межпартийная борьба сглаживает политические и социальные конфликты, обеспечивает согласование интересов борющихся сил, политическую стабилизацию общества; 6.Функция политической социализации и мобилизации граждан. Партии призваны усилить политическую активность граждан, создать основу долгосрочной политической деятельности; 7.Функция контроля над властью. Существование и активная деятельность политических партий предотвращает узурпацию власти, способствует реализации принципов демократии.Под типом партии понимается система ее существенных признаков, в которых выражаются социальная природа, идеологическая основа, главная общественно-ролевая функция партии, особенности ее внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности. Если за основу классификации берется характер и задачи деятельности, то все существующие партии обычно сводятся к следующим типам:1. Революционные 2.Реформаторские 3. Консервативные 4.Реакционные

В зависимости от участия в осуществлении власти, партии подразделяются на: правящие, представители которых входят в состав правительства или занимают большинство мест в парламенте; оппозиционные, не вошедшие в состав органов государственной власти.Согласно марксистскому подходу партии бывают: буржуазные; мелкобуржуазные; крестьянские; пролетарские. По условиям деятельности партии могут подразделяться на: легальные;полулегальные;нелегальные.

№22

Партийная система представляет собой совокупность всех существующих и действующих в стране политических партий, а также механизм их взаимодействия между собой, с государством, гражданами и другими политическими институтами в процессе осуществления политико-властных отношений.

В современной политической науке типология партийных систем основывается на количественном критерии – числе партий борющихся за власть. Согласно такому подходу партийные системы делятся на одно-, двух- и многопартийные:

1. однопартийные системы возникают в результате стремления государства монополизировать политическую власть.

2. двухпартийные системы (бипартизм) предполагают существование двух сильных политических партий, способных конкурировать между собой в борьбе за власть.

3. многопартийные системы характеризуются тем, что в них реальный шанс завоевания государственной власти имеют более двух партий.

 

 

 

№23

Общественное движение – это относительно массовое объединение граждан, стремящихся к реализации общей цели.

Для общественного движения характерны следующие черты:

-отсутствие жёстко централизованной организации и фиксированного членства;

-неоднородный состав участников, объединённых на добровольной основе;

-деятельность направлена на достижение определённых социально значимых целей.

Общественная организация - это относительно автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее фиксированной цели, реализация которой требует совместных и конструктивных действий на основе определенных процедур и правил.

общественные организации имеют свои принципиальные отличия:

-располагают разветвленным аппаратом с централизованным руководством;

-имеют четкую структуру, устав, постоянное фиксированное членство;

-устойчивы (могут функционировать продолжительное время);

-располагают широкими возможностями для решения общественных проблем.

функции:

-представление и защита интересов различных социальных групп;

-объединение граждан на единой идейной и целевой основе;

-установление связи между органами государственной власти и гражданами, осуществление социального контроля;

-решение отдельных социальных проблем путём привлечения к ним внимания общественности и государственных властных структур;

-формирование общественного мнения.

 

 

№27 конфликт рассматривается как социальное явление, под которым понимается столкновение общественных сил, отдельных групп или лиц, происходящее в ходе разрешения осознанного ими противоречия, возникшего из взаимно исключающихся интересов или способов их достижения.

Причины возникновения политических конфликтов. Основными являются следующие:

1. Сточки зрения марксистского подхода причина политического конфликта это экономические противоречия.

2. С позиции ресурсного подхода источник конфликтов кроется в неравном распределении средств жизнедеятельности: территории, сырьевых и энергетических ресурсов, материальных и духовных благ, ресурсов власти, привилегий.

3. Сторонники ценностного подхода природу конфликта ищут во взаимоисключающих системах верований, убеждений, культурных стереотипах и несовпадениях представлений о справедливости, присущих разным социальным группам.

Приверженцы биологического подхода видят в конфликтах проявление присущего человеку инстинкта агрессивности, аналогичного инстинкту животных. В современной политической литературе существует различные типологии политических конфликтов.

- с точки зрения масштабов и уровней проявления различают внешнеполитические и внутригосударственные конфликты. Внешнеполитические конфликты – это конфликты между двумя или несколькими государствами за сферы влияния и господство на мировой арене. Внутригосударственные конфликты – это конфликты внутри государства между различными политическими силами.

- по степени публичности развития политических конфликтов различают открытые, выраженные в явных, внешне фиксируемых формах взаимодействия конфликтующих сторон, и закрытые политические конфликты, где доминируют теневые способы и приемы защиты субъектами своих интересов.

- по продолжительности действия политические конфликты подразделяют на кратковременные и долговременные.

- в зависимости от статусной принадлежности участников конфликта выделяют горизонтальные и вертикальные конфликты.

- по степени и характеру нормативной регуляции выделяют институциализированные конфликты и неинституцианализированные конфликты. Урегулирование конфликта – это предупреждение открытых форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями.

 


№28 Политический кризис - это высшая точка социального напряжения, всеобщего недовольства и возмущения деятельностью политико-властных структур. Политологи различают несколько типов политических кризисов:

Правительственный кризис - отражает неспособность правительства управлять обществом;

парламентский кризис – связан с неспособностью представительных органов власти выполнять свои функции;

конституционный кризис - отражает несовершенство конституционных норм государства;

общенациональный кризис - знаменует массовое недовольство властью и стремление общества к радикальным переменам. Как правило, он разрешается «сменой» властвующей элиты. Однако не исключается и другой исход. Социально-политические противоречия могут быть смягчены или преодолены посредством реформ, изменения политического курса государства, корректировки поведения органов власти;

внешнеполитический кризис - характеризуется обострением
противоречий между государствами или какого-либо государства с мировым сообществом. Примером внешнеполитического кризиса может служить война США и Великобритании против Ирака в 2003 году, вызвавшая массовые протесты мировой общественности.

В зависимости от особенностей (характера) проявления принято выделять 5 основных форм политических кризисов:

Кризис легитимности отражает несоответствие политического режима ожиданиям и запросам общества, в результате резко снижается политическое влияние властных структур государства, растет недоверие к ним граждан.

Кризис участия характеризуется нарушениями принципов равенства политического участия общественных групп и углублением в связи с этим социальных и идеологических разногласий.

Кризис идентичности имеет своим следствием распад прежних идеалов и ценностей, составляющих сердцевину доминировавшей в обществе политической культуры.

Кризис распределения благ проявляется в массовом недовольстве граждан условиями и качеством жизни, ростом цен и низкой зарплатой, недоступностью материальных и духовных благ.

Кризис проникновения выражается в обострении противоречий между центральными и местными государственными органами, их стремлении к перераспределению полномочий и ресурсов власти в свою пользу.

№29 Политическая культура – это система исторически сложившихся политических представлений, убеждений, ценностей, норм и методов политического поведения всех субъектов политического процесса.

Политическая культура является сложным образованием. В ее структуре выделяют следующие компоненты.:

1. познавательный компонент: доминирующие в обществе представления и знания о политической действительности.

2. эмоциональный – психологический компонент: чувства и эмоции, которые испытывает человек, участвуя в политической жизни общества

3. оценочный компонент: оценка политических явлений.

4. поведенческий компонент: мотивы и модели политического поведения.

 

типология Они выделили 3 основных типа политической культуры:

1.Патриархальная политическая культура. Данную культуру характеризует политическая неразборчивость, отсутствие интереса к политике, неучастие в политической жизни.

2. Подданническая политическая культура. Характеризуется сильной позитивной ориентацией граждан на политическую систему и слабой степенью личного участия.

3. Активистская политическая культура. Отличается стремлением граждан играть существенную роль в политических делах, что предполагает и высокий интерес к политике и политическую активность индивида.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: