Политическая функцияФункция обороны
Экономическая функцияДипломатическая функция
Социальная функция
Организаторская функция
Правовая функция
№16 Форма государственного устройства – способ организации территориально-административного и политического единства государства, определяющий особенности взаимосвязи между его региональными составными частями, а также каждой отдельной из них с центральной властью. 1. Унитарное государство. Для унитарного государства характерно:
-единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны;
-единая система высших органов государственной власти;
-единое гражданство;
-централизованная судебная и правовая система;
-территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью, их деятельность подчинена и контролируется центральной общенациональной властью.
2. Федерация. Объединяющими началами федерации выступают:
-единое социально-экономическое пространство;
-единая валютно-денежная система;
-федеральное гражданство;
-федеральная конституция;
-федеральные органы власти и управления.
Специфические черты субъектов федерации:
-наряду с федеральным гражданством имеется гражданство отдельных субъектов;
-субъекты федерации могут иметь собственные конституции и нормативно-правовую систему, автономные законодательные и исполнительные органы власти;
-между федерацией и ее субъектами устанавливаются особые отношения, при которых действует принцип верховенства Конституции и законов федерации;
-субъекты федерации имеют прямое представительство в парламенте страны, обеспеченное существованием второй палаты. Конфедерация. Эта форма государственного устройства представляет собой союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических, целей. Под формой государственного правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. Различают две основные формы правления – монархию и республику. Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Абсолютная монархия – характеризуется отсутствием каких-либо представительных органов и сосредоточением всей государственной власти в руках монарха. Республика представляет собой форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Различают три формы республиканского правления: парламентскую, президентскую, смешанную.
№17 Парламент (от фр. parler – говорить) – высший представительный и законодательный орган государственной власти. По организационной структуре парламенты разделяют на однопалатные и двухпалатные. Для большей эффективности и упорядоченности законотворческой деятельности парламент структурирован:
1. важным элементом в каждой из палат являются парламентские комиссии (комитеты), разрабатывающие и оценивающие основы законопроектов. Они бывают постоянными и временными.
2. значительную роль в работе парламента играют фракции – группы, объединяющие в своем составе депутатов, избранных от определенной партии. Фракция имеет право на представительство в руководящих и вспомогательных органах парламента, а также на участие ее членов в дебатах по определению повестки дня.
3. функции координирования действий различных политических сил принадлежат председателю парламента. Обычно он избирается на весь срок полномочий палаты.
функции парламента:
К внутриполитическим функциям парламента относятся:
- законотворческая
- представительская
- разработка и утверждение государственного бюджета;
- контроль над формированием и деятельностью органов исполнительной власти;
- функция обратной связи
Среди внешнеполитических функций парламента выделяют:
- утверждение военной доктрины и основных направлений внешнеполитической деятельности государства;
- ратификация и денонсация международных договоров;
- объявление войны, заключение мира и др.
№18 Правительство представляет собой высший государственный коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий основные политические решения, принятые парламентом.
Структура правительства строится по принципу иерархии:
Порядок формирования правительства в различных государствах имеет свою специфику:
ПРАВИТЕЛЬСТВО | ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА | ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА |
Порядок формирования | Правительство формируется из представителей партии, победившей на президентских выборах, независимо от соотношения сил партий в палатах парламента. | Правительство формируется партией, располагающей большинством мест в нижней палате парламента. Главой правительства становится лидер партии, победившей на парламентских выборах. Если ни одна партия не имеет большинства в нижней палате парламента, то две или более партий формируют коалиционное правительство. |
К числу важнейших полномочий правительства можно отнести следующие:
· формирование государственного аппарата и руководство его деятельностью;
· общее управление всеми внутри- и внешнеполитическими делами страны;
· исполнение законов, регулирование законотворческой деятельности парламента, посредством права законодательной инициативы;
· принятие нормативных актов, конкретизирующих, а иногда и подменяющих законодательство;
· руководство отдельными отраслями хозяйства, духовной и социальной сферами;
· прогнозирование социально-экономического развития;
· ведение международных переговоров и заключение соглашений.
№ 19 Глава государства – центральная и важнейшая фигура в системе высших органов власти.
Статус главы государства:
-олицетворяет собой единство нации;
-является символом государства;
-представляет страну на международной арене;
-выполняет важнейшие государственные функции во внутриполитической жизни страны;
-служит связующим звеном между высшими органами власти.
Полномочия главы государства определяются конституцией и зависят от формы правления. В парламентской республике президент является главой государства формально. Его функции носят чисто представительский характер. Фактически вся полнота власти сосредоточена в руках лица, возглавляющего правительство (премьер-министр, канцлер). В полномочия президента входит:
-формирование правительства и контроль над его деятельностью;
-обращение к парламенту с посланиями;
-роспуск парламента в случаях, предусмотренных конституцией;
-подписание и контроль за исполнением законов;
-право вето на отдельные законодательные акты;
-назначение судей (без права вмешательства в процесс правосудия);
-право помилования, амнистии;
-решение вопросов, связанных с использованием вооруженных сил, выработкой военной политики государства;
-прием верительных и отзывных грамот иностранных дипломатов;
-ведение переговоров и заключение международных соглашений;
-введение чрезвычайного и военного положения в случаях, предусмотренных конституцией и др.
№21 Слово "партия" происходит от латинского слова "pars", "partis", что в переводе означает "часть". Современные политические партии берут свое начало в XIX в., решающую роль в процессе их формирования сыграли такие факторы как:
1. введение в ряде западных стран всеобщего избирательного права
2. становление и развитие массового рабочего движения
Политическая партия – это добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении. признаки, отличающие современную политическую партию от других политических организаций:
-наличие организационной структуры;
-наличие определённой идеологии или политической ориентации, отражающей интересы, цели, идеалы социальных групп, общностей, классов;
-наличие программы совместной деятельности;
-выдвижение основной цели – «завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении»;
-особый правовой режим, т.е. специфическое конституционно-правовое положение политических партий и нормативное регулирование их деятельности;
-наличие связи с элементами государственного аппарата, участие в формировании и функционировании правительственных механизмов. функций:1. Функция представительства. Политические партии осуществляют связь между обществом и государством, путём представления интересов тех или иных социальных групп и оказания непосредственного влияния на решения государственных органов; 2.Функция борьбы за завоевание государственной власти либо участия в ее осуществлении; 3. Идеологическая функция. Политические партии разрабатывают идеологические доктрины и стремятся распространить их в массы; 4.Функция отбора и формирование политических лидеров и элит. Политические партии осуществляют подготовку и выдвижение кадров для государственного аппарата и всех уровней политической системы; 5.Функция социальной интеграции граждан. Межпартийная борьба сглаживает политические и социальные конфликты, обеспечивает согласование интересов борющихся сил, политическую стабилизацию общества; 6.Функция политической социализации и мобилизации граждан. Партии призваны усилить политическую активность граждан, создать основу долгосрочной политической деятельности; 7.Функция контроля над властью. Существование и активная деятельность политических партий предотвращает узурпацию власти, способствует реализации принципов демократии.Под типом партии понимается система ее существенных признаков, в которых выражаются социальная природа, идеологическая основа, главная общественно-ролевая функция партии, особенности ее внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности. Если за основу классификации берется характер и задачи деятельности, то все существующие партии обычно сводятся к следующим типам:1. Революционные 2.Реформаторские 3. Консервативные 4.Реакционные
В зависимости от участия в осуществлении власти, партии подразделяются на: правящие, представители которых входят в состав правительства или занимают большинство мест в парламенте; оппозиционные, не вошедшие в состав органов государственной власти.Согласно марксистскому подходу партии бывают: буржуазные; мелкобуржуазные; крестьянские; пролетарские. По условиям деятельности партии могут подразделяться на: легальные;полулегальные;нелегальные.
№22
Партийная система представляет собой совокупность всех существующих и действующих в стране политических партий, а также механизм их взаимодействия между собой, с государством, гражданами и другими политическими институтами в процессе осуществления политико-властных отношений.
В современной политической науке типология партийных систем основывается на количественном критерии – числе партий борющихся за власть. Согласно такому подходу партийные системы делятся на одно-, двух- и многопартийные:
1. однопартийные системы возникают в результате стремления государства монополизировать политическую власть.
2. двухпартийные системы (бипартизм) предполагают существование двух сильных политических партий, способных конкурировать между собой в борьбе за власть.
3. многопартийные системы характеризуются тем, что в них реальный шанс завоевания государственной власти имеют более двух партий.
№23
Общественное движение – это относительно массовое объединение граждан, стремящихся к реализации общей цели.
Для общественного движения характерны следующие черты:
-отсутствие жёстко централизованной организации и фиксированного членства;
-неоднородный состав участников, объединённых на добровольной основе;
-деятельность направлена на достижение определённых социально значимых целей.
Общественная организация - это относительно автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее фиксированной цели, реализация которой требует совместных и конструктивных действий на основе определенных процедур и правил.
общественные организации имеют свои принципиальные отличия:
-располагают разветвленным аппаратом с централизованным руководством;
-имеют четкую структуру, устав, постоянное фиксированное членство;
-устойчивы (могут функционировать продолжительное время);
-располагают широкими возможностями для решения общественных проблем.
функции:
-представление и защита интересов различных социальных групп;
-объединение граждан на единой идейной и целевой основе;
-установление связи между органами государственной власти и гражданами, осуществление социального контроля;
-решение отдельных социальных проблем путём привлечения к ним внимания общественности и государственных властных структур;
-формирование общественного мнения.
№27 конфликт рассматривается как социальное явление, под которым понимается столкновение общественных сил, отдельных групп или лиц, происходящее в ходе разрешения осознанного ими противоречия, возникшего из взаимно исключающихся интересов или способов их достижения.
Причины возникновения политических конфликтов. Основными являются следующие:
1. Сточки зрения марксистского подхода причина политического конфликта это экономические противоречия.
2. С позиции ресурсного подхода источник конфликтов кроется в неравном распределении средств жизнедеятельности: территории, сырьевых и энергетических ресурсов, материальных и духовных благ, ресурсов власти, привилегий.
3. Сторонники ценностного подхода природу конфликта ищут во взаимоисключающих системах верований, убеждений, культурных стереотипах и несовпадениях представлений о справедливости, присущих разным социальным группам.
Приверженцы биологического подхода видят в конфликтах проявление присущего человеку инстинкта агрессивности, аналогичного инстинкту животных. В современной политической литературе существует различные типологии политических конфликтов.
- с точки зрения масштабов и уровней проявления различают внешнеполитические и внутригосударственные конфликты. Внешнеполитические конфликты – это конфликты между двумя или несколькими государствами за сферы влияния и господство на мировой арене. Внутригосударственные конфликты – это конфликты внутри государства между различными политическими силами.
- по степени публичности развития политических конфликтов различают открытые, выраженные в явных, внешне фиксируемых формах взаимодействия конфликтующих сторон, и закрытые политические конфликты, где доминируют теневые способы и приемы защиты субъектами своих интересов.
- по продолжительности действия политические конфликты подразделяют на кратковременные и долговременные.
- в зависимости от статусной принадлежности участников конфликта выделяют горизонтальные и вертикальные конфликты.
- по степени и характеру нормативной регуляции выделяют институциализированные конфликты и неинституцианализированные конфликты. Урегулирование конфликта – это предупреждение открытых форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями.
№28 Политический кризис - это высшая точка социального напряжения, всеобщего недовольства и возмущения деятельностью политико-властных структур. Политологи различают несколько типов политических кризисов:
Правительственный кризис - отражает неспособность правительства управлять обществом;
парламентский кризис – связан с неспособностью представительных органов власти выполнять свои функции;
конституционный кризис - отражает несовершенство конституционных норм государства;
общенациональный кризис - знаменует массовое недовольство властью и стремление общества к радикальным переменам. Как правило, он разрешается «сменой» властвующей элиты. Однако не исключается и другой исход. Социально-политические противоречия могут быть смягчены или преодолены посредством реформ, изменения политического курса государства, корректировки поведения органов власти;
внешнеполитический кризис - характеризуется обострением
противоречий между государствами или какого-либо государства с мировым сообществом. Примером внешнеполитического кризиса может служить война США и Великобритании против Ирака в 2003 году, вызвавшая массовые протесты мировой общественности.
В зависимости от особенностей (характера) проявления принято выделять 5 основных форм политических кризисов:
Кризис легитимности отражает несоответствие политического режима ожиданиям и запросам общества, в результате резко снижается политическое влияние властных структур государства, растет недоверие к ним граждан.
Кризис участия характеризуется нарушениями принципов равенства политического участия общественных групп и углублением в связи с этим социальных и идеологических разногласий.
Кризис идентичности имеет своим следствием распад прежних идеалов и ценностей, составляющих сердцевину доминировавшей в обществе политической культуры.
Кризис распределения благ проявляется в массовом недовольстве граждан условиями и качеством жизни, ростом цен и низкой зарплатой, недоступностью материальных и духовных благ.
Кризис проникновения выражается в обострении противоречий между центральными и местными государственными органами, их стремлении к перераспределению полномочий и ресурсов власти в свою пользу.
№29 Политическая культура – это система исторически сложившихся политических представлений, убеждений, ценностей, норм и методов политического поведения всех субъектов политического процесса.
Политическая культура является сложным образованием. В ее структуре выделяют следующие компоненты.:
1. познавательный компонент: доминирующие в обществе представления и знания о политической действительности.
2. эмоциональный – психологический компонент: чувства и эмоции, которые испытывает человек, участвуя в политической жизни общества
3. оценочный компонент: оценка политических явлений.
4. поведенческий компонент: мотивы и модели политического поведения.
типология Они выделили 3 основных типа политической культуры:
1.Патриархальная политическая культура. Данную культуру характеризует политическая неразборчивость, отсутствие интереса к политике, неучастие в политической жизни.
2. Подданническая политическая культура. Характеризуется сильной позитивной ориентацией граждан на политическую систему и слабой степенью личного участия.
3. Активистская политическая культура. Отличается стремлением граждан играть существенную роль в политических делах, что предполагает и высокий интерес к политике и политическую активность индивида.